Возрастные особенности развития ловкости
Синтезированные периоды 1) 7-11 лет; 2) 14-15 лет; В младших классах – ускоренное освоение двигательных навыков. В средних классах – совершенствование реагирования в различных сигнальных и пространственных ориентациях (ситуациях). В старших классах – учить использовать, применять навыки и умения в различных вариативных и условных ситуациях. Выносливость – это способность длительное время выполнять работу не снижая интенсивности и противостоять утомлению. Уровень выносливости зависит от: - функциональных возможностей организма, - дыхательных способностей скелетных мышц, - расширение периферического русла перераспределение кровотока, -увеличение объема сердца (расширение емкости желудочков и увеличение гипертрофии миокарда ), - адаптации мышц к длительной напряженной работе (т.е. повысить возможность мышц к аэробному и анаэробному метаболизму – т.е. полноценному использованию кислорода), - увеличение энергетических запасов в организме, -совершенства технического мастерства, - волевых качеств. Критерии: 1) время – в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность упражнения, 2) время – выполнения специальной дозировочной нагрузки до отказа (силовые виды), 3) время – выполнения непрерывной соревновательной нагрузки (тесты в спортивных играх и единоборствах - игровой ситуации, серии технических элементов), 4) время выполнения тренировочных упражнений с достижением наибольшей мощности за определенное время, 5) ЧСС в работе и во время восстановления. 6) Частота дыхательных движений и МПК, 7) Время выполнения упражнения без изменения пространственно-временных характеристик движения и т.д.[41] Различают следующие виды проявления выносливости: 1) общую выносливость – способность выполнять продолжительно любую работу, вовлекающую многие группы мышц в работу и предъявляющую достаточно высокие требования к ССС, дыхательный и ЦНС. Здесь идет аэробная – кислородная работа. Эта работа от 5-10 мин в 1 час, ЧСС – 150-170 уд/мин до 60-90% кислорода восполняется во время работы. Эта работа мало специфична и слабо зависит от техники, поэтому обладает высоким переносом. Следовательно, общая выносливость служит основой для развития специальной выносливости – которая определяется специфической подготовленностью всех органов и систем спортсмена к уровням его физиологических и психических возможностей применительны к виду спорта – т.е. это способность к продолжительной и эффективной двигательной деятельности в избранных видах спорта, в которых преимущественно проявляется быстрота, сила, координированность и действия могут выполняться в резко изменяющихся условиях. Следовательно, специальная выносливость может быть: 1) скоростной – вид деятельности, в которых необходимо определенное время, проявить высокую степень быстроты движений, 2) силовой – способность, длительное время проявлять высокую степень мышечных усилий, динамического и статического характера (взрывного), 3) координационной – способность продолжительно и эффективно выполнять сложные по координации двигательные действия. В зависимости от интенсивности и времени выполнения различают аэробную выносливость. Эта работа от 5-10 мин. до 30 мин - 1 часа, о ней мы уже говорили и анаэробную выносливость – это способность совершать работу в условиях недостатка кислорода – эта работа очень специфична и ее перенос специфичен и незначителен. Здесь, чем ниже мощность работы – тем меньше результат зависит от двигательной навыка – (техники), а больше от аэробной производительности[23]. Методы совершенствования аэробной выносливости, зависящей от работы ССС и дыхательной систем. 1. Метод стандартной непрерывной нагрузки, упражнение выполняются непрерывно, в течение от 10 мин. до 30 мин – 1 час. Интенсивность невысокая. ЧСС – 150-175 уд. в мин, что позволяет увеличить ударный объем сердца, гипертрофию миокарда и уровень потребления кислорода, это обеспечивает устойчивое повышение аэробной выносливости. Применятся на различных этапах развития выносливости и обеспечивает базу для применения различных методов тренировки. 2. Метод стандартной интервальной нагрузки. Упражнения выполняются в течении 1-3-4 мин. С интенсивностью 75-85% от макс. ЧСС к концу работы= 170-190 уд. в мин. Интервалами отдыха 45-90 сек. до снижения ЧСС = 120-130 уд/мин, это позволяет увеличить ударный объем сердца и уровень потребления кислорода во время пауз отдыха. Эффект в обоих случаях через 6-12 недель, выносливость повышается на 10-30%[33]. Методы совершенствования анаэробной выносливости, направлены на повышение уровня мощности механизмов энергообеспечения: 1) гликогенного (лактатная выносливость), связанного с процессами размещения гликогена в печени и образованием молочной кислоты – это продолжительность работы от 20-30 сек. – до 2-х мин. ЧСС – 180-190 уд/мин. Кислородный долг максимальный до 18 л, содержание молочной кислоты максимальное до 8-15 ммоль/л. 2) креатинфосфатного механизма – (алактатная выносливость) связана с расщеплением АТФ и креатинфосфата в мышцах – это работа продолжительностью от 2 сек до 10 сек. – 20 сек. ЧСС – 190 и выше. Кислородный долг до 8 л.. при необходимом количестве молочной кислоты. Средства и методы развития обоих механизмов энергообеспечения не одинаковы. Так, для развития и совершенствования гликогенного или гликолитического механизма в одном тренировочном занятии используют от 2-3 до 4-12 серии из от 3-4 до 10 повторений работы интенсивностью 90-95% и продолжительностью 10-20 сек. с уменьшающимися интервалами отдыха между повторениями, например, после первого прохождения отрезка отдых 5-8 мин., после второго 3-4 мин., после третьего - 2-3 мин. Отдых между сериями 15-20 мин. Основным условием здесь является, необходимость прохождения дистанции с той же скоростью, что и 1 попытка. Для развития креатинфосфатные механизмы исполняют повторное выполнение работы с интенсивностью 95-100%, продолжительностью 3-10 сек. Эта работа в одном тренировочном занятии повторяется в виде нескольких серий от 3 до 4-5 с интервалами отдыха между ними 2-3 мин., но поскольку этот механизм энергообеспечивается быстро исчерпывает свои возможности, то в последующих сериях отдых увеличивается и к последней, составляет 7-10 мин. Используя эти методы результат наступает через 8-12 недель. Средства для развития общей выносливости – упражнения циклического характера – кросс, лыжи, гребля, плавание, велосипед и др. Для развития специальной выносливости – соревновательные, специально- подготовительные с многократным повторением и увеличением объема нагрузки. Методы: равномерный, интервальный, переменный, круговой тренировки. Развитие аэробных и анаэробных возможностей в многократном процессе подготовки идет в следующей последовательности: сначала: развитие дыхательных возможностей, гликолитического механизма, креатин фосфатного механизма. В конкретном тренировочном занятии и наоборот. В самом начале идет умеренная работа, постепенно увеличивался ее интенсивность. Возрастные особенности развития выносливости у детей сензетивный период – 8-20 лет. Гибкость – способность человека к достижению большой амплитуды движения – это морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата – определяющие степень подвижности его звеньев. Критерием гибкости – служит максимальная амплитуда движения (измеряется в градусах или линейкой в см/м). Термин «гибкость» широко используется, когда речь идет о подвижности в суставах, поэтому необходимо различать: гибкость вообще и подвижность отдельного сустава. Виды гибкости: 1. Активная гибкость (10-14 лет) – выполняется упражнение с большой амплитудой за счет собственных мышечных усилий. 2. Пассивная гибкость (9-10 лет) – выполняется упражнение с большой амплитудой за счет действия внешних сил (тяжесть, партнер). Величина пассивной гибкости выше активной гибкости. 3. Динамическая гибкость – проявляется в упражнениях динамического характера. 4.Статическая гибкость – в упражнении статического характера. 5.Общая гибкость – способность выполнять упражнение с большой амплитудой в наиболее крупных суставах и в различных направлениях. 6.Специальная гибкость – способность выполнять упражнение с большой амплитудой в суставах и направлениях, соответствующих особенностям вида спорта. Гибкость зависит от внешних и внутренних факторов. Внешние факторы: 1)возраст. пол. телосложения, 2)утомление, разминка, 3)время суток (12-1700, середина дня) Внутренние факторы: 1) тормозные элементы суставов (формы суставов, суставных сумок, растяжения, эластичности связок, сухожилия, мышцы), Методы развития гибкости: Повторный метод, серийно – повторный, сопряженный от 8 до 10 повторений в первых занятиях , до 100 через 2-9 месяца, (3-5 ритмич.повторений с увеличением амплитуды; сопряженный). Средства: Основным средством воспитания гибкости является упражнения на растяжение (стрейчинг). Они бывают: активные – маховые; пружинистые, с упражнением с отягощением., пассивные упражнения, когда поза сохраняется за счет внешних сил. Упражнения на гибкость выполняются во время разминки, в интервалах отдыха между другими упражнениями в подготовительной и в конце основной части занятий. Выполняя упражнения на растягивание необходимо соблюдать следующие требования: 1)обязательная разминка (необходимо разогреть мышцы), 2)ставить конкретные цели (достать до определенной точки), 3)упражнения выполнять сериями в определенной последовательности – верхние конечности, туловище, нижние конечности; 4)между упражнениями на растяжении выполнять упражнения на расслабление, 5)выполняя упражнения, амплитуду увеличивать постепенно, 6)как только снижается амплитуда упражнения необходимо прекращать, 7)упражнения на гибкость выполняются с различной быстротой: медленно – со слабо подготовленными; быстро – хорошо подготовленными. Разновидности упражнения: 1. Маховые движения, вращательные движения. 2. Пружинистые движения. 3. Фиксация статического положения (стретчи нг). 4. Комбинирование упражнения (силовые + растягивающие). 5. Исполнение внешних ориентиров (коснуться пола, ориентиры на стене). 6. Использование отягощений с большой амплитудой. 7. Помощь партнера. 8. Дополнительная внешняя опора. Гибкость следует повышать до необходимого уровня для овладения рациональной техникой. Для развития специальной гибкости необходимо применять упражнения схожие по структуре с упражнениями избранного вида спорта и выполнять их с большей амплитудой . Причем пассивная гибкость должна превышать требуемую амплитуду движений, т.е. должен быть запас гибкости. Необходимо помнить, что при утомлении активная гибкость ухудшается, а пассивная увеличивается вследствие разогрева (усталости), следовательно, при утомлении следует применять упражнения на развитие пассивной гибкости. Упражнения на растягивание применяют 3-4 раза в неделю, особенно в подготовительном периоде многочасовой тренировки, перерыв в занятиях может быть не более 1-2 недель, если больше, то гибкость снижается и через 2-3 месяца приходит к исходному уровню. Возрастные особенности – девочки – 10-17 лет; мальчики – 9-10, 13-16 лет, активная – в 10-14 лет, пассивная - в 9-10 лет Выполнение любого движения или сохранение какой-либо позы тела человека обусловлено работой мышц. Величину развиваемого при этом усилия принято называть силой мышц[35]. Мышечная сила как характеристика физических возможностей человека - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий - напряжений (измеряется в гр. кг). Сила зависит: 1) от скорости импульса в мышцах; 2) от волевых усилий; 3)от физиологического поперечника и физиологических свойств мышц; 4)От состояния опорно-двигательного аппарата; 5)От синхронизации работы мышц (мышечной координации); 6)От биомеханических характеристик работы тела (длины рычагов); Режим работы мышц : 1)статический – без изменения длины ((удерживающий, т.е. изометрический режим); 2)динамический – уменьшением длины мышц (преодолевающий - миометрический режим); увеличение длины мышц (уступающий - плиометрический режим). Наибольшие величины силы проявляются при уступающей работе мышц, иногда в два раза превосходящие изотермические показатели. Сила, проявляемая в уступающем режиме в разных движениях зависит от скорости: чем больше скорость, тем больше и сила. В изометрических условиях скорость равна нулю. Проявляемая при этом сила несколько меньше величины силы в плиометрическом режиме. Меньшую силу, чем в статистическом и уступающем режимах, мышцы развивают в условиях преодолевающего режима. С увеличением скорости движений величины проявляемой силы уменьшаются. В медленных движениях, т.е. когда скорость движения приближается к нулю, величины силы не отличаются существенно от показателей силы в изометрических условиях.
В соответствии с данными режимами и характером мышечной деятельности силовые способности человека подразделяются: собственно-силовые; скоростно-силовые; силовую выносливость Собственно силовые способности проявляются: 1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями; 2) при мышечных напряжениях изометрического типа. В соответствии с этим различают медленную силу и статистическую силу. Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статистическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата[17]. Различают абсолютную силу – это максимальная сила человека и относительную – отношение максимальной силы к массе (весу) спортсмена.
Под термином «скоростно-силовые способности» понимается комплексное проявление скорости и силы, т.е. способность человека развивать максимальную мощность усилий в кратчайший промежуток времени. К скоростно-силовым относятся такие качества, в которых мышечная сила стремится к максимуму за счет возрастания скорости сокращения мышц и связанного с этим напряжения (С.В. Фарфель, 1975). Скоростно-силовые способности проявляются при выполнении быстрых движений преодолевающего и уступающего характера или при быстром переключении от уступающей к преодолевающей работе. Преодолевающая работа – это работа по перемещению тела и его частей, предметов, когда внешняя работа меньше напряжения мышц. Здесь мышцы сокращаются и укорачиваются – движение совершается с ускорением и постоянной скоростью (выпрыгивания, разгибания, выталкивания); Уступающая работа – когда внешняя нагрузка на мышцы больше чем ее напряжение, здесь мышцы растягиваются и удлиняются – это движения, когда необходимо погасить кинетическую энергию движения тела или его частей (сгибание, приземление) в этих движениях можно проявить большую силу, чем преодолевающем режиме, так при приземлении в прыжках в длину мышцы совершают работу в 2 раза большую, чем при отталкивании. К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. Это способность проявлять большую силу в минимальный отрезок времени – это нарастание силы во времени – здесь усилия связано с быстрым преодолением отягощений или сопротивлением с ускорением движения – прыжки, метание, удар и т. д. Наиболее распространенной формой проявления скоростно-силовых способностей, считает А.А. Гужаловский, являются упражнения прыжкового характера, удары и метания. Спортивные результаты в этих упражнениях во многом обусловлены уровнем скоростно-силовой подготовленности. Однако различные виды спорта предъявляют не одинаковые требования к отдельным её компонентам. В одних видах результат в большей мере зависит от силовых компонентов движения, в других от скоростных. Этот факт свидетельствует об обратно пропорциональной зависимости между скоростью движения и нагрузкой – с увеличением веса преодолеваемого отягощения скорость сокращения мышц снижается. При чем выше внешнее отягощение, тем больше действие приобретает силовой характер, чем меньше отягощение, тем больше действие становиться скоростным
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1224339)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |