Анализ результатов исследования
У 20 женщин, занимающихся фитнес-аеробикой, мы замерили уровень самооценки с помощью методики Дембо-Рубинштейн до и после трехмесячного занятия фитнес-аеробикой. Данные занесли в таблицы: Таблица №1 Уровень самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (до занятия фитнес-аэробикой)
Таблица №2
Уровень самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (после трех месяцев занятия фитнес-аэробикой)
Далее приведем данные гистограммы для визуального отображения данных. Видно, что у большинства испытуемых самооценка увеличилась после трех месяцев занятия в фитнес центре. Гистограмма №1
Ряд 1 – Уровень самооценки по методике Дембо-Рубинштейн до начала занятий фитнес-аэробикой. Ряд 2 – Уровень самооценки по методике Дембо-Рубинштейн после трех месяцев занятий фитнес-аэробикой.
Для решения задачи, в которой осуществляется сравнение двух рядов чисел, мы использовали парный критерий Т-Вилкоксона. Этот критерий является более мощным, чем критерий знаков, и применяется для оценки различий экспериментальных данных, полученных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет выявить не только направленность изменений, но и их выраженность, т. е. он позволяет установить, насколько сдвиг показателей в каком-то одном направлении является более интенсивным, чем в другом. Критерий Т-Вилкоксонаоснован на ранжировании абсолютных величин разности между двумя рядами выборочных значений в первом и втором эксперименте (например «до» и «после» какого-либо воздействия). Ранжирование абсолютных величин означает, что знаки разностей не учитываются, однако в дальнейшем наряду с обшей суммой рангов находится отдельно сумма рангов, как для положительных, так и для отрицательных сдвигов. Если интенсивность сдвига в одном из направлении оказывается большей, то и соответствующая сумма рангов также оказывается больше. Этот сдвиг как и в случае критерия знаков называется типичным, а противоположный меньший по сумме рангов сдвиг — нетипичным. Как и для критерия знаков эти два сдвига оказываются дополнительными друг к другу. Критерии Т-Вилкоксона базируется на величине нетипичного сдвига, который называется в дальнейшем Т эм.
Сформулируем гипотезы. Н0: Сдвиг в сторону более высокого уровня самооценки после занятия фитнес-аэробикой является случайным. H1: Сдвиг в сторону более высокого уровня самооценки после занятия фитнес-аэробикой является неслучайным. В таблице №3 приведены соответствуюцше экспериментальные данные и дополнительные столбцы необходимые для работы по парному критерию Т-Вилкоксона.
Таблица №3 Сводная таблица
Обработка данных по критерию Т-Вилкоксона осуществляется следующим образом: 1. В четвертый столбец таблицы вносятся величины сдвигов с учетом знака. Их вычисляют путем вычитания каждого индивидуального значения "до" из значения "после". 2. В пятом столбце в соответствие каждому значению сдвига ставят его абсолютную величину. 3. В шестом столбце ранжируют абсолютные величины сдвигов представленных в пятом столбце. 4. Подсчитывают сумму рангов. В нашем случае она составляет 210. 5. Подсчитывают сумму рангов по формуле : N ( N + l)/2= 20 (20+1)/2=210 6. Проверяют правильность ранжирования на основе совпадения сумм рангов полученных двумя способами. В нашем случае обе величины совпали 210 = 210, следовательно, ранжирование проведено правильно. 7. Любым символом отмечают все имеющиеся в таблице нетипичные сдвиги. В нашем случае - это четыре отрицательных сдвига. 8. Суммируют ранги «нетипичных» сдвигов. Это и будет искомая Т эм = 2+1+4+3 = 10 По таблице Приложения №1 определяют критические значения Тэм для n = 20. В данном критерии поиск критических величин в таблице Приложения №1 ведется по общему числу испытуемых. Нужная нам строка таблицы Приложения выделена ниже в таблицу №4. Таблица №4
На уровне значимости в 5% сумма рангов «нетипичных» сдвигов не должна превышать числа 60, а при уровне значимости в 1% не должна превышать числа 43. Используем принятую форму записи, представим сказанное выше следующим образом: 60 для Р ≤ 0,05
43 для Р ≤ 0,01 Анализ «оси значимости» показывает, что полученная величина Т эм попадает в зону значимости. Можно утверждать, следовательно, что зафиксированные в эксперименте изменения неслучайны и значимы на 1% уровне. Таким образом, занятия фитнес-аеробикой способствуют повышению уровня самооценки. Полученный результат может быть переформулирован в терминах нулевой и альтернативной гипотез поскольку преобладание типичного положительного направления сдвига в данном конкретном эксперименте не является случайным, то должна быть принята гипотеза H1 о наличии сдвига в сторону более высокого уровня самооценки после занятия фитнес-аеробикой, а гипотеза H0 отклонена.
ВЫВОДЫ В данной работе была рассмотрено влияние занятий фитнес-аэробикой на самооценку женщин. В результате экспериментального исследования самооценки методикой Дембо-Рубинштейн, были показаны ее уровни у женщин до начала занятий в фитнес центре и после, через три месяца. Сравнительное исследование самооценки до и после начала занятий фитнес-аэробикой доказало гипотезу о том, что занятия фитнес-аэробикой повлияют на самооценку, а именно оказалось, что она повысилась. Это подтвердили данные эксперимента. В системе формирования характера очевидна взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик личности и спортивной деятельности, что следует всемерно учитывать во всех видах воспитательных и психокорректирующих процессов, равно как и психофизиологические аспекты и связи показателей физического, душевного и социального здоровья на фоне адекватной физической активности. Выделяя социально-психологический аспект проблемы изучения физического образа Я, необходимо подчеркнуть значимость для его формирования и развития такого фактора, как социальное взаимодействие, и обозначить глубокую связь физического Я с другими переменными и аспектами Я-концепции (самооценкой, самоотношением, социальным Я и другие).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении работы сделаем обобщающие выводы: 1. Самооценка оказывает влияние на многие и многие сферы жизни. В связи с ней формируется, и проявляются в поведении и деятельности главные отношения человека, определяющие его ценность как члена общества: отношение к самому себе, к другим людям, к обществу, к труду. 2. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она участвует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека. 3. Я-концепция является одновременно стабильным и принципиально изменчивым образованием, динамически связанным с ситуацией социального взаимодействия. 4. Формирование телесного образа Я является наиболее ранней стадией построения Я-концепции и может быть рассмотрено как некий базис, на котором развертывается дальнейшее ее развитие.
5. Телесный образ Я является устойчивым образованием, формирование которого в определенном смысле завершается на ранних стадиях онтогенеза. В любом возрасте в той или иной степени уязвимой структурой является внешность и ее самооценка, колебания которой могут оказать значительное влияние на общий уровень самоотношения.
6. Самооценка внешности является важной предпосылкой формирования «Я-концепции», идентичности, развития общего отношения к себе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев В. А. « Физкультура и спорт» М.: Просвещение 1986. 2. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997. 3. Андреева Г. М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 2000. 4. Андронов О.П. « Физическая культура, как средство влияния на формирование личности » М.: Мир, 1992. 5. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности.//Мир 6. Белорусова В.В. « Воспитание в спорте» М., 1993 7. Бернc Р. Я-концепция и воспитание. Прогресс, М., 1986. 8. Гончаров С.Т. « Российская система физического воспитания» СПб.: Кристалл, 1997 9. Джемс У. Психология.//Психология самосознания. Под ред. Райгородского 10. Жигарькова О. Добиваться своего или проигрывать?// Мы и мир [психологическая газета]., 2000, 17/18. 11. Жиляев А. « Спорт? Спорт!» Издательство « Советская Россия» 1986 12. Захарова Е.Л. « Как спорт помогает оценивать себя» М., 1988 13. Захарова А.В. Самооценка как компонент учебной деятельности // Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. - М., 1973. 14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000 15. Казаков В. Г., Кондратьева Л. Л. Психология. - М.: Высшая школа, 1989. 16. Казаков В.Г. Познай себя [Самооценка и направленность личности].: Методическое пособие. - М.: ИПК и ПРНО МО, 1993. 17. Кемеров В. Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.; Политиздат, 1977. 18. Киселёв Ю.Я. « Влияние спорта на формирование личности» М.,Знание 1987 19. Ковалев А. Г. и Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Л.: Изд-во ЛГУ. Т. I. 1957; Т. П. 1960. 20. Ковалев А. Г. Психология личности. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1970. 21. Кон И. С. Психология юношеского возраста. - Москва: Просвещение, 1979. 22. Кон И. С. Социология личности. М,, 1967. 23. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978 24. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. 25. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В двух томах. Т.I и Т.II. М.: Педагогика, 1983. 26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во политической литературы, 1975. 27. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971 28. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976. 29. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самокритичность в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. 30. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986 31. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 32. Марисова Л.И. О мотивацонно-потребностной основе общения. Берлин, 1978 33. Марищук В.Л., Блудов Ю.М. "Методики психодиагностики в спорте" М. 1984 34. Матвеев Л.П. «Влияние спорта на формирование воли» М.,1987 35. Мерлин В.С. Психология индивидуальности.//Избр. психол. труды. Под ред. 36. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Власть, влияние лидер.//Социальная 37. Надирашвиди Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси: Мецниереба, 1987. 38. Надирашвили Ш. А. Понятие установки в обшей и социальной психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1974. 39. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Просвещение, 1991. 40. Павлов С.П. «Физическая культура и спорт в России» СПб.: 1996 41. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система [спецкурс].. - М.: Издательство Московского университета, 1991. 42. Первин Л., Джон О. Психология личности. - М.: Аспект - пресс, 2000. 43. Петровская Л. «Самоутверждение: пути истинные и ложные: беседа психолога» - М.: «Знание», 1987 г. 64 с. 44. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 45. Подлескова Н., Руденко И. Отметки и отметины.// Семья и школа, 1998. 46. Проблемы психологии личности. /Отв. ред. Е. В. Шорохова, О. И. Зотова. М: Наука, 1982. 47. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение: Современное учебно-практическое пособие, 2007, АСТ Издательство Серия «Психология - лучшее» 48. Рогов Е.И. Психология человека. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 49. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. М. 1994. 50. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: «Мецниереба», 1989. – 206 с. 51. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 52. Солсо Р.Л. «Когнитивная психология» - М.: «Тривола», 1996г. 600 с. 53. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.,1972 54. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983 55. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1999
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение №1
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |