Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Признаки, субъекты «Национальной экономики», методология и модели ее развития.



2019-12-29 207 Обсуждений (0)
Признаки, субъекты «Национальной экономики», методология и модели ее развития. 0.00 из 5.00 0 оценок




В целом НЭ изучает экономику своей страны как единое целое, отслеживает социально-психологические, идеологические процессы в стране, которые имеют незаурядное влияние на уровень организации и эффективность функционирования экономической системы.

Целью ее исследований является не только выяснения социально-экономических явлений, происходящих в стране, но и усовершенствование внутренней и внешней экономической политики, поскольку, например, кредитно-денежные, бюджетно-налоговые методы государственного регулирования могут влиять на экономику как положительно, так и отрицательно. Учитывая то, что не все средства, которые дали положительный эффект в одной стране, обеспечат такой самый эффект в другой, НЭ призванная определить восприимчивость или невосприимчивость положений конкретной теории для страны при определенных обстоятельствах на каждом этапе ее развития.

Поскольку НЭ очень сложная система хозяйствования, то объектом ее исследования является разнообразные природно-хозяйственные, социальные и экономические процессы и явления, которые происходят в ней. Субъектами НЭ является домашние хозяйства, предприятия, фирмы, предпринимательские структуры и само государство. Все они вступают между собой в определенные экономические отношения, которые приобретают форму вертикальных и горизонтальных связей. Любой субъект НЭ является обособленным, но подчиняется экономическим интересам своей деятельность. Вместе с тем деятельность всех экономических субъектов в НЭ должна подчиняться общегосударственным интересам национальной безопасности.

Общим для субъектов каждого уровня управления и регулирование является принятие решений в интересах государства, региона, конкретного производителя. Этими интересами являются:

для государства (на макроуровне) – поступление прибыли в бюджет государства и его распределение (ГБ);

для региона (на мезоуровне) - поступление в бюджет региона и его распределение (ГР);

для производителя (на микроуровне) - получение прибыли (ГП) в его бюджет (для рабочего - его заработная плата, для владельца - прирост доходов предприятия) и его распределение для воспроизводства: для обновления основного капитала, производства новой продукции, повышение квалификации работников и т.п.

В государственном управлении должны преобладать интересы государственные над частными, в региональном - региональные над частными, для производителя – частные, но с учетом региональных и государственных интересов, все это создает определенные условия решения интересов на государственном и региональном уровне. (См. рис. 1.1).

   

 
Распределение прибыли


Рис. 1.1. Схема согласования интересов между субъектами национальной экономики

 

Если на уровне региональном или государственном представители власти будут предоставят преимущество частным интересам, это приведет к аритмичности движения денежных потоков, производства, потребления, и, соответственно, снижению производства, инвестиций, к росту инфляции, безработице, коррупции, криминализации и других отрицательных процессов, которые вызовут снижение уровня жизни населения.

Экономическая система отдельной страны является единым целым, ее целостность обеспечивают национальная конституция, национальное законодательство, которое регулирует отношения в сфере производства, распределения и потребление. Законодательство каждой страны имеет собственные национальные особенности. Страны, которые объединяются в экономические союзы, обязательно унифицируют экономическое законодательство согласно положениям заключенных союзов (например, ЕЭ). Тем не менее, каждая страна ведет учет на основе показателей производства и потребление, поскольку заинтересованная в укреплении своей экономики и повышении благосостояния людей.

НЭ в своем развитии должен опираться на фундаментальные законы теоретической экономики и нормативно-законодательные акты, что является правовой базой ее функционирования, важную роль в этом играет Конституция и Законы Украины. Поэтому предметом НЭ– является система законов и закономерностей, которые регулируют процессы и взаимосвязи в сложной хозяйственной системе государства. Исследование этой сложной системы базируется на методологии.    

Методология – это система научных знаний о путях, методах и способы познания истины. Методология НЭ базируется на системе наиболее значительных принципов, методов и способов познания развития экономики Украины. НЭ в широком аспекте является системой знаний о закономерностях и законах функционирования национального хозяйства государства как единого целого. Поэтому применение в ее изучении общенаучных методов дает возможность глубже анализировать макроэкономические процессы, что происходят в реальной жизни.

К общенаучным методам относят:

1. Методы эволюции, диалектики и исторической хронологии

2. Методы логики (логический анализ);

3. Структурно-функциональные методы (программно-целевой метод);

4. Методы науки синергетики;

5. Методы индукции и дедукции (метод системного анализа);

6. Метод научной абстракции и теоретического моделирования;

7. Методы математического моделирования (математический и статистический анализ).

Методы эволюции, диалектики и исторической хронологии предусматривают познание экономических процессов и явлений в постоянном развитии, научно обосновывая, учитывая эволюционные взаимозависимости и тенденции исторического развития в НЭ.

В исследованиях НЭ широко применяют методы логики, которые дают возможность строить логические схемы взаимосвязей между разными сферами и секторами НЭ, производить логический анализ.

Значительное место в макроэкономическом анализе НЭ принадлежит структурно-функциональному методу, который предусматривает рассмотрение, будь какой компоненты НЭ как системы с обязательным исследованием функции взаимодействующих элементов, с помощью этого метода осуществляется анализ структурных изменений в экономике и определяет системные признаки НЭ, независимо от трансформационных изменений, которые являются временными.

С ним тесно связан и программно-целевой метод, который в условиях формирования рыночных отношений приобретает большое значение для подготовки и разработки комплексных программ по отраслям и территориям, охватывающим все этапы работы от сбора фактических данных, оценки свойств территориальных систем, установления закономерности их функционирования, прогноза развития до экспертизы проектов, связанных с изменением территориальных систем.

Методы синергетики как науки, которая изучает условия самоорганизации сложных систем, которые состоят из компонентов разной природы. Именно такой системой является НЭ, которая в пространственно-временных координатах состоит из природо-хозяйственных и социально-экономических подсистем разного иерархического уровня.

Методы индукции и дедукции можно использовать как такие, что олицетворяют движение мысли (макроэкономического анализа) от единичного к всеобщему, от знания меньшего к знанию большего, а также в обратном направлении – от всеобщего к единичному.

Метод системного анализа включает всестороннее изучение каждой системы, ее связи, рассматривает целостность системы хозяйственного комплекса страны. Анализ и синтез явлений и комплексного развития регионов особенно важен в современных условиях.

Метод научной абстракции и теоретического моделирования определяет наиболее значимые стороны любого макроэкономического процесса, который дает возможность сначала охарактеризовать каждое из них, в общем, а потом определяются присущие ему разногласия, а дальше рассматриваются конкретные проявления этого явления.Познание хозяйственной системы должен базироваться на конкретных данных.

Одной из важных проблем методологии НЭ есть объединения количественного и качественного анализа, который осуществляется с помощью математических и статистических методов:

Методы математического моделирования в исследованиях НЭ должны базироваться на научно-обоснованных теоретических моделях ее развития. Глубокий теоретический анализ на основе оценки соответствия тех или других явлений НЭ объективным экономическим законам является основой для дальнейшего математического моделирования сложных экономических взаимосвязей в государстве. Метод экономико-математического моделирования позволяет рассчитывать варианты поведения систем при различных данных и выбрать оптимальный вариант (минимум затрат при максимуме производства), используются квадратные и прямоугольные матрицы, линейное программирование, построение графиков и др. Моделирование– упрощенное воспроизведение реальности, отражающее в обобщенной форме ее существенные черты и взаимосвязи. В арсенале системного моделирования – логические, блоковые, матричные, картографические и др. модели.

Статистических методы:

Балансовый метод позволяет увязать объемы производства с различными видами ресурсов региона, капитальными вложениями, трудовыми затратами и установить необходимые пропорции (в общем виде «приход-расход»). Это прежде всего общий баланс производства и распределения общественного продукта, внешнеторговый или топливно-энергетический балансы и др.

Статистические методы служат для обработки и анализа многообразной количественной информации, характеризующей территориальные и отраслевые аспекты социально-экономических явлений. Позволяют наглядно представить как временной срез процессов и явлений, так и их динамику по всей стране, регионам или в сравнении с другими странами, а также оценить надежность и точность выводов, сделанных на основе статистического материала.

Чем больше методов использует специалист (студент) в изучении дисциплины или научных исследовании, тем точнее анализ, т.е. нельзя пользоваться только одним или двумя методами.

Политику можно осуществлять разными методами. Метод (греч. путь к чему-либо) – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В общем понимании метод отвечает на вопрос: «Как, каким образом?». Методами  государственного регулирования экономики являются: правовой, экономический, административный и пропагандистский, которые в свою очередь они подразделяются на прямые и косвенные. Наиболее распространена точка зрения о существовании – планового и рыночного методов.

· Правовые методы регулирования экономики осуществляются на основе и в рамках государственного хозяйственного законодательства через систему установленных норм и правил, которые являются обязательными для субъектов права.

·   Экономические методы представляют собой совокупность способов и экономических рычагов (финансовых или материаль­ных стимулов) воздействия государства на экономические интересы субъектов хозяйствований, что и обуславливает их развитие.

· Административные методы основываются на использовании силы государственной власти, прямого управления экономикой, то есть способы запрещения, принуждения, разрешения и др.

·  Пропагандистские методы используют для реализации влияния государства на формирование гражданского мнения, общественного сознания,  экономического мышления и пропаганды правового и экономического пути развития экономики страны.

К прямым методам  относят установление стандартов здравоохранения, экологии, качества товара, конкуренции, а к косвенным методам политика цен и доходов, государственный бюджет, денежная, налоговая и кредитная политика.

Наиболее емким понятием в НЭ представляется понятие «модель» (фр. образец), которая охватывает все многообразие методов, рычагов, форм регулирования и др. Условно понятие модель отвечает на вопросы: «Что есть данное явление?», «Каково оно?»…

Социально- экономический аспект модели заключается в том, что она всегда конкретна, всегда специфична. В мировой практике существует достаточное множество моделей государственного регулирования экономики – американская, французская, японская, шведская, немецкая, южнокорейская и т. д.

Модели развития и управления национальной экономикой:

Американская - либерализованная система управления национальной экономикой, в которой основной акцент переносится на рыночные регуляторы экономических процессов. Ориентированна на развитие научно-технического прогресса, что позволяет экономить на заработной плате и сформировать предпринимательский менталитет. Государственное регулирование сводится к использованию правовых и опосредствованных методов с целью создания "правил игры" и благоприятных условий для развития бизнеса. Жесткое антимонопольное регулирование внутреннего рынка и лидерство страны на мировых рынках позволило американскому бизнесу получать дополнительные выгоды. Деловая активность США определяет ход экономического цикла в других странах, а национальные деньги стали выполнять функцию мировых денег. Явное лидерство на рынке технологических достижений, за счет вложений в человека. На «человеческий капитал» приходится 3/4  национального богатства.

Японская - централизованное регулирование социально-экономического развития страны со стороны государства на основе использования преимущественно экономических, опосредствованных и неформальных методов государственного регулирования экономикой. Японская структурная политика совместила техническое, технологическое перевооружение экономического потенциала страны и достижения межотраслевого равновесия (структурная сбалансированность). Обновление производства на основе лицензий, активная промышленная политика, подкрепленная новациями эффективного менеджмента, модернизация производства, способствовали успешному освоению мирового рынка и стимулированию товарного экспорта. Дефицит сырьевых ресурсов заставил добиться новаторства в области использования ресурсоэкономных технологий. Система пожизненного найма, доминирующая психология коллективизма, солидарности, подчинения личных интересов коллективным и государственным. Япония нашла способы использования традиций и устоев нации в новом пути развития, но модель развития индустриального типа она уже исчерпала. Необходимо разрабатывать новую стратегию экономического роста.

Шведская - управление социально-экономическим развитием страны на основе активного вмешательства государства в процесс распределения и перераспределения доходов, создание сильной системы социальной защиты населения, доминирование идей равенства и солидарности.

Главное в модели – регулирование социальных и трудовых отношений, не ущемляя при этом интересов каких-либо групп общества, хозяйствующих субъектов и национальной экономики. Реализуется эта цель посредством политики налогообложения (ставки налогов - очень высокие, а налоговая служба - эффективна) и концепции «активной политики в области труда». Осуществляется комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию социального бедствия – безработицы, а не выплата им пособий. При этом доля государственных расходов на социальное обеспечение составляет более 40% ВВП. Швеция вошла в тройку стран мира самым высоким уровнем дохода на душу населения и одним из самых низких уровней неравенства.

Французская – особенностью этой модели является пятилетнее планирование экономики. Планы носят индикативный (рекомендательный) характер. Уже выполнено 12 пятилетних планов и десятки целевых программ. Здесь планируется развитие национализированного сектора; методом программных контрактов страна регулирует производство и денежно-финансовую политику, в том числе процессы накопления динамичной налоговой политики. Сочетая общенациональные цели с тенденциями рыночного спроса Франция программирует обмен и потребление на основе государственного регулирования ценообразования, стимулирует развитие частного капитала и др. Разрабатываются государственные программы общественного воспроизводства интенсивного типа.

Немецкая - система управления национальной экономикой с активным использованием рыночных регуляторов, прежде всего конкуренции, и созданием на государственном уровне эффективной системы социальной защиты граждан…

Также в НЭ можно выделить такие макромодели (см. табл.. 1) 

Таблица 1



2019-12-29 207 Обсуждений (0)
Признаки, субъекты «Национальной экономики», методология и модели ее развития. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Признаки, субъекты «Национальной экономики», методология и модели ее развития.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)