Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика обучения устной речи. Обучение аудированию



2019-12-29 148 Обсуждений (0)
Методика обучения устной речи. Обучение аудированию 0.00 из 5.00 0 оценок




 

5.1 Речевое обучение как цель обучения. Целесообразность взаимосвязанного обучения видам РД. Тесная связь аудирования и говорения как двух компонентов устной речи, аудирования и чтения как рецептивных видов РД. Ведущее место работы над устной речью на начальном этапе обучения, в кружках и на курсах.

 

5.2 Аудирование как вид РД, как активный мыслительный процесс, направленный на восприятие и понимание устной речи. Аудирование – восприятие и понимание звучащей речи (ср.: слушание – пассивное восприятие без указания на понимание).

 

5.3 Конечная цель обучения аудированию – сформированность умений, обеспечивающих понимание устной монологической и диалогической (бытовые диалоги) речи. Аудирование как цель и как средство развития других видов РД.

 

5.4 Работа соответствующих речевых механизмов как основа каждого вида РД. Развитие механизмов приема информации в рецептивных видах РД и механизмов порождения речи в продуктивных видах. Более ранее развитие механизмов рецепции сравнительно с механизмами продукции речи. Методический принцип устного опережения. Первичное устное восприятие и проговаривание учебного материала. Механизмы рецепции как основа для развития механизмов других видов.

 

5.5 Внутренняя речь как внутреннее проговаривание, "внутренняя имитация" на этапе узнавания речи, артикуляторное распознавание слышимой речи. Прочная связь между артикуляторными и слуховыми ощущениями.

 

5.6  Психологические механизмы аудирования:

· механизм кратковременной (оперативной, рабочей) памяти, позволяющей удерживать информацию во время ее восприятия и незначительное время после поступления; ограниченный объем кратковременной памяти (7 ± 2 слова); специальные упражнения для увеличения объема кратковременной памяти; зависимость процесса понимания аудиотекста от способности удерживать в памяти воспринятые части информации;

· механизм вероятностного прогнозирования, антиципации, как возможность предвидения того, что предстоит услышать (способность прогнозировать по началу слова / предложения их завершение);

· механизм осмысления, позволяющий улавливать основной смысл информации; роль словесно-логической памяти в запоминании смысла сообщения и передаче его своими словами

 

5.7 Хорошо развитые механизмы аудирования как условие быстрого понимания звучащей речи и умения преодолевать трудности воспринимаемой речи, связанные:

· с условиями речепроизводства (несовпадение темпа речи говорящего с темпом ее восприятия слушающим);

· с восприятием незнакомой языковой формы речи (лексической, грамматической)

 

5.8 Требования к аудиотексту:

· правильная структурная организация текста, его четкость, логичность;

· соответствие определенным функционально-семантическим типам речи (описания, повествования)

· монологический характер текстов в начале обучения (бытовая и общественно-политическая тематика);

· содержание в аудиотексте незнакомой лексики (1,5%-2%);

· наличие в тексте избыточной информации (повторов, вводных слов, синонимов)

 

5.9 Представление аудиотекста

· соблюдение преподавателем нормального темпа речи, соответствующего среднему темпу речи носителя языка; искусственное замедление темпа речи как осложнение функционирования механизма кратковременной памяти и механизма вероятностного прогнозирования;

· использование фактора темпа речи в учебных целях:

ü замедление темпа речи в целях выделения, подчеркивания важной информации;

ü ускорение темпа речи как сигнал избыточной информации

· двукратное предъявление аудиотекста в начале обучения с предварительной записью ключевых слов на доске и проверкой понимания текста между первым и вторым предъявлением; однократное предъявление аудиотекста на последующих этапах работы курсов и кружков;

· важность установки перед предъявлением текста, ориентирующей слушателей на более полное извлечение информации и повышающей адекватное восприятие сообщения на 25%

 

5.10 Упражнения, обеспечивающие поэтапное формирование речевых навыков и умений:

· подготовительные упражнения:

ü упражнения на узнавание и различение звуков, слов; фонетические диктанты;

ü упражнения на повторение ряда прослушанных слов;

ü воспроизведение коротких фраз с постепенным удлинением их;

ü повторение по фразам всего текста;

ü упражнения на развитие умения прогнозировать информацию (завершение предложений по их началу, определение содержания текста по названию, завершение текста в соответствии с его началом и развитием);

· речевые упражнения:

ü выполнить задания после прослушанного сообщения (ответить на вопросы по содержанию текста; составить план текста; устное изложение студентами прослушанного текста по частям; выбрать заголовок из ряда данных преподавателем)

 

5.11 Контроль аудитивных навыков и умений (текущий и итоговый):

· тестовый контроль понимания текста (выбор правильного варианта из ряда предложенных);

· краткое изложение прослушанного текста

 

5.12 Соответствие целей, содержания обучения и контроля требованиям Программы по русскому языку для кружков и курсов. Требования к понимаю на слух:

· понимать указания преподавателя по ходу урока;

· понимать речь других учащихся на уроке;

· понимать небольшие рассказы преподавателя как при непосредственном общении, так и в фонозаписи, длительностью до 1-1,5 минут, построенные на устно отработанном материале и ведущиеся в нормальном темпе (от 80 до 124 слов/мин).

 

 

5.13 Реализация требований Программы в процессе работы в кружках и на курсах

 

 

Обучение говорению

 

6.1 Устная речь как первичная форма существования языка, как речь, порождаемая в процессе говорения

 

6.2 Говорение как продуктивный вид РД, посредством которого осуществляется устное вербальное общение

 

6.3 Устное общение как цель обучения. Основная цель обучения говорению в кружках и на курсах – устная речь в пределах изучения тем и ситуаций. Ситуация как фрагмент объективной действительности, служащий стимулом речевого общения. Ситуация как способ формирования РД, способ мотивации и условие речевого умения. Ситуации естественные (реальные) и искусственные (специально созданные). Создание коммуникативной ситуации как центральная проблема организации учебного процесса общения. Ситуативность речи как Соотнесенность языковых единиц с ситуацией. Ситуативность говорения.

 

6.4 Устное общение как деятельность. Обучение устной речи как обучение деятельности. Вербальные и невербальные средства общения. структура акта говорения. Единство интенции (замысла), внутренней программы высказывания и внешней речи в деятельности говорящего.

 

6.5 Устное общение как умение. Произносительные, лексические и грамматические навыки как основа для развития речевых умений в говорении. Сформированное умение говорения как умение одновременно реализовать две программы: языковую, связанную с использованием в речи необходимых и достаточных языковых средств, и мыслительную, состоящую в передаче мысли, содержания сообщения. Умения, необходимые для устного общения:

· собственно речевые;

· умения речевого этикета (национально обусловленных правил речевого поведения);

· умения невербального общения

 

6.6 Виды говорения. Говорение репродуктивное и продуктивное. Говорение подготовленное и неподготовленное.

 

6.7 Монолог и диалог как формы говорения. 

6.7.1 Монолог как речь одного лица, как форма речи, образуемая в результате продуктивной РД и не рассчитанная на активную сиюминутную словесную реакцию.

6.7.2 Особенности монологической речи:

6.7.3 Этапы работы по обучению монологической речи:

6.7.4 Система упражнений:

· языковые упражнения (объект работы – языковая форма):

подстановочные упражнения;

тренировочные упражнения;

· упражнения, формирующие навыки репродуктивной речи и связанные с:

определением темы прослушанного / прочитанного микротекста;

ответами на вопросы по содержанию микротекста;

определением основной информации;

· упражнения, формирующие умения продуктивной речи (объект работы – содержание текста). Упражнения связаны с:

извлечением информации текста в соответствии с установкой на чтение / аудирование;

составлением высказывания по предложенной ситуации, тематически связанного с прочитанным текстом

6.7.5 Оценка качества монологической речи: учет соответствия высказывания заданной теме, объема высказывания (количества фраз), развернутости высказывания, темпа речи, способности к самокоррекции, соответствия языковым нормам русского литературного языка.

6.7.6 Соответствие целей, содержания обучения и контроля требованиям Программы по русскому языку для кружков и курсов. Требования к монологической речи (примерный объем высказывания 6-7 фраз):

· устно передать содержание текста, прочитанного или прослушанного, построенного на изученном языковом материале;

· высказаться в связи с заданной ситуацией, используя фразы, построенные на основе лексического и грамматического минимумов 

6.7.7 Реализация требований Программы в процессе работы в кружках 

 

6.8 Диалог как взаимодействие двух собеседников с целью обмена информацией, как форма речи, состоящей из регулярного обмена репликами

6.8.1 Реплика как высказывание говорящего. Зависимость реплик партнера от речевого поведения собеседника.

6.8.2 Диалогическое единство как единица диалогической речи, как совокупность двух соседних реплик, связанных ситуативно и характеризующихся структурной, семантической и интонационной законченностью. Исходная и реагирующая (зависимая) реплики как части минимального диалогического единства. Взаимообусловленное смысловое объединение реплик.

6.8.3 Структурно-семантические типы диалогических единств, выделяемые Программой для курсов и кружков в зависимости от цели высказывания:

вопросно-ответное диалогическое единство, цель которого – получение информации (наиболее частотный тип):

ü специальный вопрос (со словами: кто, что, какой, сколько, где, когда, откуда, почему, зачем) и ответ на него;

ü общий вопрос и утвердительный / отрицательный ответ на него;

волеизъявляющее единство, цель которого – побуждение к совершению действия или запрещение действия:

ü просьба и реагирующая реплика на просьбу, содержащая согласие, отказ или неопределенную реакцию на предложение;

ü совет, предостережение и реагирующая реплика, выражающая согласие (благодарность) или определенную реакцию на совет или предостережение;

· обмен сообщениями с целью сообщения информации; способы выражения подтверждения, присоединения к мысли собеседника

6.8.4 Особенности диалогической речи:

· неподготовленное непосредственное общение, спонтанность речи;

· контактность собеседников;

· единая ситуация общения 

6.8.5 Диалогическое единство как единица обучения

6.8.6 Цель обучения диалогической речи – формирование механизма порождение диалога

6.8.7 Сформированные умения в диалогической речи как:

· умение реагировать на реплику собеседника адекватно стимулу и ситуации;

· умение четко определить свою речевую задачу (спросить, посоветовать, проинформировать);

· умение быстро реагировать на реплику собеседника

6.8.8 Диалоги как учебные тексты. Типы диалогов, определенные Программой для курсов и кружков.

· 1-ый тип. Диалоги, воспроизводящие типичные разговоры в ситуациях аэропорта, гостиницы, городского транспорта, столовой, магазина, почты, театра, поликлиники; цель – получение каких-либо предметов (напр., продуктов, билетов) или совершение каких-либо действий (напр., как доехать до центра города); служебная роль диалога 1-го типа как сопровождений неречевых действий;

· 2-ой тип. Диалоги-разговоры, содержание которых непосредственно связано с ситуацией, в которой они происходят ( напр., обсуждение спортивных новостей в ресторане, разговоры о каком-нибудь человеке, о погоде).

6.8.9 Этапы работы при обучении диалогу. Упражнения на каждом этапе:

· формирование лексических и грамматических навыков на основе коротких диалогов-образцов. Упражнения, основанные на принципе усвоения формы в связи с ее функцией в речи. Имитативные, подстановочные, трансформационные чтения диалогов-образцов;

· формирование навыков репродуктивной речи. Упражнения, связанные с заучиванием диалогов-образцов, составлением диалогов по образцу с расширением / сужением объема реплик. Разыгрывание диалогов;

·  формирование речевых умений. Речевые упражнения на составление диалогов соответственно предложенным теме и ситуации

6.8.10 Оценка качества диалогической речи. Учет соответствия речевого поведения учащихся согласно заданной ситуации, соответствия высказыванию

6.8.11 Соответствие целей, содержания обучения и контроля требованиям Программы по русскому языку для кружков и курсов. требования к диалогической речи (примерный объем диалога – 5-6 реплик):

· обмениваться вопросами, ответами и другими простыми репликами в связи с заданной ситуацией;

· оперировать в диалоге сложными репликами, состоящими из вопроса и ответа или сообщения и вопроса.

6.8.12 Реализация требований Программы в процессе работы в кружках и на курсах.      

 

 

Обучение чтению

 

7.1 Чтение как процесс восприятия и понимания содержания письменной речи. Чтение как вид РД. Чтение – рецептивный вид РД. Сопоставление чтения и аудирования как рецептивных видов РД. Их сходство и отличие. Основа чтения и аудирования – восприятие языковых знаков. Зрительное восприятие при чтении и слуховое при аудировании. Бóльшая пропускная способность зрительного канала и как следствие – возможность получения бóльшего объема информации за единицу времени при чтении сравнительно с аудированием.

 

7.2 Чтение как цель обучения. Формирование навыков и умений, связанных с восприятием текста как источника информации. Роль чтения в деятельности человека, в расширении его знаний о мире.

 

7.3 Чтение как средство обучения другим видам РД, средство их развития и совершенствования. Место чтения в общей системе взаимосвязанного обучения видам РД.

 

7.4 Чтение как умение. Фонетические, лексические и грамматические навыки как основа для формирования умения читать. Развитие умения читать как важнейшая составная часть обучения в кружках и на курсах.

 

7.5 Классификация видов чтения в зависимости от его целей:

7.5.1 Изучающее чтение, рассчитанное на максимально полное и точное извлечение информации текста, ее осмысление, ее воспроизведение и дальнейшее использование; чтение со средней скоростью 50-60 слов/мин

7.5.2 Ознакомительное чтение – чтение с общим охватом содержания – беглое чтение с целью общего ознакомления с содержащейся в тексте информацией без установки на ее воспроизведение;

7.5.3 Просмотровое чтение – чтение с целью получения самого общего представления о тексте и степени его полезности читателю

 

7.6 Психофизиологические механизмы, формирующие навыки чтения: механизм антиципации, вероятностного прогнозирования и механизмы языковой и смысловой догадки. Их развитие и совершенствование.

 

7.7 Техника чтения и понимание информации как две взаимосвязанные стороны процесса чтения

7.7.1 Техника чтения как умение правильно озвучивать текст, устанавливать прочные звуко-буквенные соответствия, подготавливать восприятие письменного текста

7.7.2 Чтение вслух как начальный этап работы над чтением и важнейшее средство развития техники чтения, состоящей в:

· овладении акцентно-ритмическими моделями русского слова;

· овладение слитным произношением слов в синтагме;

· формирование навыков интонационного оформления предложений;

· достижении заданного темпа чтения

7.7.3 Техника чтения как создание предпосылок для более естественного чтения – чтения про себя.

7.7.4 Упражнения для выработки навыков техники чтения, напр.:

· упражнения, направленные на развитие и совершенствование произносительных навыков;

· упражнения, формирующие навыки синтагматического членения предложений;

· упражнения, направленные на развитие и совершенствование интонационных навыков (чтение повествовательных и вопросительных предложений);

· упражнения, формирующие навыки средней скорости (темпа) и др. 

7.7.5 Показатели сформированности навыков техники чтения:

· усвоение учащимися правил чтения;

· отсутствие концентрации внимания на произносительной стороне чтения;

· переключение внимания на извлечение информации, т.е. понимание содержания;

· средний темп чтения

 

7.8 Понимание содержания – вторая сторона процесса чтения, основная задача чтения на начальном этапе обучения.

 

7.9 Факторы, влияющие на процесс понимания, связанные с характеристикой текста (его структурой, логичностью изложения, связанностью его частей) и с индивидуальными особенностями учащихся (их образовательным уровнем, уровнем языковой подготовки, степенью владения навыками техники чтения, знанием предмета речи)

 

7.10 Условия, необходимые для понимания содержания текста:

· знание лексики как одно из важнейших условий понимания текста. Необходимость совершенствования навыка пользования словарем. Развитие потенциального словаря учащихся, умение производить словообразовательный анализ, развитие языковой догадки;

· знание грамматики. Необходимые и достаточные грамматические навыки

· умение выделять главную информацию

 

7.11 Этапы работы над текстом

· предтекстовые упражнения, связанные с работой над фонетическим, лексическим и грамматическим материалом текста. Цель предтекстовых упражнений – снятие языковых трудностей

· притекстовые задания как установка на чтение, как инструкция преподавателя, ориентирующая студентов в процессе чтения, как формулировка задачи, с которой следует читать текст. Цель притекстового задания – сделать процесс чтения более целенаправленным и организованным. Запрет на введение языкового материала в притекстовые задания

· чтение текста

· послетекстовые задания, контролирующие понимание информации текста. Понимание содержания текста как объект послетекстовых заданий

 

7.12 Виды контроля понимания содержания текста:

· краткие или развернутые ответы на вопросы;

· нахождение в тексте предложений, являющихся ответами на вопросы;

· тесты, предполагающие выбор правильного ответа из числа предложенных вариантов;

· составление плана текста;

· пересказ текста по плану с использованием опорных слов для каждого пункта;

· пересказ текста без использования опорных слов;

· беседа по содержанию текста, связанная с его осмыслением

 

7.13 Соответствие целей, содержания обучения и контроля требованиям Программы по русскому языку для кружков и курсов. Требования к умению читать:

· читать вслух (с соблюдением основных типов интонационных конструкций и синтаксического членения) и про себя;

· понимать учебные тексты, построенные на изученном лексико-грамматическом материале или содержащие не более 3-4% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту или по знакомому корню;

· уметь пользоваться словарем 

 

7.14 Реализация требований Программы в процессе работы в кружках и на курсах.

 



2019-12-29 148 Обсуждений (0)
Методика обучения устной речи. Обучение аудированию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика обучения устной речи. Обучение аудированию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (148)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)