Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ



2019-12-29 1189 Обсуждений (0)
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 

РЕФЕРАТ

 

для поступления в магистратуру по направлению

Психология речи и психолингвистика

 

Уфа 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

Глава I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

1.1. История возникновения проектной деятельности…………………………..8

1.2. Особенности организации проектной деятельности……………………….16

Глава II . ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

2.1. Формируемые универсальные учебные действия на уроках литературного чтения с использованием проектной деятельности…………………………….26

2.2.Проектирование уроков литературного чтения……………………………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………44

ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ………………….49

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном обществе новые технологии формируют информационное пространство, которое, несомненно, влияет на содержание и методы организации уроков литературного чтения в начальной школе.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Решения учебных задач по усвоению теоретических знаний требует постоянных рассуждений, речевых мыслительных действий по анализу и оценке условий задач, поиску и нахождению способов их решения, выбору приемов рассуждения на пути к решению. Идет развитие способности мыслить и рассуждать. Ребенок в школе, помимо прочего, учится излагать свои мысли, а не просто повторять (“озвучивать”) вычитанные из книги слова – значит, он учится мыслить, и мыслить в речевой форме. В результате идет одновременное и взаимосвязанное развитие процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ребенка. Очень важная задача начальных классов – обучение школьников выражению собственных мыслей. Учителя начальных классов должны с первых шагов приучать детей к содержательным, подготовленным, четким, ясным и правильным по языку высказываниям.

В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание методически целесообразно организованным занятиям по литературному чтению. Это связано с важностью литературных произведений как факторов нравственного, эстетического, социального и речевого развития и воспитания детей. Для ознакомления детей с тем или иным литературным произведением учителю необходимо построить учебный процесс в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учеников, уметь методически грамотно организовать восприятие того или иного вида литературных произведений.

Современные условия жизни и общественные отношения заставляют педагогов искать новые образовательные резервы. Одним из таких резервов является внедрение в образовательный процесс проектной деятельности. Задача сегодняшнего дня - создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. А проектная деятельность как раз и является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Хотя проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался.

Фундамент исследований психологических основ проектного обучения заложен в работах выдающихся отечественных ученых (П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский и др.). Запросы педагогической практики на современном этапе вновь возвращают к проблематике проектного метода обучения, но на иной теоретической базе (П.Р. Атутов, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.). Современные исследования показывают, что метод творческих проектов наиболее полно проявляет свои позитивные характеристики в рамках технологически обогащенной образовательной среды.

Вместе с тем, в педагогической теории не выявлены содержательные особенности проектной деятельности, педагогические условия и способы ее организации, обеспечивающие успешное внедрение ее на уроках чтения в начальной школе.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена следующими противоречиями:

- между недостаточной изученностью дидактических условий индивидуализации учебной деятельности, разобщенностью целей, подходов, методов и средств индивидуализации в начальной школе и необходимостью внедрения все новых форм обучения;

- между потребностью учащихся в активных формах обучения на уроках литературного чтения, позволяющих им проявить самостоятельность, самореализоваться в различных видах учебной деятельности, и преобладанием в школьной практике монологических форм обучения;

- между необходимостью развития связной речи младшего школьника на уроках литературного чтения и недостаточным использованием потенциала проектной деятельности в данном процессе.

Именно в этом контексте младший школьный возраст приобретает особую важность, ведь именно на его фоне протекает основная часть учебно-воспитательного процесса на уроках чтения и именно его психологические особенности определяют организацию школьного обучения литературному чтению.

Выявленные противоречия подводят нас к осознанию проблемы исследования: способствует ли применение проектной деятельности на уроках литературного чтения развитию связной речи младшего школьника?

Необходимость разрешения данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Проектная деятельность как средство развития связной речи младшего школьника на уроках литературного чтения».

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать возможность  развития связной речи  младшего школьника при организации проектной деятельности на уроках литературного чтения.

Объект исследования: проектная деятельность как структурная единица образовательного процесса в начальной школе.

Предмет исследования: особенности организации проектной деятельности младшего школьника на уроке литературного чтения.

Гипотеза исследования: проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе способствует развитию связной речи у детей, если:

- изучить специфику исследуемого педагогического явления: выделить ведущие характеристики проектной деятельности младшего школьника, а также выявить ее влияние на формирование коммуникативных умений младшего школьника;

- разработать систему занятий по организации проектной деятельности младшего школьника на уроках литературного чтения;

- регулярно организовывать педагогическую работу путем внедрения в нее проектной деятельности.

В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Теоретически обосновать и выделить особенности организации проектной деятельности в системе начального образования;

2. Выявить темы по литературному чтению, изучение которых можно осуществлять с использованием проектной деятельности с целью формирования коммуникативных умений  младших школьников;

3. Разработать систему занятий по развитию речи на уроках литературного чтения;

4. Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования, подвести итоги опытно-экспериментальной работы

5.  Разработать рекомендации для учителей начальной школы при организации проектной деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования  являются

1) обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Работы Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Б.Ф. Ломова, В.В. Богословского, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна позволяют создавать научно-обоснованные предпосылки для выявления условий индивидуализации деятельности в развитии речевой деятельности у детей.

2) работы по изучению содержания процесса обучения и методов его организации через проектную деятельность, которые отражены, проводимые А.А. Добряковым, Г.Л. Ильиным, Н.Н. Нечаевым, В.А. Моляко, В.В. Рубцовым и другими. Кроме того, анализировались работы таких ученых-исследователей как Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, Н.А. Цирулик, И.Д. Чечель.

Методы исследования:

- теоретические: анализ философской, психолого - педагогической и методической литературы; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ;

- эмпирические: анкетирование, беседы с детьми и родителями, наблюдение, изучение продуктов детской деятельности; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;

Этапы исследования: предполагается осуществлять опытно-экспериментальную работу в 3 этапа. Первый этап - поисково-аналитический: анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Второй этап – экспериментальный: разработка, апробация и корректировка разработанных проектов на уроках литературного чтения; обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного экспериментов). Третий этап - заключительно-обобщающий: анализ, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; оформление материалов работы.

Научная новизна  и практическая значимость: в ходе исследования предполагается осуществить анализ работ отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемой развития связной речи и особенностями организации проектной деятельности младшего школьника, способствующие эффективному изменению процесса обучения на уроках литературного чтения. Мы предполагаем разработать и подготовить  к дальнейшему применению уроки литературного чтения с использованием проектной деятельности в начальной школе. По нашим предположениям тщательно разработанные проекты будут способствовать развитию связной речи младшего школьника.

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ



2019-12-29 1189 Обсуждений (0)
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)