Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие адаптация. Фазы и адаптивные реакции



2019-12-29 454 Обсуждений (0)
Понятие адаптация. Фазы и адаптивные реакции 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение……………………………………………………………….. Глава I. Адаптация организма 1.1. Понятие адаптация. Фазы и адаптивные реакции……….. 1.2. Признаки нарушения адаптации школьников в учебной деятельности……………………………………………….. Глава II. Работоспособность учащихся. 2.1. Работоспособность и её динамика………………………… 2.2. Изменение работоспособности в процессе учебной деятельности……………………………………………….. Заключение……………………………………………………………... Литература………………………………………………………………  

 


Введение

Актуальность (проблема) состоит в том, что неизбежное осложнение содержания образования, чрезмерные учебные нагрузки и нерациональность режима учебной деятельности является серьезным фактором риска для здоровья школьников.

При снижении адаптивных резервов организма, жизнедеятельность реализуется в режиме неустойчивой адаптации, которая проявляется в виде падения работоспособности, повышенной утомляемости и снижения устойчивости к неблагоприятным воздействиям.

Повышенный уровень сложности учебного материала обусловливает увеличение эмоционального напряжения, что приводит к непроизвольному повышению тонуса скелетной мускулатуры на фоне увеличения деятельности сердечно-сосудистой системы.

Цель: Адаптация учащихся к учебной деятельности в зависимости от возраста, школьной зрелости, режима обучения и нагрузок.

Задача контрольной работы «Адаптация детей к школе, её прогноз и учет в учебной деятельности» состоит в том, чтобы изучить адаптации организма к обычным неэкстремальным условиям внешней среды, также изучить адаптивные перестройки в процессе обучения в школе, учитывая все трудности изучения адаптации растущего организма к комплексу воздействий, обусловленных режимом обучения и воспитания.

Гармонично развивать учащихся сохранить и укрепить здоровье, обеспечить соответствующие условия режима обучения анатомо-физиологическим особенностям детей, а также целенаправленно влиять на рост и развитие, поддерживать и повышать их высокую работоспособность и функциональную возможность организма, расширять границы его адаптационных возможностей.   


Глава I . Адаптация организма

Понятие адаптация. Фазы и адаптивные реакции

 

Термин «адаптация» получил широкое распространение у представителей различных от­раслей науки и даже у неспециалистов. Вместе с тем общепринятого определения адаптации нет, хотя вряд ли кто сомневается в том, что процессы адаптации сво­дятся прежде всего к изменениям, которые возникают в процессе жизнедеятельности живых объектов в ответ на те или иные изменения окружающей среды и необ­ходимы для самосохранения.

Адаптация являет собою диалектическое единство изменения и неизменности, динамики и стабильности. В наиболее широком плане адаптация – аспект жизне­деятельности особи и вида (популяции), в котором реализуется фундаментальное свойство материи к са­мосохранению и развитию в конкретных условиях су­ществования.

Адаптация человека – одна из наиболее актуальных медико-биологических проблем, что обусловлено многи­ми факторами. Прежде всего, необходимо выделить многообразные столкновения организма человека с ко­личественными и качественными изменениями окружаю­щей среды. Подобные столкновения у растущего орга­низма происходят чаще, поскольку на протяжении ро­ста и развития человеку приходится пройти ряд этапов социального существования, каждый из которых заклю­чает в себе множество факторов, предъявляющих новые и немалые требования к человеку. Растущему организ­му приходится в процессе индивидуального развития адаптироваться к существованию в этих новых условиях среды.

Адаптивный процесс имеет определенные стадии раз­вития и протекает фазно. Обычно выделяются фазы кратковременного повышения резистентности (чаще первые часы и дни воздействия) и ее снижения, после чего развивается состояние устойчивого приспособления. В общем виде эта схема опи­сывает адаптивные изменения при действии на орга­низм самых разнообразных факторов внешней среды – холода, гипоксии и т. д. Среди всего многообразия адап­тивных реакций различают специфические и неспецифические. Наиболее общую реакцию организма отражают неспецифические реакции, которые чаще всего выражаются в развитии общего адаптивного синдрома. Специфические адаптивные реакции вырабатываются гораздо медленнее, их характерная черта – взаимодействие и кооперация тех элементов функциональных систем, которые обеспечивают форми­рование конечного полезного эффекта.

Приспособительные реакции организма принято раз­делять на два класса – быстро реализующиеся реакции срочной адаптации, для которых в организме имеются готовые, вполне сформировавшиеся механизмы, и реак­ции долговременной адаптации. Долговременная адап­тация включает в себя реакции, для осуществления которых в организме нет готовых сформировавшихся механизмов, а есть лишь генетически детерминированные предпосылки. Постепенное формирование таких меха­низмов происходит при многократном включении реак­ций срочной адаптации.

Более или менее выраженная интенсификация рабо­ты сердца – жизненно важный компонент многих адаптивных реакций. В процесс долговременной адаптации вообще и сердца в частности в клетках функциональ­ных систем, обеспечивающих деятельность, происходит активация синтеза нуклеиновых кислот и белков. В ре­зультате такой активации в миокарде развивается комплекс не только функциональных, но и структурных изменений, ответственных за долговременную адапта­цию. Достижение долговремен­ной адаптации означает, что работа сердца становится более экономичной. Сердце людей, адаптированных к физической нагрузке, потребляет примерно на 1/3 мень­ше кислорода и субстратов окисления при расчете на единицу выполненной работы. Экономичность выра­жается также в уменьшении интенсивности катаболизма при максимальных нагрузках. Адаптация обеспечивает экономное расходование структурных ресурсов организма за счет повышения мощности – системы ресинтеза АТФ у адаптированных людей возросшая мощность мито-хондриального аппарата позволяет тканям из единицы объема протекающей крови получать увеличенное ко­личество кислорода: достаточное поступление кислоро­да в ткани при физических нагрузках обеспечивается за счет не только сердечного выброса, но и намного боль­шего высвобождения кислорода из артериальной крови.

Важнейшее звено адаптивных изменений на организменном уровне – перестройка нейроэндокринных ме­ханизмов регуляции. Л. А. Орбели [1962] выявил адап­тивно-трофическую роль симпатической нервной систе­мы, а Г. Селье [1960] доказал ведущее значение гипофизарно-адренокортикальной системы в осущест­влении синдрома неспецифической адаптации.

Адаптация человека находит специфическое выражение в онтогенезе. Для восходящей его ветви ха­рактерно гетерохронное функциональное и морфологи­ческое созревание различных органов и систем. Соб­ственно адаптация особи в онтогенезе происходит лишь в пределах нормы реакции (различной на каждом из его этапов), предусмотренной генетической программой. При этом у человека, как следует из изложенного ра­нее, уже с момента рождения начинают нарастать раз­личия с представителями других видов, в первую оче­редь именно в плане организации и уровня проявления
активности.

Содержание адаптации раскрывается в ряде вспомо­гательных терминов. Процесс адаптации есть адаптиро­вание. Состояние организма в результате успешного осуществления этого процесса (процессов) – адаптированность. Совокупность процессов от начального состоя­ния организма до завершающего–адаптивный цикл. Различия в состоянии организма до начала и после за­вершения процесса (процессов) адаптации есть адап­тивный эффект. Под адаптивной ситуацией следует по­нимать конкретный момент взаимодействия организма и среды, отражающий необходимость адаптивных пере­строек.

Остановимся коротко на содержании понятий «реактивность», «резистентность», «работоспособность». Не редко термины «реактивность» и «резистентность» сме­шивают, употребляя один из них вместо другого. Это неправильно, так как реактивность относится к процес­суальному аспекту адаптации, резистентность – к ре­зультирующему. Реактивность – количественно-времен­ная характеристика функциональных сдвигов в организ­ме, происходящих в ответ на воздействие среды и ле­жащих в основе достижения того или иного адаптивно­го эффекта.

Вместе с тем мера количественно-временных сдвигов, развивающихся в ответ на воздействие среды, опреде­ляется соотношением между исходным уровнем адаптированности организма и величиной воздействия. В ответ на одно и то же воздействие внешней среды в организ­ме могут происходить значительные, умеренные или не значительные изменения – все зависит от степени его приспособленности к этим условиям. Чем эта приспособ­ленность выше, тем сдвиги выражены меньше, и наобо­рот. Начинается все с фиксации рассогласования меж­ду необходимым в данной конкретной ситуации и на­личным уровнями адаптированности, что служит сигналом к мобилизации адаптивных возможностей ор­ганизма. На втором этапе происходит мобилизация спе­цифических и неспецифических механизмов и поиск ор­ганизмом как саморегулирующейся системой нового со­стояния, более соответствующего сложившимся услови­ям среды, необходимому роду деятельности. Здесь повышается интенсивность обмена веществ, мобили­зуются резервы, ускоряются обменные процессы и т. д. в соответствии с требованиями ситуации. Третий этап адаптивной перестройки характеризуется достижением организмом необходимых параметров функционирования, обеспечивающих достаточно полное соответствие

 

5

 

брана и другая мера работоспособности: о работоспо­собности можно судить по количеству произведенной за определенный период времени работы при заданных ее качественных показателях.

В жизнедеятельности любого существа наблюдается связанное с необходимостью восстановления запасов энергии чередование периодов повышенной активности и покоя. В сравнении с животными у человека это че­редование, как правило, носит упорядоченный и диф­ференцированный характер (в зависимости от рода за­нятий, климатогеографической зоны, возраста, состоя­ния здоровья и т. д.). При этом переход от покоя к повышенной активности и затем вновь к покою вклю­чает несколько фаз. Для перехода от покоя к работе и от работы к покою это: врабатывание (нарастание ко­эффициента эффект/усилие), устойчивое рабочее состоя­ние (коэффициент высок и постоянен), нарастание утом­ления – сначала преодолимое, а затем непреодолимое (постепенное, а затем резкое снижение коэффициента), вплоть до прекращения работы. При этом у хорошо приспособленного к условиям жизни и определенного рода деятельности человека наблюдается также и доста­точно высокая устойчивость к отвлекающим, неблаго­приятным факторам – как случайным и необязатель­ным, так и непосредственно связанным с характером деятельности (например, производственный шум).

Перечисленное выше отражает закономерные изме­нения работоспособности. Наличие переходных фаз не говорит о неприспособленности человека к данной дея­тельности. Фаза врабатывания есть, по существу, про­цесс настройки на деятельность. Нарастание утомления вплоть до прекращения (отказа) деятельности соответ­ственно не может расцениваться как дезадаптация.

У человека, впервые приступающего к определенного рода деятельности, происходит адаптирование к дан­ного рода деятельности и условиям ее осуществления: это уже не настройка, а перестройка функционирования различных органов, систем и процессов на уровень, не­обходимый для достижения требуемого результата. При этом перестройка происходит при любой сколько-нибудь существенной перемене рода деятельности, даже если новая деятельность требует меньшей затраты энергии. Различие между настройкой на деятельность и адапта­цией к последней заключается в следующем. Практи­чески любая деятельность (работа) многокомпонентна как по своим этапам, так и по обеспечивающим ее осу­ществление механизмам. Настройка на деятельность предполагает наличие уже сложившихся механизмов и комплексов механизмов, наличие резервов, обеспечиваю­щих их функционирование, и заключается в их включе­нии. Адаптация – процесс формирования этих механиз­мов (здесь имеет место процесс развития каких-то в принципе предсуществующих их элементов), накопле­ния резервов, установления ранее не существовавших связей и т. д.

Адаптированность организма не может быть сведена к сумме частичных «адаптации» отдельных его органов, клеток и процессов, хотя нельзя отрицать наличия в них изменений адаптивного характера. В центральной нерв­ной системе (ЦНС) происходит афферентный синтез различных потоков информации – один из них постоян­но отражает имеющийся уровень адаптированности (резистентности) организма, другой – особенности конкрет­ного воздействия среды. На основании результатов их сопоставления ЦНС формирует интегральный управляю­щий импульс исполнительным механизмам, функциони­рованием которых и определяется само содержание адаптивных сдвигов.

Можно выделить два типа исполнительных механиз­мов адаптации – специфические и неспецифические. В роли неспецифических исполнительных механизмов часто выступают железы внутренней секреции. Особен­ность их участия в процессах адаптации заключается в том, что их функция повышается независимо от кон­кретных особенностей воздействия среды и зависит лишь от величины воздействия. Действительно, активация ко­ры надпочечников, симпато-адреналовой системы (САС) наблюдается при физической нагрузке, при холодовом или тепловом воздействии и т. д. Напротив, специфиче­ские исполнительные механизмы адаптации активируют­ся в зависимости от особенностей воздействия: напри­мер, при тепловом воздействии включаются одни из них, при холодовом – другие.

Такая реакция эндокринной системы позволяет ис­пользовать эндокринологические показатели в качестве критериев адаптирования и адаптированности. Действи­тельно, в ЦНС по разным каналам поступает информа­ция, интегральная оценка которой завершается на уров­не гипоталамуса, где текущая информация сопостав­ляется с эталонной, отражающей ведущие потребности организма. В ходе перекодирования электрические им­пульсы (типичный для нервной системы способ переда­чи информации) преобразуются в особые сигналы, в роли которых выступают гормоны – либерины. Количе­ство и характер их соответствуют результатам оценки поступившей в гипоталамус информации. Под влиянием гипоталамических либеринов гипофиз вырабатывает тропные гормоны, а под влиянием последних различные эндокринные железы вырабатывают собственные гормо­ны, которые влияют на состояние различных клеток, тканей, органов и систем организма. Интегральный  управляющий импульс от ЦНС к эндокринной системе представляет собой результат оценки и состояния организма в данный момент и особенностей воздействия среды. Практически важно то, что на уровне эндокринной системы оценка всего этого приобретает доступный наблюдению и контролю характер: вырабатываемые гипофизом и периферическими эндокринными железами гормоны поступают во внутреннюю среду организма и доступны определению.

 



2019-12-29 454 Обсуждений (0)
Понятие адаптация. Фазы и адаптивные реакции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие адаптация. Фазы и адаптивные реакции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (454)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)