Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обучение русскому произношению



2019-12-29 189 Обсуждений (0)
Обучение русскому произношению 0.00 из 5.00 0 оценок




 

2.1 Требования к уровню знаний, навыков и умений слушателей спецкурса:

· повышение уровня владения произносительными, слуховыми и перцептивными навыками;

· усвоение необходимых и достаточных для преподавания в кружках и на курсах знаний теоретической фонетики;

· формирование и развитие методического мышления на основе активизации усвоенных теоретических знаний; собственного практического опыта; умения анализировать учебную ситуацию, осуществлять прогнозирование возможных фонетических ошибок, их своевременное предупреждение и коррекцию

 

2.2 Цели обучения произношению учащихся кружков и курсов. Овладение навыками правильного произношения как необходимое условие развития навыков и умений во всех видах речевой деятельности. Развитие фонетического слуха. Овладение фонетической нормой русского языка.

 

2.3 Отбор фонетического материала, его объем и последовательность введения в соответствии с целями обучения произношению. Фонетический минимум.

 

2.4 Основной принцип работы над произношением – принцип сознательного усвоения артикуляций.

 

2.5 Слог, слово, предложение как основные единицы обучения фонетике. Слог как минимальная произносительная единица.

 

2.6 Формирование слухо-произносительных навыков как компонентов речевых навыков. Упражнения, развивающие фонетический слух, и упражнения, направленные на выработку правильной артикуляции. Постановка звука, развитие и автоматизация навыка его произнесения.

 

2.7 Виды фонетических курсов: вводно-фонетический и сопроводительный курсы. Место каждого из них с системе обучения. Цели и задачи. содержание. Продолжительность.

 

2.8 Методические приемы постановки звуков:

· приемы открытого управления артикуляцией:

ü осознание способа артикуляции;

ü опора на ощутимые моменты артикуляции (положение органов произношения; движение языка по горизонтали и вертикали; работа кончика и передней части языка; место образования преграды; движение губ; форма губ; напряженность органов речи; работа голосовых связок; степень раствора ротовой полости; сила, направление и продолжительность воздушной струи);

· приемы скрытого управления артикуляцией, позволяющие вызвать неощутимые моменты артикуляции:

ü использование звуков-помощников;

ü использование благоприятной фонетической позиции;

ü использование действия по аналогии;

ü утрирование артикуляции;

ü изменение темпа речи;

ü логопедические приемы

 

 

2.9 Акцент как совокупность фонетических ошибок в речи, обусловленных интерференцией. Источник интерференции – родной (или изучавшийся ранее) язык учащихся. Формирование акцента в процессе овладения речевой деятельностью. Знание и учет основных характеристик фонетической системы родного языка учащихся, его интерферирующего воздействия как необходимое условие оптимизации и интенсификации процесса обучения фонетике русского языка.

 

2.10 Содержание вводно-фонетического курса.

2.10.1 Речевой аппарат человека. Его строение и функционирование. активные и пассивные органы речи.

2.10.2 Гласные звуки. Их состав. Артикуляционная и акустическая характеристика гласных. Постановка и различение гласных (и – ы, о – у, и – э). Бóльшая длительность ударных гласных в сравнении с безударными. Степени редукции ударных гласных а, о. редукция гласных а, о, э в безударных слогах. Гласные буквы. Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласных и после букв ъ и ь. Буквы и, е в положении после ж, ш, ц в ударных и безударных слогах. Формирование корреляции звук – буква.

2.10.3 Согласные звуки. Их состав. Артикуляционная и акустическая характеристики согласных. Различия согласных по месту образования и активному действующему органу. Губные, перенеязычные, среднеязычный j и заднеязычные согласные.

· различия согласных по способу образования. Смычные, щелевые и дрожащие согласные

· различия согласных по глухости-звонкости. Парные глухие и звонкие согласные. Непарные согласные по глухости-звонкости. Оглушение парных звонких перед глухими и на конце слова. Озвончение парных глухих перед звонкими согласными. Сонанты м, н, л, р, й. Отсутствие озвончения глухих согласных перед сонантами и в. Постановка глухости-звонкости

· различия согласных по твердости-мягкости. Парные твердые и мягкие согласные. Непарные согласные по твердости-мягкости. обозначение твердых и мягких согласных на письме. Постановка твердости-мягкости согласных. Формирование корреляции звук-буква. 

  

2.10.4    Артикуляционная база как совокупность произносительных навыков, артикуляционных укладов (положений), характерных для русского языка (напр., дорсальный переднеязычный уклад русских согласных [т, д, н, с, з] в отличие от апикального уклада согласных некоторых других европейских языков.

 

2.10.5 Слово. Ударение и его функции. Бóльшая длительность и напряженность ударного слога. Свободное и подвижное ударение. Ритмика слова. Упражнения на выработку ритмики фонетического слова. Формирование навыков ритмического оформления русского слова.

 

2.10.6 Предложение. Интонация. Синтагма. Синтагмы завершенные и незавершенные, конечные и неконечные. Слитное произношение слов внутри синтагмы. Синтагматическое членение предложений. Интонация простого повествовательного предложения. Интонация вопроса с вопросительным словом (специальный вопрос) и интонация вопроса без вопросительного слова (общий вопрос). Самостоятельный интонационный анализ звучащего текста.

 

2.10.7 Текущий и итоговый контроль произносительных навыков. Приемы и формы контроля. Фиксация, анализ и коррекция фонетических ошибок. Самоконтроль как компонент речевой деятельности. самокоррекция.

 

2.11 Технические средства обучения.

2.12 Визуальные средства обучения: рисунки, схемы, таблицы.

Аудиовизуальные средства обучения: телефильмы, видеофильмы и кинофильмы. Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа с магнитофоном.

Компьютер в обучении произношению. Его роль. Место компьютерных программ в учебном процессе. Содержание компьютерных программ. Учебные компьютерные программы и курсы, ориентированные на действующий учебник, и автономные компьютерные учебные материалы по типу самоучителя.

 

На практических занятиях продолжается работа, связанная с формированием и развитием методического мышления слушателей спецкурса.

 

Обучение лексике.

 

3.1 Определение понятия лексика. Лексика – словарный состав языка.

 

3.2 Лексическая система современного русского литературного языка.

3.2.1 Слово как основная центральная единица языка

3.2.2 Функция слова как единицы наименования, номинации

3.2.3 Значение слова как отражение в слове того или иного явления действительности. Слово как единство лексического и грамматического значений. Обусловленность лексического значения соотнесенностью слова с соответствующим понятием, а также его связями с другими словами. Лексическая сочетаемость как важнейший показатель значения слова.

3.2.4 Однозначность и многозначность (полисемия) слова. Однозначность как закрепленность за данным звуковым комплексом устойчивого лексического значения. Многозначность как наличие у слова нескольких значений. Прямое (исходное) и переносное (вторичное) значение многозначного слова. Роль ситуации и контекста в реализации различных значений многозначного слова.

3.2.5 Словарный состав современного русского литературного языка.

· группы слов, выделяемые с точки зрения их употребления. общеупотребительная стилистически нейтральная лексика, составляющая основу словаря. Лексика, применение которой ограничено определенными стилями речи, определенными условиями речевого общения (специальная научная лексика, терминология, лексика деловых документов, лексика, придающая речи высокий или сниженный характер, стилистически окрашенная лексика)

· группы слов, выделяемые с точки зрения продолжительности, времени их функционирования. Архаизмы – мало или неупотребительные, устаревшие слова. Неологизмы – новые слова

· знаменательные и служебные слова. Знаменательные слова, обладающие самостоятельным значением. Служебные слова, не имеющие самостоятельного значения, употребляющиеся для связи слов и предложений (предлоги, союзы, частицы)

· синонимы – слова одной и той же части речи, имеющие полное или частично совпадающее значение

· антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение

· фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, целостные единицы номинации, значение которых отличается от простой суммы значений составляющих их слов

3.2.6 Двуязычные и толковые словари. Объем словаря русского литературного языка – более 80 тысяч слов.

3.2.7 Словарный запас взрослого носителя русского литературного языка ~ 7500 слов.

 

3.3 Методика работы над лексикой в кружках и на курсах

3.3.1 Определение понятия лексический минимум. Лексический минимум как минимальное количество слов, которое позволяет пользоваться языком как средством общения, и как максимальное количество слов, которое может быть усвоено в рамках определенной продолжительности курса (количества учебных часов)

3.3.2 Объем лексического минимума для кружков и курсов при одногодичном обучении – 500 слов общеупотребительной базисной лексики. Из них – 210 существительных, 80 глаголов, 21 прилагательное, все личные местоимения, предлоги, союзы и т.п.

3.3.3 Зависимость лексического материала, подлежащего усвоению, от цели изучения русского языка, которая позволяет определить сферы речевой коммуникации, выделить типичные ситуации общения.

3.3.4 Отбор лексики для лексического минимума. Критерии отбора:

· семантическая ценность слова;

· способность слова сочетаться с другими словами;

· частотность;

· ситуативно-тематическая Соотнесенность;

· актуальность понятия, называемая данным словом

3.3.5 Рецептивный, продуктивный и потенциальный словари учащихся

· рецептивный словарь, содержащий слова, необходимые учащимся для понимания речи (при аудировании и чтении);

· продуктивный словарь, включающий слова, необходимые для производства речи (при говорении и письме);

· потенциальный словарь, объединяющий слова, значения которых выводятся из контекста, ситуации, на основе знания правил словообразования. Формирование потенциального словаря на основе рецептивного и продуктивного словарей – важнейший аспект работы преподавателя

3.3.6 Введение и дозировка новой лексики. Способность взрослого человека усвоить 15-20 новых слов в течение одного занятия. Зависимость скорости запоминания от выражаемого словом конкретного / абстрактного понятия, от известных / неизвестных структурных элементов слова (корня, префикса, суффикса), от полного совпадения / частичного совпадения / несовпадения объема значения слов в родном и русском языках. Интерферирующее влияние лексики родного языка как возможный источник лексических ошибок

3.3.7 Этапы работы над новым словом

· наглядное представление слова (рисунки, фотографии, слайды, видео, компьютерные программы). Произнесение слова преподавателем. Создание графического и фонетического образа слова

· объяснение значения слова и его языковой формы

· повторение слова учащимся

· запись слова и его значения в тетради

· тренировка слова во фразе / речевом образце

· закрепление и активизация лексического материала

3.3.8 Основные типы лексических упражнений при введении и закреплении новой лексики:

· упражнения, развивающие способность опознавать слово

· упражнения, способствующие развитию репродуктивно-продуктивных умений

· упражнения, формирующие продуктивные умения

3.3.9 Способы семантизации лексики

· использование средств в неязыковой наглядности (при конкретном значении слова)

· использование синонимов

· использование антонимов

· применение словообразовательного анализа

· перевод на родной язык учащегося

· толкование слова при помощи текста (с опорой на известные слова)

· подбор родового понятия к видовому

· подбор видового понятия к родовому

Зависимость способа семантизации от уровня подготовки учащегося. Способы семантизации, применяемые в кружках и на курсах

3.3.10 Самоконтроль. Текущий контроль лексических навыков учащихся. 

 

Обучение грамматике

 

4.1 Определение понятия грамматика. 1. Грамматика как строй языка, система способов словопроизводства, морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций. 2. Грамматика как наука о строе языка

 

4.2Грамматическая система современного русского литературного языка

4.2.1   Словообразование, морфология и синтаксис как составляющие (части) грамматического строя языка

· Объект изучения в словообразовании – структура слова. Словообразование – образование однокоренных слов с помощью префиксов, суффиксов, словосложения и других формальных средств

· Объект морфологии – слово с его грамматическими изменениями и грамматическими характеристиками

· Объект синтаксиса – слово, словосочетание (группа слов, соединенных синтаксический связью) и предложение

4.2.2 Грамматические единицы: слово, словоформа, словосочетание, простое предложение, сложное предложение. Слово как единица номинации. Предложение как единица сообщения.

4.2.3 Слово как одна из важнейших единиц грамматики, характеризующаяся лексическим и грамматическим значением. Грамматическое значение слова, обязательно выражающееся в языке определенным способом.

4.2.4 Грамматическая форма как языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое стандартное выражение. Грамматическая форма как единство грамматического значения и грамматического способа

4.2.5 Грамматическая категория как система противопоставленных друг другу грамматических форм с однородными значениями (напр., грамматические категории существительного – категории рода, числа, падежа и др.)

4.2.6 Части речи как грамматические классы слов, выделяемые на основании их синтаксических, морфологических и семантических свойств. Части речи – слова с одним и тем же набором словоформ.

4.2.7 Абстрактное значение языковой единицы как основное значение в грамматике.

4.2.8 Бóльшая стабильность грамматического строя языка в сравнении с лексической системой, легче поддающейся изменениям под действием языковых и неязыковых (экстралингвистических) факторов.

 

4.3 Методика работы над грамматикой в кружках и на курсах

4.3.1 Роль грамматики в изучении русского языка. Содержание понятия служебная роль грамматики. Овладение правилами грамматики как обязательное, но не конечное звено процесса овладения языком.

4.3.2 Цель изучения грамматики – возможность использования знания грамматики, грамматических навыков и умений в речевой деятельности.

4.3.3 Строгое ограничение грамматического материала, связанного с его ситуативно-тематическим представлением. Наиболее употребительные морфологические формы и синтаксические конструкции, составляющие грамматический минимум. Грамматический материал:

· падежная система существительных и прилагательных

· местоимения: личные, указательные и притяжательные, вопросительные, определительные

· глагол: спряжение, формы времени, виды, глаголы движения, глагольное управление

· числительное: количественные и порядковые

· наречие: качественные, наречия места, времени, меры и степени, вопросительные наречия

· простое предложение: главные члены предложения, распространители, однородные члены предложения; повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения

· сложное предложение: сложносочиненное, сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной и условной придаточными частями

· в словообразовании – небольшое число словообразовательных моделей

4.3.4 Отбор грамматического материала, соответствующего конкретным целям изучения русского языка. Критерии отбора:

· частотность морфологических форм и синтаксических конструкций, их употребительность в устной и письменной речи

· возможность их использования в качестве эталона для образования грамматических форм новых слов и синтаксических конструкций

· возможность введения грамматических знаний и формирования грамматических навыков на базе знакомой лексики

4.3.5 Основные принципы коммуникативной методики, реализуемые в процессе обучения грамматике

· практическая направленность в изучении грамматического материала

· функциональный подход к отбору и подаче грамматического материала

· подача языкового материала на синтаксической основе; использование системы речевых образцов. Простое предложение с глаголом настоящего времени как исходная единица типового речевого образца. Требования, предъявляемые к речевым образцам: коммуникативность, соотнесенность с ситуацией, смысловая законченность фразы; приемы работы с речевыми образцами

· концентрическое расположение материала, распределение набора языковых средств по концентрам, введение грамматического материала небольшими дозами при условии его обобщения и систематизации

· ситуативно-тематическая направленность материала

4.3.6 Систематизация и осознание грамматических явлений как отражение на практике сознательно-практического метода обучения.

4.3.7 Необходимость анализа преподавателем грамматического материала с точки зрения возможных трудностей его усвоения учащимися-носителями данного языка. Возможные источники трудностей усвоения:

· полное отсутствие грамматического явления в родном языке учащихся

·  наличие грамматического явления в родном языке учащихся, но несовпадение сферы функционирования явления в двух контактирующих языках

Выбор преподавателем наиболее рациональных путей работы над данным грамматическим явлением

4.3.8 Этапы работы над новым грамматическим материалом:

· презентация грамматического материала в устной и письменной формах

· контроль правильности его понимания учащимися

· работа над распознаванием и воспроизведением материала

· тренировка нового материала, постепенное усложнение учебных задач, формирование грамматического навыка

· закрепление грамматического материала, автоматизация грамматического навыка

· самостоятельная работа учащихся с новым грамматическим материалом

4.3.9 Приемы работы с новым грамматическим материалом:

· слушание и воспроизведение речевого образца

· многократное его повторение

· замена одного компонента речевого образца другим, введение в речевой образец нового компонента

4.3.10 Типы упражнений:

4.3.11 Индуктивный и дедуктивный пути в работе над грамматическим материалом

· подготовительные языковые упражнения, имеющие коммуникативную задачу, отработка грамматической формы:

ü имитативные (проговаривание, повторение речевых образцов)

ü подстановочные (с соответствующим лексическим наполнением отрабатываемой конструкции)

ü трансформативные (трансформация реплики собеседника с самостоятельным употреблением новой грамматической формы)

ü репродуктивные (самостоятельный выбор формы и ее лексического наполнения)

· речевые упражнения, развивающие речевые умения и навыки, имеющие коммуникативную задачу; адекватность заданий условиям речевой коммуникации

4.3.12  Использование средств зрительной и слуховой наглядности, видеофильмов, магнитофонных записей, компьютерных программ в обучении грамматике

 



2019-12-29 189 Обсуждений (0)
Обучение русскому произношению 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обучение русскому произношению

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)