Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогические технологии авторских школ.



2019-12-29 2291 Обсуждений (0)
Педагогические технологии авторских школ. 5.00 из 5.00 4 оценки




Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное за­ведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).

Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной деятель­ности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обыч­ных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологи­ческой основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ.

• Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез отно­сительно перестройки педагогического процесса.

• Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

• Концептуальность учебно-воспитательного процесса: сознание и использо­вание в авторской модели философских, психологических, социально-педагоги­ческих или других научных оснований.

• Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

• Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

• Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффек­тивность авторской школы.

Примерами явля­ются многие из действующих систем авторских школ— школа самоопределения А.Н. Тубельского, модель «Русская школа», школа адаптирующей педагогики Е.А. Ямбурга, школа-парк М.А. Балабана, агрошкола А.А. Католикова и другие.

Весьма интересную классификацию педагогических техноло­гий предложил профессор Ростовского государственного универ­ситета В.Т. Фоменко:

• Технология, предполагающая построение учебного процесса на крупноблочной основе.

Она является альтернативной тем технологиям, которые ори­ентируют на последовательное построение обучения. Крупноблочная технология имеет свою двухлинейную логи­ческую структуру урока: повторение осуществляется во всей деятельности процесса и служит своеобразным фоном, на котором изучается новый материал.

Этой технологией предъявляются свои требования и к исполь­зованию в обучении наглядных средств. Вместо урока основной организационной единицей может стать учебный день (биологи­ческий, литературный).

• Технология, предполагающая построение учебного материала
на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической осно­ве.

Личностно-смысловая организация учебного процесса предпо­лагает создание эмоционально-психологических установок. Прежде чем изучать, например, теоретический материал, учитель посред­ством ярких образов воздействует на эмоции детей, создавая у них отношение к тому, о чем пойдет речь. Учебный процесс оказыва­ется личностно-ориентированным.

В качестве педагогического фактора используется высший класс эмоций — интеллектуальные и нравственные эмоции.[4]

Технология, предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе. Одно из правил этой технологии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, теорий как истин­ные (в то время как истинной среди них является лишь одна точ­ка зрения, теория, один подход).

Технология, предполагающая построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего на игровой основе. Наблюдается слиш­ком большой разрыв между академической и практической дея­тельностью учащихся. Он заполняется деятельностью, имитиру­ющей реальную действительность и тем самым помогающей впи­сать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности детей.

Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе. Цен­ность диалога в том, что вопрос учителя вызывает у учащихся не только и не столько ответ, сколько, в свою очередь, вопрос. Учитель и учащиеся выступают на равных. Смысл диалога, таким образом, в том, что субъект-субъектные отношения реализу­ются на уроке не только в знаниевой, но и нравственно-этичес­кой сфере.[4]

Весь этот «веер» технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов.

Выводы по главам

Таким образом, для успешного функционирования воспитательной системы нужна тщательно продуманная «отладка» всех ее составляющих. Любая современная воспитательная технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Одна и та же технология в руках конкретных исполнителей может выглядеть по-разному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты педагога, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в коллективе. Результаты, достигнутые педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоторому среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. То есть воспитательная технология опосредуестя свойствами личности, но не определяется ими.

В принципе не существует таких технологий, которые использовали бы только один какой-то единственный фактор, метод либо принцип- воспитательная технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса воспитания технология становится характерной и получает от этого свое название. Поэтому нельзя сказать, что какая-либо классификация (Г.К. Селевко, В.Т. Фоменко) является основной, доминирующей либо приоритетной, так как все технологии ставят в центре всей воспитательной системы личность ребенка с его способностями, личностными качествами и природным потенциалом.

 

 



2019-12-29 2291 Обсуждений (0)
Педагогические технологии авторских школ. 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Педагогические технологии авторских школ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)