Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В учебной деятельности



2019-12-29 191 Обсуждений (0)
В учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




По уровню гормонов во внутренней среде организма в тех или иных условиях можно проследить адаптирование организма и меру адаптированности. Чем более выражена активация эндокринной системы под влияни­ем данного воздействия, тем менее организм к нему подготовлен, и наоборот. Снижение уровня гормонов при продолжающемся воздействии и сохранение на прежнем уровне «выходных» характеристик жизнедея­тельности (работоспособность, состояние здоровья, самочувствие и т. д.) свидетельствуют об успешном адап­тировании. Напротив, сохранение высоких уровней гормонов во внутренней среде организма в этой же си­туации говорит о том, что адаптирование к данным ус­ловиям или характеру деятельности недостаточно ус­пешно и поддержание «выходных» характеристик жиз­недеятельности на нормальном уровне дорого обходится организму и в перспективе, следовательно, чревато сры­вом адаптации и развитием разного рода нарушений в состоянии здоровья

Динамика реакции эндокринной системы на какое-либо воздействие среды в самом общем виде имеет сле­дующий характер. Первое: степень воздействия невели­ка (величина воздействия ниже порога значимости) – реакции нет. Повторные нагрузки такой же интенсивно­сти не вызывают изменений состояния эндокринной си­стемы (кроме случаев, когда интервал между нагрузка­ми невелик и возможны явления суммации); эффект тренировки отсутствует. Второе: величина нагрузки вы­ше пороговой – происходит активация эндокринной си­стемы с выбросом во внутреннюю среду организма раз­личных гормонов. Их влияние обусловливает повыше­ние резистентности организма к данному воздействию, причем это новое состояние сохраняется и после окон­чания воздействия и снижения уровня гормонов. По­вторные нагрузки той же интенсивности вызывают сни­жающийся по величине ответ (степень активации эндо­кринной системы в каждом единичном адаптивном акте уменьшается соответственно величине повышения рези­стентности организма в результате предшествующего адаптивного акта); эффект тренировки выражен. Третье: величина нагрузки достигает некоторого индивидуаль­но-видового предела, реакция эндокринной системы также достигает наибольшей возможной величины. Дальнейшее увеличение нагрузки может вести к срыву процессов адаптации.

Выяснение роли эндокринной системы в процессах адаптации, как известно, существенно продвинуло впе­ред разработку самой этой проблемы и значительно изменило также представления о физиологической роли ряда эндокринных желез, в первую очередь коры над­почечников Заслугой Г. Селье явились, во-первых, до­казательство важной роли неспецифических механиз­мов в процессах адаптации организма к разного рода воздействиям (напримере картины общего синдрома адаптации) и, во-вторых, идея адаптивного значения гормонов. Именно его работы внесли ясность в вопросе, который не нашел разрешения в огромном количестве исследований, проведенных с использованием самых  разнообразных методик.

В современную научную практику Г. Селье был введен термин «стресс», приобретший широкую популярность. Термин «стресс» обозначает одно из состояний адаптивного цикла.               

Адаптация организма может иметь характер одного бурно протекающего адаптивного цикла, с выраженным состоянием стресса, но может протекать и постепенно, имея характер последовательного процесса, состоящего из единичных адаптивных актов. Первое свойственно рез­кому изменению окружающей обстановки, которое трудно предвидеть или подготовку к которому практи­чески невозможно разделить на ряд последовательных этапов. Второе свойственно приспособлению человека к относительно легко дозируемым факторам среды (наиболее известный пример этого – закаливание организма, спортивная тренировка), а также приспособления к постепенно меняющимся условиям. Естественно, со стояние стресса здесь будет выражено относительно слабо.                      

Адаптированность организма к каким-либо факто рам может быть полной и частичной. При полной адаптированности существенных сдвигов в ответ на воздей­ствие не происходит, так как уровень резистентности организма достаточно высок и нет необходимости в из­менении активности процессов жизнедеятельности для уравновешивания его и среды. При частичной адапти-рованности организм может перенести воздействие (нагрузку) лишь за счет активации адаптивных про­цессов, так как уже превзойден уровень резистентности, которым организм обладает вне этой активации. Ча­стичная адаптированность может смениться полной, так как под влиянием адаптивных перестроек его резистентность повышается. Но этот процесс имеет ограни­ченные пределы, и, после того как резерв повышения резистентности будет исчерпан, наступит состояние, когда в результате повторных воздействий резистентность повышаться не будет и начнутся срывы функцио­нирования различных органов и систем, обычно проис­ходящие на фоне высокой активности эндокринной си­стемы, которая (активность) уже не ведет к увеличе­нию уровня резистентности вследствие исчерпания ее резервов. Так, например, у злоупотребляющих зимним купанием людей могут развиться гипертонические реакции, у спортсменов в состоянии перетренированности возникают различные функциональные нарушения, снижение устойчивости к различного рода воздействиям, далеким от характера их основной спортивной нагрузки, возрастает склонность к простудным заболеваниям и т.д. У школьников в условиях перегрузки занятиями могут снизиться показатели продуктивности учебного руда (отказ от специфической деятельности) или при наличии высокой настроенности на учение, ухудшиться состояние здоровья при сохранении в течение некото­рого времени высоких показателей в учении.

Рассмотрим поподробнее функциональное состояние школьников в процессе адаптации учебной деятельности из статьи Н.П. Горбунова.

Постоянное снижение уровня здоровья школьников свидетельствует о необходимо­сти дозирования учебной нагрузки в соот­ветствии с возрастными и индивидуальны­ми возможностями организма. Любое уве­личение нагрузки, как умственной, так и физической, можно рассматривать как стрессорное воздействие, носящее длитель­ный и устойчивый характер. Пока актив­ность симпатического отдела вегетативной нервной системы сохраняется на достаточ­но высоком уровне, процесс обучения осу­ществляется в условиях стабильного функ­ционального состояния школьника. Как только адаптационные резервы организма снижаются, возникает ситуация рассогласо­вания механизмов регуляции вегетативных функций, жизнедеятельность реализуется в режиме неустойчивой адаптации, который проявляется у детей в виде падения рабо­тоспособности, повышенной утомляемости и снижения устойчивости к неблагоприят­ным воздействиям.

Неизбежное усложнение содержания об­разования в настоящее время является се­рьезным фактором риска для здоровья школьников Традиционные мероприятия, направленные преимущественно на устра­нение последствий чрезмерной учебной нагрузки или нерационального режима учебной деятельности, не позволяют до­биться заметных результатов, о чем свиде­тельствует статистика заболеваемости школьников. В связи с этим большое зна­чение имеют меры, предпринимаемые в последние годы на федеральном уровне Создание центров содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников об­разовательного учреждения пре­дусматривает обеспечение комплексной диагностики и мониторинг успешности обучения и здоровья. Профилактическую направленность сопровождения образовательного процесса отражает постановление Правительства РФ об общероссийской си­стеме мониторинга состояния физического здоровья населения, в том числе детей и подростков. Можно надеяться, что реа­лизация этих решений будет способство­вать разработке эффективных способов предупреждения негативных последствий воздействия чрезмерной учебной нагрузки на организм школьника.

Особенно остро указанные проблемы проявляются при использовании инноваци­онных методик обучения Установлено, что к концу каждого учебного года у млад­ших школьников, обучающихся по про­граммам развивающего обучения, утомле­ние сказывается в значительно большей степени, чем у детей, находящихся в ус­ловиях традиционного обучения.

Важно, на наш взгляд, учитывать, что причиной негативных изменений функцио­нального состояния школьника может быть не столько сама инновационная тех­нология или система обучения, сколько способы ее практического воплощения. Если реализация педагогической системы осуществляется за счет расширения объ­ема и интенсивности учебной деятельно­сти, то результаты перегрузки становятся очевидными достаточно быстро. По мне­нию ученых, достоинства педагогических инноваций нередко нивелируются чрезмер­ностью суммарной учебной нагрузки.

Внедрение новых образовательных техно­логий осуществляется, как правило, без предварительных физиологических исследований. Выяснение сущности физиологических изменений, возникающих в организме школьника в условиях учебной деятельности, позволит использовать адекватные профилактические мероприятия, направленные на те звенья адаптационного  процесса, которые испытывают наибольшее напряжение.

В условиях интенсивного обучения, характерного для многих инновационных технологий, большая нагрузка ложится на мускулатуру, обеспечивающую поддержание рабочей позы. Малая устойчивость орга­низма к длительным статическим усилиям на фоне высокого психоэмоционального напряжения определяет быстрое развитие утомления и ухудшение функционального состояния младших школьников. Повышен­ный уровень сложности учебного материала обусловливает увеличение эмоциональ­ного напряжения, что, в свою очередь, приводит к непроизвольному повышению тонуса скелетной мускулатуры на фоне увеличения деятельности сердечно-сосуди­стой системы.

В ходе трехлетних лонгитюдинальных наблюдений нами были изучены показате­ли физического развития, работоспособно­сти, гемодинамики и вегетативного гомеостаза учащихся I–III классов. В одну группу вошли учащиеся классов традици­онного (ТО), в другую – развивающего обучения (РО) по системе Л.В.Занкова, третью группу (ЭГ) составили школьники с трансформированным вариантом физи­ческого воспитания. Суть трансформации заключалась в том, что в программу фи­зического воспитания учащихся, занимаю­щихся в условиях РО по Занкову, были включены комплексы изометрических уп­ражнений, направленные на укрепление преимущественно крупных мышечных групп, испытывающих наибольшие нагруз­ки в процессе учебной деятельности млад­ших школьников. Комплексные физиологи­ческие исследования проводили в течение трех лет, дважды в год, в октябре и ап­реле – мае.

Анализ динамики адаптационных про­цессов у учащихся классов ТО показал, что к концу каждого учебного года у большинства школьников наблюдается уме­ренная активность механизмов, обеспечивающих адаптацию к учебной деятельности. К концу третьего года обучения у школь­ников отмечалось повышение тонуса сим­патического отдела вегетативной нервной системы на фоне умеренного увеличения активности центрального контура регуляции.

В условиях РО процесс адаптации к учебной деятельности протекает на фоне значительного снижения роли центрально­го контура регуляции и симпатической нервной системы от начала к концу учеб­ного года. Можно предполагать, что интенсивная учебная деятельность в условиях РО опре­деляет развитие выраженного утомления школьников. Подтверждением этого явились результаты оценки их заболеваемости. Применение трансформированного вари­анта физического воспитания в классах ЭГ показало, что адаптационные процессы у школьников характеризовались некоторым снижением вариабельности ритма сердца на фоне стабильного уровня актив­ности центрального контура регуляции и симпатической нервной системы. Это яв­ляется отражением достаточно высокого уровня мобилизации адренергических ме­ханизмов и соответствующего уровня воз­буждения подкорковых структур, обеспечи­вающих регуляцию метаболизма. Одновре­менно в этой группе имели место наиболее низкие показатели заболеваемости по сравнению с группами ТО и РО. Указан­ные изменения являются показателем вы­сокой эффективности адаптационных про­цессов.    

Таким образом, использование в качестве профилактического средства изометри­ческих упражнений, включенных в уроки физической культуры, представляет собой один из способов преодоления негативных последствий интенсивной учебной деятель­ности младших школьников. Трехлетнее исследование, проведенное на одних и тех же учащихся, показало, что такой подход является достаточно перспективным, по­скольку эффекты систематического приме­нения статических упражнений реализуются в нескольких направлениях. Значитель­ное возрастание статической выносливости происходит на фоне повышения аэробных возможностей организма, причем формиру­ются такие адаптационные реакции сер­дечно-сосудистой системы, которые свиде­тельствуют об экономизации функции кро­вообращения.

Наряду с совершенствованием механиз­мов гемодинамики у школьников в усло­виях применения трансформированного варианта физического воспитания происхо­дит изменение состояния регулирующих механизмов. Сочетание статических и ди­намических физических нагрузок на уро­ках физической культуры обеспечивает ус­тойчивость параметров вегетативного гомеостаза в течение учебного года. Получен­ные результаты дают основания полагать, что совершенствование физического воспи­тания младших школьников будет способ­ствовать эффективной их адаптации в ус­ловиях различных педагогических инноваций.

 

 



2019-12-29 191 Обсуждений (0)
В учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В учебной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)