Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дознание – форма предварительного расследования, производство неотложных действий.



2019-12-29 246 Обсуждений (0)
Дознание – форма предварительного расследования, производство неотложных действий. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Это самостоятельная форма предварительного расследования. Например, в форме дознания расследуются такие преступления как самые распространенные разновидности краж, грабежей, мошенничества, злоупотреблений с наркотиками и психотропными веществами, хулиганства.

Док-ва, полученные на предварительном следствии (ПС) и дознании равнозначны. Эти 2 формы предварительного расследования различаются процедурой.

К наиболее существенным свойствам дознания, отличающим его от ПС относятся:

1. осуществление расследования в форме дознания возлагается, как правило, на специально уполномоченные органы и должностных лиц - дознавателей. Лишь в специально оговоренных в законе случаях его могут осуществлять следователи (например, следователи прокуратуры - по делам о преступлениях, совершенных некоторыми должностными лицами или против них).

2. к дознанию как одной из форм предварительного расследования можно прибегать для раскрытия сравнительно ограниченного круга преступлений. К ним относятся, как правило, лишь те, что включены в перечень преступлений, содержащийся в ч. 3 ст. 150 УПК и насчитывающий более 100 составов, предусмотренных статьями Особенной части УК. В большинстве своем очевидные\простые уг.дела, а преступления небольшой и средней тяжести. В отношении преступлений небольшой и средней тяжести, не упомянутых в этом перечне, дознание допустимо лишь по письменному указанию прокурора. По делам же о тяжких и особо тяжких преступлениях оно недопустимо даже по такому указанию.

3. дознание указанных преступлений допускается при условии, что к моменту возбуждения уголовного дела известно конкретное лицо, совершившее преступление, указанное в названном перечне. Т.е. на всем протяжении дознания должен действовать подозреваемый со всеми принадлежащими ему процессуальными правами и обязанностями, в том числе с правом пользоваться помощью квалифицированного защитника;

4. упрощенная процедура дознания по сравнению с тем, что должно делаться при предварительном следствии:

· сокращение срока расследования. Срок не может превышать 20 суток с момента в.у.д. НО:

1) прокурор вправе продлить срок дознания на 10 суток в связи с необходимостью доп-го расследования, т.е. дознание не до. длиться в общей сложности более 30 суток;

2) в случае избрания в отношении подозреваемого в качестве меры пресечения заключения под стражу дознаватель до истечения 10 суток с момента фактического заключения под стражу обязан составить обвинительный акт и ознакомить с ним подозреваемого.

3) При невозможности совершения таких действий и при отсутствии основания для прекращения производства по делу д.б. проведено ПС с соблюдением всех установленных для этого правил. Чтобы это произошло, дознаватель обязан представить все материалы дела прокурору, который сам или через начальника следственного отдела поручает соответствующему следователю принять дело к производству и провести по нему предварительное следствие;

· отсутствие требования о предъявлении обвинения лицу, привлекаемому к уголовной ответственности. Такое лицо по делам данной категории узнает официальную позицию о том, за чтo его привлекают к ответственности, после окончания дознания, при ознакомлении с документом, подводящим итог расследованию - обвинительным актом. Если не м. составить обвинительный акт в 10 дней, то либо предъявляем обвинение, либо отменяем меру пресечения. Если успели в 10 дней, то продлеваем меру пресечения.

5. обвинительный акт - в отличие от обвинительного заключения, составляемого по итогам предварительного следствия, - подвергается двойному контролю: сначала он после составления и подписания дознавателем должен быть утвержден начальником органа дознания, а затем - прокурором.

Прокурор, получив дело с обв. актом в теч. 2 дней принимает решение:

1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания (на 10 дней) либо пересоставления (на 3 дня) обвинительного акта

3) о прекращении уголовного дела;

4) о направлении уголовного дела для производства ПС.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему.

 

Под неотложными закон понимает следственные действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство ПС обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Необходимость в этом возникает в ситуациях, когда следователь не имеет возможности своевременно приступить к расследованию.

УПК не содержит конкретного перечня неотложных действий, отнесенных к компетенции органов дознания.

Цель производства неотложных следственных действий органом дознания состоит в установлении и закреплении следов преступления, которые могут исчезнуть, если расследование будет начато с промедлением.

Критерием неотложности следственного действия служит опасность исчезновения или деформации доказательств, которые необходимо получить.

· проведение неотложных следственных действий органом дознания не должно заменять собой ПС.

· Орган дознания не обязан проводить следственные действия, которые не являются неотложными.

· Он не должен производить процессуальные действия, которые предопределяют исход расследования и могут быть выполнены только следователем: предъявлять обвинение, прекращать или приостанавливать производство по уголовному делу, составлять обвинительное заключение и т.д.

ОВД вправе производить неотложные следственные действия по большинству уголовных дел.

Органы ФСБ - по уголовным делам, подследственным следователям органов федеральной службы безопасности.

Таможенные органы - по уголовным делам о контрабанде, незаконном экспорте технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, невозвращении на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ, невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте.

Командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, связанных с воинской службой, а также по делам лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и других войск и формирований в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении военной части, соединения и др.

Начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции проводят неотложные следственные действия по уголовным делам сотрудников системы о преступлениях против установленного порядка несения службы, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов.

 

По причине территориальной отдаленности объективно не могут вести предварительное расследование. Тогда неотложные действия проводят: а) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; б) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания; в) главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ. Все эти должностные лица вправе возбуждать уголовные дела, незамедлительно уведомляя об этом прокурора. Постановления о возбуждении уголовных дел передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Производство неотложных следственных действий не может продолжаться свыше 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. По истечении этого срока, даже если преступление осталось нераскрытым, дело направляется прокурору, осуществляющему надзор за предварительным следствием, который поручает дальнейшее производство по уголовному делу конкретному следователю.

После передачи дела прокурору власть органа дознания над делом завершается. Он может производить по нему следственные и даже оперативно-розыскные действия только по поручению следователя, в производстве которого находится дело. Исключением из этого правила является случай, когда преступление осталось нераскрытым. Орган дознания обязан производить розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, без разрешения следователя, но должен уведомлять его о результатах этих мер.

 



2019-12-29 246 Обсуждений (0)
Дознание – форма предварительного расследования, производство неотложных действий. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дознание – форма предварительного расследования, производство неотложных действий.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)