Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Архитектура русского классицизма первой половины XIX века



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Архитектура русского классицизма первой половины XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок




Начало XIX века ознаменовалось новыми течениями в искусстве и новым блестящим этапом архитектуры русского классицизма. В искусстве начинаются поиски более величественных и простых форм.

Зодчие ищут лаконичных и мощных композиций, стремятся избежать декоративности и выявить могучие стволы колонн на фоне спокойной глади стен. Только местами сочным и сильным пятном, лепными и другими деталями украшают они стену, острее подчеркивая этим простоту целого.

Архитектура Петербурга

Новый этап в развитии классицизма (так называемый стиль "ампир") открывает зодчий А. Н. Воронихин. Его лучшее произведение - Казанский собор в Петербурге (1801 - 1811) - по своей архитектуре еще близок к классицизму. Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. Вторая проектировавшаяся колоннада с другой стороны здания не была осуществлена.

Другое произведение Воронихина - Горный Институт (1806-1811) - по своим формам уже целиком относится к XIX веку. Замечательна мощная дорическая колоннада огромного портика на фоне суровых стен фасада, со скульптурными группами по бокам портика.

Выдающимся произведением этого периода является Биржа (1805-1816) Тома-де-Томона на стрелке Васильевского острова. Строгая дорическая колоннада главного здания Биржи в духе древнегреческого храма и могучие ростральные колонны перед ним прекрасно сочетаются с суровым простором Невы.

Гениальным произведением архитектуры русского классицизма этой эпохи являетсяАдмиралтейство (1806-1817) - памятник, посвященный морской мощи России. Строителем его был А. Д. Захаров. Стиль и идеалы эпохи нашли полное отражение в художественном образе и совершенных формах этого произведения... подробнее>>>

Крупным зодчим после Захарова был Стасов, ученик Баженова и Казакова. Лучшими его произведениями были: стройная колокольня в селе Грузино (1815), выдержанная в строгих формах, Триумфальные ворота в Петербурге (1833-1838), тяжелый и суровый дорический ордер которых производит впечатление мощи и силы, и казармы Павловского полка (1817-1819). В этом сооружении чувствуется уже нечто новое: в нем меньше суровости, больше пышности, особенно в его украшенной скульптурой аттике.

После решительной победы русского народа над наполеоновскими армиями, в архитектуре намечается тяготение к торжественности, триумфальным формам.
Последней крупнейшей фигурой, завершающей эпоху русского классицизма, был К.И. Росси. Его произведения явились как бы синтезом предыдущих этапов архитектуры русского классицизма. Характерно высказывание Росси в пояснительной записке к одному из неосуществленных проектов: "Размеры предлагаемого мною проекта превосходят те, которые римляне считали достаточными для своих памятников. Неужели побоимся мы сравняться с ними в великолепии?"

Росси создал большое количество отдельных сооружений и ряд ансамблей. Лучшее из его ранних петербургских произведений - Михайловский дворец, ныне Русский музей (1819-1823). Великолепное здание, хорошо поставленное в парке, с огромным парадным двором, прекрасным коринфским портиком главного фасада и огромной лоджией паркового фасада. Роскошна внутренняя отделка помещений, особенно хороша парадная лестница вестибюля с росписью и внутренней колоннадой ионического ордера.

Выдающимся произведением Росси является здание и арка Главного штаба. Здание штаба полукругом охватывает Дворцовую площадь. Знаменитая двойная арка связывает площадь с улицей. Этот ансамбль по дерзновенности замысла и совершенству исполнения принадлежит к числу лучших творений мастера. Непревзойденным является ансамбль Росси, включающий две площади - Чернышева и им. А. Н. Островского - и соединяющую их Театральную улицу, ныне улицу зодчего Росси (1827-1832). Центром всей композиции служит здание бывшего Александрийского театра. Здесь получила свое окончательное завершение та идея ансамбля, которая родилась при постройке здания Главного штаба (соединение двух архитектурных пространств проездом).

Дорическая колоннада верхних этажей корпусов улицы Росси ведет от площади Чернышева к площади Александрийского театра. Суровая дорика улицы Росси сменяется на площади пышностью коринфских портиков и лоджий Александрийского театра, расположенного в центре окружающих его зданий: Публичной библиотеки и изящных павильонов Аничкова дворца, созданных тем же зодчим. Перед театром разбит сквер с памятником Екатерины. Ансамбль площади главным фасадом театра открывается на Невский проспект. Площадь Чернышева не была закончена Росси, что несколько нарушает цельность всей композиции ансамбля. Не построены левое крыло здания, охватывающего площадь, и церковь-ротонда в центре.

Последним крупным сооружением Росси было здание Сената и Синода (1829-1834). Колоссальная арка в центре задумана как объединяющий два отдельных здания (Сената и Си нода) композиционный центр, решенный парадно и торжественно в пышном коринфском ордере. Арка увенчана скульптурным аттиком.

Росси завершает эпоху расцвета архитектуры русского классицизма. После него наступает "закат", медленный распад стиля, в наступающих сумерках возникают поиски новых путей в архитектуре.

Московский ампир

Московская архитектура классицизма начала XIX века, подобно архитектуре Петербурга, переживает в этот период блестящий расцвет, вдохновляется теми же идеалами и создает ряд больших произведений, так называемого "московского ампира".

Величественный стиль петербургской архитектуры, с ее масштабами, величием и холодной гармонией линий, видоизменяется в Москве, приобретая интимную трактовку - теплоту, изящество линий, форм и украшений. Таково московское усадебное строительство, для которого типичен дом Найденова. Но в официальных зданиях архитектура московского ампира проникнута той же холодной суровостью и мощью (Провиантские склады, Манеж).

Архитектор О.И. Бове

Первым крупным мастером московского ампира был вышедший из школы Казакова архитектор О. И. Бове. Лучшая постройка Бове - особняк князя Гагарина (1813) - разрушенная в результате налета фашистской авиации в 1941 году. В этом здании с широко раскинувшимися крыльями был особенно замечателен центр с его аркой-лоджией, группами колонн по бокам и барельефом летящих "слав" вверху. В архитектуре дома ощущалось сильное влияние казаковского классицизма.

В Манеже (1817) с его мощным и простым объемом, спокойным ритмом дорических полуколонн, опоясывающих все огромное здание, уже ясно выражен новый характер архитектуры. Печать холодной и официальной строгости лежит на архитектуре этого сооружения, подчеркивая его назначение.

Здание Градской больницы (1823) того же мастера, расположенное рядом с казаковской Голицынской больницей, по типу представляет вариант усадьбы с парадным двором, по архитектуре отличается некоторой грузностью форм.

В 1821-1824 годах Бове создал ансамбль Театральной площади (впоследствии перестроенный), включавший Большой театр в центре, Малый театр справа и ряд зданий по всему периметру. Весь ансамбль связывала воедино аркатура, опоясывавшая всю площадь. Следы этой аркатуры сохранились на нижнем этаже Малого театра. Между зданиями она превращалась в соединительные галереи. Центр площади украшала сохранившаяся до настоящих дней фонтанная группа работы скульптора Витали.



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Архитектура русского классицизма первой половины XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Архитектура русского классицизма первой половины XIX века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)