Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1 Правовая основа использования ИТ при декларировании преференциальных товаров



2019-12-29 150 Обсуждений (0)
Глава 1 Правовая основа использования ИТ при декларировании преференциальных товаров 0.00 из 5.00 0 оценок




Кафедры таможенного дела

                                                                                                         Коваленок Дмитрий Витальевич      

                                                                                                         Руководители:

                                                                                                         доцент Острога Виктор Александрович,

                                                                                                         доцент Громко Николай Иванович

Минск – 2010 г.

Оглавление

Оглавление. 2

Список обозначений ко всей выпускной работе. 3

Реферат на тему «Использование ИТ при декларировании товаров с применением таможенных льгот. 4

Введение 4

Глава 1 Правовая основа использования ИТ при декларировании преференциальных товаров 9

Глава 2 Методика исследования программных продуктов, применяемых при выпуске товаров с таможенными льготами 10

Глава 3 Использование ИТ в таможенном деле на современном этапе развития преференциальной торговли 11

Глава 4 Перспективы развития информационных таможенных технологий 13

Заключение 14

Список литературы к реферату 15

Предметный указатель к реферату. 17

Интернет ресурсы в предметной области исследования. 18

Действующий личный сайт в WWW.. 19

Граф научных интересов. 20

Презентация магистерской диссертации. 21

Список литературы к выпускной работе. 22

Приложения. 25

текстовые вопросы по основам информационных технологий. 28

 

 

Список обозначений ко всей выпускной работе

ТК ТС — Таможенный кодекс Таможенного союза;

ОСП (GPS) — общая система преференций (Generalized Preferential System);

ИТ — информационные технологии;

ПП — программный продукт;

АС — автоматизированная система;

ИС — информационная система;

ПО — программное обеспечение;

ТТР — таможенно-тарифное регулирование;

ООН — Организация Объединенных Наций;

ЮНКТАД — Конференции ООН по торговле и развитию;

ОЭСР — Организации экономического сотрудничества и развития;

СНГ — Содружество независимых государств;

ГТК — государственный таможенный комитет;

ЭД — электронное декларирование;

ГТД — грузовая таможенная декларация;

СД — статистическая декларация;

ЭГТД — электронная грузовая таможенная декларация;

ДТС — декларация таможенной стоимости;

ДТТ — документ таможенного транзита;

СВХ — склад временного хранения;

ПТО — пункт таможенного оформления;

ЗТК — зона таможенного контроля;

ЕТНВЭД ТС единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза;

СЭЗ — свободная экономическая зона;

СТЗ — свободная таможенная зона;

НАСЭД — Национальная автоматизированная система электронного декларирования;

ЕАИС — Единая автоматизированная информационная система;

ЛВС — локальные вычислительные системы;

ЭФО — электронная форма отчетности;

СУБД — система управления базами данных;

СУР — система управления рисками.

Реферат на тему «Использование ИТ при декларировании товаров с применением таможенных льгот

Введение

В условиях глобализации, более интенсивного включения белорусской экономики в мирохозяйственные связи, завершающего этапа переговоров по вступлению Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана во Всемирную торговую организацию возрастает роль и значение таможенно-тарифного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью.

Стремительный научно-технический прогресс обусловил использование передовых информационных технологий в таможенном деле на ряду с применением правовых и экономических методов, базирующихся на таможенном законодательстве. Данный синтез обеспечивает стабильность внешнеторговых отношений и эффективность решения текущих социально-экономических задач: поддержка целесообразного для внутренних интересов страны соотношения импорта и экспорта товаров, защита экономических интересов отдельных отраслей промышленности, рационализация товарной структуры ввоза, пополнение доходной части бюджета, обеспечение равных условий конкуренции для отечественных производителей.

Роль информационных технологий в таможенном деле отражена в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999 года), которая:

предусматривает максимальное практическое использование информационных технологий;

рассматривает информационные технологии в качестве одного из принципов таможенного оформления, реализация которого должна способствовать упрощению и гармонизации таможенных процедур;

устанавливает стандартное правило использования информационных технологий и средств электронных коммуникаций для совершенствования таможенного контроля.

Важными приоритетами в использовании информационных технологий в сфере внешнеэкономической деятельности являются внедрение комплексной системы управления рисками и развитие систем электронного декларирования.

Внедрение электронной формы декларирования - неотъемлемая часть мероприятий государственной программы «Электронная Беларусь (2003 - 2010 годы)» (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2002 № 1819), реализация которой позволяет сформировать необходимые предпосылки для внедрения информационных технологий на качественно новом уровне и предусматривает реализацию электронного документооборота между органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами при предоставлении таможенной документации, а также реализацию опытных проектов по переходу на электронный документооборот с использованием механизма электронной цифровой подписи.

Эти направления нашли отражение в Программе развития таможенных органов Республики Беларусь на 2005 – 2010 годы, в которой внедрение информационных технологий, в том числе расширение практики электронного декларирования наряду с разработкой и внедрением системы управления рисками, определено приоритетной задачей таможенных органов.

В мировой торговле широкое применение получила практика предоставления различного рода таможенных льгот и преференций в отношении товарного импорта, в том числе зависящих от страны происхождения ввозимого товара. В настоящее время действует система добровольных односторонних таможенных тарифных преференций под эгидой ООН - «Общая система преференций» (Generalized Preferential System).

С помощью данного инструмента в одних случаях законодатель заинтересовывает субъекта внешней торговли в законопослушном поведении, в других - поощряет ввоз (вывоз) определенных категорий товаров, благоприятно влияющих на развитие экономики страны, в третьих — стремится к реализации принципов международного права, в том числе режима наибольшего благоприятствования, в четвертых - поддерживает лиц, нуждающихся в получении преимуществ при перемещении товаров через таможенную границу.

Повышение эффективности таможенного администрирования в части обеспечения реализации физическими и юридическими лицами прав на получение льгот в области таможенного дела предполагает их упорядочение, систематизацию и четкую дифференциацию, соблюдение порядка предоставления льгот, прогнозирование результатов их введения и применения, расширение информирования о данной системе.

Актуальность темы исследования.

Во-первых, институт правовых льгот в области таможенного дела базируется на нормах различной правоотраслевой принадлежности, не отличающихся стабильностью и последовательностью. Это требует полного и системного анализа правовых основ данного института, выявления возможных коллизий в законодательстве, предложения путей их устранения.

Во-вторых, установление и реальное осуществление льгот должно находиться в рамках надлежащего контроля со стороны таможенных и иных государственных органов. В настоящее время несовершенства в данной части касаются оспоримости критериев установления отдельных видов льгот, отсутствия должного контроля за целевым использованием ввозимой в Беларусь гуманитарной помощью, трудности в применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления и других аспектов, проявляющихся в правоприменительной деятельности.

В-третьих, при введении правовых льгот в области таможенного дела необходимо адаптировать их к международным стандартам, выраженным в соглашениях, договорах, конвенциях, что вытекает из трансграничного характера таможенного законодательства.

В-четвертых, установление и практика применения правовых льгот в области таможенного дела должны осуществляться в рамках оптимизации баланса частных и публичных интересов. Адекватное соотношение интересов государства и его граждан обеспечивается уравновешиванием ограничений, установленных законодательством о таможенном деле, с нормами о предоставлении льгот.

В сложившейся экономической ситуации одной из актуальных задач становится разработка научно-обоснованных информационных систем, способствующих развитию внешней торговли республики, в том числе и преференциальной, которые должна быть основаны на всестороннем учете возможностей и интересов государства, как на данном этапе, так и на перспективу.

Учитывая изложенное, проблематика эффективного применения в нашем государстве новейших компьютерных технологий в рамках преференциальной торговли имеет существенное научное и практическое значение.

Необходимость проведения исследований по данной теме обусловлено анализом сложившейся практики предоставления Республикой Беларусь торгово-экономических преференций, в том числе применяя программные продукты, позволяющие оценить выгоды и издержки для государства от преференциального режима сотрудничества, наметить пути оптимизации этого режима с точки зрения интересов республики, оценить перспективы использования различных видов преференций в практике сотрудничества.

При решении научной проблемы совершенствования системы преференциальной торговли в рамках Общей системы преференций, а также эффективного использования необходимых программных систем считаю целесообразным выделить следующие направления:

анализ современного состояния и основных проблем экономических отношений Беларуси (в разрезе стран СНГ и дальнего зарубежья), роли таможенно-тарифных и других преференций в развитии взаимных отношений —программные продукты АС «Дока-5», АС «Контроль Доставки», информационных модулей «Сроки», «Оформление» и другие;

характеристика основных видов преференций, применяемых в торгово-экономических отношениях Беларуси, и специфики их применения в отношениях с конкретными странами и регионами с учетом процесса фрагментации его экономического пространства — АС «Дока-5» модуль «НСИ»;

оценка сложившейся практики применения преференций с точки зрения интересов Беларуси — НАСЭД, АС «Дока-5»;

выработка практических рекомендаций по обеспечению для Беларуси максимально возможных выгод и минимизации издержек от предоставления преференций;

разработка методического инструментария эффективного регулирования и функционирования преференциальной системы Беларуси, способствующий снижению общеэкономических издержек промышленных предприятий и повышению степени конкурентоспособности отечественной продукции экспортного назначения.

Наиболее выгодно применение электронного декларирования при перемещении товаров по долгосрочным контрактам организациям, имеющим собственные информационные автоматизированные бизнес-системы учета, а также оформление деклараций с большим количеством наименований товаров.

По результатам эксперимента ГТК Республики Беларусь был издан приказ от 27.09.2008 № 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме» предусматривающий сокращение сведений, представляемых в электронном виде, а также возможность декларирования в электронном виде товаров в соответствии с любым таможенным режимом. Но в настоящий момент отсутствует программное обеспечение, позволяющее реализовать данный приказ, а также:

представлять электронную декларацию участнику внешнеэкономической деятельности различными способами;

минимизировать издержки участника внешнеэкономической деятельности и таможенных органов на внедрение системы электронного декларирования;

учесть при внедрении различные условия телекоммуникационной инфраструктуры в регионах;

оптимизировать работу должностного лица таможенного органа при проверке электронной таможенной декларации с использованием только штатного автоматизированного рабочего места таможенного оформления и таможенного контроля.

Необходимо отметить, что сложность, новизна и большой объем задач, в том числе связанных с декларированием товаров с преференциями и льготами, недостатки в осуществленных организационных мероприятиях, а также существенные материальные затраты обусловили ограниченное число таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, применяющих электронную форму декларирования.

Также нельзя не принимать во внимание возможность дискредитации идеи электронного декларирования недобросовестными участниками ВЭД. В Таможенном кодексе Таможенного союза отсутствуют правовые основания нормативно установить критерии для отбора лиц, которые могут декларировать товары в электронной форме. В связи с этим необходима организация эффективного контроля на базе системы управления рисками за лицами, применяющими электронную форму декларирования, с использованием услуг таможенных представителей, получившими электронную цифровую подпись.

Либерализация экономики, ускорение экономического роста, устранение бюрократических барьеров невозможны без внедрения систем электронного документооборота, систем подачи сведений в электронном виде, без информационного взаимодействия как с субъектами внешнеэкономической деятельности, так и между государственными органами.

Активное внедрение информационных технологий в Республике Беларусь обусловливает необходимость разработки таможенной службой соответствующей базы для обеспечения выполнения таможенных процедур с применением электронного обмена данными в рамках Общей Системы Преференций.

До настоящего времени в науке таможенного права не сложилось единого представления о понятии льгот, их содержании, критериях установления, классификации, правовой природе. В национальном законодательстве отсутствует четкий перечень льгот в области таможенного дела, имеются пробелы и недостатки в положениях, устанавливающих порядок их предоставления. Поэтому, для эффективного функционирования данного института, его широкого использования субъектами хозяйствования при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, а также при уплате таможенных платежей необходимо применение электронных форм и методов в таможенном деле.

Взаимосвязанная и комплексная реализация информационных технологий во все элементы деятельности таможенного органа и при осуществлении таможенных процедур станет в перспективе основой для создания «Электронной таможни (E-Customs)» в рамках «электронного правительства», предусмотренного Концепцией использования информационных технологий в деятельности государственных органов до 2015 года.

Глава 1 Правовая основа использования ИТ при декларировании преференциальных товаров

В научной литературе проблема взаимных преференций в торгово-экономических отношениях Беларуси с зарубежными странами исследована пока недостаточно. В имеющихся публикациях, как правило, затрагиваются лишь отдельные ее аспекты. Еще менее освещенным является вопрос об использовании информационных технологий в области применения таможенных льгот.

Изучение современных преференций и их влияния на развитие международной торговли с помощью современных вычислительных систем открывает возможность разработки предложений, способных повысить эффективность торговой политики Беларуси в ее отношениях как со странами СНГ, так и «дальнего зарубежья». Анализ многообразных форм создания преференциальных условий для внешнеэкономической деятельности позволяет рекомендовать для использования белорусским ее участниками не только традиционные, но и новые виды льгот и преимуществ в торговле, учитывающие национальные потребности и особенности и накопленный мировой опыт.

В Беларуси и за рубежом опубликован ряд научных статей и обзоров экспертов международных организаций, в которых исследуются торговые преференции в рамках отдельных региональных экономических объединений и функционирование многосторонней системы преференций, созданной по решению Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Имеются в виду, в частности, материалы в сборнике Горского В.А., Сабельникова Л.В. и Чеботаревой Е.Д. «Таможенное обложение товаров при ввозе в Европейский Союз», статьи Чеклиной Т.Н. о региональной преференциальной торговле стран Центральной Европы, а также публикации Сабельникова Л.В., Филимоновой Т.В. и Шишаева А.Н. об Общей системе преференций. В последнее время в журнале «Таможня и ВЭД» было помещено несколько интересных статей Лисневского И.В. и Аброскина А.Э., посвященных проблемам развития приграничной и региональной внешней торговли Беларуси. Среди зарубежных публикаций следует выделить обзоры Секретариата ЮНКТАД о функционировании Общей системы преференций, а также материалы Всемирной торговой организации (ВТО) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по вопросам совместимости региональной и глобальной либерализации международной торговли (перечисленные и другие работы указаны в Списке использованной литературы).

Однако ни в Беларуси, ни за рубежом не издавалось обобщающих работ, в которых исследовались бы вопросы регулирования развития мировой торговли на преференциальных условиях и модернизации сопутствующих этому информационных технологий. Вместе с тем в настоящее время применяются не только отдельные виды, но и целые системы программного обеспечения, и пользуются ими не отдельные группы экспортеров, а экспортеры всех стран, хотя и в разной степени.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе установления и применения льгот в области таможенного дела.

Предметом диссертационного исследования являются законодательные положения таможенного, финансового, административного, международного и иных отраслей права, а также теории права, которые определяют порядок предоставления таможенно-правовых льгот, а также практика применения программных продуктов в данной области.

В качестве эмпирического материала в работе использовались статистическая информация, взятая из различных баз данных, результаты социологических исследований, материалы научно-практических конференций, периодической печати и сети Интернет.

В ходе написания настоящей работы был изучен ряд диссертационных исследований и авторефератов, монографий, научных статей, учебных пособий по общей теории права, таможенному, финансовому и административному праву, информационным технологиям.

С научной точки зрения исследование функционирующих систем торговых преференций с помощью программных модулей представляет значительный интерес для уяснения закономерностей развития современных международных экономических отношений, требующего создания наиболее благоприятных условий. С практической точки зрения такое исследование могло бы принести пользу для совершенствования регулирования и стимулирования белорусской внешней торговли в процессе ее реформирования.



2019-12-29 150 Обсуждений (0)
Глава 1 Правовая основа использования ИТ при декларировании преференциальных товаров 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1 Правовая основа использования ИТ при декларировании преференциальных товаров

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)