Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изучение уровня развития мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов.



2019-12-29 284 Обсуждений (0)
Изучение уровня развития мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов. 0.00 из 5.00 0 оценок




На констатирующем этапе эксперимента мы ставили задачу определить уровень развития учебной мотивации детей 2 класса.

Исследование прводилось в 2008 – 2009 учебном году в МОУ СОШ №1 г.Борисоглебска. В эксперименте принимали участие ученики 2 «Б» класса в количестве 22 человек.

1. Для оценки школьной мотивации применялась «Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы (1-4 кл.)» автор Аусканова Н.Г.

В ходе опроса автором 200 школьников 6-8 летнего возраста было отобрано 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система бальных отметок:

- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;

- нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл.

- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.

Оценки в 2 балла не были включены, т.к. математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 балла возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией:

1. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

2. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

3. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация)

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у  таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4. 10-15 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы (1-4 класс)

1. Тебе нравится в школе или не очень ?

а) не очень

б) нравится

в) не нравится

2. Утром когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома ?

а) чаще хочется остаться дома

б) бывает по-разному

в) иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

а) не знаю

б) остался бы дома

в) пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки ?

а) не нравится

б) бывает по разному

в) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий ?

а) хотел бы

б) не хотел бы

в) не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены ?

а) не знаю

б) не хотел бы

в) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям ?

а) часто

б) редко

в) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был строгий учитель ?

а) точно не знаю

б) хотел бы

в) не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей ?

а) мало

б) много

в) нет друзей

 

10. Тебе нравятся твои одноклассники ?

а) нравятся

б) не очень

в) не нравятся|

Таблица № 1. Оценка уровня школьной мотивации учащихся 2 «Б» класса.

Уровень школьной мотивации, баллы Количество школьников Количество школьников %
25 -30 2 9
24 – 20 5 23
15-19 12 55
10-15 3 13
Ниже 10 0 0

 

По результатам анкетирования мы видим, что высокий уровень школьной мотивации наблюдается только у 9% учащихся. Процент детей имеющих хороший уровень мотивации составляет 23%. Большинство детей данного класса имеют положительную внешнюю мотивацию, у них слабо сформированы познавательные мотивы. Низкий уровень мотивации мы обнаружили у 13% учащихся. Эти дети неохотно посещают школу и испытывают затруднения при обучении. Учащися со школьной дезадаптацией выявлено не было.

  

2. Для выявления соотношения внешних и внутренних мотивов учения нами были составлены вопросы на выявление мотивации. Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить наличие трех видов мотивов учения: внутренних, внешних положительных и внешних отрицательных. На выявление внутренних мотивов направлены вопросы №№ 3, 4, 8. На выявление внешних положительных мотивов направлены вопросы №№ 1, 5, 9. На выявление внешних отрицательных мотивов направлены вопросы №№ 2, 6, 7.

Учащимся раздали анкеты, а затем была дана инструкция: «Дети! Сегодня мы с вами будем участвовать в одном очень важном исследовании. Вот вы ходите в школу, учитесь. А для чего? почему вы учитесь? У каждого из вас есть листочек с ответами. Подумайте, как бы вы ответили на мой вопрос: «Почему вы учитесь?». Можно дать три ответа. Обведите их, пожалуйста, кружочком».

После того, как испытуемые отметили по три ответа, анкеты были собраны, а детей поблагодарили за участие в исследовании.



2019-12-29 284 Обсуждений (0)
Изучение уровня развития мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изучение уровня развития мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)