Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос № 2 Основные макроэкономические показатели. Понятия номинального и реального ВНП, методы его расчета.



2019-12-29 149 Обсуждений (0)
Вопрос № 2 Основные макроэкономические показатели. Понятия номинального и реального ВНП, методы его расчета. 0.00 из 5.00 0 оценок




Макроэкономические показатели характеризуют развитие экономики, указывают на экономический рост или упадок. Основываясь на них, можно предсказать тенденцию движения цен. Поэтому можно сказать с уверенностью, что выход серьезных данных может приводить к значительным и продолжительным движениям курсов валют.

В настоящее время основным показателем национального производства в большинстве стран мира является: 1) валовой национальный продукт – ВНП, 2) валовой внутренний продукт – ВВП и 3) национальный доход.

Валовой национальный продукт (ВНП) – это годовая рыночная стоимость всех товаров и услуг, произведенных национальной экономикой доя конечного потребления. ВНП включает в себя стоимость продукции отечественного производства, размещенного как внутри страны, так и за пределами. В отличии от этого валовой внутренний продукт (ВВП) охватывает годовую стоимость всей конечной продукции, созданной внутри данной страны (как отечественными так и иностранными производителями.  

Таким образом, ВНП отличается от ВВП на сумму так называемых факторных доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом переведенная в страну прибыль вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности, заработная плата граждан, работающих за рубежом за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев.

В связи с постоянной динамикой в объёмах производства ВНП каждой страны, как правило, меняется со временем. Если объём подушевого ВНП возрастает, то это говорит о повышении уровня жизни граждан данного общества. Напротив, отрицательная динамика ВНП свидетельствует об экономическом кризисе. Следовательно, сравнивая ВНП двух разных лет, можно узнать, в каком из них уровень жизни граждан был выше.

Однако при таких сравнениях возникает следующая проблема. Дело в том, что ВНП измеряется в денежных единицах (рублях, долларах, евро и т.д.), которые в разные годы могут иметь различную покупательную способность из-за изменения цен. Например, если ВНП оставлял 1000 денежных единиц в 2000 и 2005 годах, и при этом за этот период времени уровень цен вырос, то в действительности уровень жизни понизился, поскольку на ту же сумму в конце периода можно приобрести меньше благ, чем в начале. Поэтому, чтобы иметь возможность осуществлять сравнения ВНП в разные годы, необходимо учитывать динамику цен. С этой целью вводят понятия номинального и реального ВНП. Номинальный ВНП — объём производства в текущем году, выраженный в ценах текущего периода. Реальный ВНП — объём производства в данном году, но выраженный в ценах базового периода (например, предыдущего года, с которым сравнивается величина ВНП; позволяет более точно сравнивать данные, внося поправки на рост цен). Отношение номинального ВНП к реальному ВНП называется дефлятором ВНП. Дефлятор ВНП показывает, на какую величину вырос общий уровень цен в экономике.

Для того чтобы подсчитать валовой национальный продукт обычно выделяют три метода

1. По доходам, когда ВНП определяют как сумму всех доходов, созданных в обществе при его производстве, т.е. доходов, которые получены поставщиками экономических ресурсов (заработной платы, ренты, процентов, прибыли и т.д.)

2. По расходам, когда для определения ВНП суммируют все расходы общества на конечное потребление (личные потребительские расходы населения, государственные закупки товаров и услуг, расходы предпринимателей на новые основные фонды и т.д.). Оба этих метода являются двумя сторонами одной «медали» - производства. В самом деле, процесс производства ВНП сопровождают два главных потока: во первых поступления ресурсов в сферу производства (труда, земли, капитала), в обмен на которые из поставщики (население и или домохозяйства) получают свои доходы; во вторых, выход из этой сферы товаров и услуг, за которые из потребители (опять таки население) расплачиваются своими расходами. А поскольку источник расходов – доходы, то расчет объема ВНП возможен по обоим этим потокам.    

3. Третий метод расчета ВНП – по производству, когда ВНП определяют путем суммирования стоимостей продукции, произведенной всеми предприятиями странны. Однако тут возникает вопрос: какую стоимость суммировать? Если общую стоимость произведенных товаров и услуг (объем продаж), то возникает повторный счет, при котором стоимость одних и тех же частей продуктов учитывается не один раз. К примеру, если автомобиль «Жигули», выпущенный ВАЗом, включить в ВНП по общей стоимости, то, скажем, стоимость металла войдет в него по меньшей мере дважды, поскольку ранее она уде учитывалась в стоимости металлургов. Во избежание повторного счета товары и услуги в ВНП не по общей стоимости, а по так называемой добавленной стоимости. Она представляет собой стоимость той части продукта, которая произведена данной фирмой. Чтобы разобраться в этом, рассмотрим условный пример. Компания занимающаяся добычей полезных ископаемых добыла материал и продала его заводу по его обработки за 50 у.е. за килограмм. В свою очередь завод обработав материал, и изготовив из него мраморную плитку, продал готовую продукцию, изготовленную из одного килограмма исходного материала за 100 у.е. (добавленная стоимость 50у.е.) оптовой фирме. Оптовая фирма, доставив готовую продукцию в регионы страны, перепродала свой товар уже за 150 у.е. (добавленная стоимость 50у.е.) розничной сети. Выложив на прилавки предприниматель также набавил к цене на конечный продукт 25 у.е. и выставил на продажу за 175 у.е. (добавленная стоимость 25 у.е.). Таким образом стоимость работ фабрики по обработки материалов составляет 50 у.е. , оптовой компании – 50 у.е. , розничной сети 25 у.е. в добавленную стоимость обычно входит заработная плата персонала, налоги, затраты на аренду, нераспределенный доход и многое другое.

Из примера ясно, что под промежуточными продуктами вообще понимают те товары и услуги которые покупаются либо для дальнейшей обработки (как материал для производства мраморной плитки), либо перепродажи (как мраморная плитка на оптовом складе). В отличии от этого конечные продукты покупают для конечного потребления (например хлеб, бытовые услуги, наша плитка находящееся на реализации в розничной сети) Как видим, общая стоимость валовой продукции (сумма продаж), связанная с производством и реализацией костюма, содержит значительный повторный счет ( общая стоимость (сумма продаж – общая стоимость добавленной стоимости) в нашем примере 450 у.е. (сумма продаж) – 175 (сумма добавленной стоимости) = 275. Поэтому включать в ВНП следует не ее, а лишь сумму добавленной стоимости (175 у.е.) или, что то же, стоимость конечного продукта. Только так можно оценить действительный вклад в ВНП каждого работающих на мраморную плитку предприятий.   

 

Список использованной литературы

1. «Основы экономических знаний» Л.М. Куликов Москва «Финансы и статистика» 1999 г.

2. «Экономическая теория» В.Г. Слогода. Москва.                          ФОРУМ – ИНФА-М 2007г.

3. http://ru.wikipedia.org – свободная интернет энциклопедия

4. http://institutiones.com – экономический портал

  



2019-12-29 149 Обсуждений (0)
Вопрос № 2 Основные макроэкономические показатели. Понятия номинального и реального ВНП, методы его расчета. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос № 2 Основные макроэкономические показатели. Понятия номинального и реального ВНП, методы его расчета.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (149)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)