Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


работы. Сравнение эффективности проведенной работы



2019-12-29 160 Обсуждений (0)
работы. Сравнение эффективности проведенной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Опытно – экспериментальная работа проводилась в 3-х направлениях: констатирующем, формирующем, контрольных экспериментов. На констатирующем этапе была проведена анкета с целью: проверить первоначальные умения, навыки поведения младших школьников в природе. За основу были взяты общие положения по методике выявления уровня нравственной воспитанности, сформулированные Н.С. Дежниковой, И.С. Марьенко, И.В. Цветковой, и другими. Были приняты во внимание исследования Л.П. Симоновой и других о методах изучения отношения младших школьников к природе. При рассмотрении уровня экологической воспитанности, мы опирались на исследования названных авторов и учитывали уровень сформированности этноэкологических представлений.

Эксперимент проводился в сош № 26 в экспериментальном 3 «А» классе (27 человек) и контрольном 3 «Б» классе (26 человек).

Результаты анкет, в обоих классов в основном одинаковые (анкета 1) . Для младшего школьного возраста допны понятия хороших и плохих поступков. Под хорошим поведением они подразумевают прилежное отношение к учебе, полезный труд, соблюдение элементарного порядка, проявление вежливости, дружбу со сверстниками, честность и правдивость, что представление учащихся о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся. Анализ изучения мотивов отношения младших школьников к природе выявил противоречивость детского отношения к объектам и явлениям природы. У учащихся младших классов развито чувство нравственно – эстетического отношения к природе: «Не обижаю животных и насекомых, они маленькие и красивые», «Нельзя разорять птичьи гнёзда, они полезные и красивые». И в то же время могут безжалостно убивать насекомых, ломать деревья, рвать цветы, топтать растения.

Приводим результаты анкетного опроса с учащимися сош № 26

 

Анкета №1

 

Вопросы                                                                     Ответы:

3 «А» класса; 3 «Б» класса

 

1.Нравится ли тебе бывать на природе?                            27 чел.   26 чел.

2.Что тебе больше всего нравится, находясь на природе:

 - слушать птиц;                                                           3 чел.    3 чел.

 - любоваться природой;                                                  3 чел.    4 чел.

 - загорать, купаться                                                     4 чел.     6 чел.

 - играть в подвижные игры                                       8 чел.     6 чел.

 - собирать ягоды, грибы                                            4 чел.     4 чел.

 - рвать цветы                                                               5 чел.     3 чел.

3.Приходилось ли тебе оказывать помощь животным?

Нет, не приходилось                                                     12 чел.  11 чел.

Подбираю бездомных животных и ухаживаю за ними 4 чел.    3 чел.

Отогревал зимой птиц                                                    1 чел.     2 чел.

Лечил раненную птицу                                                  2 чел.     3 чел.

Подкармливаю зимой птиц                                            8 чел.    7 чел.

4.В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие ?

Не принимал участие                                                      11 чел.  12 чел.

Делал с папой скворечник                                                2 чел.  3 чел.

Принимал участие в озеленении класса, школьного двора 14 чел. 11 чел.

5.Какие книги о природе ты читал?

Не люблю книги о природе                                               18 чел. 14 чел.

Читаю книги В. Бианки, Е. Чарушина и др.                     7 чел. 9 чел.

Читаю книги о природе Осетии……………………….…….2чел. 3чел.

 

 

Таблица 1.

Результаты анкетирования по выявлению отношения учащихся

начальных классов к природе

 

  №   Мотивы отношения к природе Кол-во учащихся 3 «А» (в %) Кол-во учащихся 3 «Б»(в %)
  1.     2.     3.   4.     Познавательно-исследовательские   Утилитарно-прагматические   Эстетические   Природоохранные   12%     51%     23%   14%     9%     54%     26%   11%

 

 

Для получения точных и объективных данных уровня этноэкологической культуры учащихся эксперимент проводился в тех же классах.

С целью выявления влияния средств, методов и приёмов использования эколого - краеведческого материала на развитие младших школьников в процессе изучения окружающего мира, в экспериментальном классе апробировалась методическая система заданий. А в контрольном классе наблюдения велись по традиционной системе.

На формирующем этапе применялись различные методы:

-анализ успеваемости учащихся;

-наблюдение за учащимися во время экскурсий;

-оценка практических навыков учащихся на уроках, внеклассных и внешкольных занятиях;

-изучение творческих работ учащихся (рисунков, поделок из природного материала, сочинений);

-беседы с учащимися; опрос учителей, родителей; анкетирование учащихся.

Приводим результаты анкетного опроса с учащимися тех же классов.

 

Анкета №2

 

Вопросы Ответы 3 «А» класса Ответы 3 «Б» класса
1. Нужно ли защищать природу? Да (26 чел.) Нет (1 чел.) Да(23 чел.) Нет(3 чел.)
2. .Хорошо ли охотиться на диких животных? Да (4 чел.) Нет (23 чел.) Да(10 чел.) Нет(16 чел.)
3. Нравится ли тебе читать книги о природе, животных? Да (19 чел.) Нет (8 чел.) Да (15 чел.) Нет (11 чел.)
4. Нравится ли тебе профессия лесника? Да (19 чел.) Нет (8 чел.) Да (9 чел.) Нет (17 чел.)
5. Нравятся ли тебе экологические игры? Да (21 чел.) Нет (6 чел.) Да (7 чел.) Нет (19 чел.)

 

 

В экспериментальном классе дети воспринимали материал с интересом. Активно участвовали в процессе обучения (анкета 2). На последующих беседах по теме урока практически все ребята показали достаточно глубокие знания. Школьники выражали заинтересованность в проведении таких занятий и в дальнейшем.

В контрольном классе урок проводился по той же самой теме, но без применения игры, материал излагался сухо.

Для школьников начальных классов такой материал воспринимался достаточно тяжело, что повлияло на усвоение знаний. Учащимся не было интересно воспринимать весь материал, к концу урока наступила утомленность. Урок показался детям обычным, стандартным.

 

Таблица 3.

Результаты анкетирования по выявлению уровня экологической воспитанности у учащихся начальных классов

 

  №   Мотивы отношения к природе Кол-во учащихся 3 «А» (в %) Кол-во учащихся 3 «Б»(в %)
  1.     2.     3   4   Познавательно-исследовательские   Утилитарно-прагматические   Эстетические   Природоохранные   18%     29%     31%   22%     9%     54%     26%   11%

 

По результатам анкеты видно, что в экспериментальном классе знания усвоились лучше, чем в контрольном за счет выше перечисленных методов и приемов обучения.

Младшим школьникам свойственны любознательность и эмоциональная отзывчивость, что и обусловливает характер их отношений к природе. Как и у дошкольников, преобладающим является эстетический мотив, однако в большей части ответов младшие школьники оперируют нравственно-эстетическими мотивами отношения к природе: «Растения всех радуют»; «Они нам нравятся», «Украшают город»; «Делают нашу жизнь красивой»; «Лес – наш друг»; «Без птиц было бы скучно встречать весну». В этом возрасте дети осмысливают и переоценивают свой прежний опыт отношения к природе: «Я сделал плохо, когда был маленьким»; «Когда был маленьким, не знал, что такое природа, теперь я понял, что природу надо беречь». Однако поведение объясняется на элементарном уровне, односложно и зачастую неточно. Для большинства ответов характерна непосредственность и откровенность признаний в нехороших поступках, но младшие школьники не дифференцируют свои действия и действия других по степени значимости их влияний на природу. Допускаются неправильные суждения при объяснении, почему надо беречь природу: «Деревья вырабатывают кислород и уничтожают газ»; «Если бы не было муравьев, лес был бы грязным» и др.

Младшие школьники ценят похвалу, поддержку со стороны взрослых и товарищей и поэтому считают, что важно «научить детей любить природу». Учащиеся начальной школы имеют представление о природоохранительной деятельности, но относят к ней самые различные мероприятия – от контроля за своим и чужим поведением в природе до выполнения государственных законов и создания заповедников.

Ответы учащихся свидетельствуют о недостаточном понимании и ограниченности их личного участия в труде, связанном с заботой о живых объектах природы. Однако в ряде случаев десятилетние школьники высказывают умозаключения широкого плана, такие, например, как: «Человек – часть природы»; «Надо стремиться превратить планету в цветущий сад»; «Надо беречь природу для наших потомков»; «Не надо воевать, если мы хотим, чтобы природа не гибла». В целом же младшим школьникам свойственны эмоциональный и утилитарный типы отношения к природе. Очевидно, в пределах возрастных возможностей есть еще не использованные резервы для повышения уровня сформированности экологической ответственности.

Результаты проведенных исследований показывают, что использование на уроках эколого - краеведческого материала позволяет учителю оказать заметное воздействие на формирование экологической культуры и на эмоциональное развитие учащихся.

 

 

Выводы к главе 2

Таким образом, этноэкологическое воспитание является неотъемлемой частью экологического образования, цель которого состоит в формировании, у учащихся ответственного отношения к среде своего обитания, вооружение их соответствующими умениями и навыками, необходимыми для жизни и труда, привитие экологической культуры как составляющей общей культуры человека. Использование инновационных педагогических технологий при изучении естествознании в начальной школе обеспечивает развитие личности учащихся.

Эколого – краеведческий материал в процессе обучения естествознанию способствует развитию мотивации, аналитического и прогностического мышления учащихся, их творческой деятельности и принятию нестандартных решений. Разнообразный занимательный материал обладает потенциалом для организации эвристических бесед, уроков с изложением проблемного типа, проблемных дискуссий и исследовательской работы учащихся. Использование различных инновационных технологий при изучении естествознании будут способствовать развитию активной мыслительной деятельности и формированию интереса к предмету.

 

 

Заключение

 

Таким образом, комплексное использование эколого – краеведческого содержания способствует становлению ряда основополагающих экологических понятий, адекватных возрастным возможностям младших школьников, обеспечению более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

В целом данная система позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечить более надежные основы экологической ответственности младших школьников. В нем на конкретном и доступном материале раскрывается эстетическое, оздоровительное и познавательное значение природы. На занятиях, которые проводят не только в классе, но и на природе, дети глубже познают красоту родных мест, убеждаются в неповторимой прелести и очаровании каждого времени года родной природы, вовлекаются в посильную природоведческую деятельность.

Включение эколого – краеведческого материала в содержание уроков и внеклассных мероприятий по естествознанию формируют у младших школьников интерес к познанию окружающего мира, вырабатываются навыки разнообразной практической деятельности по изучению и охране окружающей среды.

Формирование экологической культуры младших школьников происходит наиболее эффективно в условиях приобщения их к национальной культуре народа. Приобщение учащихся к истокам народной культуры, знакомство с природными богатствами, включение их в активную природоохранную деятельность играет важную роль в развитии экологической культуры.

В экспериментальных заданиях заложен огромный психологический заряд, побуждающий учащихся размышлять о прошлом, настоящем и будущем развитии родного края.

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Антология педагогической мысли России второй половины 19-начала 20 вв. М. , 1990.

2. Амирханов А.М. и др. Красная книга. - Владикавказ, 2000 г. - с.243

3. Амирханов А.М. и др. Северо-Осетинский заповедник. - М.: 1998 г.

4. Атласова Е.М. Краеведческая работа как средство приобщения учащихся - подростков школ народов Севера и национальной культуре. Автореф. дисс. канд. пед. наук - Красноярск, 1991 г. -с. 17

5. Богданец Т.П. Экологический подход и развивающие возможности начального естествознания. — Начальная школа: плюс, минус. 2002, № 9, с. 66-70.

6. Бобылева Л.А. Проблемы эколого-профессиональной подготовки учителя начальных классов в решении региональных задач образования. — Сборник тезисов региональной научно-практической конференции, — Владикавказ, 2000, с.9-11.

7. Бобылева Л.А. и др. Мой край – вся планета в капле воды. Эколого-краеведческая программа для младших школьников. — Владикавказ, 2001.с.

8. Бобылева Л.А. Модель экологического образования младших школьников в условиях регионализации системы образования. Материалы Российской научной конф. «Национальное образование и единство образовательного пространства России». — М. , 1999, с 40-42.

9. Богданова О.С. Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М., Просвещение, 1975 г. - с 208.

10. Божович Л.И. Избран. псих. труды. (Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна). - М., Международная педагогическая академия, 1995г. - с.209.

11. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников (Вопросы теории). - М., Педагогика, 1979г. - с.224.

12. Будун А.С. Природа, природные ресурсы Северной Осетии и их охрана. - Владикавказ, 1994 г. - с.254.

13. Валеев И.И. Воспитать патриота (из опыта краеведческой работы).-Уфа., 1990 г.-с. 144.

14. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. — Начальная школа, 2003, № 2. - с. 110-113.

15. Веденеева Г.И. Нравственное воспитание младших школьников в процессе краеведческой работы: Автореф. дисс.-.канд. пед. наук . М., 1998г.-с.15.

16. Вернадский В.И. философские мысли натуралиста: - М.: Наука 1998г.

17. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры. Советская педагогика. - 1989г.-№ 67 с. 98 - 102.

18. Вопросы краеведения в школе (Под редакцией К. Буданова и П. Симонова). - Л., 1925г.

19. Выготский Л.С. Избр. психол. исследование. - М., 1956 г. - с.519.

20. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей - М., 1965 г. — с.197.

21. Гасанов О.Г. Использование краеведческих материалов как средство нравственного воспитания учащихся.: Автореф. дисс. канд. пед. наук -Баку., 1992.

22. Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. - М., 1988г.-с.236.

23. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики. – Педагогика, 2002, № 10, с. 51-55.

24. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М., 1984 г.

25. Захлебный А.Н. Непрерывное экологическое образование: варианты осуществления в 12-летней российской школе. - Экологическое образование, 2000, № 2, с.22-25.

26. Закон Российской Федерации «О народном образовании» от 30 июня 1992 года. М., 1992 г.

27. Закон об образовании Республики Северная Осетия – Алания. Владикавказ, 2000, с. 5, 11.

28. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии: Сборник научных трудов. - Волгоград.: 1996 г.

29. Зятева Л.А. Философско-педагогические воззрения отечественных ученых на проблему экологического воспитания. – Педагогика, 2002 г. № 7 – с. 32-40

30. Клепинина З.А., Мельчаков-Л.Ф. Природоведение. Учебник для 2 и 3 классов.- М.: Просвещение, 2002.

31. Князев Ю.А. Сущность и педагогическая значимость школьного краеведения. - Преподавание истории в школе, 1989г, № 7 - с. 132-135.

32. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2-х т. - М., Педагогика, 1982г. т. 1 с. 268.

33. Концепция общего среднего экологического образования. - Газета «Зеленый мир», 1994, № 13.

34. Концепция воспитания в Республике Северная Осетия-Алания.- Владикавказ, 2002, с.6-8.

35.  Кочисов В.К. О путях реализации этнопедагогического аспекта воспитания учащихся национальной школы. Материалы Межвузовской научно-практической конференции «Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры». - Нальчик, 1996, с. 135-137.

36. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М.: Прометей, 1995.

37. Люблинская А.В. Учителю о психологии младшего школьника. - М., Просвещение, 1977 г. - с. 224.

38. Моисеев Н.Н. Экология и образование. - М.: «ЮНИСАМ», 1996, с. 21.

39. О состоянии и перспективах развития системы образования Республики Северная Осетия – Алания (2002-2003). - Владикавказ, 2002.с. 32-42.

40. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.:Просвещение, 1990

41. Панов В.И. Экологическое образование и формирование экологического сознания. — Экологическое образование, 2001, № 1, с. 20-22.

42. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: в 2-х т. - М., Педагогика, 1981.

43. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа. //Начальная школа.-1991, N5, С. 2-8.

44. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 -4). - М., Просвещение, 1994 г. - с. 153.

45. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. - М.: «Академия», 2000. - с.3-41

46. Симонова Л.П. Как учить экологии в начальных классах. - М.: «Тобол», 1999, с.11-23.

47. Ушинский К.Д. Собр. соч.- М., 1988, Т.11.

48. Хатагов Е.Е. Этнопедагогика Северного Кавказа. - Владикавказ 2000 г.-с. 52.

49. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. - М.: Педагогическое общество России, 2000, с. 37- 45.

50. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. - Ярославль: Академия, 1997, с. 20-41.

51. Экологическое образование в новом Федеральном Законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды». - М.2002.

 

 

Приложения

 

Содержание дидактических заданий эколого – краеведческого

Характера

Приложение 1

 Игра «Сенсорная тропа»

Провести это занятие, вызывающее большой интерес у ребят, можно в лесу, в парке, в лесополосе и даже на школьном озелененном участке. Цель занятия - практическое познание природы, развитие навыков наблюдения и чувственного восприятия всех ее компонентов. Предварительная подготовка: произвольно на небольшом участке с деревьями натянуть веревку длиной 60-100 м зигзагами между отдельными деревьями (на уровне локтя), оставив между "входом" на тропу и "выходом" несколько метров, свободных от веревки. Задание детям: запомнить маршрут, подсчитать количество крупных и небольших деревьев, ощупывая их руками по мере продвижения по тропе, запомнить ощущение почвы под ногами. Детей на тропе расставляют примерно в полуметре друг от друга. Главное условие: по сенсорной тропе дети идут с закрытыми (завязанными) глазами. Их подводят к началу тропы, объясняют задание, завязывают глаза, кладут правую руку на веревку. Направляя игроков по цепочке вдоль веревки, следят, чтобы они не наткнулись на впереди идущего игрока, а второй рукой ощупывали стволы. На "выходе" помощник отводит детей по одному в сторону, просит снять повязку с глаз. Когда все участники закончат маршрут, обсуждаются впечатления от такого прохождения вслепую, на какие органы чувств дети больше ориентировались, было ли страшно, а также какое количество деревьев, с какой корой было встречено на тропе. После этого проводятся игры.

Приложение 2.

 Игра: "Этажи леса" ("Составь ярусы леса")

Рассказав о ярусности лесного участка, находящегося перед детьми, и о многообразии растений, составляющих эти ярусы, участникам предлагается построиться так, чтобы наглядно были представлены все "этажи" данного участка. Например, несколько самых высоких ребят составляют 1 ярус - сосну, дуб; поменьше ростом - растения II яруса - липу, клен, осину; III ярус - кустарники: черемуху, орешник (дети немного приседают); IV ярус - черника, брусника; V ярус (дети на корточках) - травы, мхи. Так, в любом участке леса школьники быстро начинают ориентироваться и сами строить ярусы, определяя растения.

 

 Игра "Найди 3 предмета старше себя"

Попросить детей разделиться попарно и принести 3 природных предмета, которые старше их по возрасту. Время на выполнение задания - 3 минуты. Дети приносят свои находки руководителю и вместе обсуждают найденное - камни, сухой валежник, землю и т.д. Игра вызывает много шуток, так как зачастую приносятся предметы младше себя - листья, веточки, семена.

 

Игра "Найди 5 предметов младше тебя".

Исходя из опыта предыдущей игры, дети довольно быстро и с азартом справляются с заданием, приносят хвоинки, опавшую кору, шишки, ягоды и т.д.

 

 Игра "Послушай тишину" ("Наедине с природой")

Игру можно проводить стоя, но если экскурсия проходит летом, то лучше лежа на траве. Попросить детей закрыть глаза, 3 минуты помолчать и прислушаться к окружающему миру. Запомнить все услышанные звуки и определить, откуда они доносятся. После того, как все откроют глаза, попросить одного из ребят рассказать о своих ощущениях и тех звуках, что он смог различить (шум ветра, шорох, лай собаки, звук автомобиля и т.д.). Кто-то из детей наверное слышал больше звуков, попросить его дополнить рассказ, составив как бы звуковую карту. После задания рассказать ребятам, почему нельзя шуметь в лесу, как ориентируются животные по звукам, способы звукового общения в природе (сигналы тревоги, опасности, обозначения территории и т.д.). Очень действенная игра в отношении изменения своего поведения на природе.

 Игра "Найди свое дерево"

Обычно проводят на полянке или любом открытом месте, где невдалеке растут деревья. Ребят разбивают на пары, одному завязывают глаза или просят зажмуриться, а второй напарник ведет его за руку, петляя по своему усмотрению к заранее облюбованному дереву. После этого разрешают тщательно ощупать кору, ствол, а потом отводит на место сбора игроков. Повязку снимают или ребенок открывает глаза и пытается найти "свое" дерево, при этом напарник следит, чтобы дерево было обнаружено правильно. Потом участники игры в паре меняются ролями.

 

 Игра "Найди три оттенка зеленого"

Игру лучше проводить в весенне-летний период. Детей, разбив попарно, просят найти растения с разными оттенками зеленого цвета. Осенью игра видоизменяется - нужно найти листья или травинки с оттенками желтого цвета.

 

 

Приложение 2.

Игра "Определи 5 предметов из природного материала"

(по запаху и на ощупь)

Разбиться попарно. Возле руководителя остаются дети с закрытыми глазами, а в это время их напарники в течение 3-4 минут должны найти 5 предметов (шишки, грибы, листочки, орехи, галлы, корешки и т.д.), отозвать своего партнера в сторону, который с закрытыми глазами должен на ощупь и по запаху определить найденный предмет. После этого дети в паре меняются ролями. Игра заставляет ребят ориентироваться на тактильные ощущения и вызывает большой интерес.

Игра "Фотограф"

Разбиться по парам, один из игроков становится "фотоаппаратом", другой "фотографом". Предварительно руководитель разъясняет принцип выбора объектов для фотосъемки на природе, чтобы снимок получился запоминающимся.

Задание: "фотограф" ведет за руку "фотоаппарат" (при этом игрок идет с закрытыми глазами), выбирая объект для натурных съемок. Выбрав наиболее эффектную по своему мнению композицию, "фотограф" ставит "фотоаппарат" на свое место, легонько нажимает на его плечо и просит открыть глаза на две секунды и снова закрыть. "Снимок" сделан. Игрок-"фотоаппарат" с закрытыми глазами отводится к руководителю и рассказывает, что он увидел и какое впечатление этот "снимок" на него произвел. При этом выясняется мастерство "фотографа" и его ошибки при выборе кадра. Впоследствии игроки меняются местами. Игра становится более эффективной, если "фотографу" при выборе объекта дать в руки рамочку от диапозитива.

 

 Игра "Кто дальше?"

 игре участвуют до десяти человек, остальные - зрители. Игроки становятся в шеренгу вдоль линии старта.

Задание: руководитель берет игрока за руку, предлагает пройти вперед и при каждом шаге громко называть вид какого-либо животного (это могут быть, например, птицы). При заминке более, чем на две секунды игрок оставляется на месте, а руководитель идет со следующим игроком, предлагая назвать других обитателей, например, насекомых, с третьим игроком - млекопитающих и т.д. Выигрывает тот игрок, который уходит дальше всех и достигает финишной черты.

 

 Игра "Птица, рыба, зверь"

Игроки становятся в широкий круг, в середине его ведущий, который поочередно бросает мяч играющим. При этом он говорит, например, "птица", а ловящий мяч игрок должен тут же ответить название птицы (в течение не более 3-х секунд) и отбросить мяч ведущему обратно. Следующему игроку предлагается назвать зверя или рыбу. Если кто-то из игроков повторил название вида, которое уже прозвучало в игре, он выбывает из круга. Ведущему разрешается подряд называть одну и ту же группу животных, чтобы дезориентировать игроков. Победителем выходит последний оставшийся игрок.

Помимо вышеперечисленных игр можно использовать разные варианты, но не более 12-15 игр за одно занятие. Игры, которые также подойдут для этого занятия: "Олени и природные факторы", "Птенец в стае", "Лягушка и комарики", "Найди свою пару по звуку", "Наседка и коршун", "Где моя мама?", "Вороны и совы", "Паутина жизни", "Кто как движется" и другие. Все эти игры должны сопровождаться разъяснениями руководителя, так как главная задача занятия - учиться вести себя на природе, ощущать ее красоту и многообразие, бережно к ней относиться.

 

 Игра. Занятие в ночном лесу ("Ночная тропа")

Цель занятия - научить детей не бояться темноты, обрести навыки поведения в лесу днем и ночью, объяснить особенность работы органов зрения в сумерках, а также познакомить с образом жизни и поведением ночных и дневных животных в темное время суток. Занятие требует тщательной предварительной подготовки руководителя, детей, а также проверки самого маршрута. Объяснение во время занятий включает рассказ о том, как вести себя в лесу, если заблудился, как оборудовать место для ночлега, как ориентироваться по звукам, кого и чего следует опасаться ночью. Важным моментом является показ природных объектов, по которым можно ориентироваться в лесу. Особое внимание необходимо уделить рассказу о поведении животных ночью, их взаимоотношениях друг с другом, например, хищники и объекты их охоты, способы маскировки и т.д. При проведении специализированных игр необходимо напомнить принципы функционирования зрительных клеток "колбочек", отвечающих за цветовое восприятие и "палочек", определяющих черно-белую гамму, объяснить, почему в темноте все предметы кажутся увеличенными.

Оборудование для игр: свеча, спички, белый пластиковый стаканчик, 3 контейнера от фотопленок с зернами риса, 3 повязки для глаз.

Инструктаж: перед выходом на ночную тропу рассчитаться по номерам, чтобы периодически проводить проверку присутствующих, дети должны соблюдать тишину и не отходить от руководителя (на тропе желательно присутствие двух сопровождающих взрослых).

По мере прохождения и рассказа на тропе проводятся эколого-познавательные игры.

 

 Игры на ночной тропе: "Ночной призрак"

Разбить детей на пары, поставив каждую примерно в полуметре вдоль тропы. Дети в паре становятся напротив друг друга так, чтобы было видно лицо напарника. Задание: в течение 10 сек. смотреть, не отвлекаясь, партнеру на кончик носа, потом быстро перевести взгляд на левое плечо (5 сек.), потом снова на кончик носа (5 сек.). И так примерно 8-10 раз. Детям будет казаться, что лицо резко увеличивается, приобретая необычную форму, как "ночной призрак". Объяснить работу "палочек" и "колбочек" и как они создают эффект увеличения при резком переводе взгляда на различные по освещенности объекты.

 

Игра. "Игра со свечой"

Руководитель вместе с детьми становится в круг и зажигает, протянув в центр круга руку, свечу. Перед этим дается задание: закрыть ладонью левый глаз и смотреть, не отрываясь, на пламя свечи в течение 1 минуты (на расстоянии не менее 1 м). Затем предлагается детям по кругу рассказать сказку или историю (каждый участник использует по одному предложению). Затем просят открыть левый глаз, при этом, закрыв, правый (все это время дети смотрят на пламя свечи), потом - снова левый. Эффект: пламя видно то четко, то в туманном ореоле, что объясняется сужением и расширением зрачков и работой зрительных клеток.

 

Игра. "Наедине с лесом" ("посиди-послушай")

Один руководитель остается на месте, а второй ведет детей вдоль тропы и оставляет их поодиночке на расстоянии нескольких метров друг от друга. Предварительно детям дают задание: в течение 2-3 минут с закрытыми глазами молча посидеть на корточках и запомнить все звуки и их направление. По сигналу детей потихоньку собирают вместе и они по очереди рассказывают свои впечатления и ощущения от пережитого, сколько и какие звуки они слышали (шум ветра, шорохи листьев, звуки транспорта и т.д.). Обычно дают высказаться 2-3 школьникам, их дополнят остальные участники игры. После обмена мнениями и сравнения ощущений нахождения в дневном и ночном лесу рассказать, как чувствуют и ведут себя животные в темноте, кто, где прячется, охотится и т.д. Примечание: если кто-то из детей очень боится темноты, желательно их посадить на тропе рядом со взрослыми.

 

Игра. "Летучая мышь и комарик"

Эту игру начинают после рассказа о поведении ночных животных, особенно летучих мышей, объяснив при этом принцип поимки насекомых с помощью эхолокации. Дети становятся в широкий круг. Выбираются 2 участника игры, которые будут "мышью" и "комаром", им дают в руки по контейнеру с рисом и завязывают глаза.

Задание: "Летучая мышь" должна периодически подавать сигнал контейнером ("включает эхолокацию"), а "комар" тотчас же послать ответный сигнал своим контейнером ("отражает сигнал"). Остальные дети подстраховывают игроков, чтобы они не вышли за пределы круга, и стараются вести себя тихо, чтобы не мешать игрокам, обнаружить друг друга. Игроков разводят в стороны, и по сигналу начинается "охота" до тех пор, пока "комар" не будет пойман. Игру можно усложнить, запустив в круг двух "комаров". Эта игра очень эмоциональна, дает волю фантазии, так как дети с удовольствием меняют тактику ловли и убегания, хитрят, отвлекая внимание "мыши".

 

 Игра "Арты къона»"

Перед началом игры рассказывают об обычае, существовавшем у осетин: если в сакле потухал костер, то огонь (угольки в горшке) брали у соседей и бережно, чтобы он не потерял свою живую силу, переносили в свой очаг. Можно рассказать о значении огня для осетин, о силе клятвы «арт хæрын» и т.д.

Выбирается "хранитель огня", его сажают в середину широкого круга на корточки, предварительно завязав глаза. Перед ним ставится пластиковый стаканчик в пределах досягаемости, чтобы можно было периодически проверять его наличие. Задание: игрокам из круга необходимо как можно тише подобраться к "огню" и забрать его. Игроки должны стоять очень тихо, но так, чтобы видеть руку руководителя, который молча указывает на того игрока, который должен подобраться к "хранителю огня". Если по шороху "хранитель" правильно определил приближающегося и указал на него рукой, то тот считается обнаруженным и сам становится "хранителем". Данная игра развивает способность двигаться бесшумно, ориентироваться согласно обстановке и является наглядным примером того, как в тишине двигаются лесные обитатели.

 

Глоссарий ключевых слов

 

Антропогенное загрязнение - загрязнение биосферы в результате биологического существования и хозяйственной деятельности людей, в том числе их прямого или косвенного влияния на интенсивность природного загрязнения.

2. Выброс - кратковременное или непрерывное (за час, сутки) поступление в окружающую среду вредных веществ (загрязнителей) военным объектом, промышленным предприятием, группой предприятий или населенным пунктом.

3. Загрязнение природной среды - привнесение в среду или возникновение в ней новых (нехарактерных для нее) физических, химических или биологических агентов, или превышение естественного средне многолетнего уровня концентрации тех же агентов в рассматриваемый период. Различают природные и антропогенные загрязнения.

4. Загрязнение атмосферы - привнесение в воздух или образование в нем физических агентов, химических веществ или организмов, неблагоприятно воздействующих на среду жизни и наносящих урон материальным ценностям. >

5. Загрязнение воды - привнесение в воду или образование в ней физических, химических или биологических агентов, неблагоприятно воздействующих на среду жизни или наносящих урон материальным ценностям. >

6. Загрязнение почвы - накопление на участках Земли промышленных и хозяйственно-бытовых отбросов и отходов, приводящее к потере плодородия почвы.

7. Защита природной среды от загрязнения - система мероприятий, направленных на устранение отрицательного влияния человека на природную среду.

Природное загрязнение - загрязнение, возникающее в результате естественных причин. Обычно природные загрязнения вызываются извержениями вулкана, селевыми потоками и другими катастрофическими причинами. Иногда природные загрязнения происходят в результате отдаленных косвенных воздействий людей на природу.

9. Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

10. Экологическое воспитание - это формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

Экологическая проблема - глобальная проблема человечества, возникшая с началом индустриальной деятельности человечества и особенно обострившаяся во второй половине 20 века. Кроме индустриализации, углублению экологической проблемы способствовали ядерные испытания, проводимые в трех средах географической оболочки Земли.

 

 



2019-12-29 160 Обсуждений (0)
работы. Сравнение эффективности проведенной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: работы. Сравнение эффективности проведенной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)