ПО ПРОВЕДЕНИЮ МАСТЕР-КЛАССА
Мастер класс - одна из форм эффективного профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию.
Мастер-класс – это:
Ø вид профессионального объединения в определенной школе, который предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом фигуру Мастера и группу учителей-учеников. Ø ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего - путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Важно, что мастер-класс является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы учителей. При разработке технологии проведения мастер-класса использованы положения, разработанные В.В.Сериковым в концепции личностно-ориентированного образования, в которой развитие личностного уровня индивида рассматривается как специальная функция обучения и, соответственно, цель воспитания состоит в том, чтобы создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъекта образовательного процесса. Условия в концепции личностно-ориентированного образования рассматриваются как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, способствующих достижению более высоких результатов.
Условия результативной работы «учеников» мастер-класса: 1) мотивация осознанной деятельности всех учителей, принимающих участие в работе мастер-класса; 2) повышение уровня теоретической и методической подготовки учителей; 3) готовность «учеников» и Мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе; 4) рефлексия деятельности «учеников» и Мастера в процессе собственной практики.
Система работы Учителя-Мастера состоит из: 1. комплекса методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу; 2. взаимосвязанных между собой действий, оригинальных и обеспечивающих только эффективное решение учебно-воспитательных задач. Признаками системы работы учителя являются: ü целостность; ü оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; ü разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики; ü свой собственный индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности как совокупность индивидуально-личностных характеристик учителя проявляющихся при отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач.
Положительный результат обучения в работе мастер-класса состоит в том, что: ü активный учитель использует механизм обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своей профессиональной потенции.
ü пассивный учитель, выполняя определенный алгоритм действий, включается в активную познавательную деятельность
Условия активизации познавательной деятельности всех участников работы мастер-классса : 1) обеспечение формирования мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности; 2) стимулирование познавательного интереса и отработка умений по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности; 3) осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса, 4) отслеживание позитивного результата учебно-познавательной деятельности каждого учителя. Реализация перечисленных условий предполагает диагностику личностных качеств учителя, которая предусматривает: 1) выявление уровня готовности учителя к профессиональной деятельности в современной развивающейся школе; 2) определение уровня готовности в процессе сравнения выявленных качеств с теми, которые приняты учителями как эталон; 3) анализ и определение степени отклонений своих личностных качеств от эталонного представления; 4) оценивание трудностей и недостатков ; 5) корректировку своих действий; 6) определение путей профессионального саморазвития; 7) реализацию исследовательского подхода, который предполагает выполнение системы заданий исследовательского характера в процессе учебного познания, использование методов соответствующей науки;
Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает в процессе работы профессионального объединения: Ø использование эмпирических методов исследования: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности Мастера и школьников; Ø тестирование, Ø разработку дидактических материалов для опытно-экспериментальной работы в собственной педагогической деятельности. Ø наблюдение как наиболее информативный метод исследования.
Основные требования научности педагогического наблюдения: o наблюдение проводится по заранее продуманному плану с четко поставленной целью; o в плане детализируются все вопросы, по которым необходимо получить конкретные ответы в процессе анализа результатов наблюдения; o количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены в плане; наблюдатель обязан тщательно предусмотреть возможности появления ошибок наблюдений и по возможности предупредить их. Этапы педагогическогонаблюдения: 1) выбор объекта и определение цели; 2) составление плана; 3) подготовка документов (бланков протоколов, инструкций и т.д.); 4) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы); 5) обработка и оформление результатов наблюдения; 6) анализ результатов; 7) выводы наблюдения.
Блоки, представляющие собой структуру педагогической технологии: 1) цель научной идеи- создание условий для профессионального самосовершенствования учителя, при котором: а) приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика; б) формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы. Основные научные идеи - деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы 2) последовательные действия учителя и ученика - пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.; 3) критерии оценки - новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий); 4) качественно новый результат- умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.
Алгоритм технологии мастер-класса. 1 -и шаг. Презентация педагогического опыта мастера. 1.1. Краткая характеристика учащихся экспериментального класса, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся. 1.2. Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе с экспериментальным классом. 1.3. Описание достижений в опыте работы Мастера, который зафиксирован в городском информационном центре. 1.4. Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии. 1.5. Определение проблем и перспектив в работе учителя. 2-й шаг. Представление системы уроков. 2.1. Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии. 2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям. 3-й шаг . Имитационная игра. 3.1. Учитель-Мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися. 3.2. Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке. 4-й шаг. Моделирование. 4.1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии урока мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею). 5-й шаг. Рефлексия. 5.1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей. Достижение целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью. Результатом совместной деятельности является модель урока, которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности. Таким образом, учитель-Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету. Мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность школьников, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |