Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности предупреждения экономической преступности



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Особенности предупреждения экономической преступности 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема предупреждения и борьбы с экономической преступностью носит комплексный, междисциплинарный характер, что вытекает из теоретических представлений о преступности как сложном социально – правовом явлении.

Борьба с экономической преступностью должна быть направлена прежде всего на разрешение проблемы предупреждения преступлений в сфере экономики, в связи с чем необходимо предусматривать систему экономических, правовых, организационно – производственных, технических, воспитательных мер, направленных на коррекцию личности и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обуславливающих совершение экономических преступлений и правонарушений.

При этом основной целью государственной стратегии должно быть обеспечение такого развития экономики, которое создает приемлемые условия для жизни и развития личности, для социально – экономической, военно – политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

К числу первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности относится укрепление государственной власти, повышения доверия к ее институтам, рационализация механизмов выработки решений и формирования экономической политики, создание условий для включения защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций.

Предупреждений правонарушений возможно только при наличии современной правовой базы, гарантирующей соблюдение законности.

Необходимо отметить, что такая база в Республике Казахстан, в целом, создана.

Приняты новые Гражданский, Гражданский процессуальный, Уголовный, Уголовно – процессуальный, Налоговый, Таможенный кодексы, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, Закон «О борьбе с коррупцией» и другие законодательные акты.

К ведущим направлениям в организации предупреждения и борьбы с экономической преступностью должны относиться также разработка и выполнение государственных программ борьбы с преступностью, поскольку сложный, многоаспектный характер экономических преступлений требует консолидированных усилий всех государственных органов и общества в целом.

       К таким программам можно отнести «Концепцию борьбы с правонарушениями в сфере экономики на 2001 -2003 гг.», утвержденная Президентом Республики Казахстан от 2 февраля 2001 г. №201., Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2004 года N 1401 «О Программе борьбы с правонарушениями в сфере экономики в Республике Казахстан на 2005-2007 годы» и Государственную программу «Борьба с правонарушениями в сфере экономики на 2008-2009 гг.».

       Данные программы ставят перед собой следующие цели: формирование системы мер по обеспечению экономической безопасности страны путем эффективного противодействия правонарушениям в сфере экономики, содействие ее росту, развитие добросовестного предпринимательства и улучшение конкурентной среды.

       Основными задачами являются совершенствование нормативно-правовой базы и условий для эффективной работы по предупреждению, выявлению и пресечению экономических правонарушений, в том числе по сокращению криминальной экономики; повышение эффективности межведомственного взаимодействия в области борьбы с экономическими правонарушениями; организация эффективного международного сотрудничества в области борьбы с экономическими правонарушениями; разъяснение и пропаганда законопослушного образа поведения в сфере экономики.

 

Заключение

Ущерб, наносимый государству правонарушениями в сфере экономики, оценивается в десятки миллиардов тенге в год, а с учетом незаконных операций с использованием трансфертного ценообразования 140-145 миллиардов тенге. Удельный вес совершаемых в сфере экономики преступлений составляет более 10 % от общего количества всех зарегистрированных преступлений.

Как показывает практика, правонарушения в сфере экономики совершаются все более ухищренными и сложными способами, существуют определенные условия для формирования и развития теневого, в том числе криминального сектора экономики. Несмотря на снижение за последние пять лет доли ненаблюдаемой экономики в 1,5 раза, все же ее удельный вес в 2002 году еще значителен - 22,6 % от валового внутреннего продукта страны.

Существует ряд устоявшихся схем экономических правонарушений:

1. Осуществление фиктивных экспортно-импортных операций. Возврат на территорию страны экспортированного товара. Осуществление неоднократных операций по вывозу и возврату одного и того же товара. Необоснованное завышение цен экспортируемых товаров, стоимость которых трудно установить, с целью получения возмещения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) из бюджета. Незаконное использование льгот, в первую очередь, экспортной льготы по НДС в целях уклонения от уплаты налогов и хищения бюджетных средств.

Совершение лжеэкспортных операций предполагает возможное участие в данном виде преступления сотрудников пограничных и внутренних таможен, а также сотрудников банков. Организаторы и разработчики преступных схем имеют нередко криминальные связи в других регионах, где осуществляется процесс обналичивания денежных средств. Кроме того, при осуществлении внешнеэкономических операций используются подставные фирмы, зарегистрированные в сопредельных государствах.

2. Покупка товара предприятием с уплатой НДС, либо экспортером на внутреннем рынке у фирмы, зарегистрированной по подложным документам, а также использование подставных фирм, зарегистрированных в сопредельных государствах с целью получения права на зачет, либо возмещение НДС. Предприятиям - переработчикам невыгодно приобретать сырье у частных предпринимателей с потерей права на возмещение НДС. В связи с этим возникла сеть посредников, которые, скупая сырье за наличные деньги, перепродают по завышенной цене от имени подставных юридических лиц, нередко зарегистрированных по подложным документам.

3. Сокрытие объектов налогообложения при совершении импортных и экспортных операций, в том числе на основе осуществление бартерных сделок и реализации продукции конечным пользователям через сеть посредников.

 

4. Перевод денежных средств в иностранной валюте под заведомо ложные контракты. Реализация данного способа осуществляется, как правило, по предварительному сговору всех участников внешнеэкономической сделки.

5. Невозвращение валютной выручки. Проведение финансовых операций, минуя расчетные счета, и использование для взаиморасчетов дочерних и коммерческих структур, оффшорных компаний. Проведение финансово-хозяйственных и внешнеэкономических операций через счета предприятий, учрежденных по подложным документам.

6. Манипуляции в сфере трансфертного ценообразования с целью уклонения от уплаты налогов, которые помимо недопоступления налоговых платежей в бюджет, влекут за собой такое негативное последствие как несанкционированный вывоз капитала.

7. Серьезной проблемой являются правонарушения в области реализации законодательства о банкротстве.

В результате государство теряет миллиарды тенге в виде недопоступления налогов, поскольку распределение наиболее ценных активов предприятия происходит на стадии подготовки к банкротству путем оформления залога и продаж активов по заниженным ценам аффиллированным лицам. Задолженность перед государством удовлетворяется не более чем на 5-10 %. Кроме того, банкротство предприятий используется в качестве способа незаконного перехода государственной собственности в негосударственную.

8. Нарушение конкурсных процедур при осуществлении процесса государственных закупок, влекущих необоснованное завышение цен и расхищение государственных финансовых средств.

9. Правонарушения в сфере земельных отношений в процессе передачи прав пользования и (или) собственности на землю.

10. Необоснованное ограничение конкуренции и злоупотребление субъектами рынка своим доминирующим положением на различных товарных рынках. Ценовые сговоры на отдельных товарных рынках, в частности, нефтепродуктов, оказывают мультипликативное негативное влияние практически на все отрасли экономики, причиняя значительный ущерб государству. В то же время такие правонарушения остаются латентными, факты привлечения к уголовной ответственности являются единичными.

11. Включение в оборот части нелегальных товаров путем реализации без марок акцизного сбора, с недействительными или поддельными акцизными марками.

Большинство правонарушений в экономической сфере основано на схемах, формально не противоречащих законодательству. Это обусловлено несовершенством действующих нормативно-правовых актов, отсутствием эффективных методик выявления и пресечения противоправных действий, недостаточностью взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов, коррупционными проявлениями в органах государственного управления.

 

12. Особое внимание должно быть уделено предотвращению легализации денежных средств, полученных преступным путем, на основе их обналичивания либо приобретения имущества. Именно эти операции содействуют перетоку финансовых средств из нелегального сектора в открытую экономику, криминализируя ее и подрывая финансовую стабильность государства.

Большинство этих операций осуществляется с участием фиктивных предприятий и фирм, расположенных в оффшорных зонах. Часть вывезенного теневого капитала позднее возвращается обратно в страну в виде "иностранных" инвестиций. Нередко поступления из оффшорных зон в десятки раз превышают их реальную возможность инвестирования. В целом, проблема снижения размеров нелегальной экономики должна решаться в комплексе с реализацией других государственных и отраслевых программ развития.

Наиболее эффективным путем выявления экономических правонарушений в настоящее время станет сочетание традиционных форм оперативно-розыскной деятельности и технологий аналитического поиска на основе использования возможностей специализированного программного обеспечения. Формирование разнообразных баз данных (правоохранительных, налоговых, таможенных, регистрирующих, лицензирующих и других государственных органов, информационных и рекламных агентств) их обработка с помощью специализированных программных продуктов позволяют прогнозировать развитие ситуации в теневом секторе экономики, выявлять первичные признаки подготавливаемых и совершаемых экономических преступлений с целью их пресечения или предотвращения.

Актуальным направлением деятельности органов финансовой полиции должно стать определение доли нелегальной экономики, а также степени криминогенности отраслей экономики страны в целом и в пределах отдельных регионов.

Экономическая преступность является одной из самых интенсивно развивающихся и усложняющихся видов преступности. Это предъявляет повышенные требования к совершенствованию методической и кадровой базы государственных органов, осуществляющих борьбу с экономическими правонарушениями.

Несмотря на серьезность угрозы экономической преступности для национальной безопасности, до сих пор в стране нет специализированных исследовательских структур, осуществляющих углубленный анализ, прогнозирование и стратегическое "видение" экономической преступности. Не проводятся научные комплексные исследования в различных сферах экономики на предмет выявления различных угроз для экономической безопасности, не разрабатываются единые типовые методики выявления экономических правонарушений. Недостаточно обеспечивается работа по переподготовке и регулярному повышению квалификации сотрудников государственных органов, ведущих борьбу с правонарушениями в сфере экономики, в том числе путем привлечения зарубежных экспертов.

Из-за отсутствия доступа к информационным базам данных государственных органов и организаций, государственные органы, осуществляющие борьбу с экономическими правонарушениями, теряют возможность оперативного и своевременного пресечения противоправных проявлений в сфере экономики.

Литература

1 – «Уголовный Кодекс Республики Казахстан» от 16.07.1997 N 167-I;

2 – Учебник «Криминология» под редакцией Рогова И. И., Балтабаевой К. Ж. Издательство «Норма –К» Алматы 2004 г.;

3 – Учебник «Уголовное право Республики Казахстан (Особенная часть)», под редакцией Рогова И. И., Рахметова С. М. Алматы «Жеты Жаргы» 2003 г;

4 – Дементьева Е.Е. «Экономическая преступность и борьба с ней в странах с развитой рыночной экономикой» (на материалах США и Германии). - М.: ИНИОН РАН, 1992. - С. 12-13.;

5 – «О некоторых вопросах квалификации преступлений в сфере

экономической деятельности» 18 июня 2004 года № 2.;

 

6 – Кодекс Республики Казахстан от 30.01.2001 N 155-II

"Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях";

7 – Государственная программа Борьбы с правонарушениями в сфере экономики на 2008-2009 гг.

 



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Особенности предупреждения экономической преступности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности предупреждения экономической преступности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)