Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды ликвидности предприятия



2019-12-29 177 Обсуждений (0)
Виды ликвидности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

ГЛАВА 1 ЛИКВИДНОСТЬ – ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………….5

1.1Содержание понятия «ликвидность»…………………………………........5

1.2.Виды ликвидности предприятия…………………………………………...9  

ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЛИКВИДНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ………………………………………………………………13

2.1 Анализ ликвидности предприятия…………………………………….......13

2.2 Система показателей характеризующих ликвидность предприятия……18

ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЛИКВИДНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ...28

3.1 Рекомендации по повышению ликвидности предприятия……………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................34

ВВЕДЕНИЕ

Одной из наиболее важных задач управления любым предприятием является обеспечение соответствующего уровня ликвидности. Ликвидность являются важнейшей характеристикой финансово-экономической дея­тельности предприятия в условиях рыночной экономики. Предприятие считается ликвидным, если оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе по­ставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, т.к. выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социаль­ные фонды, заработную плату — рабочим и служащим, дивиден­ды — акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним.

Чем выше ликвидность предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следова­тельно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.

Актуальность исследования: В условиях рыночной экономики одним из ключевых факторов, влияющих на решение о покупке ценных бумаг, предприятий, получении и предоставлении кредита является ликвидность. Оценка бизнеса, эффективности инновационных и инвестиционных проектов, также сопряжена с определением их ликвидности.

Особую актуальность вопросам регулирования ликвидности предприятия придал разразившийся в России финансовый кризис. Многие российские предприятия, демонстрировавшие динамичный рост, не смогли решить проблему ликвидности в сильно переменчивой финансовой среде.

В период финансового кризиса первоочередная задача предприятия – минимизировать его воздействие. Для этого необходимо в первую очередь оптимизировать затраты, закрыть неликвидные бесперспективные направления и проекты, обеспечить бюджетный контроль и управление задолженностью. Задач много, однако, в условиях высокой неопределенности и жестких финансовых и временных ограничений важно точно выбрать области приложения усилий, которые дадут максимальный эффект: в краткосрочной перспективе – повышение ликвидности, а в долгосрочной – выбор оптимального направления развития.

Поэтому целью моей работы является анализ ликвидности предприятия и системы показателей ее характеризующих.

Достижение этой цели потребовало решения следующих задач:

· уточнить содержание понятий «ликвидность»;

· рассмотреть виды ликвидности предприятия;

· проанализировать ликвидность баланса предприятия;

· рассмотреть систему показателей, которые характеризуют ликвидность;

· предложить рекомендации по повышению ликвидности предприятия.

ГЛАВА 1 ЛИКВИДНОСТЬ – ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Содержание понятия «ликвидность»

Понятие ликвидность своими корнями уходит в значение этого слова, которое произошло от английского «liquidity» и французского «liquidite». В свою очередь, эти английские и французские термины произошли от одного латинского слова «liquidus», которое означало «жидкий», «текучий». Если перейти к глагольной форме, то «ликвидировать» означает «прекратить деятельность чего-либо». В английском языке слово «liquidate» имеет первоначальное значение «выплатить (долг)», и лишь затем второе - «ликвидировать дела (о фирме)», третье - «ликвидировать, уничтожить, покончить (с чем-либо), избавиться (от чего-либо)» и четвертое - «обанкротиться». Таким образом, мы приходим к логической связи между «выплатой долга» и «ликвидностью» через «прекращение деятельности чего-либо», то есть прекращение отношения долга. В свою очередь, понятие «текучий» в контексте «жидкого» означает все то, что своей постоянной формы не имеет, а может принимать любую форму.

В России термин "ликвидитет" был заимствован из немецкого языка в начале XX века и по существу использовался только банками, к тому же в аспекте оценки деятельности клиента - юридического лица. Под ликвидностью подразумевалась способность активов предприятий к быстрой и легкой мобилизации.

В конечном итоге этого анализа приходим к определению «ликвидности» как к способности чего-либо принимать различные формы и служить средством осуществления выплат.

С конца XIX века анализом ликвидности и ее управлением занимались в первую очередь различные финансовые институты, в частности банки. В отличие от ликвидности предприятия, определение которой отличается в различных учебных, методических и научных работах, что будет рассмотрено далее, определение банковской ликвидности дается Центральным Банком или аналогичным институтом каждого конкретного государства. В частности, Центральный Банк России дает следующее определение ликвидности; «Под ликвидностью понимается способность кредитной организации обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств». Что же касается ликвидности предприятия, то единство понятий отсутствует.

Согласно экономической теории ликвидность в широком смысле - способность любого объекта рыночных отношений при определенных условиях явно или неявно выполнять функции денег, то есть переходить из своей потенциальной покупательной силы в реальную. В другом контексте ликвидность - это способность символических денег явно или неявно выполнять функции реальных денег. [1, с.4]

В современной научной литературе используется несколько связанных между собой терминов ликвидности: ликвидные активы, ликвидность имущества, ликвидность баланса, ликвидность предприятия.

Под ликвидными активами обычно понимается кассовая наличность и некоторые другие активы, быстро и легко превращаемые в наличные деньги: средства на счетах в банках, надежные, котирующиеся на рынке ценные бумаги государства и немногих наиболее известных компаний. Ликвидность актива всегда относительна: практически любой товар можно, в конечном счете, продать.

Ликвидность имущества определяется как стоимость этого имущества предприятия при его мгновенной сиюминутной реализации. Для каждого управленца на конкретном предприятии длительность этого момента различна: у одних это календарный месяц, а у других счет идет на часы и минуты.

Результат показателя ликвидности имущества будет, к тому же, различаться в зависимости от качеств специалиста, осуществляющего оценку, от того, какие методы и подходы он будет использовать.

Ликвидность баланса - понятие более широкое, чем ликвидность имущества. Эта категория учитывает одно измерение - время. С одной стороны, это время перевода имущества (активов) предприятия в денежную (расчетную) форму, с другой - это время, которое осталось до момента погашения задолженности перед кредиторами предприятия. Ответ на вопрос, ликвиден ли баланс, получается в результате сравнения суммы задолженности на момент ее погашения и размера имущества, принявшего (или способного принять) на момент погашения задолженности денежную (расчетную) форму. [2, c.208]

Ликвидность предприятия - «способность фирмы в срок погасить свои обязательства» или «способность быстро погашать свою задолженность» - такие расплывчатые и неточные определения даются в большинстве российских и зарубежных источников: какой срок понимать под словом «быстро» и как этот срок учитывает договорные отношения, а также каким образом эти определения сочетаются с целью функционирования предприятия?

Ликвидность предприятия проявляется через ликвидность его активов и баланса в целом. Прежде всего ликвидность предприятия - это ликвидность его активов, то есть их способность быть превращенными в деньги, как правило, по рыночной цене или с небольшой уступкой в цене. Степень ликвидности определяется соотношением между денежными средствами и быстро реализуемыми активами предприятия, предприятия или банка и суммой их краткосрочных обязательств. К быстро реализуемым (ликвидным) активам относятся государственные ценные бумаги, акции и облигации крупных акционерных компаний, пользующиеся постоянным спросом на фондовой бирже, срочные векселя солидных фирм, беспрепятственно принимаемые к учёту и переучёту банками, золото и др. драгоценные металлы, а также бесспорная дебиторская задолженность, подлежащая погашению по первому требованию или через краткие сроки. У промышленных и торговых предприятий к ликвидным активам относятся также легко реализуемые товарно-материальные ценности. Чем выше доля активов, способных быстро превратиться в денежную наличность, тем выше ликвидность предприятия, фирмы, банка.

Конъюнктурные колебания и в особенности экономические кризисы ухудшают ликвидность отдельных предприятий, фирм и банков, что приводит их к банкротству. [3, c.335]

Виды ликвидности предприятия

Различают четыре вида ликвидности: товарно-экономическая ликвидность; ликвидность по ссудам, перспективная ликвидность и антиципированная ликвидность.

Товарно-экономическая ликвидность основана на способности товаров и благ трансформироваться в средства платежа. Эта способность зависит, главным образом, от времени поиска покупателя, состояния рынка, воздействие которого побуждает покупателя приобретать соответствующие товары, блага; от затрат на поиск покупателя и, наконец, от технических характеристик товаров, а также цен

Товарно-экономическая ликвидность определяется следующими характеристиками:

· Техническими и страховыми качествами товаров;

· Длительность поиска покупателя на рынки и стоимостью коммерческой сделки;

· Параметрами конъюнктуры.

Таким образом, товарно-экономическая ликвидность – это способность предприятия к реализации товаров, с учетом необходимой длительности интервалов, за который может быть продан товар на рынке, потерь и стоимость коммерческой сделки.

 Ликвидность по ссудам - способность предприятия привлекать ликвидные средства под залог имеющихся активов.

Платежные ресурсы предприятия могут быть увеличены за счет получения ссуд под залог своего имущества. В зависимости от условий кредитного договора предприятия может использовать залоговое имущество для получения доходов.

Следует иметь в виду, что кредитные организации устанавливают стоимость залога значительно ниже его рыночной стоимости. Поэтому данный вариант увеличения платежных ресурсов предприятия может оказаться приемлемым в случае ее возможности своевременно вернуть кредит и проценты.

Получение ликвидных средств за счет ссуд обладает рядом преимуществ:

1. Предприятие освобождается от необходимости быстрой продажи активов, предоставленных в залог. На товары с низким уровнем ликвидности потери при быстрой продаже могут быть достаточно высокими.

2. В случае благоприятного изменения цен в будущем или более высокого роста инфляции по сравнению с процентными ставками по ссудам, предприятие может получить финансовый выигрыш после возврата ссуды и продажи товаров, предоставленных под залог. При этом следует учитывать и возможные потери вследствие неблагоприятных условий предоставления ссуд. Кредитные банки, устанавливающие предельную величину ссуды, определяемую стоимость товара, под залог которой она выделяется (залоговая квота), - могут занижать продажную стоимость товара.

Перспективная ликвидность - прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей, т.е. это ликвидность, которая будет получена в дальнейшем.

Она дает предоставление о согласованности обязательств и платежей в течении всего планового периода. При этом учету подлежат как все платежи, зафиксированные в плане на данный момент, так и ожидаемые платежи, которые должны поступить, исходя из решений, принятых в текущем периоде. В отличие от товарно-экономической ликвидности и ликвидности по ссудам, этот вид ликвидности предполагает непрерывное динамичное функционирование предприятия на протяжении планового периода.

Перспективная ликвидность = А3 – П3, где

А3 – медленно реализуемые активы: запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, и прочие оборотные активы;

П3 – долгосрочные пассивы: долгосрочные кредиты и заемные средства, доходы будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей и фонды потребления.

Антиципированная ликвидность (ожидаемая ликвидность) – это способность предприятия получать ссуды под залог будущего прироста капитала (прибыли, нетто-платежей).

В этом случае банк предоставляет в распоряжение предприятия кредит в счет будущих нетто-платежей.

Приведенные виды ликвидности предприятия измеряются не только на основании баланса, но также и финансового плана прогнозных оценок и анализа конъюнктуры рынка.[4,c 23]

 


 

ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЛИКВИДНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Анализ ликвидности предприятия

Ликвидность баланса является основой (фундаментом) ликвидности предприятия. Для предприятия более важным является наличие денежных средств, нежели прибыли. Их отсутствие на счетах в банке в силу объективных особенностей круго­оборота средств может привести к кризисному финансовому состоянию.

Для группировки статей баланса по группам можно ис­пользовать один из предложенных вариантов.

Первый вариант предложен авторами Шереметом А.Д. и Сайфулиным Р.С.

Анализ ликвидности предприятия представляет собой анализ ликвидности баланса и заключается в сравнении средств по акти­ву, сгруппированных по степени ликвидности и расположенных в порядке убывания с обязательствами по пассиву, объединенными по срокам их погашения в порядке возрастания сроков.

Различают:

текущую ликвидность — соответствие дебитор­ской задолженности и денежных средств дебиторской задолжен­ности;

расчетную ликвидность — соответствие групп актива и пассива по срокам их оборачиваемости в условиях нор­мального функционирования организации;

срочную ликвидность — способность к погаше­нию обязательств в случае ликвидации организации.

В зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы:

Первая группа (А1) включает в себя наиболее ликвидные активы, такие, как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения.

Ко второй группе (А2) относятся быстро реализуемые активы: готовая продукция, товары отгруженные и дебиторская задолженность. Ликвидность этой группы текущих активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и др.

К третей группе (А3 )относятся медленно реализуемые активы – запасы,

НДС, дебиторская задолженность (платежи, по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты) и прочие оборотные активы.

Четвертая группа (А4) – это труднореализуемые активы, куда входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство.

Эти активы предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение достаточно длительного периода времени.

Первые три группы активов могут постоянно меняться в тече­ние хозяйственного периода и относятся к текущим активам предприятия. Они более ликвидны, чем остальное имущество фирмы.

Соответственно на четыре группы разбиваются и обязательства (пассивы) предприятия:

П1 – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность и кредиты банка, сроки возврата которых наступили);

П2 – краткосрочные обязательства (краткосрочные кредиты банка);

П3 – долгосрочные обязательства (долгосрочные кредиты банка и займы);

П4 – постоянные обязательства (собственный (акционерный) капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия).

Предприятие считается ликвидной, если ее текущие активы превышают ее краткосрочные обязательства. Реальную степень ликвидности и ее платежеспособность можно определить на ос­нове ликвидности баланса.

На первой стадии анализа указанные группы активов и пас­сивов сопоставляются в абсолютном выражении. Баланс счита­ется ликвидным при условии следующих соотношений групп ак­тивов и обязательств:

А1≥П 1; А2≥П2; А3≥П3; А4≥П4.

При этом, если выполнены три следующие условия:

 А 1>П1; А22; А3>П3,

т.е. текущие активы превышают внешние обязательства орга­низации, то обязательно выполняется и последнее неравенство

А4 < П4,

которое подтверждает наличие у организации собственных оборотных средств и означает соблюдение минимального усло­вия финансовой устойчивости.

Невыполнение одного из первых трех неравенств свидетель­ствует о нарушении ликвидности баланса. При этом недостаток средств по одной группе активов не компенсируется их избыт­ком по другой группе, так как компенсация может быть лишь по стоимости; в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные. [5,c176]

Второй вариант проведения аналитических работ по оценке ликвидности баланса предприятия (Г.В.Савицкая) предлагает следующую группировку статей актива по степе­ни ликвидности.

1. Наиболее мобильные активы: денежные средства и крат­косрочные финансовые вложения.

2. Мобильные активы: готовая продукция, товары отгру­женные, дебиторская задолженность.

3. Наименее мобильные активы: производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов. Соответственно на три группы разбиваются и платеж­ные обязательства предприятия:

1. Задолженность, сроки оплаты которой уже наступили.

2. Задолженность, которую следует погасить в ближайшее время.

3. Долгосрочная задолженность.

Сравнение медленно реализуемых активов с долгосроч­ными и среднесрочными пассивами отражает перспективную ликвидность.

Для более точной оценки платежеспособности исчисля­ется величина чистых активов и анализируется их динамика.

Чистые активы представляют собой превышение акти­вов над пассивами, принимаемыми в расчет.

В активы, принимаемые в расчет, включается имуще­ство, за исключением НДС и задолженности участников (уч­редителей) по взносам в уставный капитал.

Пассивы, участвующие в расчете, включают часть соб­ственных обязательств (целевые финансирование и поступ­ления), все внешние обязательства, расчеты и резервы пред­стоящих расходов и платежей и прочие пассивы.

Если хозяйствующий субъект располагает чистыми ак­тивами, значит, он платежеспособен. Оценка дается по из­менению их удельного веса в активах предприятия.

Одним из показателей уровня ликвидности является по­казатель чистого оборотного капитала. Он определяется как разность текущих (оборотных) активов и краткосрочных обя­зательств. Чем больше превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами, тем больше чистый обо­ротный капитал. Если хозяйствующий субъект не обладает чистым оборотным капиталом, он неликвиден. [6, c 498]



2019-12-29 177 Обсуждений (0)
Виды ликвидности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды ликвидности предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)