Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы работы с группой по принятию                                                       решений



2019-12-29 757 Обсуждений (0)
Методы работы с группой по принятию                                                       решений 0.00 из 5.00 0 оценок




 2.1 Технология принятия решений

 

Принятие решения - это разработка технологии совместной деятельности с целью достижения конечного результата. Процесс принятия решения в группе может осуществлять двумя способами: единоличное принятие решения руководителем (лидером) группы и коллективное принятие решения.

Единоличное принятие решения руководителем имеет ряд достоинств и недостатков. Такой способ принятия решения целесообразен в стрессовых, экстремальных ситуациях, в условиях военного времени. Он эффективен только тогда, когда основные параметры технологии деятельности продуманы и проработаны группой заранее. Единоличное принятие решения характеризует авторитарный стиль руководства. Недостатком его является то, что исполнители не принимают участия в выработке решения и поэтому не несут ответственности за результаты деятельности.

Коллективное принятие решения в большей степени влияет на последующее поведение людей, которые принимали участие в выработке решения. Однако здесь требуется достаточно много времени, поскольку обсуждение в группе предполагает всестороннее рассмотрение проблемы и выбор лучших вариантов. Принятие коллективно решения зависит от характера решаемой задачи, особенностей межличностных отношений, заинтересованности участников обсуждении  в решении этой задачи. Оно возможно двумя путями: а) организации совещания или собрания и б) дискуссии [14, с. 217].

Принятие коллективного решения включает в себя:

· формулирование цели деятельности, по поводу которой прини­мается решение;

· представление о конечном результате этой деятельности;

· представление о процессе деятельности, способах и средствах
достижения результатов;

· определение сроков выполнения задания;

· разработку критериев оценки результатов деятельности;

· отбор исполнителей и распределение обязанностей.
  Основные этапы процесса коллективного принятия решения.
  Первый этап - информационная подготовка решения и построе­ние модели предстоящей деятельности.

Второй этап - процедура коллективного принятия решения. Существуют две процедуры принятия решения группой:

а)   процедура голосования;

б)   процедура консенсуса.

Эффективнее принимать решение с помощью процедуры консен­суса, т.е. достижения всеобщего согласия. Во-первых, это демократич­нее, чем принятие решения путем голосования, в результате которого не учитываются мнения, интересы, потребности меньшинства. Во-вто­рых, при реализации решения, принятого путем консенсуса, предотв­ращается ситуация, когда меньшинство (подсознательно или осознан­но) будет саботировать, блокировать выполнение этого решения. Коллективное принятие решения способствует интегративности группы [8, с. 106].

Методы работы с группой по принятию решений относят к дискуссионным методам. Эти методы дают возможность путем использования системы логически обоснованных доводов воздействовать на мнение, позиции и установки участников и применяются при обсуждении сложных теоретических и практических проблем, для обмена опытом, уточнения и согласования позиции и выработке единого подхода.

Детальная характеристика и алгоритм проведения наиболее известных методов по принятию решений в группе описан ниже.

 2.5 Групповая дискуссия

Групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности. Объектом дискуссионного обсуждения могут быть: реальные случаи, или казусы; проблемы различного характера; ситуации межличностного взаимодействия; ситуации морального выбора. Ценность последнего метода чрезвычайно велика, поскольку именно однородность группы по уровню нравственного развития обеспечивает ее эффективность. Практика показывает, что значительное расхождение в показателях нравственной зрелости среди участников группы может парализовать ее деятельность даже в тех случаях, когда перед ней стоят чисто инструментальные цели [10, с. 99]. Метод обсуждения нравственных проблем преследует как диагностические, так и конструктивно-воспитательные цели: осознание участниками последствий выбора того или иного типа поведения, адекватного для окружающих и для функционирования собственного «я» в системе отношений. Метод групповой дискуссии способствует уяснению каждым участником своей точки зрения, развитию инициативы, коммуникативных качеств и умения пользоваться своим интеллектом [7, с.206].Задачи, которые помогает решать метод групповых дискуссий:а) обучать участников анализу реальных ситуаций, навыку отделять важное от второстепенного, формулировать проблемы; б) прививать умение слушать и взаимодействовать с другими людьми; в) моделировать особо сложные ситуации; г) продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность возможных решений;д) обучение навыку формулирования проблемы и отличать важной от второстепенного;е) учит преодолевать приверженность старым образцам;ж) развивает умение преодолевать страх перед неизвестностью, недоверие к себе, боязнь быть застигнутым врасплох.Правда, все разновидности метода анализа проблемных ситуаций имеют общий недостаток - обращенность преимущественно к интеллектуальной стороне личности. Кроме того, человек реагирует не на ситуацию, а на свое восприятие этой ситуации, зависящее от системы его установок (отношений и самоотношения) [24, с. 144]. Классифицировать формы групповой дискуссии, можно по разным основаниям.1. По структурированности:· структурированные дискуссии — в них задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки").· неструктурированные дискуссии — в них ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается.2. По характеру обсуждаемого материала Семилет Н. В. предлагает рассматривать дискуссии:· тематические — обсуждаются значимые для всех участников группы вопросы и проблемы;· биографические — ориентированные на прошлый опыт, анализируются трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника. Интеграции направлены на него, остальные высказывают своё мнение, выражают свои чувства, реагируют на его поведение, предлагают обратную связь.· интеракционные — материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы. На этих дискуссиях реализуется принцип «здесь и теперь».· дискуссии, ориентированные на задачу — материалом служит содержание отдельных упражнений и игр тренинга, в ходе которых необходимо выполнить какую-либо задачу. [21, с. 140]. Виды групповых дискуссий по уровню организации и содержанию хорошо представлены в Приложении 2.Преимущества групповой дискуссии:1. Позволяет членам группы прояснять собственную позицию и уточнять взаимные позиции участников группы.2. Позволяет выявлять многообразие подходов и точек зрения по поставленным проблемам и вопросам.3. Дает всестороннее видение предмета обсуждения.

Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ) [1].

 

 2.6 Метод «круглого стола»

 

«Круглый стол» - это метод, позволяющий закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у участников группы  вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения [23, с. 204].

Важное условие при организации «круглого стола»: нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, повышает мотивацию учащихся, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления [31, с. 95].
        Цель этого метода – всестороннее и глубокое рассмотрение актуальной проблемы путем свободного группового обсуждения.

Отличие этого метода от дискуссии:

1. Обсуждение носит как правило междисциплинарный характер с участием приглашенных ведущих специалистов.

2. Рассматриваемые темы носят многоаспектный характер (политический, экономический, юридический, нравственный и т.д.)

3. Вопросы приглашенным специалистам для подготовки даются заранее.

Требования к приглашенным специалистам:

1. они должны быть серьезными теоретиками или практиками                     в своей области;

2. уметь изложить как можно больше информации за короткий отрезок времени;

3. уметь анализировать и синтезировать свои мысли в доступной для обучаемых форме.

Атрибуты данного метода:

1) круговое размещение столов;

2)  принцип свободного «микрофона» - каждый желающий может выступить;

3) нет резкой критики и одергиваний;

4) предварительная подготовка перечня вопросов;

5) применение технических средств для быстрой обработки информации.

Проведение метода «круглого стола» включает следующие шаги:

а) вступительное слово ведущего в представлении участников и напоминании обсуждаемых вопросов;

б) заслушивание кратких вводных сообщений специалистов и участников по сути проблем – обязательно изложение различных точек зрения;

в) уточнение ведущим предмета и вопроса в дискуссии;

г) дискуссия;

д) выработка согласованных позиций;

е) экспертная группа может предложить решение «круглого стола»;

ж) заключительное слово ведущего, разъяснения порядка решения вопросов и сроков ответов по ним [27, с. 133].

 2.7 Метод анализа конкретных ситуаций ( case - study )

Метод очень результативный, особенно в прямых продажах товаров или услуг. В процессе обучения рассматриваются конкретные жизненные ситуации по работе. Дается пример жизненной ситуации или ситуации, которая может произойти. Этот пример обсуждается, предлагаются пути решения, а потом правильное решение. Ведь поступить может каждый сотрудник по-своему, а правильное решение – всегда одно.
Данный метод занимает промежуточное звено между дискуссионными и игровыми методами. Этот метод заключается в том, что на занятиях обучаемые в рабочих группах анализируют и решают конкретные проблемные ситуации, взятые из профессиональной практики.

Данный метод предполагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, обсуждение, в котором обучающиеся играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует их работу [3, с. 175].

В процессе анализа и решения конкретной ситуации обучаемые обычно действуют по аналогии с реальной профессиональной практикой, то есть опираются на свой опыт. Обучаемые не только получают нужные теоретические знания, но и практические навыки.

Данный метод позволяет решать следующие задачи:

1. Обучать участников анализу и алгоритму решения реальных практических ситуаций, формировать навыки отделения важного от второстепенного, формулировать проблему;

2. Прививать участникам умения взаимодействовать друг с другом (дружить);

3.  Моделировать особо сложные ситуации, когда самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы;

4. Демонстрировать, характерные для большинства проблем, многозначность возможных решений.

Конкретная ситуация – это четко отредактированное изложение случая из профессиональной практики, используемое в качестве профессиональной модели или сформулированное в форме ситуации профессиональная задача. Она практически всегда включает в себя противоречие с окружающей социальной, производственной или природной средой.

Данный метод применяется в следующих вариантах:

1) анализ конкретной ситуации как ее оценка. Здесь задача – оценить источники, механизмы последствия ситуации и принятых мер;

2) анализ ситуации как выработка алгоритма решения.

Обучаемым письменно или устно дается описание событий, но могут быть применены следующие приемы и способы:

- видеозапись определенного реального события;

- киноэтюды художественного и документальных фильмов;

- аудиозапись, интервью, беседы, доклады;

- фотодокументы, схемы, графики, диаграммы, отражающие какой-либо факт;

- досье-ситуации;

- выступление авторитетного специалиста.

При анализе сложных ситуаций следует обратить внимание на то, что основная задача не выявление подобных ситуаций, а выработка оптимальных или новых подходов по разрешению ситуации.

При использовании этого метода принимается следующий алгоритм работы:

1. анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признака проблемы, ее ясной, четкой, краткой формулировки;

2. выработка альтернатив;

3. разработка критериев решения проблемы;

4. при выборе лучшего решения опираться на анализ положительных и отрицательных последствий каждого и на анализ необходимых ресурсов.

Правила для участников группы:

1. Все участники отвечают за работу в целом, а не за ту часть, который выполняет каждый;

2. Каждый участник групповой работы лишается авторского права;

3. Тот, кто работает в группе, должен без рассудков и высокомерия учитывать мнения других членов группы [20, с. 255].

В заключении, хотелось бы отметить, что искусство ведения дискуссионных методов принятия решений - это трудное ремесло. Менеджер, однако, должен не только сам уметь участвовать в дискуссии, но и организовывать и вести групповую дискуссию. Главное, что необходимо помнить - дискуссия не просто последовательность монологов. Это один полилог, отдельные фрагменты которого связаны аргументацией его участников. Один из наиболее важных навыков, которым должен обладать руководитель - умение организовать продуктивную групповую дискуссию.

 

 



2019-12-29 757 Обсуждений (0)
Методы работы с группой по принятию                                                       решений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы работы с группой по принятию                                                       решений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (757)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)