Диагностика интеллекта
12 На основе многофакторной теории интеллекта и ее модификаций были разработаны многочисленные тесты, в том числе тесты Д. Векслсра и Р. Амтхауэра. Оба автора исходили из возможности оценки уровня общего интеллекта на основе суммирования некоторого множества отдельных тестов. Интеллектуальная шкала Д. Векслера включает 11 субтестов во взрослом варианте и 12 субтестов в детском. Шкала Р. Амтхауэра содержит 9 субтестов. Модели Векслера и Амтхауэра включали три уровня: 1) уровень общего интеллекта; 2) уровень «групповых» факторов, а именно: вербального и невербального интеллекта; 3) уровень специфических факторов, соотвегствующих отдельным субтестам. Тест Р. Амтхауэра диагностирует общий, вербальный, и невербальный интеллект. Кроме того, диагностируется мнемический компонент интеллекта, а в структуре невербального отдельно диагностируются счетно-математический и пространственный компоненты. Вербальный компонент диагностируется с помощью первых четырех субтестов: 1)«дополнение предложений» - исследуется чувство языка, способность к возникновению суждений на основе преимущественно конкретно-практического опыта; в юношеском возрасте – показатель самостоятельности мышления; Испытуемый должен дополнить предложение, выбрав подходящее слово из списка. 2)«исключение слова» - исследуется способность к понятийной абстракции, индуктивное вербальное мышление; Из пяти слов испытуемый должен выбрать единственное, не имеющее смысловой связи с остальными. 3)«аналогии» - исследуются комбинаторные способности, понимание отношений, обстоятельность и подвижность мышления; Испытуемый должен подобрать к третьему слову четвертое, которое находилось бы с ним в аналогичной связи. 4)«обобщение» - исследуется способность к абстракции, образованию понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать свои мысли; Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Невербальный компонент диагностируется с помощью субтестов 5-8. 1)«арифметические задачи» - исследуется практическое мышление, способность быстро решать формализованные проблемы; Испытуемый должен решить 20 арифметических задач. 2)«ряды чисел» - исследуется теоретическое индуктивное мышление; нужно установить закономерность в числовом ряду, продолжив его. 3)«выбор фигур» - исследуется пространственное воображение, богатство представлений, наглядно-действенное мышление с конструктивными компонентами. Предъявляются разделенные на части фигуры. Нужно выбрать фигуру, соответствующую разделенной. 4)«кубики» - исследуется умение мысленно оперировать объемными телами в пространстве, т. е. развитое аналитико-синтетическое мышление. 5)«память» - исследуется способность к запоминанию, а также выносливость и длительность сосредоточения. Предлагается запомнить ряд слов и найти эти слова среди других. У лиц с высокими результатами по 1, 2, 3, 4 и 9 субтестам можно предположить высокие показатели вербального интеллекта, у них лучше развиты «теоретические способности». Это особенно подчеркивается при сочетании высоких результатов по субтестам 2 и 4. Более высокие результаты по субтестам 1 и 3 в сравнении с 2 и 4 свидетельствуют «практических способностях» в структуре вербального интеллекта. Когда испытуемых отличают высокие результаты по 6-8 субтестам, тогда у них лучше развиты «практические способности» и невербальный интеллект. Высокие результаты по субтестам 5 и 6 свидетельствуют о математической одаренности субъекта. Высокая результативность по 7 и 8 субтестам в сочетании с аналогичными результатами по 5 и 6 субтестам указывает на техническую и естественно-научную одаренность. Изолированная же высокая результативность по 7 и 8 субтестам указывает на мануально-техническую направленность интеллект, доминирование «конкретного» мышления. Если субъект демонстрирует лучшие результаты по субтестам 4 и 6 в сравнении с субтестами 3 и 7, то это свидетельствует о ригидности его мышления, а если результаты в субтестах 3 и 7 больше, чем по субтестам 4 и 6, то можно ожидать большую подвижность мышления.
Заключение
Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. Человеческое мышление – в каких бы формах оно ни осуществлялось – невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в нем возникает, прежде всего, тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются цель, новая проблема, новые условия деятельности. Мышление – это поиск и открытие нового. Важную роль играет способность человека видеть неопределенность в тех или иных предметах и явлениях действительности, его умение ставить вопросы, проблемы, которые нуждаются в разрешении. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, проблемной ситуации не возникает, и потому мышления просто не требуется. Потребность в мыслительной деятельности исчезает, если человек хорошо овладел способами разрешения типичных ситуаций, но, обогатившись новыми методами, он вынужден снова решать те же задачи, ставшие ему известными в целях выбора наилучшего решения, более быстрого. Воля выполняет побудительную функцию, обусловливая активность человека, и тормозную, проявляющуюся в сдерживании нежелательных проявлений активности.
Список использованной литературы
1. Аверин В.А., Бухарина Т.Л. Психология. СПб., 2003. С.184. 2. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979 3.Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987 4.Веккер Л.М., Либин А.В., Психика и реальность. Единая теория психических процессов Издательство "Смысл".-М., 1998.С.344. 5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. - Т. 2. - М., 1982. Мышление и речь: С. 4.—361. Мышление и его развитие в детском возрасте: С 395—415. 6. Гинецинский В.И.Пропедевтический курс Общей Психологии. Учебное пособие СПб.: 1997, с 194. 7.Грановская P.M. Элементы практической психологии. М., 1997. 8. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие - СПб.: Питер, 2000. - 318 с. 9.Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. М.1997.С 19. 10. Психология детства от рождения до 11 лет под редакцией А.А.Реана. Учебник. СПб.: 2006, с 350. 11. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., - СПб.: Питер, 2002. - 272с.
Задание 2
Раздел 1 Блок «Я» Тема 1. Темперамент
По результатам теста Айзенка выявлено, что я интроверт, эмоционально стабильный флегматик.
Тема 2. Характер
По результатам теста К. Лернгарда - Н. Шмишека у меня выявлены преобладание следующих типов акцентуированной выраженности характера: гипертимный, циклотивный и эмотивный.
Раздел 2 Блок «Мой потенциал» Тема 3. Организаторские способности
По шкале оценок организаторские способности у меня оказались удовлетворительные.
Раздел 3 Блок «Я и другие» Тема 4. Тест К. Томаса: Предрасположенности к конфликтному поведению. Тест показал, что для меня характерны следующие способы регулирования конфликтов преимущественно сотрудничество и компромисс, частично избегание и приспособление и нехарактерно соперничество.
Тема 5. Социализация Тест Т. Лири. Диагностика межличностных отношений
По данному тесту у меня в целом по всем шкалам (за исключением первой – по которой показал дезадаптивный вариант поведения) было набрано от 7 до 11 баллов. Что является средними показателями между активными и реактивными свойствами.
[1] Грановская P.M. Элементы практической психологии. М., 1997.
[2] Веккер Л.М., Либин А.В., Психика и реальность. Единая теория психических процессов Издательство "Смысл".-М., 1998.С.344. [3] Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. — Т. 2. — М., 1982. Мышление и речь: С. 5—361. Мышление и его развитие в детском возрасте: С 395—415.
[4] Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд.,. - СПб.: Питер, 2002. - 272с
[5] Гинецинский В.И.Пропедевтический курс Общей Психологии. Учебное пособие СПб.: 1997, с 194.
[6] Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд.,. - СПб.: Питер, 2002. - 272с [7] Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. М.( 1997.С 19.
[8] Аверин В.А., Бухарина Т.Л. Психология медицинского образования. СПб., 2003. С.84.
[9] Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие - СПб.: Питер, 2000. - 318 с.
12
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |