Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II . География казачества. Историко-этнографическая характеристика



2019-12-29 868 Обсуждений (0)
Глава II . География казачества. Историко-этнографическая характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Казачья территория занимала 2,9 % пространства бывшей Российской империи. При этом значительнейшей своей частью - 64,2 % - казачья земля лежала в Европе, остальные 35,8% в Азии. В указанном географическом пространстве территория казачьих войск заключали в себе 642 тыс. кв.м.

 

Дадим набросок расселения казачьих войск.

Донское войско по поверхности земли имело две неравные части: северную - по линии Новочеркасск - Волгоград и южную. Север войска - равнина, перерезаемая грядами высот. Задонщина - это ровная степь, с общей покатостью с востока на запад.

Кубанское войско состояло из двух неодинаковых частей: бывшего Черноморья, т.е. к северу от Кубани, и Закубанья.

Черноморье - это почти ровная степь, усеянная курганами, понижающаяся к Азовскому морю. Лесов мало, почва плодородна.

Терское войско имело равнину, при приближении к Каспию переходящую в безводную и песчаную степь. Истоки рек Сунжи, Ассы и Кембилеевки находились в горах, покрытых лесами.

Астраханское войско располагалось в степной и, равнинной части Европейской России.

Уральские войска - это южный склон Общего Сырта, реки в этом районе текут с востока на запад, а затем на юг. Эта часть войсковых земель была наилучшей для хлебопашества.

Оренбургские войска представляют собой равнину, перерезанную в разных направлениях отрогами Уральских гор.

Сибирские войска тянутся узкими полосами вдоль реки Иртыш на сотни километров.

Забайкальское войско имело преимущественно земли, представляющие волнистую степь, с большими массивами леса.

Амурское и Уссурийское войска тянулись вдоль рек Амура и Уссури. Станицы находились порой на значительном расстоянии друг от друга.

По количеству удобной земли для хозяйственной деятельности войска занимали соответствующие места: Донское, Кубанское, Оренбургское, Сибирское, Терское, Семиреченское, Забайкальское. В менее благоприятных условиях находилось Уральское-Уссурийское, Амурское.

Семиреченские войска были разбросаны на значительном пространстве, и по большей части лежали высоко в горах.

Кубанские войска имели вид городов. Часть казачьих войск имело станицы, далеко разбросанные друг от друга.

Наибольшая часть казачьих земель представляет волнистую степь, удовлетворительно орошаемую, имеющую сравнительно мало леса, кроме Дальнего Востока, и плодородную почву. Местности с горным характером встречаются отчасти в Кубанском, западной части Терского, отчасти в Сибирском, а также в Семиреческом и Забайкальском войсках.

Наибольшей площадь посевов была у донских и кубанских казаков. Сеяли преимущественно пшеницу твердых сортов, отдавая предпочтение пшеничным калачам.

В некоторых войсках равнины неудобны для поселений, из-за болот. К таким местностям относятся низовья Кубани и Урала, долины горных рек Кубанской области и низовья Терека.

Равнины юго-востока России летом порождают из-за нагрева горячие сухие ветры с востока и юго-востока.

 

   Рассматривая карту расположения казачьих войск, можно отметить, что они группируются по бассейнам больших рек: Дона, Кубани, Терека, Волги, Урала, Иртыша, Онона, Амура, Уссури. Казачьи земли в Европейской России, сконцентрированные на юго-востоке, имеют округленную массивную форму, тогда как в Сибири и на Дальнем Востоке они вытянуты узкими полосами по долинам рек.

К главным казачьим рекам, имеющим судоходное и рыболовное значение, относится Дон в нижнем течении около 800 км.

 

Река обеспечивала связь войска с центром. Урал с его верховьями протекал по землям Оренбургского войска, среднее и нижнее течения реки принадлежали исключительно Уральскому войску.

Судоходство было запрещено даже на парусных судах или лодках. В целях сохранения рыбных ресурсов казаки не использовали р. Урал как транспортную артерию.

Донскому, Кубанскому, Терскому и Уральскому войскам принадлежали воды морей.

Казачество издавна занималось рыболовством, считавшимся исконно казачьим промыслом.

Казаки жили на реках, принадлежащих к одним из крупных не просто в регионе, а на Европейском континенте.

Казачьи земли омывают Черное, Азовское, Каспийское моря.

Наиболее богаты озерами земли Оренбургского и Сибирского войск.

   Часть казачьих земель, непригодных для земледелия, использовалась для скотоводства: южная часть Донского и Уральского войск, земли по Тереку и Иртышу.

Количество домашнего скота у казаков было значительно больше, чем в крестьянских хозяйствах.

 

    Природа, окружающая среда оказывали влияние на жизнь, уклад, экономику казачьих войск. Садоводство развивалось во всех казачьих войсках Европейской России.. Кроме земледелия, огородничества в Донском, Терском, Кубанском войсках и в устье рек Урала и Волги для домашнего пользования развивалось виноградарство, бахчеводство, так же пчеловодство и сбор трав.

  Минералы - каменный уголь и железная руда добывались в Донском войске и были достоянием донских казаков.

   Заводская и фабричная промышленность была мало развита в казачьих областях. Казакам было не свойственно приобретать профессии ремесленников, рабочих. Если же казаки и уходили на отхожие промыслы, то это было связано с их военной подготовкой.

 

Казачье население распределялось неравномерно. Казаки мужского пола составляли: Донское - 37%, Кубанское- 25%, Оренбургское - 25%, Забайкальское и Терское по 6,7%, Уральское - 4,5 %, Амурское, Астраханское, Уссурийское и Семиреченское по 1%. Плотность казачьего населения была самой большой в Кубанской области, затем Донской, Терской, а самой маленькой на Амуре и Уссури.

 

Войска   Число жителей  
Донское   1 125 839  
Кубанское   875218  
Оренбургское   402 653  
Забайкальское   207 653  
Терское   183378  
Сибирское   127151  
Уральское   126151  
Астраханское   30016  
Семиреченское   29398  
Амурское   22476  
Уссурийское   14662  

 

Следовательно, самым многолюдным было Донское войско и самым малочисленным -Уссурийское. Территория казачьих войск, особенно на фоне крестьянских регионов, представляла собой наиболее цивилизованные в экономическом отношении области, хозяйственная культура которых была уничтожена в самом ходе гражданской войны, ныне восстанавливается.

Казаки не составляют единого субэтноса, а представляют собой рельефные этнографические группы, в которых весьма сложный состав и культурный сплав. В казачьем этническом сообществе. Связь и общение в процессе освоения среды казаками получили непосредственное материальное воплощение: в средствах связи (язык), овеществленных способах связи, которые приобретают для людей еще и функцию достаточно точной "паспортной характеристики" человека, несущей подробную информацию о его этнической принадлежности и внутриэтническом положении социальном и локально-географическом аспектах.

Хозяйственная культура казаков-колонизаторов на протяжении более чем трехсотвекового их проживания на окраинах России адаптировалась и трансформировалась. Последнее было вызвано потребностями приспособления к природно-экологическим условиям на осваиваемой казаками территории и активными военно-хозяйственными контактами с номадами, уже обладавшими многовековыми культурно-хозяйственными навыками, приспособленными к природно-климатическим условиям.

 

Казаки всегда служили России, охраняя ее рубежи. Жизнь, полная опасностей, положила отпечаток на быт, обычаи, традиции этих людей.

Охарактеризовать все этнографические казачьи группы сложно, поэтому остановимся на трех - терских, донских и уральских казаках.

Терские казаки

После прекращения существования Запорожской Сечи толпы казаков разошлись по соседним местностям России. Через несколько лет настала необходимость защиты нашей границы от горцев. Правительство обратилось к казакам с призывом послужить России на Кубани, и 13 тыс. казаков перебрались 1792 г. на Кубань. Они принесли с собой все, что напоминает Гетманскую Украину времен Наливайки и Хмельницкого; под кавказской оболочкой они сохранили черты малороссийской народности в правах, в обычаях, в языке, в поверьях, в домашнем и общественном быту.

Живя рядом с лезгинами и чеченцами, терские казаки, вначале совсем отрешенные от остальной России, зачастую роднились с горцами, усваивая себе многие их обычаи и нравы; но родную веру и язык удержали во всей чистоте.

Подобно настоящему горцу, казак смотрел на женщину как на источник своего благосостояния. Весь дом, все хозяйство держалось ее трудом, трудом от ранней молодости до глубокой старости. Бесстрашная, сильная и работящая, она была всегда верной союзницей мужа в борьбе с неприятелем; умея ездить верхом, стрелять из ружья, она в то же время пахала поле, жала хлеб, а в долгие зимние вечера готовила мужу одежду и обувь. Долгий суровый труд, заботы, сознание важности своего дела - все это развило ее физические силы, стойкость, энергию, волю. Среди женщин часто попадаются красивые, характерные лица. Красота терской казачки поразительна соединением самого чистого типа черкесского лица с широким и могучим сложением северной женщины. Под влиянием постоянных опасностей, стороживших казака на каждом шагу, из него выработался тип беззаветно храброго, ловкого воина.

Донские казаки

Шли казаки на Дон, главным образом, по самому Дону и его притокам. Там и села, вдоль него местами были проложены проездные дороги. Дороги эти назывались военными. Одна из таких дорог лежала на левой, ногайской стороне Донца. Она находилась выше реки Деркула, а затем шла на реку Глубокую, Калитвенец, к Сокольим горам. За горами, за речкой Быстрою лежал первый казачий городок Раздоры. Раздоры были Верхние и Нижние. Нижние Раздоры, или первая станица атаманская, находились под Кобяковым. Это было первое казачье селение, которое встречали татары, шедшие из Крыма, вверх по Дону. Верхние Раздоры, или Донецкие Раздоры, лежали в устье Донца, близ нынешней Раздорской станицы.

От Нижних Раздор шли дороги к Крымскому хану, к Волге, на Золотую Орду и на Кубань.

В низовьях же Дона лежали и еще становища казачьи - Махин остров - на левом берегу, в 5-ти верстах от нынешней Ольгинской станицы. Монастырский и Смагин городки были тоже местом перекрестка дорог, и потому там собиралось немало людей, приходя в низовья Дона, встречались там с остатками населявших когда-то народов. Это были те храбрецы, которые отстояли себе и жизнь и свободу. Они говорили по-татарски - сары-аз-ман, что значит "мы - удалые головы", и оттого пришельцы называли себя сары-азманами. Здесь, в низовьях Дона, жизнь была трудная, пришельцы, смешиваясь с удальцами сары-азманами, вечно воюя, образовали казачьи войска, получили название низовых казаков. Все, кто селился к югу от Верхних Раздор, были низовые казаки. Те, кто селился поверху, севернее Раздор, получили название верхних казаков. Первые городки казачьи были устроены низовыми казаками. И Раздоры, и Монастырский городки были поставлены ими, они прочно держались по Дону. Живя среди чеченцев и черкесов на Кубани, перемешавшись и перероднившись с остатками древних народов, они стали отличатся и видом своим от новых пришельцев. Подвижные и веселые, способные на всякое лихое, смелое дело, они были настоящими казаками.

Выше Раздор казаки стали селиться позднее. Здесь было больше чисто русских, перемешивались и роднились здешние казаки с русскими же, бежавшими из Рязани, здесь было меньше, потому жили спокойней. Верхние казаки были волосом русые и говорили чистым русским языком, не вставляя в свою речь татарских слов.

Так создались два вида казаков: низовые и верховые.

Характер верховых казаков более консервативен, чем у низовых, быстро, до самоотвержения увлекающихся идеей, но и быстро остывающих; верховые менее тщеславны и честолюбивы, чем низовцы, но зато последние, в общем, едва ли не более развиты, чем первые. В частности, наблюдается различие даже между отдельными станциями одного и того же района: каждая из них носит особый Отпечаток и в произношении, и в обрядах, до того разнообразных мелочах, что в чужой станице казак сразу отличит своего земляка. Чуть не каждая станица кроме общеизвестного названия имеет и еще свою особенную, характерную для нее кличку. По своему общительному характеру казаки склонны и к совместному труду, они устраивают артели, или ватаги рыболовные или охотничьи.

Донское казачество составлялось и двумя основными элементами русских и  украинцев. Поэтому и обряды, поверья, приметы, сказки и песни казаков имеют и великорусское, и частью малорусское происхождение и варьируются в самых разнообразных сочетаниях не только в разных уездах, но и в станицах. Казачество Дона, находившееся в особых экономических и политических условиях, сохранило и в XX веке заметную систему земледелия вплоть до самых простых форм. Реальным земледелием казаки р. Дона, да и р. Урала стали заниматься с 30-х гг. XIX века.

 

Рыболовство в Донском войске концентрировалось в низовых станицах и особенно в Елизоветинской и Гниловской. Население последней специализировалось на рыбном промысле, занимается им круглый год и довело лов рыбы до крайних пределов интенсивности. Донские казаки ловили судака, сомов, леща, чехонь, окуня, сельдь. Из пород красной рыбы наибольшее значение имели севрюга и осетр. Казачьи реки Европейской России по богатству и разнообразию рыбных запасов Волга и Дон были уникальны и не знали равных.

Виноградарство и виноделие были тоже развиты на Дону и составляли в низовьях реки значительный сектор экономики. Особенно успешно развивалось виноградарство в станицах Цымлянской, Раздорской и др., лежащих на участке от ст. Цымлянской до Черкесска.

Донские лошади благодаря степному простору еще долгое время сохраняли свои высокие качества, образовав особую, довольно устойчивую породу. Однако с ростом населения, развития земледелия и сокращением угодий прежнее коневодство стало постепенно сокращаться в своих размерах и падать в качественном отношении.

Яицкое войско, переименованное императрицей Екатериной Алексеевной после Пугачевского бунта в Уральское, с середины XVI века обосновалось в среднем и нижнем течении реки Урал.

Войско стало одним из ярких культурных очагов Великой степи, географически целостной, населенной разнообразными народами с разными хозяйственными навыками, социальными организмами.

Первые русские поселения возникли на реке Урал почти одновременно с победой над ногайцами. Только появление значительного количества русских казаков и сооружение нескольких укрепленных пунктов примерно в одно время позволило отбиться от ногайцев и освоить колоссальные пространства степей. Наиболее удобным в стратегическом отношении оказался район, где река Урал круто поворачивает с востока на юг к Каспию и, где образовался полуостров, окаймленный излучиной этой реки при впадении в нее правого притока реки Чаган. Столица уральских казаков располагалась на правом берегу реки Урал, представляющего собой платообразное возвышение, омываемое с трех сторон рекой Уралом и рекой Чаганом,  долины которых затрудняли свободный проход к городу. В то же время этот полуостров господствует над прилегающей местностью, и с его крутых обрывистых берегов открывался горизонт степей. Таким образом, географические факторы сыграли исключительную роль в образовании казачьего войска в Прикаспии.

Река Урал, ставшая стержнем войсковой территории, отличалась сравнительно быстрым течением, часто и быстро меандируя, образовывала множество извилин и петель. Прорывая эти петли во время половодья, река отделяла от себя многочисленные старые русла, по-казачьи "старицы" или "старички". Они в свою очередь постепенно отделялись наносами от основного русла и превращались в тупой рукав - "ерик". По реке Урал в XIX столетии растянулись казачьи крепости и форпосты. Город Уральск был войсковой столицей. В 1840 году город стал значительным центром рыботорговли России.

Войско в XIX веке сложилось в монолитный природно-хозяйственный комплекс, со своими промыслами, преимущественно связанными с рыбодобычей, ее переработкой и продажей рыбопродуктов. Казаки создали самую настоящую хозяйственную культуру, напрямую связанную с рекой Уралом и другими реками.

Г.Н. Потанин в начале 60-х годов XIX века посетил войско и восхищался хозяйственной организацией уральской общины. Он считал войсковую организацию уральских казаков примером для организации социальной жизни отдельных областей страны. Уральское казачье войско со всеми угодьями, населением и землей было самой крупной не просто казачьей, а великорусской общиной в мире. Географическая обособленность войска как бы обусловила понятие областничество. До 1917 года каждое казачье войско существовало своей обособленной жизнью, а Уральское исключительно выделялось на географическом и социальном фоне Империи. Всякому наблюдателю бросится в глаза сильная обособленность интересов казаков от остального мира и вместе с тем не менее сильная на первый взгляд солидарность интересов внутри самой общины. Масса казаков, особенно во время одновременного производства, громадным количеством людей войсковых промыслов - рыболовства и сенокоса - действительно сознает в себе нечто целое, солидарное по своим интересам, что и выражается на их языке понятием "войско", равносильным по смыслу "общине", "громаде"; отсюда не пустыми словами и доселе являются "войсковые интересы", стоять за которые, по понятию казаков, долг всякого "природного" казака.

Уральские казаки, главным занятием которых было рыболовство, в конце прошлого века вывозили из войска до 2,5 млн. пудов рыбы. Рыбою собственно и кормятся казаки, как киргизы - овцами, так как сухой климат и отсутствие хорошей воды в степях затрудняют земледелие.

Особую хозяйственно-бытовую и географическую группу составляли поселки илецких казаков с прилегающими соляными копями, принадлежащими войску. В начале нынешнего века Географической комиссией при учебном отделе Общества распространения технических знаний выпущена книга, содержащая значительный очерк о природных ресурсах, территории Уральского войска, укладе казачьих станиц.

Казацкая станица несколько напоминает южнорусское село: 3-4 ряда домов с неправильными улицами и кварталами. Недостаток леса редко позволяет казакам строить бревенчатые избы, к которым они сохранили давнюю любовь. Обыкновенно казацкая мазанка приготовляется таким образом: четыре наружных стены и пятая, делящая дом на две половины, плетутся из кустарника, а затем постепенно их вымазывают глиной, смешанной с коровьим пометом. Когда получалась стена достаточной толщины, то ее обмазывают для красоты белой глиной. Так как дожди в этой местности бывают редко, то на мазанку крыша устраивается плоская. Летом мазанка достаточно хорошо укрывается от жары, а зимой от холода, хотя летом казаки предпочитают спать на открытом воздухе.

Неиссякаемым источником познания быта, истории, обычаев, художественных вкусов казака являются богатые сокровища донского фольклора. Это один из немногих первоисточников, в котором нашли яркое образное воплощение сокровенные чувства, взгляды и чаяния трудового казачества на протяжении всей его истории.

Однако, ценность донского фольклора далеко не ограничивается его историческим значением. Песни, частушки и сказки и сейчас живут полной жизнью среди казачества. Более того. В наше время даже возрождаются те произведения народного творчества, которые царскими фольклористами зачислены в разряды забытых. Традиционные художественные образы, мотивы и приемы помогают казачеству создавать новые народные песни, овеянные горячей любовью к родине, к своим вождям.

Колхозники Дона любят свои песни за то, что они волнуют, воспитывают, зовут к борьбе и труду.

Основное место в фольклоре казачества, бесспорно, принадлежит песне (см. приложение 1). Репертуар отличается большим разнообразием жанров, сюжетов и мотивов. До сих пор опубликовано свыше тысячи донских песен. Кроме того, большое количество песен записано, но не опубликовано. Так, экспедиция А. Листопадова в 1902 - 1903 г. собрала 720 песен; значительное количество песен, записанных в 1837-50 годах, обнаружено в Азово-Черноморском краевом архиве; в Сталинградской области за 1936 год собрано больше 800 донских песен.

Песни казачества издавна привлекают к себе внимание собирателей. Отдельные донские песни встречаются в песенниках и журналах уже в начале прошлого столетия. Первый сборник, содержащий 135 песен донских казаков, издан в 60-х годах прошлого столетия А. Савельевым. После этого выходит целый ряд донских сборников; наиболее крупные и серьезные из них - сборник А. Пивоварова (343 песни) и А. Листопадова (107 песен с нотами).

Заключение

 

"Казак - это гремучая смесь романтики и прозы, нежности и жестокости. Находясь в гармонии с природой, любимой им и им же оберегаемой, он был ею защищен и сбережен. Широта. Простор. Мощь. Сила. Прорыв. Мятежность", - так писал историк Л.Н. Гумилев об этом удивительном явлении в истории Государства Российского. Кем он только не был, казак, - воином и земледельцем, землепроходцем и бунтарем, помещиком и голытьбой, атаманом, опорой царю и врагом революции. Многие из казаков покинули страну, а те, кто остался, из поколения в поколение передают вольный дух казачества, который вот уже более 400 лет добавляет к многообразию народов и этносов России свой цвет, аромат.

В настоящее время идет процесс восстановления казачества, законодательной базой которого является Указ Президиума РФ от 15 июня 1992 года "О мерах реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества".

 

Список использованной литературы

 

1. "За страницами учебника географии 8 - 9 кл. Книга для чтения". – М.:  Просвещение, М., 1997.

2. Зырянов П.Н. "История России. XIX век». – М.: Просвещение, М., 2000.

3. Изюмов А.И. «География казачества», «Казачество в полном географическом описании нашего Отечества» П.П. Семенова, «Казаки реки Урала в дореволюционной географии». Статьи в научно-методическом журнале «География в школе» №№ 7/98, 1/2000, 5/2001.

4. Ресурсы сети Интернет.

5 . "История казачества России '',  тома 1 -3 .  - Екатеринбург, 1995 .

6. Кончаловская Н.Н. "Дар бесценный".  – М.: Детская литература, 1969.

7. Леонтьев А.А. "Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии": Учебно-справочное издание. – М.:  Флинта, 1998.

8. Малая Советская Энциклопедия, том 3.  - М., БСЭ,1929.

9. Никитин Н.И. "Освоение Сибири в XVII веке" . – М.: Просвещение, 1998. Ю.Раковская Э.М. "География. Природа России. Учебник для 8 кл." – М.: Просвещение, 1997.

10 . «Россия. Природа. Население. Экономика". – М.:  Энциклопедия. Аванта, 1999.

Приложения

 



2019-12-29 868 Обсуждений (0)
Глава II . География казачества. Историко-этнографическая характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II . География казачества. Историко-этнографическая характеристика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (868)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)