Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Поэзия как самопознание.



2019-12-29 547 Обсуждений (0)
Поэзия как самопознание. 0.00 из 5.00 0 оценок




Благодаря поэтическому творчеству, человек развивается, обучается, познает что-либо, познает самого себя. Это искусство реально делает человека лучше, способствует его личностному росту. Приученным к искусствоотражению, пора переучиваться: искусство - не отражение, а углубление. Поэт, как Гомер или Мильтон, должен ослепнуть и обратить взор к внутренним пейзажам, вглубь себя. Познавая себя, проникая в эти сокровенные тайны, поэт должен пройти через одиночество и самоизоляцию.
Механизмами самоизменения в творческом акте являются процессы открытия и выражения смысла явления, которые переживает художник. Этот смысл нельзя объяснить, исходя из анализа событий жизни автора, "Истину, раскрывающуюся в произведении, никогда нельзя подтвердить или вывести из того, что было раньше. То, что было раньше, в его исключительной реальности, опровергают благодаря произведению". (М Хайдеггер). При этом изменяется привычное отношение к миру, его видение, оценивание. Создавая художественную реальность, автор преодолевает сложившуюся ситуацию и самого себя, выходит на другой ценностный уровень. "Меня породили мои писания" (Ж.П. Сартр).
Творчество, в том числе поэтическое, приносит не только эстетическое наслаждение, но и помогает через освобождение от душевных мук и кошмара переживаний приблизиться к пониманию себя, своего "я". Именно поэтому поэтическое творчество имеет еще и этическую миссию или социальную, если оно само становится средством лечения души.

Я – та, которая стремится

Познать всю тайну бытия,

И в этой тайне исцелиться,

Познав себя…Познав себя…

Мазохина И.

 3.7. Поэзия как "мольба о бессмертии"

Творя, мы вступаем в борьбу с богами, потому что таким образом желаем избежать смерти. Мы знаем, что мы смертны, но внутренне не хотим примириться с этим. Мы пытаемся избежать смерти посредством творчества. Не зря Р. Мэй говорил, что "творчество - это мольба о бессмертии". (Мэй, 2001, с.25). Это стремление оставить что-то о себе, частичку своей души, завещая ее другим.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

(А.С. Пушкин)
И пусть Б. Пастернак декларирует: "Быть знаменитым некрасиво - не это поднимает ввысь…", больше веришь Л. Васильевой, написавшей: "Человек по призванью художник по признанью привык тосковать…".


3.8. Поэзия как внутреннее движение.

Наш организм является сложной, самонастраивающейся и самовосстанавливающейся системой. При наличии необходимых ресурсов человек достаточно быстро через механизм отреагирования приходит в состояние эмоционального гомеостаза (равновесия). Чаще всего бессознательно мы "сжигаем" негативные эмоции посредством движения. Таким образом, мы спасаем структуры головного мозга от излишней "черной" энергии. Но поэт как личность рефлексирующая и тонко организованная отвергает это грубое средство. Поэт предпочтет в силу своей творческой природы внутреннее отреагирование аффектов. Он избавляется от напряжения посредством языка, слова. Все мы помним: "В начале было слово…". Слово чудотворящее, оно наполнено невероятной энергией, энергией движения и действия в том числе, о которой многие из нас и не догадываются! Смена сильных и слабых единиц, ритмический порядок слов, динамизм слова - вот внутренний жест и внутренняя мимика поэта.
Кстати, это внутреннее мускульное, практически телесное усилие можно почувствовать в стихах. Маяковский писал: "Я стихи пишу всем телом… Шагаю по комнате, жестикулирую, расправляю плечи. Всем телом делаю стихи" (Кожинов, 1980, с. 286). И А. Блок говорил о поэме "Возмездие": "Все движение и развитие поэмы для меня тесно соединилось с развитием мускульной системы". Интермодальный аспект

Это далеко не все аргументы в пользу занятий поэтическим творчеством.

Заключение.

На основе вышеизложенного материала можно выделить основные тезисы от пользы поэтического творчества.

Во-первых, в поэзии есть практически вся полноценная гамма чувств, необходимая для процесса продуктивного развития души, а также для наполнения и обогащения внутреннего мира человека. Вряд ли для кого-то будет большим откровением то, что наша жизнь в целом непроста и не линейна. Состоит она не только из доброжелательных улыбок окружающих нас людей и бравых киношных героев, но и из другой незримой для окружающих реальности — из одиночества, внутренней боли, различных душевных страданий, разочарований и проч. Поэзия способна облекать человеческие чувства в лаконичную словесную оболочку, озвучивать их наиболее глубоко, ёмко и доходчиво, тем самым избавляясь от негатива или восхищаясь и получая радость от позитива.

Во-вторых, поэзия обладает богатейшим «техническим арсеналом», в котором — побуждающие к обобщённым размышлениям парадоксы, многомерные смыслы, философские сентенции и прочее. Поэзия — это своеобразный эмоциональный концентрат впечатлений от наиболее ярких моментов полноценной человеческой жизни: грустной и весёлой, серьёзной и шутовской… а также многое другое. Поэзия отвлекает от повседневных забот и серого существования гармонией и музыкой слов.


В-третьих, поэзия развивает образное, абстрактное и логическое мышление, воображение и фантазию, а также расширяет в целом кругозор нашего познания о человеческой сущности.
В-четвёртых, поэзия помогает более глубоко понимать и воспринимать как свой внутренний мир, так и внутренний мир других людей.
В-пятых, вот что писал о поэзии выдающийся поэт XX-го века Иосиф Бродский: «Поэзия — не развлечение и даже не форма искусства, но скорее наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства — речь, то поэзия — высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от неё, мы обрекаем себя на низшие формы общения, будь то политика, торговля и тому подобное. Это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего. Вы обнаруживаете связи и зависимости, о существовании которых и не подозревали: данные в языке, в речи. Это уникальный инструмент познания».
Стихи идут от сердца. В стихах можно говорить о вещах, которые трудно выразить в обычном разговоре или рассказе. В поэзии человек может позволить себе быть свободным и увлеченным даже чрезмерно. Свобода излияния чувств – это главный принцип психически здоровой личности, а значит поэтическое творчество – одно из важнейших направлений терапии творческим самовыражением.

Литература.


 1. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970.

 2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1999.

 3. Леонтьев Д.А. Личность в психологии искусства // Творчество в искусстве - искусство      творчества. / Под редакцией Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М., 2000.


 4. Копытин А.И. Системная арт-терапия / А.И.Копытин – СПб: Питер, 2001

 5. Оганесян Н.Т.Самоактуализация психических состояний через поэзию, режим доступа к ст. http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1425

 6. Оклендер В. Окна в мир ребенка : Руководство по психотерапии/ пер. с англ. – М: Независимая фирма «Класс», 2005 – 336с.

 7. Портал «Русские рифмы», режим доступа к ст: http://rifma.com.ru/Poetry.htm

 8. Поэзия и авторская песня Украины/ Шошанни Николай « О формуле поэзии», режим доступа к ст: http://poezia.org/ru/publications/325

 

Ирина, очень интересный поэтический реферат. Есть небольшие дополнения в тексте. Также мне кажется, что было бы хорошо дополнить реферат параграфом, посвященном практическому применению чтения стихов и сочинения поэзии в терапии искусствами, терапевтическому подходу к сочинительству и описать принципы такого подхода (например, отсутствие критики), техники, позволяющие клиентам, которые испытывают страх и не уверенность перед литературным и поэтическим творчеством начать писать, позицию терапевта и др.   Также хотелось бы напомнить,  что тема реферата «Введение в арт-терапию» и было бы хорошо  написать о возможном совместном применении работы с рисунком и работы с поэзией, что общее и что отличает применение этих двух видов искусства в терапевтической практике. Мы уже делали некоторые такие упражнения, ты можешь написать об этом, исходя из собственного опыта. Также интересно было бы услышать об использовании разных форм поэзии- белый стих, рифмованные стихи разного размера, хайку и др.

С уважением

Варвара Сидорова



2019-12-29 547 Обсуждений (0)
Поэзия как самопознание. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Поэзия как самопознание.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (547)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)