Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конкурентоспособность страны в системе современных мирохозяйственных связей



2019-12-29 223 Обсуждений (0)
Конкурентоспособность страны в системе современных мирохозяйственных связей 0.00 из 5.00 0 оценок




В современных условиях глобализации национальная экономика любого государства не может развиваться независимо от мирового хозяйства. Дальнейшее продвижение по пути рыночных преобразований предполагает широкое вовлечение России в мировую экономику. Очевидно, что в этих условиях необходимо осваивать новые модели экономической политики, а также расширять механизмы и формы сотрудничества России с иностранными государствами. С одной стороны, дальнейшая активизация устремлений различных субъектов мирового хозяйства (компаний, финансовых институтов, предпринимателей и др.) на рынки других государств делает проблему поиска путей и стратегий повышения конкурентоспособности национальной экономики, вопрос о возможностях и способах ее формирования при открытости внутреннего рынка весьма актуальными и требует особого внимания.

С другой стороны, хотя относительно новое понятие «конкурентоспособность страны» все активнее используется, до настоящего времени не существует четкой управленческой стратегии ее формирования и повышения.

Исходя из этого, необходимо остановиться на общетеоретических основах концепции повышения конкурентоспособности страны.

Термин «конкурентоспособность страны», часто используемый в настоящее время, имеет несколько трактовок. Так, под конкурентоспособностью стран предложено понимать способность национальных производителей продавать свои товары, способность увеличивать или, по крайней мере, удерживать за собой доли рынков, достаточные для расширения и совершенствования производства, для роста уровня жизни, для поддержания сильного и эффективного государства.

На саммите в Брюсселе в марте 2005 г. европейские лидеры, обсуждая проблему повышения конкурентоспособности Евросоюза, решили, что вместо значительного числа ранее предложенных индикаторов общими критериями будут занятость и экономический рост.

Интересную, на наш взгляд, трактовку проблем конкурентоспособности дает М. Интрилигейтор: «...государства стремятся присоединиться к клубу богатых стран и готовы бороться с ними за свою долю в мировом производстве».

М. Портер определяет конкурентоспособность страны местом, которое она занимает в системе мирового хозяйства. Причем во многом связывает с успехом или неуспехом в конкретных отраслях. Среди важных факторов, влияющих на конкурентоспособность, отмечаются различия в экономике, культуре, инфраструктуре и др.

По теории М. Портера, преимущество на международном рынке обеспечивают: конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), условия спроса, наличие или отсутствие в стране смежных отраслей, конкурентоспособных на международном рынке, условия конкуренции на внутреннем рынке, определяющие процесс производства и управления фирм.

Особо выделяются случайные события (не поддающиеся контролю хозяйствующих субъектов) и государственная политика (государство при помощи своей политики может оказывать позитивное или негативное влияние на все компоненты).

Среди факторов, обеспечивающих конкурентоспособность страны, также называется и относительная независимость от колебаний мировых рынков, от политики других государств и пр.

На наш взгляд, содержание термина «конкурентоспособность страны» в широком смысле характеризуется экономической и политической ролью государства в мировом сообщества. Методологически уровень конкурентоспособности страны должен определяться степенью возможности реализации основных целей государства в долгосрочном периоде, а основные направления формирования конкурентных преимуществ страны должны корреспондироваться с основными задачами государства; экономическими, политическими, социальными и др.

Правомерно выделить, определить содержание и особенности понятия «экономическая конкурентоспособность» страны. Концепция повышения конкурентоспособности страны в системе международных экономических отношений должна иметь своей целью решение социально-экономических проблем, дальнейшее поступательное развитие государства (с обеспечением благополучия его населения и максимизацией бюджетообразующей составляющей) и разрабатываться с учетом внешних и внутренних факторов, оказывающих значительное влияние на этот процесс

Количественно уровень экономической конкурентоспособности страны может быть определен ее долей мирового рынка (мирового дохода), что во многом зависит от объемов национального экспорта и внутреннего потребления (рис. 1):

Рис. 1. Концептуальная схема формирования конкурентоспособности страны и целей её повышения  

 

Проведенный анализ позволил выделить ряд доминирующих факторов, под влиянием которых в системе современных международных экономических отношений формируется экономическая конкурентоспособность. К их числу, прежде всего, нужно отнести: состояние и динамику рынка ресурсов состояние и динамику рынка товаров, состояние и динамику рынков капитала, уровень конкурентоспособности национальных компаний. В последнее время значительно усиливается влияние процессов на рынках технологий. Специалисты среди факторов, формирующих конкурентоспособность страны, называют и другие, например девальвацию национальной валюты — при падении курса национальной валюты продукция данной страны может быть предложена по более низким ценам либо при сохранении прежних цен, что позволяет получить прирост прибыли в национальной валюте. Существует мнение, что фактором, формирующим конкурентоспособность страны, является наличие у нее ресурсов, проще всего природных, и дешевой рабочей силы. Действительно, «конкурентоспобность страны может  быть достигнута и на базе нетехнологических преимуществ, прежде всего благодаря низкой стоимости факторов производства и благодаря относительно низкому уровню жизни населения. Это конкурентоспособность бедных стран. Нетехнологические конкурентные преимущества играют важную роль в отраслях с высокой взаимозаменяемостью продукции и преобладанием в экспорте низкотехнологичных продуктов».

Роль низкого курса национальной валюты, дешевизны материальных, энергетических, трудовых и других ресурсов, а также низкой доли экологических затрат в общих объемах затрат на производство и высоких импортных пошлин, в формировании конкурентных преимуществ, и особенно долгосрочных, постепенно снижается. В конечном итоге такая стратегия не способна обеспечить высокий социальный уровень жизни населения государства.

Трудно не согласиться с М. Портером, который отмечает, что уровень конкурентоспособности страны обеспечивается уровнем конкурентоспособности отдельных фирм этой страны и страна добивается успеха тогда, когда условия благоприятствуют проведению наилучшей стратегии фирмами какой-либо отрасли или ее сегмента. Многие из особенностей страны облегчают или наоборот, затрудняют проведение той или иной стратегии.

Важную роль в обеспечении получения страной стабильной доли мирового дохода в условиях глобализации играет наращивание конкурентоспособности реального сектора экономики за счет укрепления позиций национальных компаний как на внутренних, так и на мировых рынках. Многочисленные исследования показывают, что повышение конкурентоспособности компаний в конечном итоге положительно сказывается и на экономическом росте страны.

В перспективе российские и зарубежные производители должны будут конкурировать при открытости рынков, а международные отношения — расширяться и углубляться за счет взаимодействия хозяйствующих субъектов разных стран. Поэтому важно оценить факторы, способствующие формированию в рыночной экономике конкурентных преимуществ национальных фирм и рассмотреть особенности ихвоздействия в новых условиях.




2019-12-29 223 Обсуждений (0)
Конкурентоспособность страны в системе современных мирохозяйственных связей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конкурентоспособность страны в системе современных мирохозяйственных связей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)