Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 2. Статистический анализ изменения цен производителей в регионе



2019-12-29 245 Обсуждений (0)
Раздел 2. Статистический анализ изменения цен производителей в регионе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цены - сложная система, составной элемент рыночного механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам.

 Таблица 2. Система показателей статистики цен

Блоки показателей Показатели Субпоказатели  
Уровень цен Индивидуальный уровень Моментная   цена товарного вида, сорта товара-представителя  
  Средний уровень Средняя цена на дату и за период: по товарной  группе   ( комплексу ); по территории, в том числе городу и селу; по субрынкам; по группам покупателей  
  Обобщающий уровень Стоимость потребительской корзины; отношение индивидуальной, средней и обобщающей цены к доходу  
Структура цены Себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), налоги Удельный вес каждого элемента в конечной (розничной) цене товара; удельный вес валового дохода (реализованного наложения) в товарообороте; соотношение оптовых и розничных цен; соотношение структурных элементов розничных цен  
Соотношение цен Коэффициенты соотношения цен регионов, субрынков, товаров Отношение цен товаров к базовой цене; степень отклонения соотношений цен от базовых; степень устойчивости соотношений в динамике  
Вариация цен Показатели вариации цен в пространстве (социально-экономическом и географическом) и во времени Распределение цен в пределах товарной группы (группировка одноименных товаров по уровню цен); уровень территориальной колеблимости цен; уровень устойчивости цен в динамике (коэффициент аппроксимации трендовой модели); уровень сезонных и циклических колебаний цен; степень различий цен покупок в социальных группах населения (группировки потребителей по уровню цен покупки)  
Динамика цен Показатели динамики отдельных товаров-представителей, товарных групп, всех товаров  

Индивидуальные индексы цен; групповые индексы цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних цен; тренд цен

  Соответствие цены качеству товара и покупательским мнениям   Показатели влияния качества на цену, динамику качества, динамику цен

 

Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы; экспертные оценки

Эластичность Показатели зависимости цен от социально-экономических факторов, зависимости цен одних товаров от цен других

Эмпирический коэффициент эластичности; коэффициент перекрестной эластичности; теоритический коэффициент эластичности

 

Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти отражение в системе показателей статистики цен. Возможность для населения выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет необходимость использования в системе показателей статистических оценок соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений.

Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.

Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит индексному методу. Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен:

                                                     

где   pi0 , pi1 – цены на товар в базисном и текущем периоде.

Индекс средних цен применяется при изучении изменения цен товарных групп, цен одного товара по различным территориям и субрынкам:

                                                                        

где pi1, qi1 - цена и количество проданного i - го вида товара (товара на i - й территории или i - м субрынке) в отчетном году, i=l,…, n;

 pi1, qi1 - цена и количество проданного i - го вида товара (товара на i - й территории или i - м субрынке) в базисном году, i=l,…, n.

Товары должны быть достаточно однородными, чтобы их количество поддавалось суммированию.

Основной формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс. Цены различных товаров (например, кондитерских изделий и компьютеров) складывать бессмысленно. Несуммируемость элементов совокупности преодолевается путем взвешивания каждой цены по количеству проданных товаров. Сумма произведений цен товаров на их количество составляет товарооборот совокупности товаров. Чтобы выявить непосредственно изменение цен, необходимо зафиксировать показатели количества на одном из уровней:

– базисного периода времени (формула Ласпейреса);

                                                    

– текущего периода времени (формула Пааше)

 

Четкость интерпретации, экономический смысл и удобство практического расчета формулы Ласпейреса сделали ее самой популярной в мире для расчета индекса потребительских цен, который показывает, во сколько раз изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления оставался прежним. Такой расчет корректен при отсутствии значительных количественных и качественных изменений в структуре потребления (во времени и по территории, если индекс рассчитывается для нескольких регионов).

Доказано, что наилучший линейный индекс лежит между индексами, вычисленными по формулам Ласпейреса и Пааше. Зарубежные статистики пытались найти компромиссную формулу.

Формула Эджворта - Маршалла:

                                       

Формула улавливает сдвиги в структуре покупок, но привязана к условной структуре товарооборота, не характерной ни для одного реального периода, не имеет прямого экономического смысла. Ее расчет встречает препятствия в сборе материалов.

Наиболее удачным компромиссом многие экономисты считают «идеальный» индекс Фишера:

                                                

который оценивает не только набор товаров базисного периода по ценам текущего, но и набор товаров текущего периода по ценам базисного. Применяется в случае трудностей с выбором весов или значительного изменения структуры весов.

Разновидностью розничных цен являются цены на продукты массового (общественного) питания. Они образуются на базе розничных или оптовых цен на продукты, покупаемые предприятиями массового питания с добавлением наценки, возмещающей издержки на переработку продуктов и дающей прибыль. Непосредственная регистрация цен продукции массового питания практически невозможна из-за большого разнообразия ее состава и отсутствия стабильной единицы измерения. Поэтому для расчета индекса цен на продукцию массового питания исчисляют индекс цен на израсходованные продукты и товары, проданные на предприятиях массового питания, и индекс ценовых факторов наценки (Inp). Последний, в свою очередь, состоит из двух индексов: индекса норм наценок (т. е. процента наценки к цене продукта) и индекса изменения самих цен:

                                      

где n1, p1, q1 – норма наценки, цена и количество товаров в отчетном году, n0, p0, q0 – норма наценки, цена и количество товаров в базисном году; k – число i-x разновидностей товаров;

Так как расход продуктов в производстве продукции массового питания учитывается в стоимостных единицах, то для расчета используется формула среднего гармонического индекса:

                                              

где inp = in * ip = n1p1 / n0p0

Формула индекса цен массового питания имеет вид:

      

Индексы при систематическом расчете из года в год образуют индексные ряды. Различают базисные ряды (цены каждого года сравниваются с ценами года, принятого за базу) и цепные (характеризующие изменение цен по сравнению с предыдущим годом). Веса индексов ряда могут быть постоянными (на уровне одного года), и тогда произведение цепных индексов даст базисный индекс.

 Применение системы переменных весов (по количеству товаров отчетного года) в индексном ряду цен порождает ошибку при переходе от цепных индексов к базисным и обратно, так как позитивна корреляция между текущим изменением цен и прошлым изменением количества проданных товаров. Эта ошибка мала, если корреляционная связь между изменением цен и количества проданного товара незначительна. На практике система цепных индексов (достоинство - сокращает период сравнения, ограничивает круг несопоставимых товаров) используется для коротких периодов, затем осуществляется поправка по формуле базисного периода, так как за длительный период ошибка накапливается.

Большой интерес для статистического анализа представляют данные о средних ценах в Карачаево-Черкесской Республике. В табл. 2 представлены данные о средних ценах на некоторые продовольственные товары.

Таблица 2. – Средние потребительские цены на отдельные продовольственные товары.

рублей за килограмм

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Говядина (кроме бескостного мяса)   43,22   61,56   66,50   64,57   78,04   101,05   111,09   113,56
Свинина (кроме бескостного мяса)   59,01   84,43   85,64   78,86   124,64   151,45   143,62   155,90
Баранина (кроме бескостного мяса)   58,04   76,86   84,30   80,50   98,82   127,26   133,17   143,62
Куры (кроме куриных окорочков)   48,94   60,33   66,72   74,34   74,79   80,36   78,88   94,94
Колбаса полукопченая 63,23 81,49 85,57 84,79 103,57 119,37 131,60 153,40
Рыба замороженая  неразделанная   25,81   31,25   30,60   31,59   34,48   42,31   42,07   48,46
Масло сливочное 60,64 63,30 72,71 74,54 78,16 84,97 91,18 132,54
Масло подсолнечное 20,98 29,27 33,58 34,58 36,49 36,40 36,69 56,58
Молоко цельное разливное непастеризованное, за литр     6,43     8,77     9,57     9,38     11,64     12,84     14,62     20,54
Сыры сычужные твердые и мягкие   72,06   87,75   93,00   99,90   107,32   125,60   127,95   215,33
Яйца куриные, за 10 шт 16,90 18,33 22,10 22,76 28,69 27,22 30,10 36,06
Сахар – песок 14,28 13,55 17,60 17,22 18,56 19,03 22,22 20,38
Мука пшеничная 7,08 6,86 6,67 9,56 11,38 9,77 11,17 15,48
Хлеб пшеничный из муки 1 и 2 с.   7,52   8,01   8,22   13,29   13,13   12,99   13,68   18,60
Рис шлифованный 11,49 11,88 15,49 15,20 19,57 19,26 21,98 28,92
Макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта     13,66     14,86     16,18     16,49     22,06     21,71     22,05     29,70
Картофель 4,53 4,88 9,17 8,02 7,08 8,02 11,61 13,24
Капуста белокочанная свежая   3,48   3,65   10,94   4,36   5,36   8,53   7,92   17,72
Лук репчатый 3,35 6,06 11,71 9,09 7,53 9,41 12,51 15,34
Яблоки 13,05 17,22 19,26 17,00 21,55 24,98 38,81 38,99
Водка обыкновенного качества, за литр   74,69   80,02   89,03   95,02   119,85   131,81   153,76   173,74

Средние цены являются показателями, на основе которых вычисляют индексы цен, показывающие изменение цены. Рассмотрим динамику индексов цен по секторам экономики (табл. 3).

 

 

Таблица 3. – Динамика индексов цен по секторам экономики в КЧР

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
 
Индекс потребительских цен 113,4 119,2 119,2 109,4 112,1 112,4 110,3 114,9
Индекс цен производителей промышленных товаров   129,3   112,6   112,7   111,3   112,7   132,0   117,2 122,3
Индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию     114,6     104,9     93,9     120,8     92,5     161,6     90,5     81,7
Сводный индекс цен строительной продукции   144,5   109,7   109,9   106,9   108,2   118,1   107,1 110,2
Индекс тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом     121,2     123,4     105,4     100,0     159,4     131,3     112,1 107,4
Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц   107,9   115,7   107,6   109,4   106,7   105,0   106,2 103,4
Индекс цен на вторичном рынке жилья   97,5   106,8   115,0   118,5   218,2   111,6   101,9   120,7

 

     

 



2019-12-29 245 Обсуждений (0)
Раздел 2. Статистический анализ изменения цен производителей в регионе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 2. Статистический анализ изменения цен производителей в регионе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)