Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ регулирования деятельности банков второго уровня в условиях кризисной среды



2019-12-29 166 Обсуждений (0)
Анализ регулирования деятельности банков второго уровня в условиях кризисной среды 0.00 из 5.00 0 оценок




Сегодня очень много говорится о мировом финансовом кризисе, который начался в 2007 году и к началу 2009 года практически затронул все страны. История подтверждает те факты, о том, что до середины прошлого века финансовые и банковские кризисы повторялись с периодичностью раз в 10-20 лет. Однако после окончания второй мировой войны крупных глобальных кризисов не случалось за исключением локальных. Как правило, под чисто финансовым кризисом понимают обрушение фондовых рынков. Сегодня нельзя говорить о том, что сегодняшний кризис - это прежде всего финансовый кризис, так как тотального обрушения фондовых рынков не произошло, идет падение цен на ценные бумаги, что в конечном итоге ведет к снижению объемов капиталов, прибыли, обесценению залогов по кредитам, т.е. к кризису ликвидности. Поскольку причины нынешнего кризиса имеют разносторонний характер, то я попытаюсь изучить вопросы регулирования банковской деятельности с позиции образования кризисной среды вокруг банков.

Современное развитие финансовых рынков характеризуется такими тенденциями как – глобализация, либерализация, консолидация, которые бесспорно изменяют мировую финансовую архитектуру. Так как повсеместное сокращение условий, ограничивающие движение капитала, отмена многих других факторов, препятствующих развитию финансового рынка, внедрение современных информационных и телекоммуникационных технологий позволило локальным финансовым рынкам стать составной частью все более интегрирующегося мирового рынка финансовых и банковских услуг, на котором банки и другие финансовые институты могут встретиться в непосредственной конкурентной борьбе. В этой связи увеличивается интерес государства и органов банковского регулирования и надзора к финансовым показателям деятельности банков. Как правило, государство напрямую не вмешивается в деятельность банков, не отвечает по закону по обязательствам банков, но, защищая интересы клиентов и вкладчиков регулирует их косвенно, с помощью пруденциальных (обязательных) экономических нормативов и уполномоченных органов.

Банковский бизнес не зря называют особым, специфическим видом бизнеса, особым видом предпринимательской деятельности, так как банки в основном работают с чужими денежными средствами, доля собственных средств банка не превышает 15-20% в общей структуре ресурсов. С другой стороны, банки в современных условиях из просто кредитных учреждений превратились в значимые социально- общественные институты, затрагивающие интересы, как государства, так и общества и различных слоев населения. Поэтому банкротство любого банка не проходит бесследно для общества, даже, если банк негосударственный, а частный. Так как при этом возникает социально-экономическая напряженность в обществе. Особенно это наглядно проявилось в нашем регионе в связи с ликвидацией АО «Валют-транзит банк», входившего в первую десятку банков РК, будучи региональным банком. Так как вкладчики и клиенты банка проводят митинги и забастовки, перекрывают центральные улицы города, недовольные сроками и очередностью выполнения обязательств банка, работой ликвидационной комиссии.

В Республике Казахстан государственные регулирующие и надзорные функции за финансовым сектором закреплены за следующими государственными органами – Правительством, Национальным банком, Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН), Агентством по регулированию регионального финансового центра города Алматы. В связи с созданием регионального финансового центра в г. Алматы было создано аналогичное региональное агентство по надзору. Международная практика банковского надзора разделяет органы банковского регулирования и надзора. Функции регулирования банковской деятельности обычно разделены между парламентом, правительством и собственно регулирующим органом. При этом Парламент разрабатывает общие законодательные рамки, правительство издает дополнительные постановления или нормативные акты, которые обычно распространяются на все сектора экономики, к примеру, принципы и методы бухгалтерского учета. Собственно регулирующий орган, в роли которого может выступить Центральный банк, интегрированная или специализированная организация издает специальные положения, которые применяются только к тем организациям, за деятельностью которых осуществляется надзор. Это означает, что органы банковского регулирования разрабатывают нормы и положения, которые банки обязаны соблюдать. Опираясь на национальные законы о банковской деятельности, международные принципы и нормативные акты, регулирующий орган определяет законодательные и нормативные требования к банкам, включая формы отчетности.[4]

В этой связи нужно отметить, что создание единого органа регулирования и надзора за финансовыми организациями не противоречит международной практике. Так как во многих странах действуют подобные органы.

В целях содействия созданию сильной финансовой инфраструктуры и увеличению доверия к национальной финансовой системе была разработана и утверждена АФН РК еще в конце 2004 года схема оперативных действий при нарастании системных рисков на финансовом рынке.

С учетом стандартов Европейского союза и дальнейшего внедрения международных стандартов надзора Базельского комитета по банковскому надзору, Международной ассоциации органов страхового надзора, Международной организации комиссий по ценным бумагам приняты нормативные правовые акты, в т.ч. в части пруденциального регулирования деятельности финансовых организаций, системы управления рисками в данных организациях, консолидированного надзора.

В целях приближения регулирования банковского сектора Казахстана к международным стандартам, проведена работа по осуществлению перехода банковской системы Казахстана на новое соглашение адекватности капитала Базельского комитета по Банковскому надзору «Международная конвергенция расчета капитала и стандартов капитала» (International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards) (Базель II).

В Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан, принятой Правительством 25.12.2006 года говорится, что финансовый сектор Казахстана формируется и функционирует под воздействием факторов, имеющих системный характер. Совокупное влияние различных факторов создает среду, в которой нарабатывается и закрепляется практика деятельности институтов финансового сектора, а значит, определяет вектор и степень влияния финансового сектора на реальный сектор экономики и его конкурентоспособность.[5]

В этой связи определены главные задачи и направления по повышению качества регулирования финансового рынка РК на 2008-2011 годы:

1. институциональное укрепление агентства, направленное на повышение профессионализма сотрудников и создания возможностей для повышения качества мониторинга институтов финансового сектора;

2. дальнейшее внедрение современных систем управления финансовых организаций;

3. совершенствование системы пруденциального регулирования финансовых организаций и надзора, путем внедрения методов надзора на основе оценки рисков (risk based supervision);

4. анализ возможных регулятивных рисков и снижение их влияния на финансовую систему;

5. совершенствование консолидированного надзора;

6. формирование условий для проведения финансовыми организациями самостоятельной и независимой внешней оценки внутренних систем управления рисками;

7. обеспечение защиты прав акционеров и инвесторов;

8. дальнейшее совершенствование системы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в финансовых организациях и внедрение МСФО в организациях реального сектора;

9. повышение эффективности управления внешними заимствованиями банковского сектора страны;

10. взаимодействие с международными организациями и уполномоченными органами других государств.

Однако, события постоянно вносят коррективы в повседневную жизнь и деятельность, в том числе и в деятельность банков, так как на современном этапе большое значение играют не столько внутренние факторы, сколько внешние, среди которых нужно выделить такие как: мировые и локальные финансовые кризисы, расширяющуюся финансовую глобализацию, влияющих на состояние национальных банковских систем, поэтому вопросы становления и эффективного функционирования национальной системы банковского регулирования на современном этапе приобретают особую остроту, так как современное развитие финансовых рынков предопределяют необходимость вынесения банковского регулирования и банковского надзора за пределы отдельных стран и построение эффективной системы международного банковского регулирования и надзора. Поскольку банки являются важными участниками глобального финансового рынка, так как находятся в центре международных финансовых потоков. Стабильность банков зависит во многом от их прочности и способности противостоять кризисам. Поэтому главная задача международного банковского регулирования и надзора – это обеспечение сохранности и прочности этих институтов в условиях все большей финансовой глобализации. Тем более Казахстану предстоит вступить в ВТО, решить задачу вхождения в число 50 наиболее конкурентоспособных развитых стран с рыночной экономикой. А экономическая глобализация подразумевает и финансовую глобализацию.

В нашей стране кризис в банковской системе обозначен как кризис ликвидности и связано это, прежде всего, с внешними заимствованиями банков, которые в 2007 году оценивались в 45 млрд. долларов, что по отношению к ВВП и внешнему долгу РК составляет почти 50% , так как внешний долг Казахстана на конец 2007 года оценивался в 92 млрд. долл.[6]

Такая ситуация по методике Всемирного банка относится к весьма рискованным, так как пройдена планка 80% абсолютно внешнего долга к ВВП, при этом одновременно наблюдается увеличение кредитных и рыночных рисков банков, связанных с экспортом банковского капитала в страны с более высоким риском. В этих условиях нужно отметить, что надзорные органы РК ограничились введением новых пруденциальных нормативов, ограничивающих внешние заимствования банков, однако ситуация была упущена, так как долго и упорно вплоть до сентября 2008 года официальными и правительственными органами отрицалась сама возможность нарастания кризисных явлений в экономике и банковской системе. Однако в условиях резкого роста внешней задолженности проблемы ликвидности значительно обостряются, что приводит к снижению прибыльности и доходности банков. В 2009 году банки Казахстана должны будут вернуть нерезидентам около 12 млрд. долларов. Что является само по себе внушительной цифрой. Более того, отечественные банки привлекали займы с коротким сроком погашения для последующего финансирования долгосрочных проектов, что в свою очередь может весьма негативно отразиться на ликвидности банков. Во второй половине прошлого года банки смогли преодолеть трудности, возникшие на первой волне кризиса. Запасы ликвидности, поддержка Национального банка наряду с другими факторами позволили без видимых осложнений пережить это время, но банкам в этот период не удалось добиться существенного сокращения внешнего долга. Хотя, несмотря на неблагоприятные рыночные условия, банки сумели рефинансировать часть своих внешних долгов, поэтому актуальность рефинансирования внешнего долга не только не снизилась, но и возросла.

Как уже было выше сказано в течение 2009 года Казахстанские банки должны выплатить внешние долги в сумме почти 12 млрд. долларов США, поэтому необходима была помощь государства, которое на первых порах направило 4 млрд. долларов в четыре системообразующих банка – АО «Альянс Банк», АО «Народный банк Казахстана», АО «Казкоммерц банк», АО «БТА Банк» с целью не допустить обрушения банковского сектора, так как на эти банки приходится 2/3 всех активов и пассивов, несмотря на то, что по Закону «О банках и банковской деятельности» государство и не должно было отвечать по обязательствам коммерческого банка. Поэтому на мой взгляд, нужно внести соответствующие поправки в законы на предмет того, в каких случаях и на каких условиях государство может входить в капитал банков. Также создание фонда стрессовых активов, увеличение гарантирования возврата вкладов с 700 тысяч тенге до 5 миллионов тенге и другие меры способствуют стабилизации банковского сектора на данный момент. Но при этом, необходимо учесть все факторы на перспективу, включая форс-мажорные обстоятельства с целью преодоления последствий глобального финансового кризиса.

По состоянию 01.01.09 г. состояние банковского сектора Казахстана, в целом, выглядит неплохо. Так:

- увеличилось количество банков за год с 35 до 37;

- увеличилось количество филиалов, соответственно, с 352 до 379;

- увеличилось количество дополнительных помещений БВУ с 2029 до 2167;

- увеличилось количество представительств банков-нерезидентов в РК с 26 до 31;

- увеличился размер совокупного расчетного собственного капитала с 1780,2 млрд. тг до 1953,9 млрд. тг (+173,7 млрд. тг);

- увеличился размер совокупных активов банков с 11684,6 млрд. тг до 11899,3 млрд. тг (+214,7 млрд. тг).[7]

Все это вселяет уверенность в том, что при разумном и прозрачном банковском регулировании и надзоре со стороны государственных органов будут преодолены последствия глобального кризиса в РК.

 

 



2019-12-29 166 Обсуждений (0)
Анализ регулирования деятельности банков второго уровня в условиях кризисной среды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ регулирования деятельности банков второго уровня в условиях кризисной среды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)