Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вступление России в Болонский процесс



2019-12-29 264 Обсуждений (0)
Вступление России в Болонский процесс 0.00 из 5.00 0 оценок




Болонский процесс- движение, целью которого является создание единого образовательного пространства. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003г. на Берлинской конференции, обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

1. с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;

2. до 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. Предложения , рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему:

1. введение двухуровневого обучения;

2. введение кредитной системы;

3. контроль качества образования;

4. расширение мобильности;

5. обеспечение трудоустройства выпускников;

6. обеспечение привлекательности европейской системы образования .

С 2002 года обостряется интерес вузовской общественности ко всем аспектам Болонского процесса. В ходе дискуссий, посвященных проблеме реформирования системы высшего образования в России, была признана необходимость предания ей большей открытости, а, следовательно, сопоставимости с системами университетского образования, принятых в других странах. Причинами движения в подобном направлении были названы необходимость обеспечения большей доступности и конкурентоспособности высшего образования в России и потребность в превентивном реагировании на проблемы образования, которые ожидают Россию в ходе ее включения в процесс глобализации рынков (в том числе рынка образовательных услуг и рынка квалифицированного труда). Особое внимание должно быть обращено на проблему присоединения России к Болонской декларации 1999 года. Исходя из вышесказанного, Санкт-Петербургский государственный университет выступил с инициативой активного включения нашей страны в Болонский процесс. По инициативе Санкт-Петербургского университета в декабре 2002 г. Министерство образования РФ (Приказ Минобразования от 14.10.2001 №3582) провело Первый Международный семинар «Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы». В работе семинара приняли участие эксперты Совета Европы, ЮНЕСКО и других международных организаций, представители законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации, ректоры и проректоры вузов России, представители общественных организаций.

Участники семинара отметили, что в Российской Федерации уже созданы предпосылки для вхождения системы высшего профессионального образования в Болонский процесс:

1. действующее законодательство предусматривает возможность реализации многоступенчатой структуры высшего профессионального образования, более того в ряде вузов уже функционирует многоступенчатая структура основных образовательных программ;

2. на территории России проводятся эксперименты по организации образовательного процесса в вузах на основе зачетных единиц;

3. в России активно совершенствуется государственная система оценки качества высшего профессионального образования, а также формируются внутривузовские системы управления качеством образования.

 

Итогом работы семинара стала выработка целой серии рекомендаций, адресованных Минобразованию России:

1. при реализации программы модернизации отечественной системы высшего профессионального образования учитывать перспективы вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию, а также положения Болонской декларации и сопровождающих ее документов;

2. обеспечить доступность для граждан и студентов зарубежных стран информации о российской системе образования, о структуре квалификаций, дипломов и о процессах модернизации высшего профессионального образования в России;

3. разработать предложения по оптимизации состава и структуры Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования с учетом необходимости интеграции России в общеевропейское и мировое образовательное пространство;

4. активизировать взаимодействие с министерствами (ведомствами) Российской Федерации по расширению практического признания квалификации (степени) "бакалавр" на предприятиях, в учреждениях и организациях конкретных отраслей;

5. разработать методологию модульного построения образовательных программ высшего профессионального образования;

6. разработать рекомендации по формированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования следующего поколения с использованием зачетных единиц;

7. разработать систему выпускных документов, совместимых с общеевропейским «Приложением к диплому» (Diploma Supplement);

8. ускорить принятие решений по инициированию подключения Российской Федерации к Болонскому процессу.

Таким образом, Первый международный семинар очертил основные направления движения России в сторону Болонского процесса с учетом уже имеющихся достижений и обращением внимания на специфические черты российской образовательной системы в ее экономической и социальной практике. Кроме того, по инициативе Санкт-Петербургского государственного университета была создана соответствующая рабочая группа, которую возглавили заместитель Министра Российской Федерации, председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы и ректор Санкт-Петербургского государственного университета. В состав группы вошли ректоры ведущих вузов, эксперты по вопросам международного сотрудничества.

17-19 сентября 2003 г. состоялся визит делегации Минобразования России в г. Берлин (Германия) для участия в конференции Министров Высшего образования Европейских стран, проводимой в рамках Болонского процесса. В конференции приняли участие министры высшего образования 33 государств, подписавших к тому времени Болонскую декларацию и министры 7 государств – кандидатов на присоединение к ней, в том числе Российской Федерации. На совещании Министров образования по инициативе Франции, поддержанной представителями Италии, Великобритании и Германии, было единогласно принято решение о присоединении России к Болонской декларации.

В конце сентября 2003 г. научно-педагогическая общественность была извещена о присоединении Российской Федерации к Болонскому процессу на заседании Совета по педагогическому образованию. Основной докладчик – Министр образования В.М. Филиппов обратил внимание на необходимость реформирования системы образования с тем, чтобы к 2010 г. войти в европейское образовательное сообщество. Тогда основные планы реформаторов, в изложении Филиппова, выглядели следующим образом:

1. для эффективной подготовки учащихся к вузу в старшей школе в обязательном порядке вводится профильное обучение, а в 9-х классах – предпрофильное (предполагалось ввести с сентября 2005 г.);

2. разрабатывается новый базисный учебный план и стандарты, учитывающие особенности профильной школы (должны быть введены с сентября 2006 г.);

3. система высшего образования должна быть приведена в соответствие с «многоуровневой системой» Европы, описанной в документах Болонского процесса

4. необходимо расширение дистантного образования (т.е. заочного, с помощью Интернета и филиалов центральных вузов);

5. должно быть разработано единое приложение к диплому;

6. для решения проблемы интеграции в Болонский процесс среднего специального образования предполагается создать учебные заведения "смешанного типа";

7. проблема послевузовского образования (статуса степенней доктора и кандидата наук) предположительно решится так: кандидаты приравняются по статусу к магистрам, а доктора (наши) будут приравнены к европейским докторам наук (PhD);

8. базовые учебные планы следует фундаментально сократить, т.к. учащиеся сильно перегружены, а в странах ЕС массовое образование не предполагает многих тем, обязательных в России;

9. форсировать внедрение ЕГЭ как единого критерия для поступления в вуз (полностью в 2005/2006.)

Подписание Российской Федерацией документов Болонского процесса автоматически возлагало на страну обязательства воплотить в жизнь его принципы до 2010 года. В связи с этим меняется общественное отношение к Болонскому процессу в России, а обсуждение проблемы «Россия и Болонский процесс» приобретает новую окраску. На Втором Международном семинаре «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции», организованный Министерством образования РФ, Комитетом по образованию и науке Государственной Думы РФ, Советом Европы и Санкт-Петербургским государственным университетом, прошел 29-30 октября 2003 года в стенах Санкт-Петербургского государственного университета, в котором приняли участие представители Совета Европы и ЮНЕСКО, министерств и ведомств РФ, ректоры ведущих высших учебных заведений России, представители систем образования из ближнего зарубежья, основное внимание было обращено на промежуточные итоги интеграции российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство, динамику развития в этом направлении и обозначены перспективы участия России в Болонском процессе.

Именно на этом семинаре министр образования РФ В.М. Филиппов обозначил основные цели и задачи, стоящие перед системой высшего образования России в рамках работы в Болонском процессе. Министр подчеркнул, что вхождение России в единое образовательное пространство является не только очередным шагом в процессе общеевропейской интеграции, но также отвечает внутренней потребности российского рынка образовательных услуг. В связи с подписанием Болонской декларации России предстоит решить ряд важных задач, которые потребуют значительных изменений и модернизации российского образования. Первой из таких задач является создание многоуровневой системы высшего образования: «бакалавриат—магистратура». Внедрение двухступенчатой подготовки специалистов в российской высшей школе началось как эксперимент в 1992 г., и по сравнению с некоторыми другими «странами Болонского процесса» Россия находится значительно ближе к ее полноценной реализации. Одной из проблем в окончательном освоении двухступенчатой системы подготовки специалистов является поиск и принятие соответствующих решений относительно признания квалификации бакалавра после четырехлетнего обучения на рынке труда. Другая проблема связана с разработкой нового поколения государственных стандартов и их внедрением к 2006 г. В числе первоочередных задач были также названы введение системы зачетных единиц — «credit system», разработка и внедрение Приложения к диплому (Diploma Supplement), создание системы аттестации и контроля качества обучения.

Характеризуя состояние дел по каждому из вопросов, министр отметил, что в России уже проводится эксперимент по внедрению системы зачетных единиц в двадцати вузах страны, но повсеместно ввести систему «кредитов» в российской высшей школе и изменить российский диплом о высшем образовании Россия пока не готова. При этом министр подчеркнул, что должна быть выработана модель, совместимая с европейской системой кредитных единиц, при этом учитывающая традиционные особенности российского образования. Подробно остановившись на проблеме разработки сопоставимого с общеевропейской системой Приложения к диплому, министр отметил, что ожидать внедрения в ряде университетов такого приложения можно не ранее все того же 2006 года, но очень важно добиться того, «чтобы уже выпускники 2008-2010 годах получили дипломы европейского образца с соответствующим Приложением».

Подводя итоги деятельности российской системы образования за 2003 год Коллегия Минобразования РФ 25 февраля 2004 года (Решение коллегии Минобразования РФ от 25 февраля 2004 г. N 3) отметила, что основные задачи, поставленные перед российской системой образования в рамках первого периода ее модернизации выполнены.

Вообще, модернизация российской профессиональной школы, в первую очередь, высшей, должна рассматриваться как адекватный ответ на вызовы реального процесса глобализации рынка образовательных услуг, интеграции России в общеевропейское и мировое образовательные пространства. Одной из важнейших задач в рамках приоритетных направлений развития на 2004 – 2005 годы Коллегия назвала вхождение российской высшей школы в Болонский процесс. Деятельность в этой сфере должна была быть активизирована, в первую очередь по следующим направлениям:

1. интенсификация работы в области совершенствования содержания и структуры образования;

2. экстенсивное развитие процесса, включение в него большего числа высших учебных заведений всех регионов;

3. организация широкой разъяснительной работы.

Конкретизирующие положения этого плана были сформулированы Министром образования РФ В.М. Филипповым на итоговом расширенном заседании коллегии Минобразования России «О приоритетах развития системы образования в 2004-2005 гг. и итогах первого этапа модернизации российского образования». В рамках достижения основной цели – обеспечения доступности, повышения качества и эффективности высшего образования и в контексте работы в рамках Болонского процесса – необходимо рассматривать 2004 как первый год системной работы в высшем образовании России по реализации следующих принципов Болонского процесса:

1. разработка нового поколения стандартов высшего образования, в частности, с полномасштабным переходом (кроме медицинских и творческих специальностей) на многоуровневую систему высшего образования (в течении 3–4 лет);

2. изучение и апробацию в течении года всеми вузами страны (хотя бы в рамках 1–2 специальностей) системы «кредитов» – «зачетных единиц» и модульно-рейтинговой системы организации учебного процесса как более гибкой, более стимулирующей системы организации учебной работы студентов и кафедр;

3. в 2004-2005 гг. окончательно определиться и приступить к созданию, в соответствии с общеевропейскими требованиями, общероссийской системы аттестации и контроля качества, независимой от органов управления образования, с созданием соответствующих региональных структур. Одновременно предстоит начать работу по выстраиванию внутривузовских систем контроля качества в соответствии с общеевропейскими требованиями;

4. для решения проблемы качества образования органам управления образования совместно с советами ректоров необходимо более системно выстроить работу.

9 марта 2004 г. Минобразования России издает приказ № 1291 «О рабочей группе по осуществлению общеевропейских (Болонских) принципов развития высшего профессионального образования в России», который утратит силу спустя несколько месяцев в связи со структурной перестройкой органов управления образованием: 15 июня 2004 года Правительство РФ утверждает Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.

В октябре 2004 года Министерство образования и науки РФ Приказом № 100 от 25 октября 2004 года создает группу по осуществлению Болонских принципов в России. В соответствии с этим приказом, в целях активизации и координации работ по вхождению российской системы высшего профессионального образования в европейское образовательное пространство, расширения контактов с рабочими группами и иными структурами Совета Европы, ЮНЕСКО и других организаций, группа должна работать над решением следующих задач:

1. анализ хода реализации Болонских принципов развития высшего профессионального образования в Российской Федерации;

2. выработка рекомендаций по осуществлению Болонских принципов в Российской Федерации и в Европе;

3. координация деятельности федеральных органов управления высшим профессиональным образованием Российской Федерации по развитию Болонского процесса в России.

Руководство группой было возложено на Заместителя Министра образования и науки Российской Федерации А.Г. Свинаренко. В ее состав вошли 28 человек, в том числе представители вузов, ряда министерств, Союза ректоров и ассоциации негосударственных вузов, других организаций. Каждый член группы несет ответственность за осуществление различных аспектов Болонского процесса в соответствии с принятым планом. Создание этой группы стало первым шагом в процессе целостной и последовательной реализации положений Болонской системы в России.

В Национальном отчете Российской Федерации о мероприятиях за 2004 – 2005 годы, подготовленном к совещанию министров образования стран-участниц Болонского процесса (Берген, 2005) были названы следующие изменения в российском законодательстве, инициированные присоединением России к Болонскому процессу:

1. преобразование органов федерального управления образования и научных исследований в Министерство образования и науки (Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);

2. придание Минобрнауки РФ функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности (Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 158).

Наиболее значительные мероприятия, связанные с присоединением Российской Федерации к Болонскому процессу, были охарактеризованы в Отчете следующим образом:

деятельность по созданию процедуры зачёта освоения студентами вузов содержания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;разработка и апробация Примерного положение об организации учебного процесса в вузах с использованием системы зачетных единиц (предложено для использования в системе высшего образования письмом Минобразования России от 9 марта 2004г. №15-55 357ин/15);

с 2004 г. Российским университетом дружбы народов исследуются вопросы введения в Российской Федерации европейского приложения к диплому. В пилотном проекте по внедрению европейского приложения к диплому в 2003 – 2004 г. участвовали Челябинский государственный университет и Тюменский государственный университет.

К 2004 году сформировалась правовая база системы оценки качества образования в Российской Федерации, которая включала Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10 июля 1992 года № 3266-1 с последующими изменениями и дополнениями) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 29 августа 1996 года № 125-ФЗ), а также постановления Правительства Российской Федерации «О государственной аккредитации высшего учебного заведения» (от 2 декабря 1999г. № 1323) и «О лицензировании образовательной деятельности» (от 18 октября 2000г. № 796).

Отмечая основные стратегические направления дальнейшего развития Болонского процесса в России, разработчики Отчета выделили следующее:

1. изменение законодательства способствующего осуществлению Болонского процесса – внесение поправок и изменений в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; информирование вузов о принципах и направлениях Болонского процесса (публикации всех официальных документов Болонского процесса на русском языке отдельной книгой; массмедиа и тематические публикации; проведение национальных и региональных тематических семинаров (конференций);

2. взаимодействие в осуществлении Болонского процесса с широкой общественностью, законодательной и исполнительной властями;

3. сотрудничество с западноевропейскими органами по координации Болонского процесса, использование опыта стран Западной Европы, решавших аналогичные проблемы на пути вхождения в Болонский процесс.

Признавая несомненный прогресс в реализации идей Болонской декларации, в Отчете отмечалась и возможность возникновения финансовых, организационных и инфраструктурных трудностей, однако, более подробная их характеристика не была приведена.

Важным этапом в реализации положений Болонской декларации в России стали 2005 и 2006 годы, когда в целях реализации комплекса мероприятий по развитию системы высшего профессионального образования были разработаны предложения и дополнения в законодательство Российской Федерации и внесены изменения в нормативную базу образования касающиеся:

- обеспечения доступности высшего образования для лиц, отслуживших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации;

- введения единого государственного экзамена, которые направлены на повышение качества образования, обеспечение доступности качественного общего образования, совершенствование системы итоговой аттестации - обучающихся в учреждениях общего образования и вступительных испытаний при приеме в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Приказом Минобрнауки России от 25 апреля 2005 г. N 126 «О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией» утверждены в том числе головные вузы по введению приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement), как инструмента академической мобильности

В 2005 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. был реализован проект, связанный с исследованием опыта реализации программ двойных дипломов российскими вузами.

18 июля 2006 г был принят Федеральный закон от. № 113-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в части управления высшими учебными заведениями (например, введение должности Президента в вузе).

Разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»(в части установления уровней высшего профессионального образования), предусматривающий введение в Российской Федерации уровней высшего профессионального образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста (второй уровень). При этом, в отличие от существующей практики, в рамках которой основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням, в законопроекте бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования с отдельными государственными образовательными стандартами, самостоятельной итоговой аттестацией, по результатам которой соответственно присваивается квалификация (степень) «бакалавр» или «магистр», либо квалификация «специалист». Лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию высших учебных заведений по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста также предлагается осуществлять раздельно.

Среди основных проблем, с которыми сталкивается система российского высшего образования на пути реализации принципов Болонской декларации на 2007 год в Национальном отчете за 2005 – 2007 год были указаны следующие.

1. Инерционность восприятия рынком труда степени бакалавра.

2. Неготовность части российской высшей школы выступать равноправным партнером в программах мобильности (недостаточное финансирование, слабое знание иностранных языков).

3. Излишняя регламентация – недостаточная гибкость, адаптивность учебных программ

4. Неготовность многих вузов к формированию новых компетенций выпускников, направленных на мобильность в рынке труда.

18 мая 2007 г. в Лондоне, в рамках очередной встречи министров образования стран-участниц Болонского, процесса было принято коммюнике «На пути к европейскому пространству высшего образования: ответы на вызовы глобализованного мира», в котором сформулированы основные задачи развития на ближайшие три года: сконцентрировать усилия на завершении работ в рамках Согласованных мер, включая текущие приоритеты развития системы дипломов трех циклов, обеспечения качества и признания периодов обучения. Усилия, в частности, необходимо сосредоточить на следующих областях деятельности: мобильность; социальное измерение; сбор данных; возможности трудоустройства. Размышляя о 2010 годе и последующем периоде министры констатировали, что продолжая свое развитие, Европейское пространство высшего образования будет и далее отвечать на вызовы глобализации, в связи с чем потребность в сотрудничестве будет существовать и после 2010 года. В связи с этим 2010 год рассматривается. прежде всего, как год подведения определенных итогов, как год перехода от Болонского процесса к Европейскому пространству высшего образования и в то же время как период, дающий возможность переформулировать и скорректировать установки, побудившие начать Болонский процесс в 1999 году, и продолжить развитие Европейского пространства высшего образования на основе ценностей и видения, выходящих за рамки структур и механизмов.



2019-12-29 264 Обсуждений (0)
Вступление России в Болонский процесс 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вступление России в Болонский процесс

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)