I. Теория личности К.Роджерса.
По мнению К.Роджерса, центральное место в структуре личности принадлежит т.н. "Я-концепции", которая отчасти напоминаетто, что мы назвали выше "идеальной программой человека": это представление человека о том, какой он, включающее и реальные черты и идеальные, т.е. представление о том, каким он должен быть - идеальный образ "Я" - и по мнению К.Роджерса, именно этот образ "Я" играет руководящую роль в психике и поведении человека. Человек не может вести себя, думать и чувствовать иначе, как в согласии оо своей "Я-концепцией", если же что-то в нем ей противоречит, то возникает внутренний конфликт. Т.е. извне или изнутри самого человека поступает какая-то информация о противоречии между каким-то его поступком или каким-то его качеством и "Я-концепцией". К.Роджерс считает, что такая ситуация насколько же обычна в жизни людей, настолько и психологически невыносима для них и человек всегда стремится каким-то образом согласовать эту информацию с "образом Я" - иначе он не сможет жить. Такое согласование с "Я-концепцией" Роджерс называет "психологической защитой" и, по его мнению, люди могут выбрать либо ПРОДУКТИВНУЮ, либо НЕПРОДУКТИВНУЮ психологическую защиту. Непродуктивная психологическая защита - это тот же самообман; это попытка убедить себя, что данная нежелательная информация ложна, что ее источник неавторитетен и т.д., и т.п. - как бы "нейтрализация" этой информации. В сущности, это почти тот же психологический механизм, который Фрейд называл "сопротивлением". Вот пример непродуктивной психологической защиты. Предположим некий человек, русский по национальности, очень гордится своей родиной, ее величием и силой, и его самоуважение в значительной мере основано на том, что он - гражданин этой великой страны. Теперь представим себе,
что этот человек, имещий "Я-концепцию", в которую входит положительный образ себя как русского, как представителя определенной нации и гражданина определенной страны, покупает и читает книгу, в которой ярко и убедительно доказывается, что все военные, политические и экономические достижения России основаны на жесточайшей эксплуатации народа, терроре государства против собственного населения, рабстве, и что поэтому это не есть нечто великое, а есть нечто постыдное, и Россия - не великая, а дикая азиатская страна. Понятно, что этот человек должен или поверить этой информации, или не поверить. Если он в нее поверит, тоэто будет означать начало серьезного внутреннего конфликта. Возможно, человек боится этого, и тогда он начинает убеждать себя в том, что писавший - очень предвзятый автор, что он плохо знает Россию /если это западный автор/, что он имеет личные причины не любить Россию и пр., и пр. - т.е., что ему НЕ НУЖНО ВЕРИТЬ. Поскольку, кто ищет, тот всегда найдет, повод не поверить всегда отыщется, и так психологическая проблема решается. Но такой человек, считает Роджерс, все же "очень уязвим в психологическом смысле"1. Продуктивный же способ психологическом защиты, по Роджерсу, - это "открытость переживанию"2, открытость любой информации: человек стремится ее объективно проанализировать, осознать - если она ложна, то, естественно, не может угрожать его "образу Я", если же истинна /или частично истинна/, то он стремится привести свою "Я-концепцию" и свое поведение в соответствие с ней: он творчески относится к своей жизни, к себе - он способен меняться. Понятно, что сами "Я-концепции" могут быть тоже разными, но для Роджерса все-таки здоровая личность - та, которая владеет продуктивным способом психологической защиты, а больная личность не владеет им и прибегает к непродуктивному способу.
1Хьелл,Л.,Зиглер,Д. Теории личности. - СПб. :Питер, 2000, с.548. 2Там же, с.549.
Замечательно то, что по Роджерсу, абсолютно каждый человек стремится соответствовать какому-то своему собственному идеальному представлению о себе, что как раз и является началом личностного развития. Воспитание же, видимо, при таком взгляде на личность должно заключаться в том, чтобы обучить человека продуктивной психологической защите и стимулировать его всегда пользоваться только таким способом психологической защиты. 2. Теория личности Э.Берна. Э.Берн придерживается достаточно традиционного взгляда на природу человека как на двойственную. Он считает, что во внутреннем мире человека действуют два "Я": детское "Я" и взрослое "Я". Причем, они как бы автономны и проявляют себя независимо одно от другого, хотя реальное поведение человека всегда направляемо либо его детским, либо взрослым "Я". Например, некий человек, мужчина, уже взрослый, встречает очень красивую девушку и стремится за ней ухаживать, однако она отвергает его. Он может либо трезво рассудить, что на то были свои причины, что он, очевидно, ей не нужен, либо он как-то неправильно себя вел и, значит, сам виноват, либо они мало подходят друг другу - и "отойти в сторону", - а может обидеться на эту девушку, считать себя жертвой, а ее представлять себе жестокой и бездушной, и в этом случае он может писать ей трагические письма, упрекать ее и пр. В первом случае психика и поведение этого мужчины руководимы его взрослым "Я", а во втором - его детским "Я". Э.Берн считает, что и детское "Я", и взрослое "Я" есть в душе абсолютно каждого человека и они могут вступать в конфликт и такой конфликт в определенном смысле является нормальным состоянием внутренней жизни человека. Здесь Э.Берн стоит на позициях классического психоанализа, в котором нет четкого представления о норме и патологии, а внутренние конфликты считаются неизбежными. Все-таки психотерапия, по Э.Берну, - это поощрение и как бы "подталкивание" человека к тому, чтобы в данной конкретной ситуации его взрослое "Я" "победило" его детское "Я". Хотя окончательно - раз и навсегда - устранить этот "внутренний раздрай", по Берну, нельзя. В данном случае - если оставаться строго в рамках теоретического построения Э.Берна - необходимость воспитания невыводима. Чтобы говорить о воспитании, нужно сделать существенное добавление к теории Э.Берна, предположив, что конфликт взрослого "Я" и детского "Я" все же является чем-то характеризующим ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЭТАП личностного развития, на завершающем же его этапе взрослое "Я" должно добиться полного господства - и в этом и состоит цель. Тогда, по-видимому, воспитание призвано стимулировать человека к взрослому поведению, взрослым мотивам и эмоциям, и учить его вести себя так, как это свойственно взрослому человеку.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |