Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подготовка и проведение эксперимента в психологическом исследовании



2019-12-29 168 Обсуждений (0)
Подготовка и проведение эксперимента в психологическом исследовании 0.00 из 5.00 0 оценок




Подготовка эксперимента в психологическом исследовании включает: подготовку исполнителей работ; подготовку инструментария;

разработку инструкции для обследуемых; мотивирование испытуемых;

инструктирование испытуемых.

В свою очередь подготовка исполнителей различных работ подразделяется на три этапа:

1) Инструктивно-ознакомительный этап:

- ознакомление с целями, задачами исследования, назначением предстоящих работ; характеристика объекта;

- изложение общих и специальных условий и требований участия в предстоящих работах;

- общая характеристика методики исследования, инструментария используемых технических средств.

2) Этап пробных работ:

- разбор единиц и категорий анализа их теоретического и эмпирического содержания, форм операционального выражения в инструментарии исследования;

- разбор основных процедур; демонстрация возможных действий по заполнению методических документов; комментарии о требованиях, о приемах повышения надежности и достоверности данных; разбор типичных ошибок в выполнении процедур; рекомендации по самоконтролю;

- репетиция процедур с методическими документами в лабораторных или естественных условиях с участием инструктора;

- отработка навыков, коррекция действий;

- разбор итогов репетиции.

3) Этап "наряда-задания":

- выдача заданий, инструкций, методических учетных документов, технических средств; комплектование групп, бригад; распределение обязанностей;

- информация о формах связи с организаторами работ, о формах контроля, о порядке сдачи методических документов.

Важным моментом является выбор числа исполнителей, участвующих в исследовании. Расчет числа исполнителей проводится по следующей формуле:

где И - оптимальное число исполнителей, В - объем выборочной совокупности, Р - норма испытуемых в день (устанавливается опытным путем), Д - сроки (число дней), за которые предполагается провести исследование.

Важное требование к исполнителям: техническая грамотность в использовании приборов, устройств.

Не менее важным моментом в организации исследования является подготовка инструментария. Инструментарий - набор специально разработанных исследователем методических документов, которые служат средством выполнения отдельных задач. Инструменты создаются в соответствии с требованиями применяемого метода. Наряду с методическим инструментарием используются различные организационные и технические средства. Можно выделить следующие виды инструментария:

- предназначенный для обследуемого: тесты, опросники, анкеты -задания испытуемому; бланки, карточки - набор позиций для регистрации признаков;

- предназначенный для работы подготовленных сотрудников: протокол (дневник) - регистрирует последовательность событий; вопросник -предназначен для беседы с опрашиваемым; карточки, бланки;

- средства инструктирования: инструкция - предписание определенных действий, их разъяснение; памятка - руководство по участию в работах; классификатор - ориентир в смысловом содержании документа;

- технические средства исследования: различные приборы и аппаратура для измерения психологических и психофизиологических параметров испытуемых;

- средства первичной обработки данных: кодировочный лист - для записи кода (шифра) признака; суммирующие таблицы - для сведения данных в форму; дискеты;

- средства машинной обработки данных: калькулятор; компьютеры;

- средства иллюстрации результатов количественного анализа: график (полигон, гистограмма, диаграмма) - геометрическое представление распределения признаков; таблица - форма для группировки данных по ряду признаков;

- средства регистрации событий, фактов: магнитофон, фотокамера, телекамера.

При разработке инструкции испытуемым необходимо помнить, что в инструкции не должно быть лишних предложений (в одном предложении не более 11 слов). Если инструкция получается длинной, то необходимо выделять в ней смысловые блоки. Перед тем как применять инструкцию в исследовании, необходимо провести ее предварительную апробацию на группе в 5 - 15 человек, тем самым убедиться в ее понятности.

Хорошо, когда в психологическом исследовании испытуемые имеют личный интерес к достижению объективности 'информации исследования. В этом случае не так остро встает вопрос о мотивировании испытуемых. Мотивирующим фактором выступает обещание экспериментатора рассказать о результатах исследования и дать им краткий комментарий. Не следует давать результаты исследования испытуемым в письменном виде (непонятное таит в себе опасность).

При инструктировании обследуемых следует помнить, что:

- для всех испытуемых должна быть одна и та же инструкция;

- нельзя "объяснять" смысл задания после того, как зачитана инструкция (лучше повторить инструкцию);

- человек может пропустить часть информации (новизна обстановки);

- люди различаются по скорости вхождения в роль испытуемого, по склонности задавать вопросы (стремление показать свою неординарность).

Непосредственно после инструктирования испытуемых начинается процедура эксперимента, при проведении которой психологу также необходимо соблюсти ряд требований:

- эксперимент должен проводиться в одном месте для всех испытуемых;

- если шагов эксперимента много, то необходимо иметь их запись;

- перед началом эксперимента необходимо получить информацию о самочувствии всех без исключения испытуемых. Больные в эксперименте участия не принимают (за исключением случаев, когда эксперимент проводится именно с больными).

Необходимо вести протокол эксперимента. Примерная форма протокола эксперимента представлена на "рисунке 6.

 

Протокол эксперимента

__________________________________ (название методики, опыта)

Ф.И.О. (полностью)_________________________ Дата________

Год рождения, месяц, число ________________ Время начала _____________

Пол _______________ Время окончания ___________

Образование _________ Название серии (если серий несколько) ____________

Должность

 

Рис. 6. Примерная форма протокола эксперимента

 

В протокол эксперимента в графу "Примечания" заносятся реплики, вопросы, высказывания испытуемого, описание его поведения, внешнего вида и т.п. Кроме того, по окончании экспериментальных проб необходимо спросить обследуемого о его наблюдениях, чувствах, намерениях, сказанное также занести в протокол эксперимента в графу "Примечания".

После завершения эксперимента психологу-исследователю необходимо сообщить, что нерешенные задания - это обычное явление, и поблагодарить испытуемого за участие в эксперименте.

Если эксперимент проводится с группой, то необходимы некоторые согласования с руководителем структурного подразделения, от которого набрана группа, желательно своевременно издать приказ или распоряжение о проведении обследования. Группа для обследования должна быть не более 20 человек. Желательно предварительно встретиться с участниками, объяснить цели, попросить взять с собой авторучки (черного, синего цвета), ответить на их вопросы, довести до них цели работы, методику, форму использования полученных результатов. До начала эксперимента исследователю желательно иметь точный список испытуемых, а на обследовании - таблицу, в которой перечислены испытуемые и все методики (когда кто-то из группы возвращает лист, ставить отметку о том, кто какое задание сдал или сделал, т.е. вести учет).

Помещение, в котором проводится обследование, должно быть отдельным, изолированным, проветриваемым, достаточно освещенным, находиться вдали от шумных коридоров, для каждого должен быть отдельный стол, стул. В помещение во время работы никто не должен заходить. Эксперимент желательно проводить в утренние часы, при этом время работы не должно превышать 6 часов.

После проведения собственно эксперимента исследователь осуществляет следующий этап исследования - выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретацию результатов.

Существуют "привязки" определенных методов обработки результатов к экспериментальным планам. Для оценки различий данных, полученных при применении планов экспериментов для двух групп, используют критерии: t - критерий Стьюдента; х2 - метод хи-квадрат; F - критерий Фишера. Факторные планы эксперимента требуют применения дисперсионного анализа для оценки влияния независимых переменных на зависимую, а также определения меры их взаимодействия друг с другом.

При статистической обработке результатов исследования чаще всего используются стандартные пакеты программ для математической обработки данных. Наиболее известные и доступные: "Stadia", "Statgraphics", "SyStat", SPSS, SAS, BMDP. Пакеты программ бывают следующих видов:

1) специализированные пакеты;

2) пакеты общего назначения;

3) неполные пакеты общего назначения.

Для исследователей рекомендуются пакеты общего назначения. Западные статистические пакеты требуют хорошей подготовки пользователя на уровне знания университетского курса математической статистики и многомерного анализа данных. Отечественные пакеты более приближены к возможностям нашего пользователя. Сопутствующая информация (справочник, интерпретатор выводов и др.) включается в программную систему. Примерами являются отечественные статистические пакеты "Stadia", "Мезозавр", "Эвриста".

Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными: "Если А, то В".

Конечным продуктом исследования являются: 1) научный отчет, 2) рукопись статьи, 3) монография, 4) письмо в редакцию научного журнала.

Таким образом, экспериментальное исследование проводится по определенной схеме. Исследование считается завершенным, если экспериментальная гипотеза опровергнута или не опровергнута с заданной надежностью, а результаты исследования в соответствующей форме представлены на суд научной общественности.



2019-12-29 168 Обсуждений (0)
Подготовка и проведение эксперимента в психологическом исследовании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подготовка и проведение эксперимента в психологическом исследовании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)