Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требования к составу сетевых курсов



2019-12-29 143 Обсуждений (0)
Требования к составу сетевых курсов 0.00 из 5.00 0 оценок




Московский государственный гуманитарный

Университет им. М.А. Шолохова

Институт информатизации образования

 

Создание электронных образовательных ресурсов

(рекомендации)

 

 

Москва, 2007

 

 

Составители:

д.т.н., профессор Ваграменко Я.А., к.ф.-м.н. Рыжов В.А.,

к.т.н. Корниенко А.В.

Настоящие рекомендации составлены как пособие для преподавателей, приступающих к созданию электронных образовательных средств для реализации учебных планов по специальностям, а также использующих информационные ресурсы МГГУ им. М.А. Шолохова для обеспечения методической и научной работы, учебного процесса.

Содержание

Введение …………………………………………………………………

3
1 Требования к составу сетевых курсов ……………………... 6
2 Требования к содержанию, представлению данных и оформлению сетевого курса…………………………………… 7
3 Методические рекомендации по созданию электронных курсов …………………………………………………………… 8
4 Сетевые информационные ресурсы МГГУ им.М.А.Шолохова ……………………………………………… 19

© МГГУ имени М.А. Шолохова, 2007


Введение

Образовательные технологии и ресурсы еще до появления информационных и коммуникационных технологий получили свое глубокое развитие. Среди них выделяются три важнейших сферы:

1) Библиотека.
Информационная поддержка и средства хранения, доступа к фундаментальным знаниям
. По форме, это в основном книги, а также журналы, брошюры и т.п., организованные в хранилища. По содержанию, это учебники, научные монографии, различные справочники, научные труды и публикации. По функциям, это сбор книг и возможности доступа к их содержанию.

2) Средства обучения.

Информационная и дидактическая поддержка обучения. По форме это лекционные занятия в аудитории, а также семинары, практикумы, лабораторные работы, полевые занятия, тренировки, практикумы и т.п. По сути, это различные дидактические материалы, методики и подходы, необходимые для осуществления обучения. С одной стороны, необходимы универсальные средства для проведения занятий – специальные помещения, мебель, информационные доски, экраны, тетради, ручки и т.п. С другой стороны, необходимы специальные учебники-задачники, конкретные наглядные пособия, карты, модели, макеты, учебные инструменты, тренажеры и т.п. Но самое главное – педагогический потенциал преподавателей, способных профессионально применить указанные средства обучения в реальной образовательной практике. Здесь, как и впрочем в других сферах, очень важна высокая информационная культура, адекватная современному состоянию культуры общества в самом широком смысле.

3) Коммуникации.
Информационная поддержка взаимодействия преподавателя с учащимися
. По форме, это система информационных коммуникаций, которая позволяет реализовать необходимые взаимодействия преподавателей с учащимися. По содержанию, это, например, коррекция расписания, связь с администрацией образовательного учреждения, различные сообщения, оперативный обмен сообщениями и материалами, координация совместной деятельности вне расписания, рассылка и получение учебных заданий и результатов, тестовых материалов и пр. С другой стороны – это один из механизмов реализации социально-воспитательных функций образовательного учреждения.

Для специалистов совершенно очевидно, что эти три качества информационной поддержки принципиально различаются и по форме, и по содержанию, а также по элементам дидактического подхода. Поэтому, с одной стороны, они требуют дифференцированного подхода. А другой стороны – единого комплексного подхода, диалектически объединяющего все составные элементы процесса образования в единую систему.

Система образования – принципиально открытая система. Поэтому она неразрывно связана со всеми социальными, политическими, экономическими процессами, а также состоянием развития науки и технологий в обществе. Основная функция системы образования – обслуживание социальных институтов общества и его экономической системы. При этом очень важно выделить основные особенности и возможности субъектов и предметов в системе образования.

Переход от социализма к капитализму, формирование информационного постиндустриального общества, создание глобального информационного пространства - радикально изменили все эти три аспекта информационной поддержки современного образовательного процесса.

Кроме финансовых проблем нашей системы образования, наиболее сложной и значимой проблемой является слишком слабая информационная культура среди большинства преподавательского состава. Для решения этой проблемы требуется много времени, средств и усилий, как со стороны государства, так и со стороны самих участников образовательных процессов – преподавателей, администрации и учащихся. При этом, это звучит как парадокс, но учащиеся в основной своей массе при благоприятном стечении обстоятельств значительно быстрее преподавателей приобретают базовые навыки в области информационной грамотности, а иногда и информационной культуры.

В данном материале мы обращаем наше главное внимание именно на освоение и внедрение информационных и коммуникационных технологий в различные сферы педагогической деятельности преподавателей, Это с одной стороны. А с другой стороны, мы обращаем наше внимание на внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебную практику учащихся, прививая им основы информационной грамотности и информационной культуры.

Таким образом, вопрос состоит в следующем. Как в условиях жесткого финансового ограничения и слабой информационной грамотности и культуры среди большинства преподавательского состава реально осуществить внедрение новых информационных технологий в образовательные процессы. Совершенно очевидно, что начинать необходимо с самих себя – с преподавательского состава.

Итак, перед нами три сферы образовательных технологий и ресурсов, которые необходимо создать и освоить. Это 1) библиотеки, 2) средства обучения и 3) коммуникации. Но создавать и осваивать их нужно уже не по-старинке, а на основе современных информационных и коммуникационных технологий.

С чего начинать? Разработка фундаментальных электронных библиотек на основе информационных и коммуникационных технологий требует огромных материальных и трудовых ресурсов. Причем современные технологии настолько быстро развиваются и обновляются, что становится практически невозможным сейчас создать такую библиотеку по всем учебным дисциплинам. Очень просто – на ее создание потребуется очень много времени и трудозатрат (кроме гигантских средств). За время разработки технологии радикально меняются и устаревают, что приводит к потребности в переделке. А это новая работа, дополнительные средства и … опять новый виток бесполезной гонки. Поэтому, что мы видим? Все самые передовые и богатые университеты, хотя имеют стандартные фундаментальные книжные библиотеки, но не имеют в полной мере фундаментальных электронных библиотек. Это проблема переходного периода. В конце-концов технологии выйдут на некоторую устойчивую фазу развития, когда появится возможность все-таки сформировать “упакованную” фундаментальную электронную библиотеку. Сейчас, например, даже Массачусетский Технологический Институт (MIT) не имеет такой полноценной электронной библиотеки, а представляет только отдельные файлы: либо в виде электронной копии обычной книги, либо видеосъемки с лекции. Желающие могут познакомиться с курсами по адресу: http://ocw.mit.edu/OcwWeb/index.htm. Как видно из представленных учебных материалов, это либо файлы в PDF формате, либо видеосъемка лекций в формате реал видео (rm - real media).

Итак, современные электронные библиотеки – это пока дорогое удовольствие и находятся в переходном периоде. Поэтому существуют в неполноценном формате и не в полном комплекте, а лишь фрагментарно.

 Библиотека – это, по сути, хранилище книг (как личное, или общественное), к которому преподаватели и учащиеся обращаются в удобное для себя время. Книги бывают ориентированными на преподавателей или на учащихся. Работа с библиотекой чисто индивидуальная деятельность в виде чтения книг, их конспектирования, а также работа с различными публикациями. Обычно результатом работы в библиотеке, кроме понимания и запоминания прочитанных материалов, являются личные записи, ссылки на источники, знакомство с мультимедийным материалом (знакомство с иллюстрациями, звуком, музыкой, видео, анимированными интерактивными моделями и т.п.).

Теперь о сознании электронных книг. В принципе, автор может индивидуально написать книгу в обычном формате и выпустить ее в бумажном варианте или в электронном формате типа PDF. С другой стороны, часто для подготовки книжных иллюстраций нужен профессиональный художник. Однако для создания интерактивной мультимедиа и гипермедиа книги автор должен привлекать профессиональный коллектив специалистов. Современные авторские средства разработки быстро развиваются, но пока не имеют достаточного качества и эффективности.

Наиболее актуальной и перспективной областью приложения в области разработки электронных образовательных ресурсов является средства обучения в виде презентаций для поддержки курса лекций, проведения семинаров и докладов. Для этих целей уже сейчас имеются все необходимые, недорогие и качественные инструменты. Стандартом для подготовки презентаций стал программный комплекс MS Office, особенно его компонент PowerPoint. Сейчас наличие в аудитории мультимедийного проектора, компьютера и экрана становится стандартом de facto. Наличие возможностей гиперссылок из презентации на различные информационные объекты позволяет уже сейчас практически без ограничений использовать их в своем выступлении на лекции или семинарской работе. Другим мощным инструментальным средством являются: язык HTML, скрипты и интерактивная flash-графика. Но это уже совсем новый и более сложный уровень мастерства и информационной культуры.

Если говорить о коммуникациях, как третьей сфере применения информационных и коммуникационных технологий в образовательных процессах, то это уже отдельная тема. Освоение этой сферы образовательных коммуникаций требует еще более высокой информационной грамотности и информационной культуры.

Требования к составу сетевых курсов

1.1 Электронные (сетевые) курсы разрабатываются для отдельных учебных дисциплин, входящих в «Примерные учебные планы» педагогических специальностей, а также для дополнительных курсов, по которым обеспечивается подготовка учителей с помощью технологий открытого сетевого обучения.

1.2 В состав сетевых курсов должны входить учебно-методические материалы, обеспечивающие выполнение в заданных объемах (часах) всех видов учебной работы, предусмотренных «Типовыми учебными планами» и учебными программами по педагогическим специальностям, рекомендованными соответствующими НМК педагогического УМО, включая: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, курсовое проектирование, самостоятельную работу, рубежный и итоговый контроль знаний обучаемых.

1.3 В сетевом курсе должны быть следующие основные разделы, учебно-методические материалы и сведения:

· основные сведения (манифест) об учебной дисциплине и сетевом курсе (название, назначение, объем, виды учебной работы, особенности и др.);

· рабочая программа учебной дисциплины (соответствующая требованиям соответствующего образовательного стандарта);

· список используемых в сетевом курсе специальных терминов и их определений;

· содержание всех разделов и тем учебной дисциплины (курс лекций, электронный учебник), соответствующее ее рабочей программе, с контрольными вопросами, заданиями и подсказками обучаемым по каждому разделу курса;

· учебно-методические материалы для проведения практических и/или семинарских занятий (электронный задачник, примеры решения типовых задач, темы занятий, рефератов, проектов, тематических дискуссий и др.);

· виртуальные лабораторные работы (при наличии их в учебном плане);

· контрольные тесты для самостоятельной оценки уровня знаний по курсу с подсказками обучаемым;

· списки примерных вопросов для зачетов и экзаменов;

· список основной и дополнительной литературы;

· информационно-справочные материалы (при необходимости);

· задание для самостоятельной работы обучаемых;

· сведения о технологии проведения дистанционных зачетов и итогового экзамена;

· методические рекомендации для преподавателя (тьютора) по использованию электронного или сетевого курса;

· краткие сведения об авторах электронного или сетевого курса.

1.4 Сетевой курс должен сопровождаться печатным учебно-методическим пособием, содержащим основные сведения по курсу и методические рекомендации по изучению учебной дисциплины данного курса с помощью сетевых технологий.

1.5 Учебно-методические материалы по теоретической (лекционной) части сетевого курса должны разбиваться на главы и параграфы в соответствии с разделами и темами его рабочей программы.

1.6 Для рубежного и итогового контроля знаний обучаемых должны использоваться средства сетевого тестирования по следующим видам их ответов:

· выбор из списка единственного правильного ответа;

· выбор из списка нескольких правильных ответов;

· сравнение с эталоном;

· ввод правильного порядка следования в последовательности фактов и событий;

· ответ на естественном языке (проверяется и оценивается преподавателем).

Оценка знаний может проводится с использованием весовых коэффициентов вопросов и с учетом времени подготовки ответа.

 



2019-12-29 143 Обсуждений (0)
Требования к составу сетевых курсов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Требования к составу сетевых курсов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (143)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)