Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I.1. Экологическое воспитание как социально-педагогическая



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
I.1. Экологическое воспитание как социально-педагогическая 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема

 

 

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

В настоящее время в связи с обострением экологического кризиса, в котором имеют место существенные противоречия во взаимоотношениях общества и природы, стала ощущаться проблема необходимости воспитания экологически грамотного, здорового поколения. Экологическое образование, как одно из приоритетных направлений педагогической теории и практики, стало актуальным во всём мире. Современная экология, на наш взгляд, больше, чем, любая другая область знаний, отражает реальное состояние окружающей среды. Угроза экологического кризиса в последние десятилетия связана не только с ростом технической мощи общества, но и является следствием нарушения человеком основных законов саморазвития природных процессов. Антропогенное воздействие выражается в человеческом эгоцентризме, неумении мыслить глобально при локальных действиях. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Воспитание экологически культурной, высоконравственной личности поможет решить экологическую проблему. Важным воспитательным фактором при этом является социоприродная среда. «Природа - не только среда окружающая нас, но и всенародное достояние, и богатство, за которое каждый гражданин нашего общества в ответе - это краевая нить мировоззренческих убеждений...» [30].

Воспитание экологической культуры личности невозможно вне исторически сложившихся народных ценностей. Поэтому народная педагогика играет существенную роль в решении этой задачи. Ещё на ранних стадиях своего развития народ, накапливая знания в повседневной жизни, наставлял, воспитывал и обучал своих детей, из поколения в поколение, передавая свой общественно-исторический опыт, своё духовное богатство. Изменения, происходящие в обществе, повлекли за собой изменения в образовании. Философско-педагогическое осмысление новых направлений педагогической теории, направленных на воспитание интеллектуальной личности с высоким нравственно-экологическим потенциалом - требование всех этапов развития человечества.

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века.

История становления в народной педагогике принципа природосообразности является примером экологизации обучения и воспитания. 

Еще в XVII веке Я.А. Коменский обратил на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Эпиграфом этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно, без применения насилия". Принцип природосообразности воспитания, по мнению Я.А.Коменского предполагает необходимость изучения законов природы в социокультурной среде ребенка [32].

Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Я.А. Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте. Воск легче лепится, если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое. Я.А. Коменский говорил о том, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как "природа не делает скачков, а идет вперед постепенно". В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как "всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным". То есть Коменский вывел дидактические принципы, обосновывая их примерами природы [32,56]. Например, здесь обосновывается принципы постепенности и обучение от общего к частному. Как видим, Я.А. Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Вопросы воспитания и обучения Я.А. Коменский рассматривал как единый педагогический процесс формирования личности.

Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о их неотделимости друг от друга. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж.-Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека. Ж.-Ж.Руссо в книге "Эмиль, или О воспитании" предлагал воспитывать детей в дали от испорченной цивилизации на "лоне природы". Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией [1].

Г. Песталоцци в работе "Лингард и Гертруда" считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания - согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил [1].

Против узкого практицизма и утилитаризма, а также формального изучения и бездушного отношения к ней выступали русские просветители: В.Г. Белинский (1842 г.), А.И. Герцен (1844 г.), Н.А. Добролюбов (1858 г.), Д.И. Писарев (1861 г.), Н.Г. Чернышевский (1863 г.) [1]. Они ратовали за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе. Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д. Ушинский [47]. Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания эко логических связей, реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни, надо рассматривать как необходимое условие формирование у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. К.Д.Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы так мало оценено в педагогике".

В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике "Родное слово" ребята знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок. Во второй части "Детского мира", в отдел I, который называется "Из природы", Ушинский дает систематизацию животных и растений, описывает отдельных животных (строение, способ выведения потомства, безопасность или опасность для человека). Вот как раскрывается логика природы паука: "Паука нельзя назвать красивым животным; многие чувствуют к нему отвращение и даже боятся его: такой у него разбойничий вид. Но не забудем, что ядовитые змеи бывают иногда очень красивы, паук же не только безвреден, но даже очень полезен, истребляя множество наших крылатых мучителей - комаров и мух" [47,296].

Кроме насекомых в книге повествуется о морских животных, деревьях, ягодах, цветах, зерновых культурах, пальмах, грибах и проводится классификация растений. Данный отдел заканчивается рассказом о сотворении мира. И здесь Ушинский снова обращается к логике природы: "Животное веселилось, не требуя красоты, искало только пищи и, пожирая премудрые создания божьи, не подозревала, сколько премудростей в каждой, самой маленькой травинке". Идеи Ушинского о воспитании средствами природы в дальнейшем разрабатывались многими педагогами - натуралистами [47,364].

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.

Как видим, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина "экологическое воспитание".

Дальнейшее исследование это проблемы, проведенное философами и педагогами, позволило выделить новый аспект воспитания - экологический. Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

углубить и расширить экологические знания;

привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные, преобразовательные,

развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,

сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Я.И. Бабаева [25], А.А. Захлебного [24], И.Д. Зверева [28], Б.М. Миркина [40], С.Н. Николаева [28], Л.П. Печко [33], А.П. Сидельковского [40], Л.П. Симоновой [45], И.Т. Суравегиной [29], И.В. Цветковой [49] и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания младших школьников. Впервые проблема экологического образования и воспитания была выдвинута в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды. Стокгольмская конференция по охране окружающей среды (1972) приняла рекомендацию о создании международной программы по образованию в области окружающей среды. К началу 1975 г. программа была разработана ЮНЕСКО совместно с комиссией ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Важным событием в данной области конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) В документах конференции было однозначно признано, что главную роль в достижении целей устойчивого развития призвано сыграть образование и воспитание в области окружающей среды, и принято решение содействовать просвещению, информированию населения и подготовке кадров, чтобы превратить концепцию устойчивого развития в систему духовных и профессиональных установок человечества [28].

Программа политики и образования в области окружающей среды, выработанная в начале 90-х годов Международным сообществом и дополненная в последующие годы, реализуется в странах мира с различной степенью активности. В ряде из них, например, в США, еще с 90-х г. действует «Национальный Закон США об образовании в области окружающей среды».

В рамках реализации Указа Президента РФ от 4.02.94 г. «О государственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития» в постановлении Правительства РФ (№155) подчеркивается необходимость экологического воспитания и образования на всех уровнях.

В Национальном плане действий по охране окружающей природной среды на 1998-2000 гг. в качестве обязательной составляющей концепции совершенствования экологической политики РФ и приоритетных направлениях решения экологических проблем были включены разделы, касающиеся экологического образования и просвещения населения страны.

В новом Законе РФ «Об охране окружающей среде» среди основных принципов охраны окружающей среды выделяются вопросы «...организация и развития системы экологического образования и воспитания и формирования экологической культуры » [51].

Новый взгляд на личность и ее взаимоотношение с миром природы разработан в учениях представителей русской философии «космизма» B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и др. Человек рассматривался ими не только как микрокосм мироздания. Взаимоотношения человека и природы, возникающие в результате целенаправленного воспитания личности, воспринимались как основа сохранения космического единства и гармонии. B.C. Соловьев человека считал частью природы, причем лучшей ее частью. Спасая природу от омертвления, человек спасает себя от нравственного распада, от смерти. Без нравственного отношения к природе не может быть гуманного отношения к человечеству. Н.Ф. Федоров важнейшим условием спасения Вселенной от техногенной катастрофы видел в спасении человека, поскольку считал человеческий род «той же природой, только пришедшей в сознание». Н.Ф. Федоров пытался объединить судьбы человека и вселенского бытия, синтезировать антропологизм и космизм. К.Э. Циолковский утверждал, что космос всегда живой, и каждый человек неразрывно связан с процессами, происходящими во Вселенной. Космическая этика, по его мнению, предполагает полное отсутствие страданий, поэтому истинную мораль можно извлечь только из естественных начал Вселенной. В размышлениях представителей философии русского космизма можно увидеть в общих чертах прообраз идей В.И. Вернадского о жизни как космическом феномене, взаимодействии между природой и человеком, о ноосфере как всепланетарном царстве человеческого разума. Учение В.И. Вернадского проникнуто верой в человеческий разум, убежденностью, что человечество может разрешить экологические проблемы и достичь безопасного существования, ведущего к процветанию. Эта вера имеет целью не притупить чувство тревоги, но напротив, призвать к ответственности, к мобилизации воли каждой личности для необходимых совместных действий по сотворению безопасной, разумной и гармоничной среды обитания. Во многом созвучными «космической философии» и чрезвычайно актуальными с позиции современных проблем экологической безопасности представляются взгляды Л.Н. Толстого. Он также приходит к мысли о том, что человек включен в окружающий мир, неразрывно связан с ним, а мысль и деятельность людей имеют космическое значение. От того, какой выбор сделан отдельным человеком, зависит не только его собственное счастье, но и судьба всего народа, всего человечества. Актуальным для осмысления проблемы формирования у школьников качеств экологически безопасной личности является восприятие природы как источника саморазвития личности. Такой взгляд на природу и ее место в педагогическом процессе характерен для целого ряда педагогических концепций: А.П. Щапова, В.П. Вахтерова, В.П. Острогорского, Д.И. Менделеева и др. Они подчеркивали исключительное значение природы в деле развития ребенка. Вместе с потерей связи с природой прерывается и умственная связь с ней, что создает серьезные барьеры для гармоничного развития [28].

В XX веке было выдвинуто немало теорий, объясняющий причины экологического кризиса и предлагающих различные варианты выхода из него (экосоциализм, экоанархизм, глубинная экология, «зеленый капитализм», устойчивое развитие, экологическая модернизация). То, что экологическая проблема считается одной из глобальных проблем человечества, ясно показывает важность непрерывного экологического воспитания на всех ступенях обучения от дошкольных учреждений до высших учебных заведений. В становлении экологической культуры личности исключительно важная роль принадлежит годам детства - сравнительно короткому отрезку времени, который мудрецы называли половиной жизни. Современное понимание детства в формировании личности человека, его многогранных отношений с окружающим миром чрезвычайно важно и для развития новых отношений ребенка с природным и социальным окружением, и для осознания им своего места в общей научной картине мира. С позиции современных исследований начальная школа - важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования культуры поведения в природе и социуме. Истоки подобной значимости этого возрастного этапа кроются в психофизиологических особенностях детей [23].

Обратим внимание на характеристику ребенка в этот период. В младшем школьном возрасте в связи с поступлением в школу большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Мыслительные процессы особенно стремительно развиваются именно в этом возрасте. Характерные особенности детей этого возраста - повышенная восприимчивость, внимательность. Рассмотрим развитие познавательных процессов младшего школьника. Внимание при поступлении ребенка в школу на первых порах непроизвольное, его заинтересовывают яркие, броские предметы или их признаки. В процессе обучения при умелом руководстве развитие произвольного внимания происходит довольно интенсивно. Ребенок приобретает способность сосредотачивать внимание на мало интересных вещах. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Овладение понятиями связано со сложной мыслительной деятельностью. Для усвоения понятия необходимо проанализировать целый ряд предметов и понятий, установить между ними взаимоотношения и т.д. Так, у младших школьников появляется способность устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы, на их основе у школьников вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества.

Таким образом, экологическая культура отражает целостное понимание мира. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Современное понимание детства в формировании личности человека, его многогранных отношений с окружающим миром чрезвычайно важно для развития новых отношений ребенка с природным и социальным окружением, и для осознания им своего места в общей научной картине мира.

 

1.2. Формирование эколого-краеведческих представлений и понятий в процессе ознакомления с окружающим миром

 

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования. Основная задача экологического образования младших школьников заключается в воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Дальнейшее исследование это проблемы, проведенное философами и педагогами, позволило выделить новый аспект воспитания - экологический.

Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием [25].

Цель этноэкологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека. Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую. Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Цель этноэкологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

 - образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

 - воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

 - развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды, эмоционального отношения к природе как к универсальной ценности.

Необходимы конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на базовом уровне этноэкологического воспитания. Содержание этноэкологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих. С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе. В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

В соответствии с целями и задачами экологического образования формируются в педагогической теории и развиваются на практике принципы, которые определяют процесс становления и развития ответственного отношения школьников к окружающей среде. В них раскрываются требования общества к содержанию экологического образования и характеру учебно-воспитательной деятельности. Рассмотрим ряд принципов, специфических для экологического образования и воспитания.

Единство познания, переживания, действия. Этот принцип отражает глубокую взаимосвязь интеллекта, чувств деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения личности к окружающей среде. Формирование экологической культуры в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство усвоения научных знаний о взаимодействии человека, общества и природной среды с чувственным восприятием его результатов. Взгляды и убеждения человека, в том числе и в отношениях с окружающей средой, так или иначе, всегда опосредованы личной практикой. Формируясь на основе опыта, они определяют духовный мир личности, ее чувства, потребности, мотивы поведения.

Для воспитания общественно ценных черт необходимо не только воздействовать на сознание, чувства, волю учащихся, но и организовывать накопление ими определенного социально значимого личного опыта действия и поведения. Совершенно очевидно, что для этого требуются педагогически организованные виды ученической деятельности, моделирующие в игровых и реальных ситуациях определенное отношение, к окружающей среде.

Принцип прогностичности на практике в первую очередь предполагает формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции в общественной деятельности людей – повседневной заботы каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений. Тем самым принцип прогностичности объективно ставит перед педагогической наукой и практикой задачу отражать в содержании школьного образования государственные планы природопотребления и природовосстановления как две стороны единого процесса взаимодействия человека с природной средой. Принцип прогностичности ориентирует учащихся на ознакомление с вариантами перспективного состояния окружающей среды, в которой им предстоит жить, со взглядами людей, которые своей деятельностью преобразуют эту среду.

Чтобы усилить доказательность реальности прогнозов тех или иных изменений в окружающей природной среде, необходимо не только знакомить учащихся теоретически с конечными выводами науки, но и вовлекать в доступные для школьников способы научного исследования.

Взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем; реализация этого принципа усиливает связь школы с жизнью, способствует развитию у детей широкого комплексного взгляда на проблемы взаимодействия чело­века со средой обитания и трудовой деятельности. Это требует включения в содержание различных учебных предметов таких фактов, понятий, закономерностей, которые бы позволили ученику сопоставлять экологические проблемы разного масштаба. Рассуждения школьников оказываются формальными, если они не могут конкретизировать глобальные экологические проблемы, равно как и обобщить конкретные явления локального характера до уровня национальных и глобальных экологических проблем. Важно подвести учащихся к выводу о том, что возникновение многих экологических проблем зависит практически от поведения и поступков каждого человека в том месте, где он живет и трудится. Знание этих проблем выступает своего рода мотивацией к соблюдению экологически целесообразных ограничений в личном поведении. Все это содействует развитию потребности экологически грамотного поведения в повседневной жизни.

Междисциплинарный подход – один из руководящих принципов экологического образования. Объективной предпосылкой междисциплинарного подхода является интеграция научного знания. Усиление взаимосвязи общественных, естественных и технических наук представляет собой одну из магистральных тенденций развития современного научного познания. Формирование ответственного отношения к природе, в основе которого лежит понимание ее универсальной ценности, не может происходить в рамках только отдельного учебного предмета. Экологическое образование должно способствовать преодолению разобщенности учебных предметов за счет интегрированного характера своего содержания.

В условиях школьного образования такой подход получает свое отражение в системе межпредметных связей, которые рассматрива­ются в дидактике как один из принципов и как условие, позволяющее вычленять наиболее ценные для формирования мировоззрения учащихся обобщенные компоненты образования. Актуальность межпредметных связей обусловлена задачами всестороннего развития личности, тенденциями интеграции наук, развитием системного метода познания.

Междисциплинарность применительно к экологическому образованию употребляется в широком смысле. Она распространяется на процесс не только обучения, но и воспитания. Все это содействует вычленению главного содержания экологического образования (познавательного, ценностного, нормативного и деятельностного аспектов), его распределению в отдельных учебных предметах.

Целенаправленность общения школьников с окружающей средой. Подлинно экологичное отношение к природе связано с развитием чувственно-эмоциональной сферы личности и требует упражнения в практических действиях. Эти действия могут правильно реализовываться лишь при педагогически организованных ситуациях взаимодействия школьников, как с природной средой, так и с людьми, осуществляющими различные виды природопользования. Такое общение осуществляется в ходе познавательной, игровой, организационно-практической, трудовой и других видов деятельности. Содержательная сторона этой деятельности основывается на требованиях учебных программ по природоведению, физической и экономической географии, биологии, химии, касающихся умений определять объекты природы, устанавливать связи между ними; владеть способами фиксации и оформления результатов измерений, определений, наблюдений; изучать и оценивать деятельность человека.

К числу ведущих специфических принципов экологического воспитания, относится краеведческий , посредством которого наиболее эффективно могут быть реализованы основные содержательные линии.

Краеведение как «всестороннее познание своего края: учет, изучение его природных, экономических и духовных богатств, в целях развития и наилучшего использования их в соответствии с планами развития страны и местного края» [31].

И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова, В.А. Игнатова и др. рассматривают краеведение как ведущий принцип формирования экологической культуры личности. Краеведческий материал даёт возможность учащимся овладеть глубокими знаниями о природе, экономике, культуре, общественно – политической жизни, историческом прошлом и настоящем своего края.

При умелой организации эколого-краеведческой работы формируется бережное, а затем и ответственное отношение к природе, любовь и интерес к Родине, родной природе, к национальным традициям, обычаям и культуре.

Проблема использования краеведческого материала как средства воспитания рассматриваются в исследованиях А.Р. Батыршина, П.А. Бурдейного, О.Г. Гасанова, Д.В. Кацюбы, В.И.Смирнова, А.Е. Ставровского, А.С. Потресова, А.С. Баркова и других [4].

Под краеведческим принципом обучения и воспитания необходимо понимать опору на имеющиеся краеведческие знания, умения и навыки учащихся, самостоятельное расширение их в процессе учебно-воспитательной работы в целях экологического воспитания.

Таким образом, психолого-педагогические основы формирования ответственного отношения школьника к природе включают в себя:

 --единство целей, задач и принципов экологического образования;

 - определение цели экологического образования как сформированности ответственного отношения школьника к природной среде и умений понимать и ценить богатство и красоту родной природы;

 - конкретизацию цели экологического образования в системе воспитательных и образовательных задач, направленных на преодоление утилитарно-потребительского отношения к природе и формирование ответственного отношения к ней;

- раскрытие экологического содержания, дидактических принципов и принципов коммунистического воспитания;

 - обоснование специфических для экологического образования принципов;

 - раскрытие сложной структуры экологической ответственности как системы знаний, мотивов, взглядов, убеждений, ценностных ориентации и готовности к деятельности по охране и улучшению окружающей среды;

 - характеристику отношения к природе как составного элемента мировоззрения личности.

В.А Игнатова (2002) выделяет в целевой направленности экологического образования идеи социальной и культурно-исторической обусловленности зарождения и развития экологических проблем. Начальная школа в названном контексте рассматривается как фундамент и важнейший этап в становлении экологической культуры личности.

По мнению И.В Цветковой этот этап приводит к формированию в сознании ребенка наглядно-образной картины этого мира, во многом определяющей процесс развития его экологической культуры.

Этноэкологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу. Основу формирования этноэкологической культуры составляет ряд принципов, которые согласуются с общими и частными принципами педагогики, а также отражают специфику экологического воспитания. Общие принципы включают: интеграция, научность, доступность, преемственность, непрерывность, личностная ориентация в обучении.

По мнению А.Е. Тихоновой главным педагогическим действием в этноэкологической работе является его воспитательная направленность [14].

Экологическое краеведение направлено на познание младшими школьниками природы своего края в прошлом и настоящем, выявлении местных экологических проблем, поиск и практическую реализацию доступных для учащихся путей их решения.

Стержнем этноэкологического воспитания является процесс формирования у школьников представлений о различных взаимосвязях в природе. Содержательный аспект этноэкологического воспитания школьников включает также познание детьми явлений из области природо<



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
I.1. Экологическое воспитание как социально-педагогическая 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I.1. Экологическое воспитание как социально-педагогическая

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)