Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Раздел I . Природа и сущность философского знания




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

 


МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра философии

Ф И Л О С О Ф И Я

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По их написанию

(очная форма обучения)

МОСКВА 2008


Подготовка и написание реферата – составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы слушателей.

Эта работа должна представлять собой самостоятельное творческое исследование актуальной темы на основе анализа и обобщения разнообразных литературных источников, монографической и учебной литературы, научных статей в периодической печати и сборниках.

Подготовка реферата включает: выбор темы; подбор и анализ литературы; предварительное изучение источников; составление плана, согласование его с научным руководителем; оформление реферата и представление его на кафедру.

Выбор темы. Обучаемый самостоятельно выбирает тему из предложенного перечня. Он может сам предложить тему, не указанную в примерном перечне, согласовав ее с научным руководителем.

Подбор литературы. Общее представление о теме, ее основных вопросах обучаемый может составить, изучив соответствующие разделы учебников, учебных пособий, справочников (словарей, энциклопедий). Затем необходимо перейти к изучению монографической литературы, изданиям периодической печати, научных статей и составлению библиографии по теме реферата.



Составление плана и подготовка работы. В плане реферата следует указать следующие разделы: введение; основную часть, состоящую из глав; заключение; список литературы.

План и основную библиографию целесообразно согласовать с научным руководителем. В результате такого согласования может быть уточнен план реферата, список литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет, цель и задачи, методологические основы, теоретическая и практическая значимость работы, ее структура. Объем введения составляет 3-5 страниц.

Основная часть - содержит вопросы, раскрывающие содержание темы. Особое внимание должно быть уделено формированию соответствующих понятий, раскрытию и обоснованию существенных свойств, закономерностей, принципов изучаемых явлений, тенденций развития. Объем не должен превышать 18-20 страниц.

В заключении подводится итог исследования, излагаются выводы по основным проблемам, объем 2-3 страницы.

Список литературы включает в себя источники, которые были использованы при написании работы (научная литература по проблеме).

Оформление работы. Титульный лист оформляется в соответствии с установленными требованиями. Следующей страницей оформляется план. Текст основной части печатается на компьютере 14 шрифтом через полтора интервала. Нумерация работы начинается с титульного листа (на титульном листе номер не ставится). Каждые новая глава (новый вопрос) обязательно выделяются в тексте. В работе необходимо делать сноски, указывающие на литературу (с обязательным указанием страницы) и иные источники заимствования. Они делаются, как правило, в конце (внизу) страницы. Ссылки в подстрочнике имеют цифровую нумерацию, соответствующую нумерации цитат в тексте работы. В ссылке указывается фамилия и инициалы автора, полное название книги или статьи; название журнала, год издания, номер страницы, на которой размещена цитата. Общий объем работы не должен превышать 25-27 страниц печатного текста. Образец оформления реферата представлен на кафедральном стенде.

Оценка реферата. Подготовленный реферат сдается обучаемым в установленный срок на проверку. Научный руководитель составляет отзыв, в котором отмечаются сильные и слабые стороны работы, и на этом основании работа либо оценивается положительно, либо отправляется на доработку.


ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ

Раздел I . Природа и сущность философского знания

1. Специфика философского знания и его функции.

2. Источники философского знания.

3. Философия и религия.

4. Философия и искусство.

5. Философия и наука.

6. Философия как мировоззрение.

7. Роль философии в жизни человека и общества.

8. Функции философии.

9. Сущность историко-философского процесса.

10. Философия Древнего Китая.

11. Философия Древней Индии.

12. Досократическая античная философия.

13. Милетская школа античной философии.

14. Философия Пифагора и пифагорейцев.

15. Гераклит – родоначальник диалектики.

16. Элейская школа античной философии.

17. Атомистический материализм Демокрита.

18. Этический рационализм Сократа.

19. Софистика и Сократ.

20. Учение Платона об идеях.

21. Учение Платона о государстве.

22. Образ Сократа в диалогах Платона.

23. Общая характеристика философии Аристотеля.

24. Учение Аристотеля о политике.

25. Учение Аристотеля о категориях.

26. Гносеология Аристотеля.

27. Римско-эллинистический период античной философии.

28. Философия Плотина и неоплатонизм.

29. Античный скептицизм.

30. Христианская онтология: основная проблематика и идейные основы.

31. Библейские идеи философского значения.

32. Патристика и ее основные проблемы.

33. Философия Августина Блаженного.

34. Схоластика и ее роль в историко-философском процессе.

35. Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики.

36. Учение Фомы Аквинского о вере и разуме.

37. Борьба номинализма и реализма в средневековой схоластике.

38. Проблема взаимоотношения веры и разума в средневековой философии.

39. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

40. Основные проблемы философии эпохи Возрождения.

41. Гуманизм в культуре эпохи Возрождения.

42. Философия Николая Кузанского.

43. Пантеизм в философии Джордано Бруно.

44. Эмпиризм Ф. Бэкона.

45. Социально-политическое учение Т. Гоббса.

46. Новое юридическое мировоззрение и правовые идеи Дж. Локка.

47. Сенсуализм Дж. Локка.

48. Рационализм Р. Декарта.

49. Монадология Г. Лейбница.

50. Учение Б. Спинозы об этике.

51. Французский материализм эпохи Просвещения.

52. Проблема человека в философии Вольтера.

53. Немецкая классическая философия и ее роль в историко-философском процессе.

54. Дуалистическая философия И. Канта.

55. Философия И. Канта и неокантианство.

56. И. Кант о морали.

57. Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля.

58. Философско-правовые воззрения Г.В.Ф. Гегеля.

59. Учение Г.В.Ф. Гегеля о бытии.

60. Философия истории Г.В.Ф. Гегеля.

61. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

62. Л. Фейербах о религии.

63. Формирование философии марксизма.

64. Основные положения философии марксизма.

65. Гуманистические тенденции в философии К. Маркса.

66. Современный философский иррационализм.

67. «Философия жизни» и ее разновидности.

68. Академическая философия жизни В. Дильтея.

69. Философия Ф. Ницше.

70. Ф. Ницше об искусстве.

71. Экзистенциализм и его основные учения.

72. «Человек осужден быть свободным» (по материалам философии Ж.- П.Сартра).

73. А. Камю и его учение об абсурде.

74. Герменевтика М. Хайдеггера.

75. М. Хайдеггер и его учение о бытии.

76. Смысл истории и ее постижение в философии К. Ясперса.

77. Феноменология Э. Гуссерля.

78. Разработка методологии научного познания в позитивизме, неопозитивизме и постпозитивизме.

79. Структура научных революций в интерпретации Т. Куна.

80. «Первый позитивизм» О. Конта.

81. «Второй позитивизм» Э. Маха и Р. Авенариуса.

82. Неопозитивизм и его значение для развития современной науки.

83. Постпозитивизм: К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Т. Кун.

84. Лингвистическая философия Л. Витгенштейна.

85. Основные проблемы современной философии науки.

86. З. Фрейд о культуре и религии.

87. Фрейдизм и неофрейдизм.

88. К.Г. Юнг и архетипы коллективного бессознательного.

89. Э. Фромм и его гуманистическая этика.

90. Неотомизм.

91. Философия религии в XX веке.

92. Россия в диалоге культур.

93. Русская философия XIX в. Основные идеи и направления.

94. Русская философия «Серебряного века».

95. Славянофильское учение о мессианской роли русского народа и соборности.

96. Философия всеединства В.С.Соловьева и гносеология.

97. Проблема веры и разума в православном религиозном антиинтеллектуализме (С. Булгаков, С. Франк, П. Флоренский).

98. Характерные особенности русской философии.

99. История человечества в философии В.В. Розанова.

100. И.А. Ильин как философ и правовед.

101. Философия истории Л. Карсавина.

102. Развитие русской философии в советский период.

103. Судьба русского марксизма.

104. Мировоззрение и идеология декабристов.

105. Специфика народнического радикализма.

106. Русский анархизм: М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин.

107. Естественнонаучный материализм в русской философии XIX в.

108. Философские идеи в творчестве Ф.М. Достоевского.

109. Л.Н. Толстой как религиозный реформатор.

110. «Русский византизм» К.Н. Леонтьева.

111. Русское богоискательство в XIX в.

112. Становление русской философии и ее источники.

113. Исихазм в эпоху русского средневековья.

114. Общая характеристика философии русского средневековья.

115. Русская философия эпохи Просвещения.

116. М.В. Ломоносов и развитие русской материалистической традиции.

117. Славянофильство.

118. Западничество в русской культуре XIX в.

119. Общая характеристика философии русского зарубежья XX в.

120. Евразийство и его судьба в России.

121. Основные философские идеи Н.А. Бердяева.

122. Интуитивизм Н. Лосского.

123. Иррационализм Л. Шестова.

124. Проблема бытия в ХХ веке.

125. Взаимодействие природного и социального бытия.

126. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения.

127. Сознание и бессознательное.

128. Сознание и личность.

129. Сознание и самосознание.

130. Источники и предпосылки сознания.

131. Сознание и творчество.

132. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания.

133. Проблема истины в науке.

134. Проблема метода в философии.

135. Методологическое значение законов и категорий диалектики для правоведения.

136. Причинно-следственные связи в криминологии.

137. Многообразие формы знания и познавательной деятельности.

138. Структура научного знания.

139. Особенности процесса научного познания.

140. Структура, формы и функции практики в процессе познания.

141. Соотношение рационального и иррационального в познании.

142. Познание и интуиция.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (96)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.037 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7