Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ ЛИЧОСТИ



2019-12-29 173 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ ЛИЧОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

Самооценка является важным свойством личности, поскольку играет роль регулятора деятельности, обеспечивая, тем самым, наилучшую ее адаптацию к постоянно меняющимся условиям жизни. В связи с этим большинство авторов, исследующих данный психический феномен, называют его наиболее значимой частью самосознания и Я-концепции личности. В психологии спорта вопрос о роли самооценки в адаптационных возможностях спортсмена также активно изучается, особенно в последнее время. Так, изучены особенности самооценки юных спортсменов, особенности самооценок спортсменов разного пола, специфика самооценки спортсменов в связи с их профессиональной деятельностью, а так же взаимосвязь самооценки и некоторых свойств личности спортсменов, специфические особенности самооценок спортсменов, занимающихся различными видами физической культуры и спорта.

Трудно правильно судить о самооценке, не принимая во внимание особенности личностных проявлений, таких, как уровень притязаний, свойства темперамента, мотивы поведения, потребности и многих других. В связи с этим всплывает вопрос — могут ли эти данные отражать степень и направление влияния спорта, как вида деятельности, на самосознание, самооценку, самоотношение личности и наоборот?

Главным доказательством эффективности аэробных упражнений, как средства укрепления здоровья, является значительная морфо-функциональная перестройка организма, обусловленная специфическим влиянием выполнения аэробных упражнений разной структуры.
Анализ научно-методических работ показал, что для достижения стойкого оздоровительно эффекта необходимо участие в работе больших мышечных групп, возможность продолжительного выполнения упражнений, ритмический характер физкультурной деятельности, выполнение упражнений в основном за счет аэробного энергообеспечения работы мышц.
По нашему мнению, занятия аэробикой, в частности оздоровительной аэробикой комплексного вида, отвечают всем вышеизложенным требованиям. Аэробика является достаточно «молодым» видом оздоровительной физкультуры. Нами не было обнаружено научных работ, в достаточном объеме освещающих проблему воздействия таких занятий на психоэмоциональное и физическое состояния женщин. В виду этого актуальным становится изучение влияния занятий оздоровительной аэробикой на самооценку женщин, а так же ее внешнего вида.

Практическая значимость работы заключается во вкладе результатов исследования в разработку и организацию системы оздоровительной физической культуры.

Объект исследования – женщины, занимающиеся фитнес-аэробикой.

Предмет исследования - специфика влияния занятий фитнес-аэробикой на самооценку женщин.

Гипотеза исследования: после трех месяцев занятий фитнес-аэробикой самооценка женщин повысится.

Цель исследования - изучение влияния занятий фитнес-аэробикой на характеристики самооценки.

Задачи исследования:

- провести анализ научно - методической литературы для изучения особенностей самооценки

- рассмотреть самооценку в структуре Я-концепции

- изучить особенности телесного Я и образа тела в структуре Я-концепции

- Установить влияние занятий фитнес-аэробикой на самооценку женщин.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ ЛИЧОСТИ


1.1. Самооценка в структуре Я-концепции

 

Среди многообразия проблем, обсуждаемых в современной психологии, всё больше внимания уделяется вопросам, связанных с самосознанием личности. Это интереснейшее явление человеческой психики издавна волновало умы исследователей. История его изучения начинается с развитием психологии как науки. Однако, даже задолго до этого, проблема собственного «Я» человека активно обсуждалась в рамках философии. В сущности, эта проблема волновала человечество с тех самых пор, когда человек осознал себя человеком и у него появилось понятие и ощущение собственного «Я». Таким образом, понятие самосознания личности стоит в ряду наиболее важных и давно изучаемых психических явлений, и психология добилась значительных успехов в его изучении. Тем не менее, существует множество проблем, связанных с исследованием самосознания и самооценки личности, как его аффективного компонента, в большинстве своём, методологического характера. Это связано, как отмечают такие виднейшие исследователи в этой области, как И.С. Кон, А.Н. Леонтьев и А.Г. Спиркин с тем, что человеческое «Я» упорно ускользает от научно-психологического анализа, не давая, тем самым, вплотную приблизиться к нему для детального изучения.[23, 26, 53]

Одним из важных аспектов самосознания личности является её самооценка. Изучением данной области психологии занимались многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные. Среди них прежде всего следует отметить работы Р. Бернса, И.С. Кона, А.И. Липкиной, Г.В. Лозовой, А.А. Налчаджян, К. Роджерса. В литературе часто можно встретить мнение, что самооценка является своеобразным центром или «ядром» самосознания, а так же личности в целом. [47] Она охватывает все стороны жизнедеятельности человека на всех этапах формирования и развития личности. Традиционно считается, что самооценка представляет собой оценивание человеком себя, своих биологических, психологических и социальных характеристик. [50] Несомненной считается огромная роль самооценки в регуляции поведения и обеспечении наилучшей адаптации человека к жизни.

Существуют несколько трактовок понятия самооценки. Дадим некоторые из них.  

Самооценка – это компонент структуры самосознания, включающий наряду со знаниями о себе, оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. [16]

Самооценка возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания (самопознания, эмоционально-ценностного самоотношения).

Самооценка–это оценка личностью самого себя, своих способностей, возможностей, места среди других людей.

Американский психолог У. Джеймс предложил формулу оценивания личностью самого себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:

Самооценка = успехи : притязания. [9]

Различными авторами выделяется ряд критериев, по которым самооценка может классифицироваться на виды. Среди таковых отмечаются адекватность самооценки и её уровень, самоафферентация человека во времени, степень обобщения человеком своих качеств и степень позитивности воздействия самооценки на качество адаптации человека. [33]

По степени адекватности или соответствия действительности различают адекватную и неадекватную самооценки. Однако здесь перед исследователями встаёт проблема определения меры адекватности, то есть, насколько точно самооценка отражает реальный характер человека.

Адекватность – это правильность самооценки, ее реальность. Но независимо от адекватности самооценки формируется уровень притязаний, он всегда совпадает с самооценкой.

Встречается выделение завышенной, заниженной и средней самооценки. Завышенная самооценка выражается в переоценке индивидом своих качеств и возможностей, заниженная - напротив, в их недооценке. Некоторые авторы называют это комплексом превосходства и неполноценности. Во многих работах такая «неправильная» самооценка объясняется недостаточной чёткостью образа «Я». [7, 50] Однако существует мнение, согласно которому данный подход говорит не о видах самооценки, а о совершенно иной методологической категории, а именно - о её уровне: высоком, низком или среднем. Такой подход кажется более точным и методологически оправданным, поскольку завышенная и заниженная самооценка и есть неадекватная, когда человек неправильно себя оценивает. В то же время средняя самооценка не всегда адекватна, она может быть и заниженной, и завышенной.

Людей с высокой неадекватной самооценкой называют “страдающие мучители”. Они искренне страдают от неудовлетворенности. Человек легче идет на конфликт с окружающими, но уровня притязаний не снижает, так как. мучительно трудно пересмотреть самооценку в сторону понижения. Эти люди отличаются неудовлетворенностью, завистливостью, конфликтностью, агрессивностью, озлобленные, тревожные. Они искренне считают, что их не понимают, обижают, затирают, обходят.

Низкая адекватная самооценка – скромные люди, которые искренне считают, что сидят на своем месте и занимаются своим делом. Низкая адекватная самооценка – люди, у которых скромность перерастает в застенчивость, это люди, обкрадывающие себя, им дано большее. Неуверенность в себе не дает им открыться.

Временная отнесенность содержания самооценки позволяет выделять ее разные виды: она может функционировать как прогностическая, актуаль­ная (корригирующая) и ретроспективная. [13]

На каждом из этапов развития личности имеют место эти три разнона­правленные во времени виды самооценки. Однако на каждом из этапов один из этих видов является превалирующим. Так, на этапе ранней моло­дости самооценка личности имеет преимущественно прогностическую на­правленность. В зрелом периоде она в большей мере отражает актуальные самопроявления человека и тем самым выполняет регулирующую и кор-рекционную функции. И это касается не только ситуационной гармониза­ции самооцениваемой личности, но и соотнесения прогностической и реаль­но существующей самооценок.

По мнению Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального и идеального Я считается важным показателем психического здоровья. Таким образом, чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности.

Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацней социальных реакции на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. И здесь, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка.

Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира.

Структура самооценки представлена двумя компонентами - когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй - его отношение к себе. В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает в социальных контактах, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависит от значимости для личности оцениваемого содержания.

Сбалансированность когнитивного и эмоционального компонента в само­оценке, характерная для наиболее гармонично развивающихся личностей на этапе ранней взрослости, к моменту зрелости приобретает тенденцию усиления когнитивного звена. Осознанное, взвешенное, реалистичное отно­шение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я».

 



2019-12-29 173 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ ЛИЧОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ ЛИЧОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)