Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Становление социальных и гуманитарных наук в XVIII веке. Социальный гуманизм и теория общественного прогресса.



2019-12-29 408 Обсуждений (0)
Становление социальных и гуманитарных наук в XVIII веке. Социальный гуманизм и теория общественного прогресса. 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальная философия – это раздел философии, включающий рассмотрение качественного своеобразия общества (отличие от природы, отношение к государству, религии, морали), его целей, развития, судеб и перспектив. Социальная философия изучает общие принципы жизни и развития общества, закономерности всемирной истории человечества, опираясь на весь массив гуманитарных наук, прежде всего истории, социологии, теории государства и права, политической экономии и др.

Знание прошлого имеет колоссальное значение для созидания настоящего. Первые шаги в понимании социальной жизни связаны с представлениями о том, что настоящее подготовлено прошлым. В дальнейшем путь исторического сознания привел к убеждению, что для понимания настоящего мало знать прошлое, необходимо знание и будущего. Человечество стало осознавать, что прошлое порождает настоящее, настоящее готовит будущее, не «заглядывая» в которое невозможно во всей полноте осмыслить не только настоящее, но и прошлое.

Мыслители XVII – XVIII вв. рассматривали историю общества как продолжение истории природы и стремились вскрыть «естественные» законы общественной жизни. Это было связано с состоянием науки того времени, с поисками единых, универсальных законов мира и соответственно единой науки. Жизнь общества уподоблялась жизни природы. Если исходным звеном в цепи природных процессов являются атомы, то таким атомом в общественной жизни представлялся человек. Как ни резко различаются между собой люди, их объединяет общая основа – стремление к самосохранению. Действия людей строго закономерны. Социальные законы рассматривались как проявление законов механики. Чувство самосохранения уподоблялось закону инерции. Социальный инстинкт, подобно центростремительной силе, влечет людей друг к другу; и они тем сильнее стремятся друг к другу, чем меньше расстояние между ними и чем более они родственны между собой по своим страстям. А человеческий эгоизм, подобно центробежной силе, взаимно отталкивает людей. Каждый человек движется по жизни по своей орбите. Благодаря взаимодействию центростремительных и центробежных сил устанавливается равновесие в общественной жизни: как небесные тела не падают друг на друга, так и люди не сливаются в одну массу и не рассыпаются в разные стороны.

Просветители XVIII в. выдвинули идеи исторического прогресса (Джанбаттиста Вико, Кондорсе), сформулировали принцип единства исторического процесса ( И.Г.Гердер).

Вико была выдвинута концепция исторического круговорота - развития всех народов по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственность, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Согласно Вико каждый цикл завершается общим кризисом, ведущим к распаду данного общества. Смена происходит в результате переворотов, острой борьбы. Вико придавал решающее значение деятельности людей в осуществлении исторического процесса. Однако сами исторические законы Вико нередко характеризовал и как провидение, т.е. данное Богом.

Кондорсе полагал, что в основе истории лежит безграничное совершенствование знаний. Способность человека к совершенствованию, писал он, действительно безгранична; рано или поздно настанет «момент, когда солнце будет освещать землю, населенную только свободными людьми, не признающими другого господина, кроме своего разума…». Кондорсе считал, что человеческий прогресс подчинен определенным общим законам, знание которых помогает предвидеть его направленность и ускорять дальнейшее развитие.

Гердер считал, что движущей силой истории выступают живые человеческие силы, способности. Это источник движения истории, основной закон которой – взаимодействие человеческих деяний и природных условий. Итак, общим стимулом общественного развития Гердер считал деятельность людей, направленную на удовлетворение их потребностей, а его высшим критерием – принцип гуманности. И вся история народов является школой соревнования в скорейшем достижении гуманности.

Жизнь общества, по словам Энгельса, во всей его полноте, со всеми его порой кажущимися абсурдными событиями есть все-таки не хаотическое нагромождение случайностей, а в целом упорядоченная организованная система, подчиняющаяся определенным законам развития.

Действительно, вне общественной закономерности немыслима никакая жизнь людей, т.к. тогда, не имея твердой точки опоры, ни в чем нельзя было бы быть уверенным, ничто нельзя было бы знать и предвидеть, и ни за что нельзя было бы поручиться.

В исторических событиях очень многое подвластно случайности. История никогда не повторяется: она движется не по кругам, а по спирали, и кажущиеся повторы в ней всегда отличаются друг от друга, неся в себе что-то новое. Но в этой неповторимой случайности конкретных событий есть всегда что-то общее; например, тот факт, что II Мировая война не похожа на наполеоновские войны, не является препятствием для философского осмысления природы войн вообще.

Однако нельзя представлять, что история развивается вне и помимо деятельности человека. Так, с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека; развитие производства стимулирует потребление, а потребности определяют само производство; прогресс общества закономерно приводит к возрастанию роли субъективного фактора в историческом процессе, т.е. разнообразной деятельности людей. Иначе говоря, труд, знания, умения, физические, умственные и нравственные силы людей – творцы всякого богатства и движения истории.



2019-12-29 408 Обсуждений (0)
Становление социальных и гуманитарных наук в XVIII веке. Социальный гуманизм и теория общественного прогресса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Становление социальных и гуманитарных наук в XVIII веке. Социальный гуманизм и теория общественного прогресса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (408)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)