Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СВЯЗЬ МЕЖДУ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МИРОМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЭВРИПИДА



2019-12-29 237 Обсуждений (0)
СВЯЗЬ МЕЖДУ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МИРОМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЭВРИПИДА 0.00 из 5.00 0 оценок




Во все времена Эврипида называли «философом на сцене». Не чужда ему была и наука. О его научных стремлениях лучше всего говорит отрывок из неизвестной трагедии: « Блажен, кто познал науку, не обращая её ни во вред согражданам, ни на несправедливые дела, но созерцает нестареющий порядок бессмертной природы, - как, где и откуда он возник. У таких людей никогда не бывает помыслов о дурных делах»[14]. Эти строки показывают, как близок был Эврипид к философским течениям своего времени. С.И. Радциг в своей книге «История древнегреческой литературы» отмечает: «Новейшие исследователи пытались иногда субъективно и односторонне объяснить образ мысли Эврипида, представляя его то рационалистом, то иррационалистом, то реалистом, то идеалистиком, но часто не замечали в нем поэта-художника, который в образах своих героев отражал разные направления мысли своего времени»[15].

Произведения Эврипида являются энциклопедией того времени; они знакомят нас с общественными настроениями эпохи. И хотя в своих трагедиях Эврипид углубляется скорее в мир духовный, и политические и исторические моменты в них почти отсутствуют, несколько таковых можно отыскать. Например, есть основание предполагать, что в отдельных эпизодах трагедий Эврипида всё же откликаются политические события того времени.

- Явно политический смысл носит трагедия «Андромаха», где в самом неприглядном виде представлены спартанцы: Менелай, Гермиона и Орест. На грубость спартанцев не раз указывается в «Оресте» и бегло в «Просительницах».

- Грубое поведение фиванцев, которые в 424 г. после победы над афинянами при Дели отказались выдать для погребения тела убитых, представлено в «Просительницах» как нарушение общепризнанного нравственного закона.    

-В заявлении Иолая от лица Гераклидов, что они никогда не должны поднимать оружие против афинян, как своих спасителей («Гераклиды», 309-328), нельзя не видеть обвинения действий Спарты и Аргоса в первые годы Пелопонесской войны.

В пору почти не прекращавшихся войн поэт, конечно, не мог обойти животрепещущего вопроса войны и мира. Мифологические сюжеты на эту тему звучали как современные. Это можно видеть в «Гераклидах», в «Финикиянках», особенно в «Троянках», где действие разыгрывается на фоне пылающей Трои; в других трагедиях мы видим приготовления или ближайшие последствия войны. Эврипид показывает, что войны затягиваются из честолюбия или по легкомыслию недобрыми вождями на пагубу народа. Ненавидя войну и считая её следствием нечестной деятельности некоторых политиков, Эврипид был, естественно, убежденным поборником мира и эту мысль приводил во многих трагедиях.

Как прямой отклик событий Пелопонесской войны 430-427 гг. звучит отрывок из песни хора в не дошедшей до нас трагедии «Кресфонт», где прославляется богиня мира Ирина:

             «О, Ирина, сокровищ великих царица,

               Ты прекраснее всех из блаженных богов!

               Уж давно по тебе моё сердце томится;

               Но боюсь, что скорей меня бремя трудов

                             Или старости сломят невзгоды,

               Чем увижу твой юный чарующий лик,

               Чем услышу прекрасные вновь хороводы

               И венчанной толпы буду слышать я крик.

                                  О, приди же, царица, приди!

               Ненавистную смуту от нашего града

               И безумный раздор прочь от нас отведи:

                          Только в остром мече им отрада»[16].

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из главнейших критериев оценки любого произведения является моральная ценность. Хорошие книги поучают нас, остерегают, дают повод задуматься над жизненными ценностями. Именно таким талантом обладают произведения многих античных авторов, а в частности произведения Софокла и Эврипида.

Греческая литература всегда привлекала к себе героикой, высокими гуманистическими[17] идеями. «Мужественная простота героев Софокла захватывает и людей нашего времени»- пишет С.И.Радциг.[18] Герой Софокла надеется на свои силы и врожденное благородство. Например, Эдип умирает в презрении и одиночестве, но торжество правды после его смерти[19], признанное богами, только поднимает его в глазах общества и делает его не гордецом, а мучеником.

Софокл так же поднимает вопрос смирения, о чем говорит как судьба Геракла, которого за подвиги и страдания принимают в сонм богов[20], так и вышеотмеченного Эдипа. Зато и преступник не может уйти от кары богов, которая рано или поздно настигнет его[21]. Эта кара воплощается в образе Эриний[22].

«В софокловском сравнении Антигоны с Исменой и Электры с Хрисофемидой заложен глубокий воспитательный смысл. Да, человек царь природы, да, дела человека чудесны, да, он способен спорить с богами. Но каким он должен быть, чтобы осуществить эту свою способность? Максимально требовательным к себе, готовым во имя своего нравственного идеала поступиться личным благополучием и даже пожертвовать жизнью»,- пишет С.Апт.[23] Вершина такой педагогической требовательности к человеку - все тот же «Эдип-Царь».

Софокл противопоставлял себя Эврипиду, говоря, что он изображает людей такими, какими они должны быть, а Эврипид – такими, каковы они в действительности. Конечно, это определение нельзя понимать в узком смысле. Характер греческой трагедии, весь её стиль предполагает известную идеализацию, возвышение героев над уровнем заурядных людей. Но Эврипид и в героях старался показать чисто человеческие, иногда весьма низменные свойства. Это снижение и упрощение героев было новшеством в греческой литературе и казалось грубым нарушением установившейся традиции. Тем самым он показывал, что учиться можно не только у героев, а низкие люди существуют не только в далеких странах и вымышленных городах, но и совсем недалеко от нас.

В трагедии «Ипполит» Эврипид показывает, как поспешны бывают осуждения, и как страдают зачастую невинные.

В своих произведениях Эврипид осуждает честолюбцев, эгоистов, тех, кто стремится к власти любыми путями. «…Противоположностью Ипполиту является образ сильной личности, которая выше всего ставит свое личное «Я», попирает все принятые законы и хочет подчинить своей воле остальных людей. Эврипид наделяет людей такого рода явно отрицательными чертами. Особенно выразителен образ Этеокла в «Финикиянках». В своей речи он с циничной откровенностью заявляет о своем стремлении к власти (503-510):

Скажу, я, мать, и ничего не скрою:

Готов я ввысь лететь к восходу солнца

Иль в глубь земли, - когда б возможно было,-

Чтоб высшую богиню-власть иметь.

И блага этого я не хочу

Другому уступить, возьму себе.

Ведь малодушье будет если кто,

Имея большее откажется и

И меньшее возьмет », - пишет С.И. Радциг.

Прочитав произведения античности, каждый может почерпнуть из них что-то для себя. Здесь можно найти и самопожертвавшего правителя, и ревнивицу- жену, наказанного невиновного, эгоиста, жаждущего власти. Все эти образы не редко встречаются в жизни и сейчас. Именно в этом, я считаю, и состоит актуальность древнегреческих трагедий. Каждый должен задуматься, нет ли в данном списке кого-то из окружающих, а главное - его самого. Признавшись, даже самому себе, в своих недостатках человек становится сильнее, а, пытаясь их искоренить - полезнее. Это - первые шаги к лучшему миру вокруг нас.


БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

«Античная драма», Москва, 1970

 

«Детская Энциклопедия», т.11 «Язык и литература», Москва, 1976

 

Лосев А.Ф. «Античная литература», Москва, 1963

 

Радциг С.И. «История древнегреческой литературы», Москва, 1982

 

Тахо-Годи А.А. «Античная литература», Москва, 1986

 

Тронский И.М. «История античной литературы», Москва, 1983

 

Федоров Н.А Мирошенкова В.И «Античная литература Греции. Антология» ч.1\2 Москва 1989. 

 

Чистякова Н.А., Вулих Н.В. "История Античной литературы", Ленинград, 1963

 

www.aphorism.ru

 

www.greekroman.ru

 

www.infolio.asf.ru

 

www.lepet2004.narod.ru

 

 


[1] С.И. Радциг «История древнегреческой литературы» Москва, «Высшая школа» 1982

[2] Аттика - область, центром какой являлись Афины.

[3] Полис-город-государство в Древней Греции.

[4] Пантеизм – обожествление природы в целом.

[5] «Античная драма»,Москва, 1970 «Художественная литература» стр192.

[6] www.infolio.asf.ru/Philo/Tronsky/index.html

[7] С.И. Радциг «История древнегреческой литературы» Москва, «Высшая школа» 1982 стр.223.

[8] Пелопонесская война - крупнейшая в истории Др. Греции война между союзами греческих полисов (431-404 г. до н.э.)

[9] Саламинская победа – победа греческих войск над персидскими недалеко от острова Саламина.

[10] С. И. Радциг «История древнегреческой литературы» ,Москва «Высшая школа» 1982 г.

[11] Обожествление природы в целом.

12 «Античная драма» ,»Художественная литература» Москва 1970 г.

[13] С. И. Радциг «История древнегреческой литературы» ,Москва «Высша

я школа» 1982 г. стр.230

 

[14]  С. И. Радциг «История древнегреческой литературы» Москва, «Высшая школа» 1982 стр.254.

[15] С. И. Радциг «История древнегреческой литературы» Москва, «Высшая школа» 1982 стр.254.

[16] Эврипид «Кресфонт» фр. 453

[17] Гуманизм- (от лат. humanus — человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

[18] С.И.Радциг «История древнегреческой литературы» Москва «Высшая школа» 1982. Стр. 245.

[19] Софокл «Эдип в Колоне».

[20] Софокл «Филоктет», 1418-1420.

[21] Софокл «Электра», 1062-1065

[22] Эринии – в греческой мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве; преследуя преступника, лишают его рассудка.

[23] «Античная драма», издательство «художественная литература» Москва 1970.Вступительная статья С.Апт.



2019-12-29 237 Обсуждений (0)
СВЯЗЬ МЕЖДУ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МИРОМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЭВРИПИДА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СВЯЗЬ МЕЖДУ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МИРОМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЭВРИПИДА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)