Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование донского казачества



2019-12-29 213 Обсуждений (0)
Формирование донского казачества 0.00 из 5.00 0 оценок




ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО

КАЗАЧЕСТВА

 

 

           Авторы: Грищенко Анна  и  Глушко Евгения, 10 класс

 

Руководитель работы  А.С. Николаева, учитель географии

 

 

Белгород, 2002 г.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                                                                       Стр.

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

 

Глава I. История возникновения казаков и образования казачьих войск . . . . . . . . . 3

 

1. Происхождение казаков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

2. Формирование донского казачества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

3. Запорожская   Сечь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

  4. Роль казаков в открытии и освоении Сибири и Дальнего Востока . . . . . . . . . . . . . 7

5. Создание регулярных казачьих войск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  8

 

Глава П. География казачества. Историко-этнографическая характеристика . . . .  9

 

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

 

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

 

Приложение: Песенное творчество донских казаков. . . . . . . . . . . . . . . . . 17

 

Введение

 

Каждое государство - продукт истории с географией, каждая страна, особенно Россия, состоит из людей разных рас, наций, народностей, конфессий, этнобытовых групп.

Казачество в структуре сословий Российской империи занимало своё чётко очерченное место. Если принять за основу тот факт, что казачество, как историко-этническая общность, сформировалась в специфических географо-исторических условиях, в том или ином ландшафте, то можно ли выяснить, что представляют собой рельефные этнические группы казаков, разбросанных историей по географической карте России? Решение этой задачи позволило нам расширить свой кругозор, сопоставив факты и характеристики географии казачества России.

 

Этнокультурный, этноисторический, этнобытовой портрет казака - «стража, защитника границы и Отечества», который, как мы представляем, может стать помощником учащимся, интересующимся межпредметными связями истории и географии, учителям при подготовке открытых уроков, викторин, во внеклассной работе.

В процессе работы над выбранной темой мы обращались к художественной, научно-популярной, учебной литературе, энциклопедиям и научно-методическими журналами, использовали Интернет.

 

Консультационную помощь в работе оказала учитель географии Николаева А.С.

 

 

Глава I . История возникновения казаков и образования

 казачьих войск

Происхождение казаков

 

Великий русский ученый и государственный деятель П.П. Семенов -Тян-Шанский создал в начале XX века фундаментальный труд "Россия - полное географическое описание нашего Отечества", в котором значительное место в сравнении с некоторыми другими народами русской империи, уделено казачеству. Именно там указывается, что "…предшественниками донских казаков была охранная стража рязанских князей, состоявшая преимущественно из крещеных татар и впервые получившая татарское название "казак".

Слово "казак" различными авторами толкуется и переводится  различно:

1.  от "косогов" - народа Кавказского,

2.    от "казар" - народа Скифского,

3. от "Касахии" - Закавказской области, упоминаемой Константином Багрянородным,

4. от  "каз" - турецко-татарского слова, означавшего "гусь",

5. от "ко" и "зах" - монгольских слов, означающих: первое - "броня, латы, защита", а второе - "межа, граница, откуда "ко-зах", значит - "защитник границы",

6. от именования этим именем у татар бессемейных и бездомных воинов-бродяг, составлявших авангард татар в XIV веке,

7. от именования этим именем у бухарцев - Киргизского народа,

8. от значения этого слова на половецком языке - "страж", "передовой",

9. от "гозак" или "гузак" по-татарски и по-турецки, что значит "легко вооруженный конный без доспехов, без кольчуги, без шлема"

 

Эти рязанские "казаки" несли службу на южных окраинах Рязанского княжества как люди, хорошо знакомые с бытом кочевников и оказывали Рязани немало важных услуг :. Казаки Рязанского княжества были поселяемы князьями не только к более значительно укрепленным пунктам, сохранившим название "казачьих", но и к мелким.

Московскому князю, как и Рязанскому, для борьбы с татарами, для покорения других русских княжеств нужно было войско. Раньше войско это составляли приближенные к князю люди, посвятившие себя делу и входившие в княжескую дружину. Дружинники были отборным войском, их было немного. Главную же силу князя, его рать, составляли люди из крестьянского сословия, их брали от сохи, и оттого их называли послушными людьми.

 

Сначала крестьянам разрешено было переходить с места на место, от одного боярина к другому. Они были свободны. Но тогда оказывалось, что у одних бояр людей было больше, а другие же не могли выполнять княжеского наряда на войну. И вот, для того, чтобы боярин имел людей для обработки своего поместья, чтобы мог он выполнить военный наряд, им запретили свободно переходить с места на место, их прикрепили к земле, сделали рабами у помещиков - бояр, составлявших княжий двор, а потому называвшихся также дворовыми.

У одного помещика крестьянам жилось хорошо и привольно, у другого наоборот, обращались жестоко, как с рабами. И вот, наиболее сильные и мужественные, свободолюбивые, те, которые могли терпеть неволи, уходили из родных деревень и шли искать счастья на юг, в диком Поле, в бой с татарами. "Лучше смерть на воле, - говорили они,  - нежели жизнь в плену". Эти крестьяне встретились в Поле с остатками смелых хазар, печенегов и половцев, скрывавшихся в дремучих лесах, в раздолье степей, соединились, сдружились с ними и положили начало донскому казачеству.

 

Позднее, при царях Московских, в Москве потребовали, чтобы все люди перешли в православную веру по тем книгам, которые исправил патриарх московский Никон при Алексее Михайловиче. Потребовали троеперстного знамения вместо двухперстного, как крестились в старину, уничтожали иконы старого письма. За сложение двухперстного знамения, за службу по старинному уставу, за поклонение дедовским иконам наказывали жестоко: заточали в темницы, били кнутом, жгли каленым железом, казнили.

И были на Руси люди, которые дорожили верою своих отцов больше, чем именем своим. Они слышали, что по Дону живут казаки, люди вольные, которые не спрашивают кто как бы веровал в Христа, и гонимые за веру, за старый обряд - старообрядцы шли в казаки, и несли туда свою стойкую старую веру.

Во времена царей Московских и, особенно, при царе  Иоанне Васильевиче плохо жилось русским людям. За смелое, правдивое слово можно было сложить голову и тому, кому дорога была свобода совести, уходили туда, где требовались только удалая голова, да верность своей клятве.

Но шли на Дон, в широкое и дикое Поле и те, кто пострадал от татар. Шли рабы, у которых татары увели в Поле, то есть в плен, невесту, сестру, брата, убили отца и мать - отца, мстить за убитых, выручить пленных. У другого рука зудела потешиться в чистом поле, поискать удачи в деле бранном. Просили такие люди благословенья родительского у станицы, или ватаги, и шли искать счастья в борьбе с татарами. У иных молодецкая удаль по жилушкам переливалась, тянула их в туманную даль.

И днем и ночью шли русские люди за линию московских засек и сторожевых башен искать себе боевого счастья на тихом Дону.

И всех Дон принимал, и всем находил место.

 

Чем же жили эти люди? Ответ на это находим в песне донской:

Степью широкою!..

Степью необъятной!..

Там - на воле, на тихом Дону!

Скучно станет - на Волгу пойдем,

  Бедно станет, и денег найдем, 

  Волга- матушка всех приютит,

  Всех приласкает.

 

    Жили набегами. Жили войною, жили добычей. Этих людей звали казаками.

Хронология

 

1444 г. - Первое упоминание летописи о казаках, обитавших по Червленому Яру, имеется в рассказе о набеге царевича Мустафы на Переяславль-Рязанский.

1502 г. - Первое упоминание летописи о городовых рязанских казаках, в наказе великого князя Московского великой княгине Рязанской Агриппине: "твоим служивым людям... и иным и городовым казакам быть всем на ..., а ослушается кто и пойдет самодурно на Дон в молодечество, их бы ты ... велела казнити..."

1538 г. - Первое упоминание летописи о вольных казаках в Южных пределах Руси в ответе Московского правительства на жалобу нагайцев: "и вам гораздо ведомо лихих где нет. На Поле ходят казаки многие: казанцы, крымцы и иные баловни казаки; а наших Украин казаки синими смешавшись, ходят и те люди, как вам тати, и разбойники"...

Нужно отметить, что в науке до сих пор нет единой версии о происхождении казаков. Кроме беглых крестьян, в качестве предшественников казаков есть основания видеть в лично свободных военных людях, которые собирал в свои дружины золотоордынский темник Ногай. Но, не смотря на разнообразие полиэтнических элементов, влившихся в казачество, оно все же являлось "православным" фронтом, носителем выраженного самосознания.

 

Формирование донского казачества

 

Первые поселения казаков были сосредоточены по низовьям Дона, между Черкасской и Цымлянской станицами, то есть были отделены большими промежутками от непосредственных московских владений, так как вольное казачество пока еще опасались преследований со стороны московского правительства, действуя исключительно на свой страх и риск.

1549 г. - Первое упоминание летописи о Донских казаках. Казаки селились в самом боевом поле среди татар. Там ставили они бедные плетневые шалаши, чтобы не жалко их было бросить в случае войны.

Крепость стен своих городков казаки заменяли бдительностью, сторожкость - разведкой. Землю казаки не пахали, хлеба не сеяли, а жили добычей, которую брали у турок.

 

От татар же и турок они отбивали себе и коней, и оружие, и дорогую материю, и золото, за которое покупали себе все, что нужно.

Так как татары были конными, то и казаки обзаводились конем и седлом по-татарски с деревянным ленчиком и высокими луками, с подушкой и сумами переметными и шли искать себе счастья.

Когда не было поисков бранных, то жили казаки охотою. В те времена Дон был наделен раздольною поймой, но по берегам больших рек стояли вековые леса. В особенности густыми были эти леса по верхнему Дону, Медведице и Бузулуку. В лесах водились медведи, туры, олени, дикие кабаны, дикие козы и горностаи. В реках аршинные стерляди, осетры, и всякая красная рыба была обычной добычей донцов.

В конце XVI века казачьи городки и зимовья были рассеяны сплошной лентой на протяжении 800 верст от устья р. Хопра до р. Аксая и несколько городков встречались по реке Донцу.

В мирное время главным занятием казаков были рыбная ловля и охота. Хлебопашества сначала не просто не было, а оно запрещалось. Сами казаки боялись, что, занявшись земледелием, они могут "рассказачиться, подпадут окончательно под московскую власть и уменьшат, таким образом, численность казачьего войска".

О необыкновенном росте казачьего поселения в течение XVII века можно судить по тому, что в середине этого столетия по Донцу, Хопру, Медведице и Жеребцу насчитывалось около 30 городков, а к концу столетия - до 125. Все казачье население распадалось на две группы - верховых и низовых казаков, границею которых служил Цымлянский городок. Особенно гнушалось земледелием казачье население низовьев Дона, но часть низовых казаков землю сдавали для обработки беглым крепостным, которых сманивали особые промышленники и которые поступали, таким образом, в батраки казакам.

По мере подчинения казаков Москве сношения между обеими сторонами делались более постоянными и правильными. Казаки считались как бы на службе у Московского государства, обязывались оборонять границы, а главное - наблюдать за передвижениями татар и своевременно извещать об этом.

Конечно же, казачество в первые два века своей истории - XVI, XVII вв.

- жило исключительно войной и для войны. Оно не знало мирных занятий и свой хлеб, одежду, украшения незатейливых жилищ и конской сбруи, войсковое снаряжение - все это добывало с оружием в руках или получало в виде царского жалования. Только в недолгие промежутки отдыха от дальних походов или во время вынужденного обстоятельствами мира казак занимался звероловством и рыболовством.

 

Запорожская Сечь

 

С конца XV века появляются первые упоминания о казаках днепровских. К тому времени на юге Украины казаки составляли вооруженные артели, пробирающиеся в степь на отхожие промыслы и занимающиеся здесь рыбной ловлей, охотой, местами заводившие хутора для скотоводства и земледелия.

Польские власти пытались взять их на постоянную государственную службу, для чего были составлены "реестры" - поименные списки казаков. В 1857 году "реестровых казаков было 300 человек", а всего казаков - десятки тысяч. Они жили огромным лагерем на острове Хортица за порогами в нижнем течении Днепра. Этот лагерь называли Запорожской Сечью, а самих казаков - запорожцами.

"Сечь" - община, называемая кошем (станом). Она организована на началах широкого самоуправления, и доступ в нее был свободен для всякого под условием принадлежности к православной церкви. Кроме того, вступающие в общину должны были расстаться с женами, так как в Сечь женщины не допускаются. Население Сечи было изменчивым по своему составу: зимой расходились по городам и селам Украины, оставив несколько сот человек для охраны Сечи, а как только планировался поход или становилось невтерпеж от татар и ляхов, их становилось во много раз больше. Во главе Сечи стоял кошевой атаман, избиравшийся своего рода советом - "сечевой радой", куда входили наиболее опытные и уважаемые казаки. Все войско делилось на отряды, или "курени", под командой той же выборной куренных атаманов. Все основные вопросы решал сечевой круг - общий сбор казаков. Быт и дух Запорожской Сечи прекрасно переданы в повести Н. Гоголя "Тарас Бульба". Запорожцы, как и другие казаки, были «вольницей», их историческая роль неоднозначна. С одной стороны, они были основной военной силой, противостоящей произволу польских шляхов на украинской земле - именно благодаря казакам Украина, постоянно сотрясаемая народными восстаниями, много десятилетий сохраняли свою культуру, религию, и в известной мере, политическую самостоятельность. Запорожцы сыграли положительную историческую роль и как защитники не только украинских, но и русских земель от набегов турок и крымских татар. Вместе с тем казаки не редко выступали в качестве обычного наемного войска, порой даже на службе у своих многих врагов — польских ханов: именно такую роль они играли в Москве, в Смутное Время.

 

3. Роль казаков в открытии и освоении Сибири и Дальнего Востока

 

История присоединения Сибири к России - это история открытий русских землепроходцев, промышленных и служилых людей, их мужества и настойчивости. Длинным и нелегким, но стремительным был путь россиян на восток.

К концу XV века русским было известно несколько путей в Сибирь. Самым северным был водный путь поморов из Баренцева моря в Карское и далее через Ямал, в Обскую губу и устья рек Обь и Таз. Южнее через Урал "Камень" вели "сухие дороги".

Однако быстрое освоение Сибири началось с похода Ермака (1581-1584 гг.). Его имя вошло в историю государства Российского и русских географических открытий.

В 1563 г. власть на юге Западной Сибири захватил Чингисид Кучум, выходец из Бухары и яростный противник России. В поход против Кучума отправили отряд волжских казаков из 600 человек под предводительством атамана Ермака Тимофеевича. Они были хорошо вооружены и закалены в походах и боях, повели себя как самостоятельная и грозная сила.

Великий русский живописец В. Суриков очень ярко отразил настрой казаков на победу в картине "Покорение Сибири Ермаком". Так описывает дочь В.Сурикова писатель Наталья Кончаловская встречу воинства татарского с маленькой казацкой дружиной: "Дракон лежал на Иртыше! Огромный дракон, извиваясь, медленно полз по воде к крутому берегу, под которым несметные Кучумовы полчища - десять тысяч человек -изготовились оборонять Искер. Но у дракона было сто голов, и каждая изрыгала пламя и дым. Страшная эта сила - пушки и пищали русских. Как начали эти драконовы пасти посылать смерть на Кучумово войско, стали люди гибнуть и разбегаться. Все ближе струги - все меньше разлета у стрелы...

Никогда Кучуму не забыть то осеннее утро. "Притиснул дракон Кучумову рать к берегу и раздавил его могучее, хитрое войско..."

 

Подвиг Ермаковых казаков произвел ошеломляющее впечатление на его современников.

Казаки Ермака проложили дорогу на сибирский простор наиболее энергичным и предприимчивым представителям русского народа. Трудовой люд увидел за "Камнем" (Уралом) возможность избавиться от гнета и голода. И поспешил этой возможностью воспользоваться.

Казаков Ермака можно с уверенностью назвать "ватагой, жаждущей свободу, суровыми, но бесконечно выносливыми и безудержно смелых людей".

И дольше пошли казаки: на Дальний Восток за Ерофеем Хабаровым, к Ледовитому океану за Семеном Дежневым. Это они открыли Иртыш и Лену, серебро и свинец Алтая. Их кровью полны степные караванные пути, лесные тропинки, речные переправы, холодные Сибирские дороги.

Казаки - курносые лица, рыжие, черные, русые бороды, широкое плечи, жилистые, жадные до работы руки. Не жалуясь на тяжелый поход, не обижаясь на скудную пищу, не страшась опасностей, идут эти люди на восток "встречь солнца" в чужие неведомые им края. Эта дорога закончилась через 60 лет у Тихого океана.

 

Так за шагом, год за годом, продвигаясь вдоль рек, ставя укрепленные острожки, закладывая первые города. Именно благодаря казакам возник Тобольск, Туруханск, Енисейск, Красноярск, Якутск и многие другие.

По царскому указу в Сибирь вместе со служилыми казаками шли и другие народы, составившие на "Сибирской Украине", как и на других окраинных землях России ХV1-ХVП вв.  славянское большинство.

 



2019-12-29 213 Обсуждений (0)
Формирование донского казачества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование донского казачества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)