Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика дистанционных образовательных технологий в XXI веке



2019-12-29 149 Обсуждений (0)
Специфика дистанционных образовательных технологий в XXI веке 0.00 из 5.00 0 оценок




Реферат «Использование дистанционного обучения в высшем образовании (на примере Дистанционного образовательного проекта ВУЗа «Современная гуманитарная Академия»)

по курсу «Информационные технологии в науке и образовании»

по программе «Преподаватель высшей школы»

 

 

 

 

Руководитель: Смолянинова О.Г., д.п.н., профессор

 

 

Красноярск 2011

План работы

  Стр.
Введение 3
1. Специфика дистанционных образовательных технологий в XXI веке. 4-10
2.  Состав и структура дистанционных образовательных технологий, реализуемых в Современной гуманитарной Академии. 11-16
Вывод 17
    Список использованных источников 18

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современный этап развития среди традиционных форм получения образования все большую научную применимость находят дистанционные технологии обучения. Такая необходимость связана с более проявленной на рубеже XX-XXI веков социальной мобильностью, требующей повсеместного присутствия и доступа к информационному цифровому пространству – коммуникатору современного человека и мира. Инновационность дистанционного образования в сфере высшего образования заключается в возможности получения качественного образования посредством виртуального общения между преподавателем и студентом для получения знания, избегая затраты времени на перемещение, отрыва от места проживания, а также чисто практического исключения хранения массива печатной информации. Положительными сторонами этой образовательной формы для обучающегося выступают: целенаправленное погружение и нахождение путей ориентирования в огромном пространстве информации, знакомство и научение с современными компьютерными технологиям, умение концептуализировать основные мысли и передавать в виде наглядных (текстовых, изобразительных) образов. Как самостоятельное направление в пространстве образовательных форм в российских вузах, дистанционные технологии появились сравнительно недавно. В связи с этим, требуется осмысление специфики данного направления (первый шаг исследования); выявление основных форм обучения, форм коммуникации человека и информационного пространства (второй шаг исследования). Репрезентативным для анализа выступает дистанционный образовательный проект ВУЗа «Современная гуманитарная Академия», который представляет уникальную информационно-коммуникационную (спутниковую) технологию обучения[1].

Специфика дистанционных образовательных технологий в XXI веке

Технологии дистанционного образования в России, по мнению ученых, реализуют концепцию современного инновационного процесса Интернет-обучения (e-learning), позволяющего учиться в условиях любой отдаленности от учебного заведения (особенно это важно для людей с ограниченными возможностями). Данное концептуальное направление позволяет существовать институциональным формам образования при поддержке государства и постепенно становиться самостоятельной отраслью в России. Основой для выстраивания технологии является виртуальное пространство взаимодействия преподавателя и студента: каждый из них при этом находится за своим компьютером, поддерживая процесс общения посредством Интернета. Применять технологию возможно практически на всех уровнях образования: в получении высшего, второго высшего образования, повышения квалификационного уровня (курсы ПВШ), дополнительного образования (специальности). Особенно данная технология становится удобной в проведении учебных научно-методологических семинаров, конференций, и даже для проведения государственных экзаменов и защиты диплома. Преимущество дистанционного образования наряду с иными традиционными формами обучения обнаруживается в возможности предоставить (сделать доступным) любой уровень образования для большинства социальных групп: молодых людей, многодетных семей, людей с ограниченными возможностями, северных народов, населения стран ближнего и дальнего зарубежья (преимущественно русскоговорящих). Широкое применение дистанционного образования существует в наиболее социально мобильных городах России, поскольку требует обязанного постоянного (свободного) доступа в Интернет – пространство, позволяющее своевременно реагировать на происходящие события в процессе обучения[2]. 

На сегодняшний день каждый российский ВУЗ имеет возможность разрабатывать собственные уникальные пути реализации технологии: выстраивать путь интерактивного самообучения при поддержке преподавателей; избирать путь активного участия обучающегося путем предоставления многообразия учебных форм и программ; создавать равную меру соотношения первых двух путей в процессе взаимодействия преподавателя и студента (например, путем чередования форм «вопрос преподавателя» - «ответ студента»). Далее необходимо рассмотреть специфику дистанционного образования посредством анализа содержания понятия «дистанционные образовательные технологии».

Наиболее емко сформулированные определения понятия «дистанционно образовательные технологии» даны в Законе об образовании и Приказе Минобрнауки России: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника[3]»;  «Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения)[4]».  В словаре по экономики и финансам дано следующее определение: «Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся[5]».  На основании принятых определений возможно заключить, что дистанционное образование дает возможность не только бесконтактного взаимодействия между обучающимся и объектом обучения, но прежде всего реализует идею беспрерывного образования в течении всей жизни, потенциалом получать и реализовать образовательные потребности всех желающих научиться мыслить. Подтверждением тому является статистика существующих западноевропейских ВУЗов, показывающая насущную необходимость человека образовываться: Национальный Открытый Университет Индиры Ганди (численность студентов 1 млн.), Турецкий Дистанционный Университет (обучает более половины зарегистрированных студентов страны), открытый Университет Великобритании (бюджет 400 млн.фунтов), 81% всех высших заведений США предлагают как минимум один курс дистанционного обучения, 67% учебных заведений США считают дистанционное обучение стратегически важным направлением своего развития[6]. Управляющий директор eLearnExpo Салли-Энн Мур на 1-ой международной конференции по е-образованию в Москве сообщила: «На сегодня мы имеем более 100 млн. слушателей e-Learning программ в мире. Общий объем рынка в 2003 году составил 5 млрд. долларов, из них 3,5 млрд. приходится на Европу». Следующим шагом исследования будут определены преимущества и недостатки дистанционного образования.

«Плюсы» дистанционной технологии обучения в образовательном процессе XXI века.

ü Технологическая наглядность: позволяющая визуально преобразовать современными и техническими средствами необходимый комплекс знания, тем самым обеспечивая активное взаимодействие студента с обучающей системой. Возможными формами выступают двустороннее интерактивное видео; односторонне видео, двустороннее аудио; обычная видео трансляция; видеокассеты; аудио графика; аудио конференции; аудио кассеты и др.

ü «Открытость» обучения (без формальных ограничений): доступность каждому желающему учиться образовываться, не прерывая другие жизневажные процессы (выезжать на место учебы, брать учебный отпуск или командировку и т.д.);

ü Экономия денежных средств (возможность не нести необходимые затраты, обязательно возникающих в условиях традиционного обучения[7]);

ü Возможность построения личной стратегии обучения в процессе образования: дистанционное образование позволяет избрать для себя те курсы обучения, которые необходимы для саморазвития. Более того, можно одновременно проходить обучение в разных институтах, реализующих концепцию дистанционного образования, обретая наиболее полный багаж знаний и обогащая его посредством синтеза с иным содержанием одной дисциплины;

ü Возможность сохранения привычного ритма жизни при выборе индивидуального графика обучения: полное отсутствие подчинения графику расписания учебных дисциплин, позволяет в любое удобное время выполнять необходимые задания;

ü Исключение межличностной неприязни в процессе обучении как фактора возникновения препятствий к получению образования: дистанционное образование позволяет оставаться инкогнито обучающемуся (скрыть возраст, социальный статус, должность и т.д.), позволяя сосредоточиться только на процесс получения знания.«Снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью студента по другим предметам»;

ü Возможность обучения людей с ограниченными физическими возможностями, людей иностранного происхождения (не имеющие гражданство для временного или постоянного пребывания на территории обучения);

ü «Гибкость» дистанционного образования в отношении образовательных потребностей студента: «Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования[8]». В связи с этим, дистанционное образование формирует необходимые компетенции: самостоятельность, мобильность и ответственность;  

ü Возможность возвращения к документам, полученным в момент образования, поскольку виртуальная коммуникация остается навсегда зафиксирована (задокументирована);

ü Дистанционное обучение – массовое образование: «Дистанционное обучение предоставление возможности обучения большему количеству людей, повышается интерес к обучению, растет продуктивность обучения, позволяет учиться тогда, когда это необходимо, привлекает людей разных возрастных групп»;

ü Возможность оперирования миллиардами документов в решении поставленных обучением задач (поиск учебной литературы, научных статей, архивов сканированных документов и т.д.), освоением самых современных технических и информационных форм в интернет-пространстве (например, умением в совершенстве пользоваться поисковой программой Google).

  «Минусы» дистанционной технологии обучения в образовательном процессе XXI века.

ü Исключение прямого диалога в отношении обучающегося и преподавателя: технология аудиторного обучения полноценно работает на единство ее составляющих – «знаниевой» (информационной), «деятельностной» и «мотивационно-ценностной»;

ü Требование в необходимости персонального компьютера и доступа в Интернет как источникам информации;

ü Ограниченность контроля полноценного знания пользователей дистанционного обучения: итоговая аттестация, как правило, проходит в очной форме отчетности;

ü Требование высокой самоорганизации на всем периоде обучения;

ü Недостаток практических занятий: в традиционной форме образования таковыми являются семинарские занятия;

ü Высокая материальная затратность на создание и развитие дистанционной формы обучения: «Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения[9]».

Несомненно, что для развития дистанционной формы обучения требуются колоссальные человеческие ресурсы: для специалистов – разработка дистанционных программ, которые учитывают уровень подготовки абитуриента и существенно высокий уровень компьютерных информационных технологий; для студентов – высокая подготовка в персональном пользовании компьютера и навыки интернет пользования (отсутствие опыта дистанционного обучения). Для полноценного применения дистанционных технологий требуются большие денежные вложения и развитие информационно-коммуникационных инфраструктуры в России. Для процесса образования ощущается острая необходимость специалистов, способных разработать теоретические, методические и методологические основания для привлечения внимания к дистанционному образованию со стороны российских ВУЗов. В самой технологии необходимо исключить возможность пиратства в правах реализации уникальных технологических разработок, соотнести со стандартами учебных программ третьего поколения, подготовить высокопрофессиональных специалистов для создания качественных мультимедийных курсов, ориентировать их внимание на интерактивное насыщение содержательной основы курсов. К примеру, в настоящее время дистанционные курсы – это  лекции в виде текстовых материалов и простейших графических объектов (рисунки, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых заданий. Фундаментом для развития интерактивного метода обучения дистанционной технологии должна стать имитация реального общения с преподавателем.

 

 



2019-12-29 149 Обсуждений (0)
Специфика дистанционных образовательных технологий в XXI веке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика дистанционных образовательных технологий в XXI веке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (149)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)