Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Банковская система Швейцарии



2019-12-29 155 Обсуждений (0)
Банковская система Швейцарии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Швейцария - страна банков. На 1,5 тыс. жи­телей приходится один банк. В стране функционирует 140 филиа­лов (отделений) крупных иностранных банков. Швейцарская бан­ковская система объединяет более 500 банковских организаций.

Все швейцарские банки традиционно делятся на три основные группы:

• крупнейшие национальные банки - Юнион бэнк оф Свит-целэнд (Union Bank of Switzerland), Суисс бэнк корпорэйшн (Suiss Bank Corporation) и Суисс кредит бэнк (Suiss Credit Bank);

• кантональные, местные и сберегательные банки, в основном работающие с местными вкладчиками в своих регионах. Они предоставляют также ссуды и осуществляют расчетно-кассовые операции;

• частные банки, основной вид деятельности которых - управ­ление инвестиционными портфелями.

Рассмотрение лишь банковской системы Швейцарии не дает полного представления о своеобразии и широких возможностях приложения капитала в этой стране. В кредитную систему Швей­царии органично входят также финансовые компании. Они де­лятся на:

• компании, рекламирующие себя для приема депозитов, ко­торые обязаны отвечать всем требованиям федерального банков­ского законодательства;

• компании, не принимающие депозиты, но выполняющие другие банковские операции. Они подпадают под регулирование лишь некоторых статей данного законодательства /7/.

Отличительной чертой швейцарской банковской системы яв­ляется строгий контроль за деятельностью банков и инвестици­онных компаний. После второй мировой войны в Швейцарии не было ни одного случая банкротства. Контроль за банками имеет трехступенчатую структуру и осуществляется Федеральной бан­ковской комиссией, Национальным Банком и Швейцарской бан­ковской ассоциацией.

Деятельность банков, ее регулирование и контроль проходят в соответствии с Федеральным банковским законом о банках и сберегательных банках от 8 ноября 1934 г. Главное назначение Закона - защита интересов клиента.

Банковская лицензия выдается Федеральной банковской ко­миссией только в том случае, если банк отвечает всем требовани­ям Закона. Исключения не допускаются. В случае, если обнару­живаются нарушения Закона, выданная лицензия может быть не­медленно отозвана.

Еще одна черта, определяющая высокий рейтинг швейцарских банков, - банковская секретность. Тайна вкладов защищена в Швейцарии положениями как гражданского, так и уголовного права. Банк, не умеющий хранить секреты своих клиентов, может быть лишен лицензии, а служащим за разглашение такой инфор­мации грозит тюремное заключение на срок до шести месяцев или штраф до 50 тыс. швейцарских франков. Банковская инфор­мация может быть открыта правительственным органам только в том случае, если есть доказательства (не подозрения!) причаст­ности клиента к уголовному преступлению. При этом уклонение от уплаты налогов преступлением в Швейцарии не считается. На­рушение валютного регулирования других стран также не подпа­дает по швейцарскому уголовному праву в разряд преступлений.

К особенностям банковской системы Швейцарии следует от­нести также функционирование Банковского комитета.

Банковский комитет - это независимый орган, не подчиняю­щийся ни правительству, ни Национальному банку. Комитет контролирует соблюдение банками Закона о банковской деятель­ности, свода правил и установленных нормативов. Он призван защищать интересы акционеров. Комитет в своей деятельности опирается на независимые аудиторские службы, которые нахо­дятся вне банка, а также на внутренний аудит банка. Комитету предоставлено право при назначении людей на руководящие бан­ковские посты высказывать свое мнение. В Швейцарии деятель­ности этого органа придают большое значение. Решения банков­ского комитета обязательны для выполнения /11/.

 

 

 2.5 Банковская система США

 

 

Большинство стран сегодня имеют центральные банки, функции которых в целом схожи с функциями Федеральной резервной системы. Так, Банк Англии существует с конца 17 столетия, Банк Франции был организован Наполеоном 1 в 1800 году, Банк Канады начал свою деятельность в 1935 году. Каждый из них проводит свою национальную и финансовую политику, хотя, конечно в зависимости от исторических, экономических и политических обстоятельств, их специфические обязанности могут отличаться друг от друга, равно как и их роль и степень независимости внутри правительства.

Роль федеральной резервной системы в правительстве

Известно, что США имеют независимый центральный банк. Это верно в том смысле, что решения Федеральной резервной системы не подлежат ратификации со стороны президента или со стороны любого работника из отдела правительства. Но ФРС несет ответственность перед Конгрессом, а, следовательно, и всем народом за свою политику. Все назначения в совет управляющих ФРС, включая и назначение председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются президента с согласия Сената. В силу этих обстоятельств и учитывая, что ФРС действует в рамках общих целей экономической и финансовой политики, проводимой правительством, было бы точнее охарактеризовать эту Систему как "независимую внутри правительства".

ФРС поддерживает постоянные контакты с другими группами внутри правительства, определяющими политику. Полноправным представителем ФРС является председатель Совета управляющих. Он выступает перед соответствующими комитетами Конгресса с отчетами о политике ФРС, о точке зрения Системы на состояние экономики, финансов и по другим вопросам. По Акту о полной занятости и сбалансированном росте от 1978 года дважды в год он представляет сенатскому Комитету по банковскому делу, жилищным вопросам и городскому хозяйству, а также комитету палаты представителей по банковским делам, финансам и вопросам городского хозяйства цели Системы в финансовой и кредитно-денежной политике, прогнозы относительно экономической деятельности, анализ взаимосвязи между денежно-кредитными и экономическими целями и политикой администрации и Конгресса. Время от времени председатель периодически встречается с президентом США, проводит регулярные совещания с министром финансов и председателем Совета экономических консультантов. Председателя часто приглашают поработать в общеправительственных органов, таких как Комитет по отмене вмешательства государства в дела депозитарных учреждений /1/.

Кроме деятельности внутри страны, председатель Совета управляющих является членом Национального совещательного совета по международным денежным и финансовым проблемам при правительстве США, куда входят руководители других соответствующих агентств США, председатель является также заместителем представителя США в Международном валютном фонде. В качестве члена делегации США на важных международных конференциях председатель представляет точку зрения центрального банка по вопросам международной финансовой и экономической политики.

Другие члены Совета управляющих также участвуют в дискуссиях на правительственном уровне при обсуждении широкого спектра вопросов внутренней и внешней политики, начиная от реформы международной валютной системы и кончая проблемам обновления финансового законодательства США. Члены Совета часто выступают перед Конгрессом по ряду вопросов, касающихся Федеральной резервной системы. Член Совета, назначенный председателем, работает в Федеральном совете по проверке финансовых учреждений, где представлены также Федеральная корпорация по страхованию депозитов, Федеральное правление банков по кредитованию жилищного строительства, аппарат контролера денежного обращения и Национальная администрация кредитных союзов. Конгресс возлагает на эту группу разработку единых правил ревизии всех учреждений, принимающих вклады. Регулярно члены Совета встречаются с членами совета экономических консультантов. Обычно раз в неделю проводится обед, на котором присутствуют представители Министерства финансов, а также по возможности и председатель или вице-председатель Совета управляющих и еще один член Cовета, равно как и заместитель министра финансов по проблемам денежного обращения, ответственные работники обоих учреждений /3/.

Персонал Совета поддерживает тесную связь со своими коллегами в правительстве. Они имеют частые неофициальные встречи со служащими таких учреждений, как Совет экономических консультантов, Министерство финансов, Учреждение по управлению, бюджету и экономическим проблемам, Аппарат контроллера денежного обращения, Федеральная корпорация по страхованию депозитов, Правление Федеральных банков по кредитованию жилищного строительства, Национальная администрация кредитных союзов.

 Совет управляющих.

Центром организации Федеральной резервной системы является Совет управляющих в Вашингтоне. Основной функцией Совета является формирование кредитно-денежной политики. Кроме того, Совет регулирует и контролирует деятельность банковских учреждений и операций Федеральных резервных банков. У Совета есть функции в области национального платежного механизма и федерального регулирования потребительского кредита Совет состоит из 7 человек назначаемых президентом и утверждаемых Сенатом. Полный срок работы члена Совета - 14 лет. И семь сроков организованы так, что срок одного члена заканчивается в каждый четный год. Нельзя быть повторно назначенным после полного срока работы

Председатель и вице-председатель Совета назначаются президентом США на 4 года из числа членов. Они могут быть назначены повторно, если срок их работы в качестве членов Совета не истек. Такие повторные назначения также должны быть утверждены Сенатом.

Члены Совета составляют большинство в Комитете по операциям на открытом рынке, который руководит операциями ФРС и общим курсом финансовой и кредитно-денежной политики. В Комитете Совет рассматривает и утверждает деятельность Федеральных резервных банков по дисконтированию и издаёт постановления по управлению "дисконтным окном" в этих банках Совет может также использовать резервные требования как инструмент кредитно-денежной политики посредством осуществления своего права изменения некоторых резервных норм депозитных учреждений в предписываемых законом пределах

Совет выполняет широкую контролирующую функцию над операциями 12 Федеральных резервных банков. Эта функция включает контроль за их деятельностью по обслуживанию депозитных учреждений, а также проверку и контроль некоторых банковских учреждений. Каждый банк обязан представить Совету свой бюджет для утверждения. Некоторые статьи расходов (например, на строительство или реконструкцию зданий банка, выплату заработной платы президентом и первым вице-президентом) подлежат специальному утверждению со стороны Совета. Назначение президента и первого вице-президента каждого федерального резервного банка утверждает Совет.

Совет выполняет контролирующую и регулирующую функцию по отношению к банкам - членам ФРС к банковским холдинговым компаниям банковским объединениям международным банковским образованиям в США по отношению к зарубежной деятельности банков членов ФРС и к деятельности филиалов иностранных банков в США Совет устанавливает границы использования кредитов для покупки и продажи ценных бумаг.

Совет выполняет основные Федеральные законы, регулирующие деятельность по кредитованию потребителя (Закон о частном кредитовании, Закон о равных кредитных возможностях, Закон об открытой информации по жилищным ипотекам

Совет предоставляет Конгрессу ежегодный доклад о его операциях и дважды в год - доклады о состоянии экономики и действиях Системы по росту денежной массы и кредитов Ежемесячный Бюллетень ФРС публикует статистические данные и другую информацию о деятельности системы. Материалы, относящиеся к регулирующим функциям Совета, представлены в другом печатном органе - Регулирующая деятельность ФРС. Совет оплачивает затраты на выполнение своих обязанностей не из фондов, выделяемых Конгрессом, а из сумм обложений на Федеральные резервные банки. Каждый год общественная аудиторская фирма ревизует финансовые отчеты Совета. Данные отчета также подлежат ревизии со стороны Главного бухгалтерского - контрольного управления.

Комитет по операциям на открытом рынке.

Операции на открытом рынке являются главным инструментом, используемым ФРС осуществлении национальной кредитно-денежной политики. Комитет по операциям несет ответственность за сделки, проводимые ФРС. Сделки с ценными бумагами правительства и федеральных ведомств, увеличивают или сокращают резервные фонды депозитных учреждений. Комитет также дает разрешение на операции и руководит ими на зарубежных рынках иностранных валют.

В комитет входят 7 членов Совета управляющих и президенты 5 резервных банков, один из которых является президентом Федерального резервного банка Нью-Йорка. Президенты других банков работают в комитете в течение одного года на условиях ротации. Комитет избирает своим председателем председателя Совета управляющих, а вице-председателем президента ФРБ Нью-Йорка /6/.

Федеральные резервные банки.

Другие функции ФРС осуществляются через сеть двенадцати Федеральных резервных банков. В 25 городах были организованны филиалы резервных банков.

Каждый резервный банк имеет свой собственный Совет, состоящий из 9 директоров со стороны, не являющихся служащими данного банка. По закону 3 директора класса А, представляющих банки-члены ФРС, и 3 директора класса Б, представляющих общественность, избираются в каждом районе банками-членами ФРС. Совет управляющих назначает трех директоров класса С, которые тоже представляют общественность.

 

2.6 Принципы функционирования банков в исламских странах

 

 

В настоящее время только в трех государствах — Пакистане, Иране и Судане – банковская система целиком функциониру­ет на основе принципов шариа­та. Однако сообщество ислам­ских банков является наиболее быстро растущим сегментом фи­нансового сектора всего Ближ­него Востока. По данным Меж­дународной ассоциации ислам­ских банков, сегодня в 35 стра­нах (включая Россию) функцио­нируют приблизительно 200 та­ких кредитных учреждений. В последние два года наблюдает­ся стремительный рост ислам­ских банков в странах Персид­ского залива, стабильное разви­тие этого сектора продолжается и в странах Юго-Восточной Азии, прежде всего в Малайзии.

В настоящее время общая сум­ма активов, управляемых на ос­нове принципов шариата, сос­тавляет, по разным оценкам, от 100 до 160 млрд. долларов. По ми­ровым меркам это немного — значительно меньше, чем акти­вы одного крупного японского или американского банка. Одна­ко динамика развития исламских банков, особенно в последние годы, свидетельствует о том, что у них большое будущее: ежегод­ные темпы роста в этом секторе составляют 10—15 процентов. Уже сейчас в Кувейте в ислам­ских банках размещено от чет­верти до трети всех сбережений населения. Ненамного отстает в этом отношении Малайзия /5/.

Исламская модель

Главной особенностью ислам­ских финансов является отказ от того, на чем основана общепри­нятая, западная финансовая сис­тема, — ссудного процента. Это не означает превращение ком­мерческих займов в благотвори­тельные. Вознаграждение соб­ственнику капитала не должно принимать форму выплаты зара­нее установленной суммы, га­рантированной вне зависимости от доходности предприятия, как это происходит в случае взима­ния процента. Согласно нормам исламской этики, праведно лишь то богатство, источником кото­рого являются собственный труд и предпринимательские усилия его владельца, а также наслед­ство или дар. Кроме того, при­быль является вознаграждением за риск, сопутствующий любому деловому предприятию.

Исламские экономисты дают различные рациональные обос­нования запрета ссудного про­цента, делая акцент на его эк­сплуататорском характере и под­черкивая роль банковской сис­темы в провоцировании эконо­мических кризисов. Однако, в ко­нечном счете, отказ от процента, как и выполнение заповеди, яв­ляется актом веры. Как и любую сферу жизни мусульманина, фи­нансовую деятельность регла­ментирует священное писание мусульман — Коран, а также свод правовых и религиозных норм — шариат.

Инвестиционный счет

Вместо процента исламские банки могут предложить вклад­чику право на участие в доходах предприятия, в которое вложены его деньги. При одном обязатель­ном условии — вкладчик должен разделить и возможные убытки.

Исламские банки открывают для клиентов три вида счетов. Во-первых, это текущий счет, ус­ловия которого практически не отличаются от условий открытия таких счетов в западных банках. Проценты по нему не выплачи­ваются, клиенту гарантируется возвращение суммы вклада в лю­бой момент.

Второй тип счета — сберега­тельный. Его владелец не имеет права на участие в прибылях, од­нако администрация с целью привлечения вкладчиков может по своему усмотрению выплачи­вать им премии в зависимости от прибыльности банка. Сберега­тельный вклад не является сроч­ным, его номинальный размер также гарантирован. Средства, привлеченные по сберегатель­ным вкладам, банк старается вкладывать в малорискованные операции, как правило, в финан­сирование торговых сделок.

И, наконец, третий вид сче­та — инвестиционный. Его вла­делец имеет право разделить с банком его прибыль или убытки по схеме profit and loss shar ­ ing ( PLS ). Вкладчики получают доход по своим вкладам, кото­рый, как правило, сопоставим с процентом в обычных банках. Однако доход этот не гарантиру­ется, не гарантирован и сам ка­питал, так как убытки банк ком­пенсирует за счет средств на ин­вестиционных вкладах. В случае, если банк распорядился сред­ствами клиента не вполне про­фессионально, тот в судебном порядке может потребовать ком­пенсации.

Таким образом, рекомендован­ным исламской доктриной мето­дом мобилизации денежных ре­сурсов, в том числе и для банков, является долевое финансирова­ние ( equity finance ) — привлече­ние средств за счет участия ин­вестора в акционерном капитале. Приращение капитала не может происходить в сфере денежного оборота, в его основе должны ле­жать сделки, касающиеся реаль­но существующих товаров и ус­луг. Деньги сами по себе не могут приносить новые деньги, капи­тал должен использоваться в про­изводительных целях /6/.

Многие экономисты указыва­ют, что в долевом финансирова­нии кроются значительные пре­имущества. В западной экономи­ке размер ссудного процента, за­висящего в свою очередь от уста­новленной Центробанком учет­ной ставки, диктует условия для развития реального сектора. В исламской финансовой систе­ме доход по вкладам зависит от прибыльности акций компаний, в которые банк вложил капитал вкладчиков. Таким образом, ди­намика развития реального сек­тора способствует установлению благоприятного инвестиционно­го климата и эффективному рас­пределению финансовых ресур­сов в пользу наиболее успешных отраслей экономики.

Конкретная история исламско­го банковского дела берет нача­ло в 60-е годы. Первый ислам­ский сберегательный банк был основан в 1963 году в Египте, но просуществовал он недолго.

В 70-е годы развернулась прак­тическая работа по созданию ис­ламских финансовых институтов. В 1974 году Организация ислам­ских государств приняла реше­ние о создании межгосудар­ственного Исламского банка раз­вития, для того чтобы финанси­ровать экономические и социаль­ные программы на основе прин­ципов шариата. В 1975 году был создан коммерческий Dubai Islamic Bank. Среди центральных фигур, которые стояли у истоков становления исламских банков, следует назвать члена королев­ской семьи Саудовской Аравии принца Мохамеда аль-Фейса-ла, ныне главу группы Faisal Finance/DarAI Mal, а также шейха Салеха Камеля, основателя группы Albaraca. В 1977 году два банка группы Faisal открылись в Египте и Судане. В 1979 году был основан первый в Бахрейне ис­ламский банк.

Психологические предпосылки возникновения исламских банков создал процесс «исламского воз­рождения», то есть усиление при­верженности традиционному ис­ламу среди широких слоев насе­ления Ближнего Востока (его кульминацией была революция имама Хомейни в Иране). Мате­риальные предпосылки для воз­никновения исламских банков создал нефтяной кризис 1973 го­да, когда на Ближний Восток в ре­зультате резкого повышения цен на нефть хлынул поток нефтедол­ларов.

Приток средств клиентов из числа религиозных мусульман позволил исламским банкам соз­дать значительные пассивы, од­нако эмбриональное состояние исламского рынка капиталов не позволяло их полностью задей­ствовать. В 80-е годы главной целью исламских банков было накопление опыта пассивных операций, стандартизация мето­дов финансирования и инвести­рования.

В начале 80-х годов начинает­ся активный рост исламского банковского дела в Юго-Восточной Азии. Еще в 1963 году в Ма­лайзии был основан благотвори­тельный фонд, который привле­кал сбережения мусульман, со­биравшихся совершить паломни­чество в Мекку. Впоследствии на его основе возник один из круп­нейших в мире исламских инвес­тиционных фондов Tabung Haji. Бурный рост исламского банков­ского сектора в Малайзии начал­ся после 1983 года в рамках по­литики властей по повышению уровня жизни мусульманского большинства. Кроме сугубо эко­номических эта политика имела и внутриполитические причи­ны — хотя мусульмане составля­ют 75 процентов населения Ма­лайзии, большую часть капита­лов частного сектора контроли­руют этнические китайцы.

Последнее десятилетие стало для исламских банков временем быстрого развития и инноваций в области пассивных операций. Клиентская база по-прежнему растет, но нынешние вкладчики хотят, чтобы их вложения были не только правильными с точки зре­ния религии, но и приносили до­ход. Идет активное создание ис­ламских инвестиционных банков и фондов нового типа, занима­ющихся управлением активами, пакетами акций, вложениями в недвижимость. Исламские ин­вестиционные банки действуют на рынке лизинговых операций и рискового капитала. Тем более что ближневосточным банкам приходится бороться за клиентов с гигантскими западными конку­рентами, которые активно открывают исламские подразделения /9/.

 

 

Заключение

 

 

Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и так далее).

Особенно важным видится развитие банковской системы за рубежом, так как именно практика зарубежных банков предопределяет становление современной отечественной банковской системы, приближает её к международным стандартам и, таким образом, обусловливает выход российских банков на мировой уровень, а значит восстановление и укрепление доверия со стороны иностранных партнеров по отношению к нашей стране.

Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентуры.

В данной курсовой работе была рассмотрена следующая тема: «Банковские системы зарубежных стран».

Нами были рассмотрены такие страны и их банковские системы, как Великобритания, США, Германия, Швейцария, Япония, исламские страны.

Таким образом, рассмотрев функционирование банков в данных странах, сделаем вывод, что задачи, поставленные вначале работы, решены.

Цель курсовой работы достигнута.

 

Список использованной литературы

 

1. Антипова О. Н. Зарубежная практика контроля за созданием коммерческих банков. // Банковское дело. – 2002 - №5. - с. 28

2. Антипова О. Н. Регулирование и пруденциальный надзор за деятельностью банков за рубежом // Банковское дело. – 2003. - №6. - с. 28

3. Алан Бадов. Деньги – дар аллаха // Эксперт №4, 31 января 2000

4. Банки и банковская деятельность: Англия // Банковские услуги. – 1999 - №1. - с.26

5. Банковское дело в России. Глоссарий банковских терминов, Т. 9 / Под ред. С. И. Кумон – МФО, 2004 – c. 31

6. Казимагомедов А. А. Защита и страхование банковских депозитов в странах Западной Европы // Банковское дело – 2001 - №8. - с. 37

7. Кредитные карточки: практика банков США. // Бизнес и банки – 1998 - №18. - с. 7

8. Крупнов Ю. С. Резервная политика центральных банков за рубежом // Банковское дело – 2005 - №3. - с. 28; №4. - с. 34

9. Лаврушин И.О. Деньги. Кредит. Банки. – М: Финансы и статистика, 2000.

10. Матюхин Г. Г. Мировые финансовые центры, 2000. - с. 70

11. Москвин В.А Банковская система - послекризисное развитие // Банковское дело, №11, 2006.

 

 



2019-12-29 155 Обсуждений (0)
Банковская система Швейцарии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Банковская система Швейцарии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)