· знать основные литературоведческие категории и терминологический аппарат литературоведения;
· уметь ориентироваться в общей литературоведческой проблематике и применять полученные знания на практике;
· владеть навыками литературоведческого анализа художественного текста.
Контроль успеваемости
Пройденный материал закрепляется на семинарских занятиях.
Контроль за усвоением теоретического и практического материала осуществляется
a. по итогам выполнения внеаудиторных заданий (презентация реферата)
b. письменных работ (модули) и устного опроса теоретического материала
Оценка знаний
При оценке знаний студента учитывается готовность к занятиям, участие в них, активность на семинарах, качество выполнения и представления рефератов, результаты модулей и ответ на итоговом опросе.
1. Активность на лекциях и семинарских занятиях - 30 %
2. Модули - 50 %
3. Защита реферата - 20 %
______________________________
Всего - 100%
Шкала оценок и их процентное соответствие определяются по общепринятому стандарту:
¶Ý³Ñ³ïÙ³Ý ë³Ý¹Õ³Ï
|
ì¶
| ¶
| î¶
|
97
| 100
| 4.0
| A
|
90
| 96
| 3.7
| A
|
85
| 89
| 3.3
| B
|
80
| 84
| 3.0
| B
|
70
| 79
| 2.7
| C
|
65
| 69
| 2.3
| D
|
60
| 64
| 2.0
| E
|
55
| 59
| 1.7
| FX
|
54
|
| 1.0
| F
|
|
|
| I
|
ПОНЕДЕЛЬНЫЙ ПЛАН
неделя/вид занятия
| кол-во часов
|
тема
|
I неделя
лекция 1
| 2
| Литературоведение как наука. Основные (теория, история литературы, литературная критика) и вспомогательные (текстология, историография, библиография) литературоведческие дисциплины.
|
II неделя
лекция 2
| 2
| Специфика художественной литературы. Художественная литература как вид искусства и место ее в ряду других видов искусства. Литература и наука. Художественный образ. Цели и функции художественной литературы.
|
III неделя
лекция 3-4
| 4
| Язык художественной литературы (поэтический язык). Речевая организация литературно-художественного произведения. Особенности поэтического языка.
|
На самостоятельное изучение (работа со словарем литературоведческих терминов)
|
2
| Из раздела «Поэтическая лексика». Слова, имеющие ограниченную сферу употребления: архаизмы, историзмы, просторечия, жаргонизмы, вульгаризмы, варваризмы, диалектизмы, провинциализмы; славянизмы, библеизмы, профессионализмы, неологизмы.
|
IV неделя
лекция 5
| 2
| Поэтические фигуры и тропы. Поэтические фонетика стилистика, лексика, синтаксис.
|
V неделя
семинар
| 2
| Язык художественной литературы.
|
VI неделя
I МОДУЛЬ
(письменный)
| 2
| Темы: Литературоведение как наука.
Специфика художественной литературы.
Язык художественной литературы (поэтический язык).
|
VII неделя
лекция 6
| 2
| Содержание и форма литературного произведения.
Категории содержания: идея, проблематика, тематика.
Категории художественной формы: сюжет (и фабула), композиция.
Конфликт как движущая сила развития сюжета.
Внесюжетные элементы. Роль детали.
|
VIII неделя
лекция 7
| 2
| Литературный субъект (Персонаж. Герой. Характер. Тип). Прототип. Портрет.
|
IX неделя
лекция 8
| 2
| Автор (автор – творческая личность, и автор в его внутритекстовом, художественном воплощении). Лирический герой.
|
X неделя
лекция 9
| 2
| Художественное пространство и художественное время.
Условность, относительность и конкретность категорий времени и пространства. Событийное и повествовательное время. Смещение пространственно-временных пластов в художественном произведении.
|
XI неделя
семинар
| 2
| Анализ литературного произведения на конкретном материале, предложенном преподавателем и в соответствии с указанными вопросами.
|
XII неделя
II МОДУЛЬ
(письменный)
|
| Темы: Содержание и форма литературного произведения.
Литературный субъект.
Художественное пространство и художественное время.
|
XIII неделя
лекция 10
| 2
| Родовидовые особенности художественной литературы.
Принципы художественного изображения в литературе.
Характерные особенности эпоса, лирики и драмы как литературного рода, их виды и жанры. Условность границ между ними. Поэма как лиро-эпический род. Эпичность, лиризм и драматизм как типы эмоционально-смыслового «звучания».
|
XIV неделя
лекция 11
| 2
| Стиховедение. Отличие стихотворной речи от прозаической. Специфика стихотворной речи.
Силлабо-тоническая система стихосложения и основные поэтические метры: двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры. Виды рифм. Строфика (понятие строфы, виды строф).
|
XV неделя
лекция 12-13
| 4
| Глобальные тенденции историко-литературного процесса.
Художественный (творческий) метод и литературное направление (течение, школа). Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм. Модернизм (символизм; акмеизм; футуризм).
|
XVI неделя
лекция 14
| 2
| Художественный стиль (авторский стиль, «стиль эпохи»). Национальное своеобразие литературы. Традиции, преемственность и новатоство. Современное состояние литературоведения как науки.
|
На самостоятельное изучение (работа с Приложением к лекции)
| 2
| Изучение особенностей различных жанров художественной литературы по Приложению: «Родовидовая и жанровая классификация произведений художественной литературы»)
|
|
| Презентация реферата
Устный итоговый опрос
|
Рекомендуемая литература
Базовый учебник:
1. Введение в литературоведение. Под общ. ред. Л.М.Крупчанова. 2-е изд., исправленное. М. Изд. «Оникс». 2007.
Учебники, учебные пособия, словари:
2. Введение в литературоведение. Под ред. Л.В.Чернец. М. 2000.
3. Зенкин С.Н. Введение в литературоведение: теория литературы. Учебное пособие. М. 2000.
4. Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб. 2004.
5. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М. 1979.
6. Словарь литературоведческих терминов. М. 1974.