Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 6. Доходы и расходы бюджетной системы РФ



2019-12-29 179 Обсуждений (0)
Раздел 6. Доходы и расходы бюджетной системы РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Структура доходов бюджета. Доходы федерального бюджета. Доходы бюджетов субъектов РФ. Доходы местных бюджетов. Основы планирования поступлений доходов в бюджет. Расходы бюджета: планирование и финансирование. Расходы бюджетной системы на управление, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства. Расходы на науку, образование, культуру, здравоохранение, поддержку и развитие отраслей экономики. Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту населения. Финансирование государственных программ и др. Сбалансированность бюджетов Дефицит. Профицит.

Характеристика доходов бюджета

В соответствии с бюджетной классификацией доходы бюджета образуются из пяти групп. Первую группу представляют налоговые доходы, вторую группу – неналоговые доходы, третью – безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней, четвертую – доходы целевых бюджетных фондов и пятую – доходы от предпринимательской и другой приносящей доходы деятельности. Налоговые доходы составляют основу бюджета с их характеристики мы и начнем.

Налоговые доходы

Налоги являются основным источником доходов любого государства и обязательным атрибутом любого государства. Налог - обязательный, безвозмездно и безвозвратно взимаемый с физических и/или юридических лиц платеж в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.

Налоговые платежи имеют следующие признаки:

- взимание осуществляется на основании закона;

- принудительность и обязательность осуществления платежа;

- индивидуальность платежа;

- безвозмездность платежа для налогоплательщика.

Налоги как экономическая категория обладают двумя основными функциями: фискальной и регулирующей. Фискальная функция связана с тем, что налоги являются доходом, взимаемым государством.

Регулирующая функция налогов связана с их воздействием на различные стороны экономических и общественных отношений. Налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, стимулируют или угнетают инвестиционные процессы деловую активность в целом, могут оказывать влияние на внедрение новых типов технологий, например, природоохранных или ресурсосберегающих.

Для того, чтобы установить налог и иметь возможность его взимать необходимо определить:

- налогоплательщика - физическое или юридическое лицо;

- объект налогообложения – прибыль, доход, имущество;

- налоговую базу, выраженную в стоимостных (в рублях или иной валюте), физических (кв. м площади или куб. м, тоннах) или иной базы;

- налоговый период (месяц, квартал, год)

- налоговую ставку (в рублях за единицу, в % от объема и др.);

- порядок начисления налога;

- порядок и сроки уплаты.

Если отсутствует хотя бы один элемент, взимать налог не удастся.

Налоги подразделяются на прямые, взимаемые непосредственно с доходов или имущества и косвенные – взимаемые в виде надбавки к цене товара, с оборота от реализации товаров, услуг.

Остановимся на краткой характеристике отдельных налогов применительно к формированию представлений о роли налогов в бюджетном процессе, а также для понимания проблем формирования доходов бюджетов.

Налоговым кодексом определено, что в зависимости от установления налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам относятся:

1)налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные товары;

3)налог на прибыль организаций;

4)налог на доходы от капитала;

5)налог на доходы физических лиц;

6)единый социальный налог;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9)налог на пользование недрами;

10)налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11)налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12)сбор за право пользования объектами животного мира и водными

биологическими ресурсами;

13)лесной налог;

14)водный налог;

15)экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Из приведенного перечня видно, что одни налоги обязательны для всех плательщиков, например, налог на прибыль. Другие – только для плательщиков, связанных с определенными видами деятельности – добыча нефти или рыбы.

Перечень региональных налогов значительно короче и включает:

1)налог на имущество организаций;

2) транспортный налог;

 3) налог на игорный бизнес;

4) региональные лицензионные сборы.

Перечень местных налогов еще короче и включает:

1)земельный налог;

2)налог на имущество физических лиц;

3)налог на рекламу;

4) местные лицензионные сборы.

Неналоговые доходы

В соответствии с Бюджетным кодексом к неналоговым доходам бюджетов относятся:

- доходы от использования имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности доходы, получаемые от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, а также бюджетными учреждениями, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности;

- доходов в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы.

Доходы от использования имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества могут поступать в виде арендной платы при сдаче имущества в аренду.

В государственной собственности находится значительная часть пакетов акций негосударственных предприятий. Доход в этом случае может поступать в виде части прибыли (дивидендов), распределяемой по итогам года.

В соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества имеет право на часть прибыли от деятельности государственных и муниципальных предприятий.

Доходы в виде финансовой помощи из бюджетов других уровней устанавливаются по каждому субъекту РФ и каждому муниципальному образованию ежегодно в законе (нормативном акте) о бюджете на очередной год.

Объемы неналоговых доходов, за исключением финансовой помощи, составляют 3-5% в объеме доходов бюджетов и зависят от объема сдаваемой в аренду собственности, от объема собственности планируемой к продаже, от развития государственного или муниципального сектора экономики.

Резервы пополнения неналоговых доходов связаны в основном с повышением эффективности использования собственности через эффективное регулирование ставок арендной платы, стимулирование наращивания прибыльности муниципальных предприятий. Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов. Прежде всего, учреждений, финансируемых за счет бюджетов.



2019-12-29 179 Обсуждений (0)
Раздел 6. Доходы и расходы бюджетной системы РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 6. Доходы и расходы бюджетной системы РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)