Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гендерный конфликт в рассказе Л.Петрушевской «МЕДЕЯ»



2019-12-29 305 Обсуждений (0)
Гендерный конфликт в рассказе Л.Петрушевской «МЕДЕЯ» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Чаще всего рассказы Петрушевской ведутся в форме повествования о каком-либо событии от лица женщины. В центре повествования семейно-бытовые события, окружающие героиню. В рассказе «Медея» две женщины-героини: женщина-рассказчица, от имени которой ведётся повествование, и жена таксиста.

Что прежде всего бросается в глаза в характере и облике этих героинь?

Женщина-рассказчица ни на кого не полагается и не рассчитывает ни на чью помощь, поддержку, сочувствие. Её жизнь – постоянная суета, неустроенность, обыденность, повседневная рутина. «Схватила такси… столпотворении, нервотрёпка, узлы и чемоданы, орущие родители с детьми», - таков мир, в котором существует героиня. Причём это перевёрнутый мир: в нём кричат не дети, а родители, и даже не кричат, а орут.

Перевёрнутость мира, нарушение гендерных стереотипов проявляется и в том, на женщине лежит груз ответственности за всех родных и за всё, что вокруг неё происходит. Но этот груз она взвалила себе на свои плечи сама из-за неверия в людей, которые живут рядом. Она зациклена на мелочных вопросах. Ей некогда заботиться о вопросах бытия, о добром и вечном. Она занята полностью вопросами быта. Среди своих родных она одинока. О своей семье говорит вскользь, между делом

Гораздо чаще рассказчица вспоминает мимолетных знакомых. Для неё характерны внутренняя пустота, равнодушие к окружающим, неодухотворённое, биологическое видение мира. Вот каким она видит своего собеседника-таксиста: «Слабый рабочий… Ввалившиеся щёки, но в такси потом не пахнет. Слабые рабочие обычно редко моются, по субботам…» Полный отчаяния, надежды на сочувствие, на помощь взгляд таксиста она соотнесла с взглядом однажды встретившегося эксгибициониста. Это показывает, что для повествовательницы привычно животное, физиологическое начало в человеке, но в этом не только её вина, это также вина мира, в котором она живёт (мир эксгибиционизма, голубого, гениального режиссёра).

Для рассказчицы характерно «жёсткое» зрение, заранее лишающее человека возможности высших чувств, искренности. Сознательно или бессознательно, но она даже внутренне унижает мужчину. В таксисте она видит только «слабого типа», который «не сопротивляется».

Несмотря на всё это, рассказчица вовсе не предстаёт маленькой, забитой и униженной. Она – целый мир, в котором смерть, жестокость – это норма жизни. Разговоры о смерти уже не затрагивают душу рассказчицы. Смерть – это повседневная тема для разговора. Даже для слов утешения она находит только примеры о смертях, о несчастьях, о неудачах. Всё в мрачных тонах. И нет ни одного «луча в тёмном царстве». Для повествовательницы мир утратил духовность и способность чувствовать. Для неё счастливые семьи, судьбы – нечто нереальное и фантастическое, невозможное в современном мире. Несчастные же семьи кажутся явлением обыкновенным, героиня рассказывает о них привычной скороговоркой: «Ой, не говорите. Знакомая рассказала про свою однокурсницу, она поехала с двумя детьми к свекрови в Сибирь. Зима, морозы, младший мальчик годовалый заболел пневмонией, больницы нет, она его повезла на станцию, сели в поезд, там он по дороге умер…»

Восприятие рассказчицей мира, как чего-то враждебного и несовершенного подтверждается схожей женской судьбой, составленной из нескончаемой цепи несчастий, жены таксиста.

Перед нами вновь история женского одиночества, обречённости, отчаяния, толкающего порой на шаги, которые впоследствии уничтожат саму женщину, лишат её самоуважения. Эта женщина отгорожена от окружающего мира, все связи с ним порваны. С другой стороны, мир, построенный на расчёте, логике, рационализме (мужской мир) и не стремится к гармонизации взаимоотношений с женщиной.

Потеряв работу, женщина лишается не только заработной платы, но и возможности самореализации, она ощущает себя ненужной обществу. В этот тяжёлый период она ищет поддержку в семье, у мужа и дочери, но в ответ получает лишь отчуждённость и безразличие. Пытаясь как-то преуменьшить свою боль, она делает больно другим, мстит, совершает страшные поступки. Женщина, одержимая этими чувствами, колеблется между мстительностью и ужасом от своих действий. Она мстит мужчине и бьёт его по самому больному – убивает его единственную любовь – ребёнка Истинно женская черта – материнская любовь к своему ребёнку – умирает. Ненависть к мужу перерастает у героини в ненависть к дочери. И героиней движет лишь одно чувство – сделать больно мужу, поместить его в такое же одиночество, в такой же замкнутый круг, в котором и она сама. Показать Мужчине, как трудно жить без любви, заботы и понимания. Ужас от содеянного? Но этот ужас будет потом. А ей хочется насладиться именно этой минутой своего торжества – муж повергнут и ему плохо. Наконец-то плохо не только ей, но и ему.

Петрушевская помещает обеих героинь в тёмное, замкнутое пространство. Для жены таксиста – это камера в тюрьме. А рассказчица помещена автором в замкнутое пространство такси. Этим приёмом автор говорит о том, что тяжело переживая разлад с миром, испытывая гнев, обиду, боль, героини по-разному находят выход из жизненных ситуаций. Для жены таксиста – это тупик жизни, тюрьма (закрытые двери, решётка), смерть, психическое расстройство. А рассказчица ещё может найти выход из ситуации, по-новому взглянув на жизнь. Что она и делает. Последние строки рассказа показывают всю глубину потрясения героини. Повествовательница пережила катарсис – очищение духа при помощи страха и сострадания.»…Сидит одна в безумии в тюрьме, ожидая казни…»Эти слова произносит вовсе не таксист, это говорит повествовательница. Именно таков исход жизни жены таксиста. И осознание происшедшего заставляет рассказчицу переосмыслить свои ценности, отношение к окружающему миру и окружающего мира.

В названии своего Л.Петрушевская обращается к мифологическим образам. Медея – это архетип ревнивой, мстительной и яростной женщины. Медея в данном рассказе, не только женщина, убившая свою дочь (жена таксиста), но и рассказчица, которая цинична, груба, жестока, смерть других для неё – способ уменьшить собственную боль, убедить себя, что е судьба, жизнь ещё не самые ужасные.

Петрушевская в рассказе «Медея» подчёркивает разницу в ролях мужчины и женщины в современном мире. Гендерный конфликт у автора прежде всего психологический, а не физиологический. О муже рассказчицы не говорится ничего. Его либо нет, либо он не играет важной роли в жизни жены. Муж-такист, как часть гендерного конфликта, вызывает настойчивую жалость. Его образ далёк от совершенства, от супермена и героя.

«…Таксист был лет сорока, такого слабого типа, в ковбойке с потрёпанными обшлагами. Слабый рабочий, по словам одного умершего голубого, гениального режиссёра. Слабый рабочий или молодой слабый рабочий, пальчики оближешь: не сопротивляется. Глаза как бы с поволокой, прикрытые, тоже слабые и небольшие. Портрет здесь важен для дальнейшего. Ввалившиеся щёки, но в такси потом не пахнет. Слабые рабочие обычно редко моются, по субботам, и по субботам совокупляются, после бани. Стало быть, этот не таков. Но дело не в этом…»

В небольшом описании слово «слабый» употребляется 6 раз. И потом далее в тексте рассказа 3 раза.

«… Тихий немолодой слабый рабочий. <…> - сидящий, слабый, тихий и отрешённый. Грубые руки с сильными ногтями слабо лежали на руле…»

Слабость героя-Мужчины у Петрушевской почти традиционна, что подчёркивает глобальность происходящих в мире процессов. У Петрушевской «ОН» почти всегда безвольный, мало что понимающий, не умеющий брать на себя удары судьбы. Он изначально обречён на горе и неудачи. И сам знает это. Он предчувствует беду, но ничего не предпринимает:

«…За пять дней до смерти она приехала ко мне на дачу с матерью. Я увидел её и так испугался! Почему? Так страшно испугался, увидев её!.. «

Беспомощность и ужас – составляющие жизни героя «Медеи». И чувство вины, которое уже никому ни в чём не поможет.

«…А я вот мучаюсь виной. Я виноват…»

И это «Я виноват», он повторит ещё 9 раз. Было много возможностей предотвратить трагедию, но Он ничего не сделал, не предпринял, хотя чувствовал приближение трагической развязки. Не потому что жалко было неуравновешенную, сломленную бытовыми неурядицами психически больную жену. А просто потому что не привык принимать какие-либо решения, а плыл по течению жизни.

«…- Я виноват. Я один раз вызвал платного врача-психиатра, она говорит: ну что, вызывайте психоперевозку, кладите в больницу. Но я как-то… Знаете… Не сделал этого.

-Жалко было?

- Да нет. Так как-то…»

Единственной любовью в Его жизни была дочка. Но и её он не смог защитить от превратностей судьбы. Образ Мужчины у Петрушевской схематичен и поэтому он виден насквозь, вне тех одежд, которые он на себя надел. Мужество в этом рассказе принадлежит Женщине. Как может она утешает потерянного, убитого горем мужчину. Он (М) обречён на подчинение Ей (Ж).

Герои Петрушевской в рассказе «Медея» обезличены. Этим приёмом автор пользуется для того, чтобы показать, что данные герои не являются чем-то необычным и неординарным, а как раз наоборот – это самые обычные люди, ничем не отличающиеся от остальных. И жизненные обстоятельства у них самые обычные, потому что равнодушие, предательство, одиночество стали нормой жизни современного общества. Поэтому трагический, абсурдный выход из этих обстоятельств (убийство дочери), кажется самым обычным и приемлемым для них.

 



2019-12-29 305 Обсуждений (0)
Гендерный конфликт в рассказе Л.Петрушевской «МЕДЕЯ» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гендерный конфликт в рассказе Л.Петрушевской «МЕДЕЯ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)