Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Детей раннего возраста



2019-12-29 157 Обсуждений (0)
Детей раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитие умственных способностей

Детей раннего возраста

Через конструктивную

Деятельность

 

                                                      

 

                                                              Выполнила:

                                                              Воспитатель 2 кв. кат.

                                                              Панфилова Ирина Николаевна

                                                                  

 

 

                                       Гремячинск, 2010

Содержание

 I Теоретическая часть

 1.1 Особенности развития детей раннего возраста……………………………3

 1.2 Теоретические основы умственного развития  детей раннего возраста….5  

II Практическая часть                               

 2.1 Актуальность темы «Умственное развитие детей раннего возраста через конструктивную деятельность»…………………………………………………..8                                                     

 2.2 Педагогическая система умственного развития детей раннего возраста.. 9                                               

2.3 Выводы………………………………………………………………………..15

2.4. Список литературы………………………………………………………….16

2.5 Приложение

 

Особенности развития детей раннего возраста

  Раннее детство – период интенсивного психического развития.

По темпам развития  ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребёнка. При этом быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагополучном фоне – недостаточной морфологической и функциональной зрелости органов и систем, что повышает ранимость организма, в том числе и эмоциональную.

Ребёнок второго года жизни - непоседа. Он подвижный, эмоциональный, любознательный. Пытается познать окружающие его предметы с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

Ведущим видом деятельности в этот период является предметная деятельность. Сначала ребёнок манипулирует предметами. Развиваются восприятие, память, мышление, речь. Память занимает особое место, но главным является процесс восприятия простых объектов.

Л.И. Бажович назвал эти представления «мотивирующими», т. к. они создают эмоциональный настрой и толкают ребёнка к деятельности.

Развиваются способности к подражанию. На смену стереотипным манипулятивным действиям ребёнка (захват, сосание, кусание, бросание) приходят действия, связанные с действиями предмета. Здесь большое значение имеет формирование умственных способностей ребёнка: сопоставлять предметы и сравнивать по величине, форме и цвету.

Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, которая раскрывает богатые возможности для сенсорного воспитания. К такой продуктивной деятельности относится конструирование.

Ребёнок учится узнавать, называть, сооружать и обыгрывать постройки.

Показателем развития ребёнка является речь. Но в раннем возрасте важнее развитие восприятия, чем речь. Главное, что малыш понимает обращённую к нему речь, пользуясь при этом жестами и отдельными словами.

Идёт активный процесс освоения понимания речи в гулении и лепете, упражняется артикуляционный аппарат.

Словарный запас ёщё беден, хотя составляет около 300 слов. Отмечается нечёткое произношение отдельных слов.                                                                  Чем больше у ребёнка стремление познавать окружающий мир, тем больше он мыслит, рассуждает и нуждается в общении, в результате чего появляется речь.              Чем раньше малыш начинает произносить слова, повторяя за взрослым, тем быстрее происходит умственное развитие, которое способствует более полному познанию окружающего мира.

 

Теоретические основы умственного развития

детей раннего возраста

Умственное развитие – это длительный и сложный процесс, где совершенствуются и развиваются память, мышление. Речь становится средством общения, средством познания окружающего мира. Овладение речью влияет на качественные изменения всех психических процессов: восприятия, памяти, мышления. Эти все компоненты необходимы для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе и в выборе профессий в дальнейшем. Большую роль здесь играют и умственные способности.

Учёные с давних времён считали, что у всех людей разные способности и существовали разные ответы на вопрос как определить индивидуальные различия в особенностях людей.

В начале 19 века немецкий анатом Франц Галль определял способности человека с помощью «френологической карты», построенной по участкам головного мозга (наука Френология). Со временем ему стало ясно, что способности не зависят ни от внешнего вида человека, ни от строения черепа.

Наибольший вклад по исследованию индивидуальных способностей внёс известный отечественный учёный Б.М. Теплов. Он выделил 3 основных признака понятия «способности»:

1. Способности – это индивидуально- психические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Не все те индивидуально – психические особенности являются способностями, а только те, которые направлены на успешное решение задач в какой – либо деятельности.

3. Под способностями подразумеваются такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к уже имеющимся знаниям, умениям и навыкам, но которые могут объяснить лёгкость и быстроту приобретения этих знаний, умений и навыков.                                                                    Проанализировав эти 3 признака понятия, я пришла к выводу, что способности – это свойства или качество человека либо такие

индивидуальные особенности психики человека, которые дают ему возможность для успешного выполнения определённой деятельности.

А развитие умственных способностей ведёт человека вперёд, делая его жизнерадостным, активным, успешным в деятельности.

       Об умственном развитии говорят и рассуждают не только учёные. Педагоги дошкольного образования тоже решают эту проблему, через реализацию задач образовательной программы.

Так в пособии Л.С. Половодовой «Организация педагогического процесса в группах раннего возраста» задачам умственного развития (сенсорное развитие) отводится целый раздел «Основные показатели познавательного развития ребёнка» по возрастным периодам с 1,6 до 3 лет.

1. Ориентируется в цветах (основные цвета спектра – синий,  

 жёлтый, красный, зелёный), размерах (большой, маленький), геометрических формах (шар, кубик, призма, кирпичик);

2. Соотносит конфигурацию объёмной геометрической фигуры с плоскостным изображением;

3. Собирает пирамидку из 4-5 колец в порядке убывания.

 Н.А. Лукина в пособии «В помощь маленькому мыслителю»       разделила задачи на 3 группы:

1.Группировка предметов по цвету;

2. Группировка предметов по величине;

3. Группировка предметов по форме.

Пособие Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» по  определённой системе игровых упражнений, где прослеживаются следующие задачи:

1. Учить детей сравнивать, сопоставлять и группировать предметы близкие и резко различные по форме, размеру и цвету, пользуясь простейшими приёмами тождества и различия;                                     

2. Учить детей выполнять простые действия с предметами (сложить пирамидку, матрёшку);

3. Учить детей выкладывать из мозаики, создавая определённый образ, используя цвет, форму, размер.

     Авторы программы «Кроха» создали первое в России учебно-методическое пособие как для педагогов, так и для родителей. Авторы считают, что воспитание должно начинаться с самого рождения в семье. Умственное развитие в 4 главе проходит через разделы:

          1.  «Я продолжаю учиться действовать с предметами» автор                                                                Г.Г. Григорьева (находить нужный цвет, раскладывать однородные предметы на группы);

         2.  «Хочешь, я построю дом» автор Е.В.Зворыгина                                    (по просьбе взрослого выбирает детали для постройки, различает и называет строительные детали; понимает слова «большой», «маленький», «широкий», «узкий», «такой же», «разные», «одинаковые»; действует в соответствии с указаниями).

         3.  «Я люблю поговорить» автор Г.В.Груба

(различает размеры, цвет, форму; понимает и выполняет несложные поручения; понимает и отвечает на простые вопросы).

В программе М.А.Васильевой умственное развитие связано с разделом

«Развитие речи» (расширять запас понимаемых слов, обозначающих цвет, размер, форму; учить понимать предложения с предлогом «на», «в»). Задачи по умственному воспитанию проходят через раздел «Игры – занятия с дидактическим материалом».

       Изучив выше указанные программы, я увидела, что тема «Умственное развитие» существует не сама по себе, а связана со всеми разделами программ.

Авторы всех программ считают эту тему актуальной, нужной, а главное своевременной.

    

 

 

 

  

                                           



2019-12-29 157 Обсуждений (0)
Детей раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Детей раннего возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)