Понятие адаптация. Фазы и адаптивные реакции
Содержание
Введение Актуальность (проблема) состоит в том, что неизбежное осложнение содержания образования, чрезмерные учебные нагрузки и нерациональность режима учебной деятельности является серьезным фактором риска для здоровья школьников. При снижении адаптивных резервов организма, жизнедеятельность реализуется в режиме неустойчивой адаптации, которая проявляется в виде падения работоспособности, повышенной утомляемости и снижения устойчивости к неблагоприятным воздействиям. Повышенный уровень сложности учебного материала обусловливает увеличение эмоционального напряжения, что приводит к непроизвольному повышению тонуса скелетной мускулатуры на фоне увеличения деятельности сердечно-сосудистой системы. Цель: Адаптация учащихся к учебной деятельности в зависимости от возраста, школьной зрелости, режима обучения и нагрузок. Задача контрольной работы «Адаптация детей к школе, её прогноз и учет в учебной деятельности» состоит в том, чтобы изучить адаптации организма к обычным неэкстремальным условиям внешней среды, также изучить адаптивные перестройки в процессе обучения в школе, учитывая все трудности изучения адаптации растущего организма к комплексу воздействий, обусловленных режимом обучения и воспитания. Гармонично развивать учащихся сохранить и укрепить здоровье, обеспечить соответствующие условия режима обучения анатомо-физиологическим особенностям детей, а также целенаправленно влиять на рост и развитие, поддерживать и повышать их высокую работоспособность и функциональную возможность организма, расширять границы его адаптационных возможностей. Глава I . Адаптация организма Понятие адаптация. Фазы и адаптивные реакции
Термин «адаптация» получил широкое распространение у представителей различных отраслей науки и даже у неспециалистов. Вместе с тем общепринятого определения адаптации нет, хотя вряд ли кто сомневается в том, что процессы адаптации сводятся прежде всего к изменениям, которые возникают в процессе жизнедеятельности живых объектов в ответ на те или иные изменения окружающей среды и необходимы для самосохранения. Адаптация являет собою диалектическое единство изменения и неизменности, динамики и стабильности. В наиболее широком плане адаптация – аспект жизнедеятельности особи и вида (популяции), в котором реализуется фундаментальное свойство материи к самосохранению и развитию в конкретных условиях существования. Адаптация человека – одна из наиболее актуальных медико-биологических проблем, что обусловлено многими факторами. Прежде всего, необходимо выделить многообразные столкновения организма человека с количественными и качественными изменениями окружающей среды. Подобные столкновения у растущего организма происходят чаще, поскольку на протяжении роста и развития человеку приходится пройти ряд этапов социального существования, каждый из которых заключает в себе множество факторов, предъявляющих новые и немалые требования к человеку. Растущему организму приходится в процессе индивидуального развития адаптироваться к существованию в этих новых условиях среды. Адаптивный процесс имеет определенные стадии развития и протекает фазно. Обычно выделяются фазы кратковременного повышения резистентности (чаще первые часы и дни воздействия) и ее снижения, после чего развивается состояние устойчивого приспособления. В общем виде эта схема описывает адаптивные изменения при действии на организм самых разнообразных факторов внешней среды – холода, гипоксии и т. д. Среди всего многообразия адаптивных реакций различают специфические и неспецифические. Наиболее общую реакцию организма отражают неспецифические реакции, которые чаще всего выражаются в развитии общего адаптивного синдрома. Специфические адаптивные реакции вырабатываются гораздо медленнее, их характерная черта – взаимодействие и кооперация тех элементов функциональных систем, которые обеспечивают формирование конечного полезного эффекта. Приспособительные реакции организма принято разделять на два класса – быстро реализующиеся реакции срочной адаптации, для которых в организме имеются готовые, вполне сформировавшиеся механизмы, и реакции долговременной адаптации. Долговременная адаптация включает в себя реакции, для осуществления которых в организме нет готовых сформировавшихся механизмов, а есть лишь генетически детерминированные предпосылки. Постепенное формирование таких механизмов происходит при многократном включении реакций срочной адаптации. Более или менее выраженная интенсификация работы сердца – жизненно важный компонент многих адаптивных реакций. В процесс долговременной адаптации вообще и сердца в частности в клетках функциональных систем, обеспечивающих деятельность, происходит активация синтеза нуклеиновых кислот и белков. В результате такой активации в миокарде развивается комплекс не только функциональных, но и структурных изменений, ответственных за долговременную адаптацию. Достижение долговременной адаптации означает, что работа сердца становится более экономичной. Сердце людей, адаптированных к физической нагрузке, потребляет примерно на 1/3 меньше кислорода и субстратов окисления при расчете на единицу выполненной работы. Экономичность выражается также в уменьшении интенсивности катаболизма при максимальных нагрузках. Адаптация обеспечивает экономное расходование структурных ресурсов организма за счет повышения мощности – системы ресинтеза АТФ у адаптированных людей возросшая мощность мито-хондриального аппарата позволяет тканям из единицы объема протекающей крови получать увеличенное количество кислорода: достаточное поступление кислорода в ткани при физических нагрузках обеспечивается за счет не только сердечного выброса, но и намного большего высвобождения кислорода из артериальной крови. Важнейшее звено адаптивных изменений на организменном уровне – перестройка нейроэндокринных механизмов регуляции. Л. А. Орбели [1962] выявил адаптивно-трофическую роль симпатической нервной системы, а Г. Селье [1960] доказал ведущее значение гипофизарно-адренокортикальной системы в осуществлении синдрома неспецифической адаптации. Адаптация человека находит специфическое выражение в онтогенезе. Для восходящей его ветви характерно гетерохронное функциональное и морфологическое созревание различных органов и систем. Собственно адаптация особи в онтогенезе происходит лишь в пределах нормы реакции (различной на каждом из его этапов), предусмотренной генетической программой. При этом у человека, как следует из изложенного ранее, уже с момента рождения начинают нарастать различия с представителями других видов, в первую очередь именно в плане организации и уровня проявления Содержание адаптации раскрывается в ряде вспомогательных терминов. Процесс адаптации есть адаптирование. Состояние организма в результате успешного осуществления этого процесса (процессов) – адаптированность. Совокупность процессов от начального состояния организма до завершающего–адаптивный цикл. Различия в состоянии организма до начала и после завершения процесса (процессов) адаптации есть адаптивный эффект. Под адаптивной ситуацией следует понимать конкретный момент взаимодействия организма и среды, отражающий необходимость адаптивных перестроек. Остановимся коротко на содержании понятий «реактивность», «резистентность», «работоспособность». Не редко термины «реактивность» и «резистентность» смешивают, употребляя один из них вместо другого. Это неправильно, так как реактивность относится к процессуальному аспекту адаптации, резистентность – к результирующему. Реактивность – количественно-временная характеристика функциональных сдвигов в организме, происходящих в ответ на воздействие среды и лежащих в основе достижения того или иного адаптивного эффекта. Вместе с тем мера количественно-временных сдвигов, развивающихся в ответ на воздействие среды, определяется соотношением между исходным уровнем адаптированности организма и величиной воздействия. В ответ на одно и то же воздействие внешней среды в организме могут происходить значительные, умеренные или не значительные изменения – все зависит от степени его приспособленности к этим условиям. Чем эта приспособленность выше, тем сдвиги выражены меньше, и наоборот. Начинается все с фиксации рассогласования между необходимым в данной конкретной ситуации и наличным уровнями адаптированности, что служит сигналом к мобилизации адаптивных возможностей организма. На втором этапе происходит мобилизация специфических и неспецифических механизмов и поиск организмом как саморегулирующейся системой нового состояния, более соответствующего сложившимся условиям среды, необходимому роду деятельности. Здесь повышается интенсивность обмена веществ, мобилизуются резервы, ускоряются обменные процессы и т. д. в соответствии с требованиями ситуации. Третий этап адаптивной перестройки характеризуется достижением организмом необходимых параметров функционирования, обеспечивающих достаточно полное соответствие
5
брана и другая мера работоспособности: о работоспособности можно судить по количеству произведенной за определенный период времени работы при заданных ее качественных показателях. В жизнедеятельности любого существа наблюдается связанное с необходимостью восстановления запасов энергии чередование периодов повышенной активности и покоя. В сравнении с животными у человека это чередование, как правило, носит упорядоченный и дифференцированный характер (в зависимости от рода занятий, климатогеографической зоны, возраста, состояния здоровья и т. д.). При этом переход от покоя к повышенной активности и затем вновь к покою включает несколько фаз. Для перехода от покоя к работе и от работы к покою это: врабатывание (нарастание коэффициента эффект/усилие), устойчивое рабочее состояние (коэффициент высок и постоянен), нарастание утомления – сначала преодолимое, а затем непреодолимое (постепенное, а затем резкое снижение коэффициента), вплоть до прекращения работы. При этом у хорошо приспособленного к условиям жизни и определенного рода деятельности человека наблюдается также и достаточно высокая устойчивость к отвлекающим, неблагоприятным факторам – как случайным и необязательным, так и непосредственно связанным с характером деятельности (например, производственный шум). Перечисленное выше отражает закономерные изменения работоспособности. Наличие переходных фаз не говорит о неприспособленности человека к данной деятельности. Фаза врабатывания есть, по существу, процесс настройки на деятельность. Нарастание утомления вплоть до прекращения (отказа) деятельности соответственно не может расцениваться как дезадаптация. У человека, впервые приступающего к определенного рода деятельности, происходит адаптирование к данного рода деятельности и условиям ее осуществления: это уже не настройка, а перестройка функционирования различных органов, систем и процессов на уровень, необходимый для достижения требуемого результата. При этом перестройка происходит при любой сколько-нибудь существенной перемене рода деятельности, даже если новая деятельность требует меньшей затраты энергии. Различие между настройкой на деятельность и адаптацией к последней заключается в следующем. Практически любая деятельность (работа) многокомпонентна как по своим этапам, так и по обеспечивающим ее осуществление механизмам. Настройка на деятельность предполагает наличие уже сложившихся механизмов и комплексов механизмов, наличие резервов, обеспечивающих их функционирование, и заключается в их включении. Адаптация – процесс формирования этих механизмов (здесь имеет место процесс развития каких-то в принципе предсуществующих их элементов), накопления резервов, установления ранее не существовавших связей и т. д. Адаптированность организма не может быть сведена к сумме частичных «адаптации» отдельных его органов, клеток и процессов, хотя нельзя отрицать наличия в них изменений адаптивного характера. В центральной нервной системе (ЦНС) происходит афферентный синтез различных потоков информации – один из них постоянно отражает имеющийся уровень адаптированности (резистентности) организма, другой – особенности конкретного воздействия среды. На основании результатов их сопоставления ЦНС формирует интегральный управляющий импульс исполнительным механизмам, функционированием которых и определяется само содержание адаптивных сдвигов. Можно выделить два типа исполнительных механизмов адаптации – специфические и неспецифические. В роли неспецифических исполнительных механизмов часто выступают железы внутренней секреции. Особенность их участия в процессах адаптации заключается в том, что их функция повышается независимо от конкретных особенностей воздействия среды и зависит лишь от величины воздействия. Действительно, активация коры надпочечников, симпато-адреналовой системы (САС) наблюдается при физической нагрузке, при холодовом или тепловом воздействии и т. д. Напротив, специфические исполнительные механизмы адаптации активируются в зависимости от особенностей воздействия: например, при тепловом воздействии включаются одни из них, при холодовом – другие. Такая реакция эндокринной системы позволяет использовать эндокринологические показатели в качестве критериев адаптирования и адаптированности. Действительно, в ЦНС по разным каналам поступает информация, интегральная оценка которой завершается на уровне гипоталамуса, где текущая информация сопоставляется с эталонной, отражающей ведущие потребности организма. В ходе перекодирования электрические импульсы (типичный для нервной системы способ передачи информации) преобразуются в особые сигналы, в роли которых выступают гормоны – либерины. Количество и характер их соответствуют результатам оценки поступившей в гипоталамус информации. Под влиянием гипоталамических либеринов гипофиз вырабатывает тропные гормоны, а под влиянием последних различные эндокринные железы вырабатывают собственные гормоны, которые влияют на состояние различных клеток, тканей, органов и систем организма. Интегральный управляющий импульс от ЦНС к эндокринной системе представляет собой результат оценки и состояния организма в данный момент и особенностей воздействия среды. Практически важно то, что на уровне эндокринной системы оценка всего этого приобретает доступный наблюдению и контролю характер: вырабатываемые гипофизом и периферическими эндокринными железами гормоны поступают во внутреннюю среду организма и доступны определению.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (454)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |