Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика психологического исследования



2019-12-29 164 Обсуждений (0)
Методика психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Разработка методики исследования обязательна, так как она дает ответ, каким образом технически реализуются возможности различных методов для достижения поставленной цели. В исследовании мало составить перечень методов, необходимо их сконструировать и привести в систему.

Методика каждого конкретного психологического исследования уникальна. Нет методики исследования вообще, есть конкретные методики исследования. Однако можно попытаться выделить нечто общее, что есть в каждой методике исследования, и тем самым использовать опыт предыдущих исследователей при создании новых методик. Эти общие элементы методик компонуются каждый раз вновь в конкретной методике в зависимости от замысла исследования, наполняются новым содержанием в зависимости от целей и задач исследования. Оригинально мыслящий исследователь создает творческие, своеобразные методики исследования, он оригинален в эксперименте, в интерпретации его результатов.

Опыт показывает, что методики исследования различны не только в разных исследованиях. Они меняются, развиваются и в процессе конкретного исследования: каждый исследователь вносит в методику нечто новое, идущее от его понимания проблемы, его исследовательских задач.

Методика - это совокупность способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя. Методика - более широкое понятие, чем метод. Метод - это основной способ сбора, обработки или анализа данных, психологической информации. Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Даже в том случае, когда содержание методики составляет какой-то один метод, допустим наблюдение, его методика, кроме самого метода, будет включать порядок, технику наблюдения в данном случае, выбор того или иного его вида, характер фиксации, обобщения результатов, определение места и выполняемую ролевую функцию наблюдателя.

При познании психологических явлений, при разработке методики исследования надо иметь в виду, что субъективные явления недоступны для непосредственного наблюдения. Суждение об их сути строится на основе внешних, объективированных проявлений субъективного. При этом субъективное (сущность) имеет весьма разнообразный спектр внешнего проявления: это мимика человека, движения глаз, жесты, цвет лица, тембр голоса, отдельные движения, действия, содержание речи, электроэнцефалограмма (ЭЭГ), кожно-гальваническая реакция (КГР) и т.д.

Составить программу исследования, методику невозможно, во-первых, без уяснения того, как внешне проявляется изучаемое психологическое явление, каковы критерии его развития и показатели его оценки; во-вторых, без соотнесения методов исследования с разнообразными проявлениями исследуемого психологического явления. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные, научные выводы.

В ходе исследования психолог составляет программу. В программе исследования должно быть отражено, какое психологическое явление исследуется, какие критерии при этом выбираются, по каким показателям будет проводиться оценка, какие методы исследования используются. Другими словами, составляя программу, психолог-исследователь операционализирует изучаемое социально-психологическое явление, чаще всего оформляя это в виде таблицы (табл. 1). В программе исследования нередко указывается и порядок применения тех или иных методов.

Таблица 1. Операционализация изучаемого в психологическом исследовании социально-психологического явления

Для примера можно рассмотреть часть программы исследования способностей. При этом следует иметь в виду, что способности бывают разные, несколько различными при этом будут и критерии, показатели оценки конкретных способностей.

1. Психологическое явление (его сущность). Способности - особенности данного человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности.

2. Критерии (проявления психического явления):

а) результативность деятельности;

б) устойчивый интерес (склонность) к деятельности;

в) эффективность труда соответствует требованиям конкретной специальности;

3. Показатели (оценка степени соответствия данной деятельности):

а) выбор оригинальных способов, приемов труда, инициативность, время и количество труда, качество труда;

б) степень устойчивости и длительности сохранения положительных мотивов;

в) степень соответствия норме или стандарту: полностью соответствует, частично соответствует, не соответствует.

4. Методы изучения конкретных показателей: наблюдение за способами и приемами труда; анализ целесообразности и экономности движений и действий; регистрация времени достижения результата; решение различных практических заданий, тестов; самоотчет.

Таким образом, методика исследования - это как бы модель исследования, причем развернутая во времени. Естественно, чем точнее и детальнее эта модель отражает действительность, тем результативнее будет и само исследование. Определенная совокупность методов продумывается для каждого этапа исследования. При этом учитывается рациональность применения предложенной методики, достаточность и соответствие ее задачам исследования.

На выбор методики влияет много факторов, и прежде всего предмет, цели и задачи исследования. Психолог должен ясно представлять, что ему предстоит изучить, выявить. Но, даже зная свою цель, он испытывает серьезные затруднения при разработке методики.

Методика психологического исследования, несмотря на свою индивидуальность, при решении конкретной задачи имеет определенную структуру. Ее основные элементы:

- теоретико-методологическая часть, концепция, на основе которой строится вся методика;

- исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;

- субординационные и координационные связи и зависимости между ними;

- совокупность применяемых методов;

- порядок применения методов и методических приемов;

- последовательность и техника обобщения результатов исследования;

- состав, роль и место исследователей в процессе реализации исследовательского замысла.



2019-12-29 164 Обсуждений (0)
Методика психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика психологического исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)