Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков



2019-12-29 258 Обсуждений (0)
Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то - или иное занятие или увлечение для него не желательно. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, обращая внимание ребенка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.). Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагога – организатора организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и    компьютера. Родителям необходимо:

- Постараться все-таки регламентировать время, проводимое ребенком за компьютером.

- Показывайте личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.

- Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера - может быть, ребенок начнет овладевать программированием, веб-дизайном (делать сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией - будет делать мультики. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.

- Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами.

- Предложите другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.).

- Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.).

- Обращайте внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.

- Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм.

В случаях, если вы самостоятельно не можете справиться с проблемой, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.

- Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка. Проблема компьютерной зависимости новая и пока мало изученная. Родители обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером, если в его поведении не возникают других ярко выраженных отклонений, таких как воровство денег, прогулы школы, бродяжничество. Но нельзя недооценивать даже потенциальную опасность!

Из всего сказанного следует вывод о том, сложный и длительный процесс профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетание различных методов и средств воспитания. Процесс включает в себя поэтапность работы учителя, родителей с детьми. Для того чтобы правильно организовать деятельность подростка за компьютером необходимо свою работу  продумать, какой конечный результат своей работы вы хотели бы достичь. В организации профилактики компьютерной зависимости необходимо сочетать различные формы и методы воспитательных мероприятий. Вся организация компьютерной зависимости требует тщательный отбор материала. Методические рекомендации необходимо учитывать при профилактике компьютерной зависимости, для того чтобы не только правильно организовать процесс воспитания, но и чтобы оно было эффективно направлено на детей и способствовало формированию личности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самовоспитание может быть эффективным, если подростки приучают себя относиться к любому делу с чувством ответственности, усваивают не только свои права, но и глубоко осознают свой долг перед семьей, коллективом, обществом. Родители могут и должны помогать детям, самостоятельно преодолевать трудности в учебе, труде, в жизни. У них есть прекрасная возможность личным примером учить детей критически оценивать свои поступки, настойчиво заниматься нравственным самосовершенствованием. Дети и подростки учатся познавать себя не только методом самоанализа, но и с помощью семьи, которая помогает подростку правильно оценить свои достоинства и недостатки, освободиться от вредных привычек и отрицательных черт характера.

Проблема организации подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями. В ходе нашего исследования мы выяснили следующее.

В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

Представленные в анкете данные показывают явное влияние увлеченность компьютерными играми на трансформацию подростковой субкультуры.

Сделать соответствующие выводы по другим применяемым методикам. Последним предложением должно быть Таким образом, гипотеза о том, что увлеченность компьютерными играми оказывает влияние на самооценку и самоотношение подростков - доказана.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - Москва-Воронеж. - 2007.-106с.

2. Азарова Р.И. Досуг современной молодежи//Внеподростк. - 2006. - № 10-128с.

3. Борытко Н.М. Досуг в пространстве воспитания//Внеподростк. - 2007. -№ 6.- с 15-22

4. Гундарева И.П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими подростками//Воспитание подростков. - 2005. - № 9.- с.30-33

5. Крылова Н.Б. Школа без детей. - М., 2007- 154с.

6.Караковский ВА. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва 2008 г.-103с.

7. Крутецкий В.А. Психология учебник для подростков педагогического училища2 - е изд. Переработано и дополнено М.Просвещение 2006г.- 145 с.

8. Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. - СПб., 2008-45-56с.

9. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. - 2008. - № 13-17с.

10. Кузнецов Г. Поход за силой//Компьютера. - 2009. - № 18- 24-45с.

11. Курганский С. М. Организация досуговой деятельности младших подростков//Завуч начальной школы. - 2008. - № 6 - 89-113с

12. Лихачев Б.Т. Педагогика Курс лекций учебное пособие для студентов педагогического учебного заведения и слушателей ИПК и ФПК - М.: Прометей, Юрайт, 2008г.- с 64

13. Леонтьева А Н. Россия молодая//Воспитание подростков. - 2008. - № 3

Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12- 26-29с.

14. Никитина Н.И., Глухова М.Р. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2005. с. 86

15. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. - 2007. - № 9 - 13-18с.

16. Польшакова Е.Ф. Досуг надо организовывать//Физкультура в школе. - 2007. - № 5- 9-12 с.

17. Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных подростков в области информационных технологий//Естествознание в школе. - 2005.-№ 4 - 35-39с.

18. Розин В.М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. - 2000. - № 5- 17-23с.

19. Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака//Первое сентября. - 2007.-№ 8- 34-35с.

20. Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. - 2008. - № 7 - 16-19с.

21 Сонькин В.Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей. - 2007. - № 21- 5-10 с.

22. Стукова О.В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях!//Аномалия. - 2006. - № 23 - 3-9 с.

23. Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака//Первое сентября. – 2008.-№ 8

24. Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. – 2007. - № 7

25. Сонькин В. Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей. – 2007. - № 21

26. Стукова О. В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях!//Аномалия. – 2006. – № 23

27. Федоров А. В. Подростки и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. – 2008. - № 6

28. Цымбаленко С. Б. Российские подростки в информационном мире//ЮНПРЕСС. – 2008. - № 3

29. Федоров А.В. Подростки и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. - 2008. - № 6- 56-58 с.

30. Цымбаленко С.Б. Российские подростки в информационном мире//ЮНПРЕСС. - 2008. - № 3- 55-57 с.

31. Чудинова В.П. Социализация ребенка и медиа//Школьная библиотека. - 2007. - № 4- 14-18 с.

32. Якушина Е.В. Подростки в Интернете//Педагогика. - 2009. - № 4 - 21-25 с.

33. Яманова Т. Новый вид наркомании//Аргументы и факты. Семейный совет. - 2007. - № 17 (234) 17 сентября.- 22-24 с.

34. http://www.net196.soes.ru/

35. http://www.baby.com.ua/

36. http://www.Le-Mon.ru

37. http://www.vn.ru/

38. http://www.add.net.ru/

39. http://www.nnm.ru/

40. http://www.med.resourse.ru

41. http://www.родитель.ru

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

 

АНКЕТА

Общие сведения

1. Пол___________Возраст

2. Образование родителей_____________________________________________

3. Ваше образование__________________________________________________

4. Работа____________________________________________________________

5. Материальное обеспечение: низкое, среднее, высокое

6. Жилищные условия: отдельная квартира, коммунальная, общежитие, снимаете квартиру

7. Наличие психических заболеваний в семье (когда, чем)__________________

8. Зависимости членов семьи: алкоголь, табакокурение, наркотики, другое____

Играли ли члены вашей семьи в компьютерные  игры _________________________

9. Любимые игры в детстве___________________________________________

10. В какие компьютерные игры играете_____________________________________

11. С какого возраста играете в компьютерные игры____________________________

12. Сколько раз (в неделю, месяц, год) посещаете игровые клубы_____________

13. Чувствуете ли непреодолимое влечение к привычному виду игры_________

14. Вы посещаете игровые залы один или с кем-то________________________

15. Отношение близких людей (родители, жена, муж, дети, друзья) к вашему увлечению: играют вместе с вами, положительное, нейтральное, отрицательное, резко отрицательное.

16. Ставили ли вы на кон больше, чем могли позволить себе потерять? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

17. В последние 12 месяцев требовалось ли вам играть на более крупную сумму, чтобы достичь той же степени возбуждения? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

18. Когда вы играли, возвращались ли вы на другой день к игре, чтобы отыграть проигранные деньги? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

19. Одалживали ли вы когда-либо деньги или продавали имущество, чтобы иметь возможность играть? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

20. Чувствовали ли вы когда-либо, что у вас могут быть проблемы с компьютерными играми? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

21. Являлась ли когда-либо компьютерная игра причиной ваших проблем со здоровьем, включая стресс и беспричинное беспокойство? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

22. Критиковали ли вас за ваше пристрастие к компьютерным играм или говорили вам, что у вас проблемы с компьютерными играми, независимо от того, считали ли вы эти замечания справедливыми? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

23. Являлось ли когда-либо ваше пристрастие к компьютерным играм причиной финансовых проблем для вас или вашей семьи? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

24. Ощущали ли вы когда-либо вину за то, как вы играете, или за то, что происходит во время вашей игры? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда).

 

Приложение Б

Методика Исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан

 

Проведение теста

Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

Образ теста Дембо-Рубинштейн

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Для удобства на листке бумаге нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.



2019-12-29 258 Обсуждений (0)
Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.028 сек.)