Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Избирательные системы и выборы



2019-12-29 176 Обсуждений (0)
Избирательные системы и выборы 0.00 из 5.00 0 оценок




Выборы — это не только существенный признак, атрибут демократии, но и ее необходимое условие. «Демократию можно определить как режим, при котором правители назначаются по­средством свободных и честных выборов»,— утверждают авто­ритетные французские ученые П. Лалюмьер и А. Демишель. А во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генераль­ной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., говорится: «Каждый че­ловек имеет право принимать участие в управлении своей стра­ной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой влас­ти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования» (ст. 21).

Совершенствование избирательной системы - одна из актуаль­нейших задач политического развития молодой российской демо­кратии.

Избирательная система есть порядок организации и прове­дения выборов в представительные учреждения или индивиду­ального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также в сло­жившейся практике государственных и общественных органи­заций.

Избирательная система входит как составная часть в полити­ческую систему, но и сама, как всякая система, подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве наиболее общих выделяются два:

- избирательное право - теоретико-юридический компонент;

- избирательная процедура (или избирательный процесс) -
практико-организационный компонент.

Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и про­ведение последних, взаимоотношения между избирателями и вы­борными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных предста­вителей.

Термин «избирательное право» может употребляться и в дру­гом, более узком значении, а именно как право гражданина уча­ствовать в выборах: либо в качестве избирающего (активное из­бирательное право), либо в качестве избираемого (пассивное избирательное право).

В основе классификации выборов лежат принципы избира­тельного права и несколько критериев: объект выборов (прези­дентские, парламентские, муниципальные — в органы местного, обычно городского, самоуправления), сроки (очередные, внеоче­редные, дополнительные) и т. д.    Наибольший интерес заслуживает классификация выборов по принципу избирательного права, отражающему степень правово­го, демократического развития той или иной страны, ее избира­тельной системы. В этом случае классификация приобретает вид парных противоположностей:

- всеобщие - ограниченные (цензовые);

- равные - неравные;

- прямые - косвенные (многостепенные);

- с тайным - с открытым голосованием.

Признаки, характеризующие высокую степень демократизма избирательной системы, стоят первыми. Большинство стран со­временного мира провозгласили в своих конституциях или спе­циальных избирательных законах права граждан на всеобщие и равные выборы при тайном голосовании. Рассмотрим эти прин­ципы более подробно.

Всеобщность выборов предполагает право всех граждан, достиг­ших установленного законом возраста, участвовать в выборах, при­чем под этим правом подразумевается как активное избирательное право, так и пассивное. Однако и то и другое в ряде стран ограни­чено так называемыми избирательными цензами: имущественным (обладание имуществом или доходом определенного размера), цен­зом оседлости (проживание на данной территории не менее опре­деленного законом срока), образовательным (например, знание го­сударственного языка страны), возрастным и т. д.

Цензы пассивного избирательного права обычно значительно более

жестки, чем цензы права активного. Так, в Канаде в сенат может входить только лицо, владеющее недвижимой собственнос­тью, в Великобритании для получения права быть избранным тре­буется внести избирательный залог в виде довольно крупной сум­мы. Возрастной ценз для депутатов верхней палаты парламен­та - там, где он двухпалатный,- особенно высок: в США и Япо­нии - 30 лет, во Франции -35, в Бельгии и Испании - 40. В то же время нельзя не отметить, что процесс демократизации в мире не обходит стороной и цензовые ограничения. К примеру, начи­ная с 1970-х гг. возрастной ценз для избирателей большинства развитых стран снижен до 18 лет.

Выборы считаются равными, если обеспечена единая норма

представительства - количество избирателей, представляемых одним кандидатом на выборное место. Принцип этот легко нару­шить самыми различными способами. Например, с помощью так называемой «избирательной геометрии» («избирательной геогра­фии»), т. е. такой раскройки территории страны на избиратель­ные округа, что на стороне господствующей партии, в интересах которой такая раскройка произведена, оказывается возможно большее число округов с поддерживающими данную партию из­бирателями.

Относительно выборов в коллегиальные органы власти мож­но

отметить такую закономерность: выборы в местные органы, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных пар­ламентов повсюду прямые (в ряде стран таковы и выборы в верх­нюю палату, в частности в сенат США); голосование при этом тайное, что характерно ныне для всех цивилизованных стран мира.

Специфическую форму избирательной активности граждан представляет собой референдум (от лат. геfeгеndum - то, что долж­но быть сообщено), называемый иногда (обычно при решении тер­риториальных споров) плебисцитом (от лат. рlеЬs - простой народ и scitum - решение, постановление). Первый в истории референ­дум был проведен в 1439 г. в Швейцарии. Референдум - это все­народное голосование, объектом которого является какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяс­нить мнение всего населения страны. Например, это может быть вопрос о государственной принадлежности той или иной террито­рии (плебисциты 1935 и 1957 гг. о Саарской области Германии, пограничной с Францией) или о ее независимости (референдум 1995 г. в Квебеке, франкоязычной провинции Канады), вопрос о форме государственного правления (референдумы 1946 г. в Ита­лии и 1974 г. в Греции о замене монархии республикой) и т.д.

Подобно выборам, референдумы бывают разных видов в за­висимости от предмета голосования, способа проведения и сфе­ры применения. Референдум называется конституционным, если с его помощью проводится утверждение конституции или попра­вок к ней, или законодательным, если предмет референдума - проект акта текущего законодательства.

Следует отметить двоякую политическую природу референ­думов: с одной стороны, референдум способен (а в идеале - при­зван) наиболее полно выявить волю народа по тому или иному вопросу или комплексу вопросов, с другой - организаторы рефе­рендума могут сделать его предметом несущественный вопрос с тем, чтобы отвлечь внимание народа от действительно насущных проблем. Случается и так, что воля народа, выраженная на рефе­рендуме, игнорируется и попирается власть имущими.

Как уже говорилось, избирательная процедура составляет практико-организационную часть избирательной системы.

Следует отличать такие нередко отождествляемые понятия, как «избирательная процедура» и «избирательная кампания».

Избирательная процедура - это мероприятия государства по организации и проведению выборов. Избирательная кампания (предвыборная кампания) - это действия непосредственных уча­стников выборов, соперничающих на выборах сторон (партий, различных общественных организаций, самих кандидатов).

Кроме того, избирательная процедура как совокупность орга­низационных правил может сохраняться в относительно неизмен­ном виде довольно длительное время, в течение которого произой­дет не одна избирательная кампания. Избирательная процедура регулирует и регламентирует избирательную кампанию, подоб­но полицейскому на уличном перекрестке, регулирующему дви­жение потока автомобилей.

Избирательная процедура включает в себя: назначение выбо­ров; создание избирательных органов, ответственных за их про­ведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; опре­деление результатов голосования.

Избирательная (предвыборная) кампания предусматривает

выдвижение кандидатов противоборствующими политическими силами, агитацию за них и т. п.

Избирательная кампания официально начинается со дня

провозглашения акта о назначении выборов (обычно это прерога­тива государства) и продолжается до даты выборов. Фактиче­ски же она делает свои первые шаги задолго до официального старта, как только становится известно о намерении провести выборы.

Избирательная борьба - основное поле деятельности полити­ческой партии

в демократическом обществе в противоположность тоталитарному. Каждая партия проявляет заботу о расширении своего электората. Электорат - это контингент избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах. Например, электорат социал-демократических партий составляют в основном рабочие, интеллигенция, служащие, мел­кие собственники; в электорат демократической партии США, как правило, входит цветное население страны. Электорат не есть не­кая строго очерченная социальная группа, хотя ему и присуща не­которая относительная стабильность. От выборов к выборам элек­торат той или иной партии меняется как в количественном, так и в качественном отношении. К примеру, после того как из двух­партийной системы Великобритании лейбористы вытеснили ли­бералов, электорат первых в значительной степени пополнился за счет электората вторых.

С учетом того, что в государствах современного мира продол­жается (а в России идет полным ходом) социальная дифферен­циация, сопровождающаяся возникновением все новых полити­ческих партий и социальных движений, каждое из которых претендует на роль выразителя интересов всего народа, становит­ся весьма актуальным вопрос о формировании избирательных блоков и союзов, ибо ни одна из партий нередко не в состоянии добиться победы в одиночку. Поэтому партии и общественные организации в ходе предвыборной борьбы зачастую образуют политические блоки и союзы, заключая соглашения для совме­стных действий, чтобы обеспечить победу кандидатам от партий, стоящих на близких позициях.

Однако такого рода предвыборной дипломатии для победы на выборах недостаточно. Необходим целый ряд других факторов: наличие финансовых средств, позволяющих широко развернуть предвыборную агитацию; авторитет, приемлемость партии в гла­зах избирателей; политическая новизна, бросающая вызов старо­му укладу; политическая и личная привлекательность выдвигае­мых партией кандидатов, т. е. их имидж (образ); продуманность предвыборной программы (платформы) партии или политического блока.

Кульминацией избирательной кампании является день выбо­ров. В отличие от шумной предвыборной борьбы сама процедура голосования есть тайна, и потому наиболее интересное об этой процедуре мы узнаем, когда тайна либо нарушена, либо еще не узаконилась. Последнее характерно для обществ с недостаточно развитой культурой.

Известно, например, что, когда Наполеон Бонапарт решил «уза­конить» свою диктатуру посредством народного плебисцита, голо­сование проводилось открыто, под строгим надзором властей, а в армии - по полкам, причем солдаты голосовали хором.

И в наши дни есть подобные примеры. Еще совсем недавно в Заире депутатов в парламент выбирали на городских площадях пу­тем восклицания одобрения кандидатурам из зачитываемого мэ­ром города списка, в Западном Самоа старейший голосует за всех членов своей большой семьи, а в Свазиленде избиратели «голосу­ют ногами», проходя в одни из ворот, за которыми их ждут канди­даты в коллегию выборщиков депутатов парламента.

Однако по мере формирования гражданского общества, роста его правосознания и совершенствования правовых институтов по­добные способы голосования приобретают черты анахронизма.

Во многих современных государствах голосование - не толь­ко право, но и обязанность, за невыполнение которой полагается наказание: в Бельгии, Нидерландах, Австралии - штраф, в Паки­стане - тюремное заключение.

В некоторых странах во избежание «выборной давки» огра­ничивается количество кандидатов, баллотирующихся по каждо­му избирательному округу. Так, в Великобритании это число не должно превышать пяти. Кроме того, каждый кандидат вносит до­вольно большой денежный залог, который будет удержан, если претендент не наберет минимум 5 % от общего числа голосов. Пя­типроцентный барьер установлен в ряде стран (в том числе в России) и для партий. Во многих странах за день до выборов предвы­борная агитация запрещается, чтобы избиратель мог спокойно взвесить, кому же все-таки отдать свой голос.

Избирательная кампания завершается подсчетом голосов, оп­ределением

и объявлением итогов выборов.

Определение результатов выборов по данным голосования происходит на основе двух главных систем: пропорциональной и мажоритарной.

Мажоритарная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют избиратель­ные системы, требующие абсолютного большинства (50% + 1 го­лос и более). Такая система существует, например, в Австралии. Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников. Ее называют «системой первого при­шедшего к финишу». В настоящее время такая система исполь­зуется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии. Иног­да используются обе разновидности мажоритарной системы. Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором - относительного.

К числу положительных свойств мажоритарной системы от­носится то, что в ней заложены возможности формирования эф­фективно работающего и стабильного правительства. Она поз­воляет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства. Основные недостатки мажоритарной системы:

4) значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) ос­тается не представленной в органах власти;

5) партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее сопер­ники, может оказаться представленной в парламенте большин­ством депутатских мест;

6) две партии, набравшие одинаковое или близкое количество
голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кан­дидатов (не исключена ситуация, при которой партия, на­
бравшая больше голосов, чем ее соперник, не получает вооб­ще ни одного мандата).

Таким образом, мажоритарная система способствует формированию большинства в органах власти и мирится с диспропорцией между набранными голосами и полученными ман­датами.

Пропорциональная система означает, что мандаты распреде­ляются строго пропорционально числу поданных голосов. Эта система распространена в современном мире более широко. В стра­нах Латинской Америки, например, выборы проводятся только по пропорциональной системе. Она используется в Бельгии, Шве­ции и во многих других странах. Пропорциональная система имеет, две разновидности:

- пропорциональная избирательная система на общегосудар­ственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны; .избирательные округа не выделяются);

   - пропорциональная избирательная система по многомандат­ным округам (депутатские мандаты распределяются на осно­ве влияния партий в избирательных округах).

К достоинствам пропорциональной системы относится то, что в сформировавшихся с ее помощью органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановки по­литических сил. Она обеспечивает систему обратной связи меж­ду государством и организациями гражданского общества, что способствует развитию политического плюрализма и многопар­тийности.

Основные недостатки пропорциональной системы:

4) сложности в формировании правительства (причины: отсут­ствие доминирующей партии; создание многопартийных коа­лиций, включающих партии с разными целями и задачами и,
как следствие, нестабильных);

5) непосредственная связь между депутатами и избирателями
весьма слабая, так как голосование осуществляется не за кон­кретных кандидатов, а за партии;

6) независимость депутатов от своих партий (такая несвобода
парламентариев может негативно сказаться в процессе обсуж­дения и принятия важных документов).

    Избирательные системы в своем развитии прошли долгий боль­шой путь. В ходе этого процесса (в послевоенный период) началось
формирование смешанной избирательной системы, т. е. системы,
которая должна вобрать в себя положительные характеристики и
мажоритарной, и пропорциональной систем. В рамках смешанной
системы определенная часть мандатов распределяется по мажо­ритарному принципу, другая - пропорционально. Опыт совер­шенствования избирательных систем свидетельствует о том, что данная система более демократична и эффективна в достижении по­литической стабильности (табл. 7.2).

Избирательная система в России имеет сравнительно непродолжительную историю - около 90 лет, считая с закона о выбо­рах в первую Государственную думу от 11 декабря 1905 г. Закон, который поставил во главу угла куриальную систему, трудно на­звать демократическим, так как он обеспечивал неравное предста­вительство разным слоям населения. Еще хуже был закон 1907 г., просуществовавший до самого конца дореволюционной Думы.

В советскую эпоху выборы приобрели чисто формальный ха­рактер. Лишь в 1989 г. положение начало радикально меняться. Но и тогда при выборах народных депутатов часть мест была наперед зарезервирована за «общественными организациями» (с указани­ем «кому - сколько), что, в сущности, являлось модификацией все той же куриальной системы. Такой порядок год спустя отвергли как антидемократический.

17 марта 1991 г. состоялся первый в истории страны всенарод­ный референдум, а 12 июня того же года - первые в истории Рос­сии президентские выборы.

Нынешняя избирательная система России определяется новой Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием 12 де­кабря 1993 г., и федеральными законами «О выборах президен­та Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государствен­ной думы Федерального собрания Российской Федерации» (1995).

В Конституции провозглашается (ст. 32): «Граждане Россий­ской Федерации имеют право избирать и быть избранными в орга­ны государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

Активное избирательное право граждане Российской Феде­рации получают с 18 лет, пассивное - право быть избранными в Государственную думу - с 21 года (на пост президента — с 35 лет, при условии 10-летнего постоянного проживания на территории Российской Федерации). При этом участие в выборах объявляет­ся делом добровольным, осуществляемым на основе всеобщего рав­ного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В Государственную думу избираются 450 депутатов, из них 225 - по одномандатным округам (1 округ - 1 депутат) и 225 - по федеральному избирательному округу пропорционально количе­ству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в де­путаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками.

Таблица 7.2



2019-12-29 176 Обсуждений (0)
Избирательные системы и выборы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Избирательные системы и выборы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)