ТЕМА: Расчет петель. Изготовление повязки на голову.
Класс: 8 Время работы: 45 минут Образовательные цели: - освоить расчет количества петель и рядов по контрольному образцу; Развивающие цели: - развивать активность и самостоятельность; - развивать стремление к углублению знаний; Воспитательные цели: - воспитывать уважение к труду; Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков и способов действий. Оборудование: нитки полушерстяные, шерстяные; спицы № 2,5-3, образцы, журналы и книги по вязанию, ножницы. Место проведения: кабинет. Ход занятия I . Организационный момент. 1. Приветствие. 2. Инструктаж по технике безопасности. II . Проверка домашнего задания. Обсуждение лучших работ. III . Повторение пройденного материала. В о п р о с ы д л я п о в т о р е н и я: - Какие петли называются вытянутыми? (Петли, снятые непривязанными в предыдущем ряду, при провязывании в следующем ряду оказываются длиннее других петель этого ряда, поэтому называются вытянутыми.) - Где находится рабочая нить при снятии непровязанной петли? (Впереди или сзади нее.) - Какие петли могут сниматься непровязанными? (И лицевые, и изнаночные петли.) - В каких рядах петли могут сниматься непровязанными? (И в лицевых, и в изнаночных рядах.) - Где обычно применяют вязку из узоров с вытянутыми петлями? (В изготовлении пальто, жакетов, свитеров, а также для оформления низа изделий, планок для застежки, воротников и т. д.) К какому виду вязок относится вязка с вытянутыми петлями? (К односторонним вязкам.) IV . Изучение нового материала. 1.1. Вступительное слово педагога. Сегодня мы приступаем к изучению очень важной темы, без знания которой не получится изготовление серьезных изделий. Эта тема называется «Расчет петель». Кто-то может сказать, что до сегодняшнего дня мы уже связали довольно много изделий, но знания именно по этой теме никому не пригодились. На эти возражения можно ответить следующее. Во-первых, поделки и сувениры, связанные нами, ранее были изготовлены другими людьми, и соответственно, все необходимые расчеты уже были сделаны. Во-вторых, наша задача - не останавливаться на достигнутом, а стремиться к углублению знаний. А в-третьих, научившись хорошо и правильно вязать по журналам, вы в какой-то момент захотите изготовить свое изделие, и новые знания вам станут просто необходимы. 1.2. Объяснение новой темы. Итак, что нужно предпринять, чтобы связать новое изделие? Для начала необходимо приготовить спицы и узор для выбранной нити. Нужно всегда помнить, что один и тот же узор вязки по-разному выглядит в пряже различного качества и толщины. Поэтому от подбора рисунка зависит качество изделия. Как мы уже говорили, спицы должны быть почти в два раза толще нити. Подобрав узор и спицы, вяжут контрольный образец размером не менее 10 х 10 см. С его помощью мы убедимся, что полотно не выйдет слишком плотным или слишком редким. Для того чтобы получить нужный результат, необходимо: - снять связанный образец со спиц. Можно закрыть петли, а можно просто пропустить через них нитку, чтобы вязание не распускалось; - если образец слишком плотный на ощупь, попробуйте связать другой, взяв более толстые спицы; если полотно слишком редкое, возьмите спицы потоньше; - образец необходимо испытать на усадку, то есть намочить и дать ему высохнуть. Затем уложить его на плоскую поверхность и приколоть булавками. Можно использовать и другой метод. Готовый образец слегка растягивают в ширину, накалывают на мягкую подстилку изнаночной стороной вверх. На него накладывают влажную хлопчатобумажную ткань и проводят утюгом, едва касаясь поверхности. Затем ткань снимают, а образец оставляют приколотым до полной просушки. Если образец связан рельефным узором, то его только накрывают влажной тканью и оставляют просохнуть. Принимаясь за работу, всегда необходимо помнить, что образец должен быть связан из пряжи того же цвета и качества, что и та, из которой будем в конечном итоге вязать изделие. Плотность вязания определяют по горизонтали и по вертикали. 1) Плотность по горизонтали (Рис. 1.) – это количество петель в 1 см.Чтобы ее определить, измеряют линейкой или сантиметровой лентой ширину образца, располагая линейку строго горизонтально по лицевой стороне от одной кромочной петли до другой (кромочные петли в измерение не входят). Затем делят количество петель образца (без двух кромочных) на количество сантиметров. Например, если в 10 см умещается 24 петли, то плотность вязания будет равна 2,4 петли в 1 см (24 : 10 = 2,4.) 2) Плотность по вертикали (Рис. 2.)- это количество рядов в 1 см. Чтобы определить эту плотность, измеряют высоту образца и делят количество рядов на количество сантиметров. Например, если в 10 см образца умещается 40 рядов, то плотность вязания будет равна 4 рядам в 1 см (40 : 10 = 4). Для гладких плотных узоров плотность определяют при свободном (нерастянутом) состоянии полотна, а для ажурных и тянущихся узоров, например резинки, - в растянутом. При этом образец растягивают так, чтобы узор не деформировался. Чтобы определить количество петель, которое необходимо набрать на спицы для вязания детали, плотность вязания по горизонтали умножают на длину соответствующей линии на чертеже. Предположим, мы с вами вяжем джемпер. Ширина спинки по линии низа равна 40 см, а плотность вязания составляет 3 петли в 1 см, значит, необходимо набрать 122 петли (3 х 40 + 2 кромочные.) При выполнении изделия каким-либо узором проверяют, можно ли на это количества петель (122) провязать раппорт выбранного узора целое число раз (учитывая симметрию). Например, если по условию узора количество петель должно делиться на 6, то из рассчитанного количества вычитают 2 кромочные (122 – 2 = 120) и оставшиеся делят на 6 (число петель раппорта). Разделив 120 петель на 6, получают, что в данном узоре 20 целых раппортов. Или другой, более сложный пример. Предположим, раппорт узора на тех же 120 петлях составляет 7. Разделив 120 на 7, получаем, что в тайном количестве петель 17 целых раппортов и 1 петля остается лишней. Значит, число петель, которое необходимо набрать для данной детали, должно быть уменьшено на 1 или увеличено на 6 петель, то есть до количества целого раппорта. То есть в нашем примере это будет либо 121 петля (119 + 2) либо 128 петель (126 + 2). Точный расчет петель имеет большое значение. Без этой предварительной подготовки изделие может получиться слишком широким или, наоборот, узким, а также слишком длинным или коротким. Лучше потратить время на вязание образца и подсчет петель, чем разочароваться в своей работе и не быть уверенным в успехе. 1.3. Сведения о повязках на голову. Чтобы закрепить новый материал, мы свяжем очень простое изделие - повязку (или ободок) на голову. Это наше первое изделие на себя, и оно должно быть выполнено с особой тщательностью. В последние годы повязки па голову стали необходимой деталью гардероба и женщин, и девочек. Вязать их можно из различных ниток, например из шерстяной пряжи средней толщины. Цветовая гамма самая разнообразная. Повязки могут быть в цвет шарфа или отделки на куртке, свитера и т. д. Для детей подойдут более яркие, сочные тона, для женщин более спокойные. Вязка должна быть плотной, чтобы хорошо держалась прическа. Очень часто повязки вяжут чулочной, платочной вязкой, резинкой 1х1 или 2х2. Более опытные любят, вязать, повязки «жгутом» (этот узор мы разберем позже). Повязки надевают не только при выходе на улицу, они очень удобны и при выполнении домашней работы. Связать ее можно довольно быстро. Даже сидя перед телевизором, вы затратите на ее изготовление от 1 до 3 вечеров, в зависимости от скорости и вязания. V . Этап применения новых знаний, умений, навыков и способов действий. Повязки можно вязать как по длине, так и по ширине. Воспользуемся вторым способом. Для начала необходимо сделать расчет петель. Для этого сантиметровой лентой снимем мерки обхвата головы. У каждого они будут свои. Из этого числа вычтите 2-3 см, чтобы повязка более плотно облегала голову. Теперь начинаем работать над образцом. Повязку можно связать одним из тех узоров, которые мы изучили на предыдущих занятиях. Давайте остановимся на чулочной вязке. Она обладает некоторой особенностью: края ее скручиваются, образуя два круглых валика. Набираем на спицы, которыми будем вязать ободок, 20 петель из ниток, предназначенных для работы, и вяжем квадрат чулочной вязкой. Готовый образец закрыли, нитку отрезали и заправили. Теперь его необходимо отутюжить с изнаночной стороны через влажную ткань, слегка касаясь утюгом поверхности вязаного полотна. Даем высохнуть. На плоской поверхности укладываем связанный образец и прикалываем булавками. С помощью сантиметровой ленты или линейки определяем, сколько петель (по ширине полотна) приходится на 1 см вязки. У многих из вас получится 2-3 петли - в зависимости от толщины пряжи. (Кстати, это число может оказаться дробным. В этом случае не надо округлять его до целого, а вести расчет петель именно с дробным числом.) Умножаем это число на величину обхвата головы минус 2-3 см. Чтобы не ошибиться, я на примере еще раз покажу, как сделать расчет, а вы проверяете правильность своих действий. Допустим, в 1 см вязки оказалось 2 петли, а обхват головы равен 50 см. Тогда ширина ободка будет равна 50 - 2 = 48 см, а число петель: 48 х 2 = 96. Как видите, расчет делать совершенно не сложно, но необходимо быть очень внимательным. Подготовительный этап по вязанию ободка завершен, теперь приступаем к его изготовлению. Наберите то количество петель, что у вас получилось, и вяжите чулочной вязкой. В готовом виде высота полотна будет составлять 14 см, но вообще-то связать его можно любого размера, по своему желанию. Вяжем ободок до 10 см, при этом постоянно проверяя качество работы. VI . Подведение итогов. Девочки, рабочее время вышло, давайте посмотрим, каких успехов вы достигли на сегодняшнем занятии. Молодцы! Все старались. (Учитель смотрит качество и аккуратность выполнения работы. Даёт девочкам советы.) Уборка рабочих мест. Уберём своё рабочее место. До свидания! (Учитель прослеживает, чтобы инструменты и материал были убраны на место. VII . Домашнее задание: для тех учащихся, кто не успел выполнить задание на занятии, дома необходимо довязать ободок до 10 см. Урок 10 Раздел программы: Вязание на спицах. Тема: Расчет петель. Изготовление повязки на голову. (продолжение изучения темы) Класс: 8. Время работы: 45 минут Образовательные цели: - продолжить изготовление повязки; - ориентировать на качество изделия; Развивающие цели: - развивать активность и самостоятельность. Воспитательные цели: Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков и способов действий. Оборудование: нитки полушерстяные, шерстяные; спицы № 2,5—3, образцы, журналы и книги по вязанию, ножницы, иголка с большим ушком. Место проведения: кабинет. Ход занятия I . Организационный момент. 1. Приветствие. 2. Инструктаж по технике безопасности. II . Проверка домашнего задания. Обсуждение лучших работ. III . Повторение пройденного материала. В о п р о с ы д л я п о в т о р е н и я: - С какой целью перед вязанием основного изделия вяжут контрольный образец? (С его помощью можно будет убедиться, что полотно не выйдет слишком плотным или слишком редким.) - Для чего образец необходимо намочить? (чтобы испытать его на усадку.) - Как определяют плотность вязания? (По горизонтали и по вертикали.) - Как рассчитывают плотность по горизонтали? (Измеряют линейкой ширину образца, затем делят количество петель образцов на количество сантиметров. Получают количество петель в 1 см.) - Как рассчитывают плотность по вертикали? (Измерят высоту образца и делят количество рядов на количество сантиметров. Получают количество рядов в 1 см.) - Что нужно сделать, чтобы рассчитанное число петель соответствовало количеству целых раппортов? (Уменьшить лишние петли или увеличить до целого количества петель раппорта.) IV . Продолжение изучения материала. 1.1. Вступительное слово педагога. Сегодня мы должны полностью закончить работу над изделием. Так как изготовление повязки на голову не представляет собой сложности, большую часть нашего занятия вы работаете самостоятельно. Как всегда, особое внимание уделяем аккуратности и качеству. V . Этап применения новых знаний, умений, навыков и способов действий. 1.1. Самостоятельная работа над изделием. 1.2. Заключительный этап работы. Довязав до 14 см в высоту, закрываем последний ряд петель лицевыми. Когда на правой спице останется одна петля, нить от клубка оторвите, оставив конец длиной 15 см. Протяните его через последнюю петлю. Теперь возьмите иголку с большим ушком, вденьте в нее конец нити и аккуратно сшейте два коротких края вязаной полосы, захватывая только краевые косички (рис. 1). В конце нитку закрепите, отрежьте. С помощью крючка заправьте оставшийся конец нитки. Изделие готово. Померьте повязку на себя. Если она плотно облегает голову и вы не чувствуете дискомфорта - значит, вы сделали правильный расчет петель. Если повязка надевается с трудом или, наоборот, слишком свободна - расчет петель оказался неточным. VI . Подведение итогов. VII . Домашнее задание: сделать в тетрадях необходимые записи по вязанию повязки. Урок 11 Раздел программы: Вязание на спицах. ТЕМА: Расчет петель (продолжение изучения темы). Изготовление косметички. Класс: 8 Время работы: 45 минут Образовательные цели: - закрепить знания по расчету петель с помощью контрольного образца; - ориентировать на качество изделий; Развивающие цели: - развивать активность и самостоятельность; Воспитательные цели: - воспитывать уважение к труду; Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков и способов действий. Оборудование: пряжа п/шерстяная, спицы № 2,5-3, образцы, журналы и книги по вязанию. Место проведения: кабинет. Ход занятия I . Организационный момент. 1. Приветствие. 2. Инструктаж по технике безопасности. II . Проверка домашнего задания. Обсуждение лучших работ. III . Изучение нового материала. 1.1. Вступительное слово учителя. С помощью знаний, полученных на предыдущих занятиях по теме «Расчет петель», вы постепенно сможете вязать не только различные сувениры, мелкие изделия, но и вещи для себя. Во многих журналах обычно пишут, сколько петель необходимо набрать, какую пряжу и спицы использовать при работе. Однако не все, кто пользуется этими указаниями, учитывают особенности своей пряжи. Она может быть толще, чем та, о которой идет речь в журналах, или наоборот, слишком тонкой. Связанное без расчета петель изделие может получиться не таким, каким вы его придумали, и в результате работа не принесет вам удовлетворения. Сегодня мы начнем изготавливать косметичку. Работа эта несложная, но интересная по двум причинам: - во-первых, косметичку можно подарить маме или старшей сестре на 8 Марта. - во-вторых, при ее изготовлении мы научимся вязать новый узор, который расширит наши знания и умения. Но вначале давайте остановимся на вопросе, что же такое косметичка. 1. 2. Сообщение учителя о косметичках. Самоназвание говорит о том, что это маленькая женская сумочка для ношения косметики. Можно только предположить, что косметичка, так же как и кошелек, получила широкое распространение сотни лет назад. Современные женщины имеют возможность приобретать косметички совершенно разных форм и размеров. Как правило, эти изделия несколько больше, чем обычные кошельки для хранения денег. 1. 3. Беседа о качестве работы над изделием. Принимаясь за работу над любым изделием, всегда следует помнить о качестве и аккуратности ее выполнения. Мы уже говорили о том, что на внешний вид изделия влияют растянутые края, спущенные петли, неровное полотно и т. д. (см. занятия № 38 39, № 40-41.) Сегодня поговорим о том, как можно избежать некоторых неприятностей при изготовлении не только косметички, но и других изделий. С п у щ е н н ы е п е т л и. Ваш опыт вязания на спицах сравнительно небольшой, и некоторые из вас довольно часто нечаянно спускают петли. Это может происходить потому, что нить слабо натянута, или потому, что ваши руки некрепко держат спицы. Прежде чем приступить к вязанию следующего ряда, проверьте предыдущий ряд. Всегда: - остановите свободную петлю правой или левой спицей, как только вы ее заметите; - держите в пенале английские булавки. Если поймать спущенную петлю булавкой, она не поползет дальше; - держите петли ближе друг к другу. Если вы растяните полотно в сторону, чтобы было отчетливее видно, в чем проблема, «стрелка» поползет еще дальше; - расслабьтесь. Если вы будете стискивать вязание изо всех сил, вы можете уронить новые петли. Если петля оказалась спущенной в провязываемом ряду, то поместите петлю обратно на левую спицу и провяжите. Если вы обнаружили спущенную петлю несколькими рядами ниже,то сверху от нее обязательно окажется «стрелка» (или «дорожка»). Сориентируйтесь по рисунку, будет ли это лицевая или изнаночная петля. Для ее поднятия используйте крючок, по размеру более тонкий, чем спицы. Может получиться и так, что вы спустили не одну, а несколько петель, расположенных рядом. Подхватите их все английской булавкой. Затем высвобождайте их по одной и поднимайте так, как это проделывается с одинарной петлей. Если вы обнаружили спущенную петлю только после того как закрыли петли и заделали концы пряжи, поднимите свободную петлю, если он поползла и образовала «дорожку», или закрепите ее с изнаночной стороны нитью соответствующего цвета. 1. 4. Подготовка к работе. Приготовьте к вязанию нитки. Продумайте, какие цвета будут удачны для изготовления косметички. Лучше всего, если это будут цвета мягких оттенков: голубой, светло-зеленый, нежно-розовый. Если вам понравился какой-либо цвет, но нить в клубке очень тонкая, то можно сложить ее в 4 раза. Для этого смотайте из одного клубка два, а затем каждый из двух клубков разделите еще раз поровну. После этого возьмите концы от четырех клубков и смотайте новый клубок из четырех сложенных нитей. IV . Этап применения новых знаний, умений, навыков и способов действий. 1.1. Выбор рисунка. На рис. 69 представлены размеры косметички по ширине и высоте. Рисунок для вязки лучше подобрать мелкий, в раппорте которого присутствует небольшое количество петель. Примером может служить узор «Шахматка». Его раппорт состоит из 4 петель и 4 рядов. 1-й ряд: 2 лиц., 2 изнан.; 2-й ряд: по рисунку; 3-й ряд: 2 изнан., 2 лиц.; 4-й ряд: по рисунку. 1. 2. Расчет петель. Делаем расчет петель. Набираем 18 петель (16 + 2 кромочные) и вяжем образец высотой 5 см (в дальнейшем этот образец вы оформите в альбом). Подсчитываем количество петель в 1 см. Так как пряжа у всех разная, то плотность вязания тоже будет разной. Результаты, представленные ниже, даются для полушерстяной пряжи, образец из которой составляет в ширину 6 см: 18 петель = 6 см; 18 : 6 = 3, то есть в 1 см умещается 3 петли. Находим общее количество петель на изделие: 17 см х 3 петли = 51 петля. Проверяем, умещается ли раппорт выбранного рисунка целое число раз: 51 : 4 = 12 (3 петли в остатке). Значит, необходимо добавить еще 1 петлю, чтобы количество целых раппортов получилось 13. Не забываем прибавить 2 кромочные петли. Итого получилось 52 + 2 = 54 петли. У кого-то из вас может получиться большее или меньшее количество петель. 1.3. Начало вязания. Итак, предварительная подготовка проделана, можно приступить к вязанию. Набираем 54 петли (или другое количество петель) и вяжем 12 см выбранного узора. V . Подведение итогов. Девочки, рабочее время вышло, давайте посмотрим, каких успехов вы достигли на сегодняшнем занятии. Молодцы! Все старались. (Учитель смотрит качество и аккуратность выполнения работы. Даёт девочкам советы.) Уборка рабочих мест. Уберём своё рабочее место. До свидания! (Учитель прослеживает, чтобы инструменты и материал были убраны на место. VI . Домашнее задание: оформить образец в альбом. Урок 12 Раздел программы: Вязание на спицах. Тема: Расчет петель (продолжение изучения темы). Изготовление косметички. Класс: 8. Время работы: 45 минут Образовательные цели: - закрепить знания по расчету петель с помощью контрольного образца; - ориентировать на качество изделий; Развивающие цели: - развивать активность и самостоятельность. Воспитательные цели: - воспитывать уважение к труду; Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков и способов действий. Оборудование: пряжа п/шерстяная, спицы № 2,5-3, образцы, журналы и книги по вязанию. Место проведения: кабинет. Ход занятия I . Организационный момент. 1. Приветствие. 2. Инструктаж по технике безопасности. II . Проверка домашнего задания. Обсуждение лучших работ. III . Повторение пройденного материала. В о п р о с ы д л я п о в т о р е н и я: - Что означает слово «косметичка»? (Это маленькая, женская сумочка для ношения косметики.) - Почему при вязании изделий часто спускаются петли со спиц? (Нить может быть слабо натянута; ваши руки некрепко держат спицы.) - Что необходимо сделать, чтобы приступить к вязанию следующего ряда? (Проверить качество вязания предыдущего ряда.) - Чем пользуются для поднятия спущенных петель? (Крючком.) IV . Продолжение изучения материала. 1.1. Вступительное слово педагога. Продолжаем работу над изготовлением косметички. Если вы сделали правильный расчет петель, то ширина изделия должна быть 17 см. Провязав 12 см выбранного узора, вы можете увидеть, насколько аккуратно и правильно была выполнена работа. Мы уже неоднократно говорили о том, что к этому необходимо стремиться проверять себя, контролировать работу и успеть вовремя, исправить некоторые ошибки. Прежде чем приступить к практической части, давайте рассмотрим возможные неприятности и способы их устранения. 1. 2. Беседа о качестве работы над изделием. Итак, какие ошибки вы можете допустить при вязании косметички и других изделий? Это могут быть лишние петли, петли с расщепленной пряжей, перекрученные петли, ошибки в узоре. Е с л и п р и э т о м з а д е й с т в о в а н а т о л ь к о о д н а п е т л я: а) провяжите ряд, над которым вы сейчас работаете, до петли, б) спустите эту петлю, и распустите дорожку до ряда, расположенного непосредственно под ошибкой; в) действуйте, как в ситуации со спущенной петлей несколькими рядами ниже. При этом используйте крючок, провязывая или лицевой или изнаночной ту петлю, которая оказалась ошибочной. Если у вас обнаружились лишние петли, новая петля будет крупнее, чем должна быть. Распределите излишек пряжи по соседним петлям. Если задействованы несколько петель, вы можете спустить их все, распустив дорожки, поместить их на английскую булавку и поднять крючком дорожку заново, одну петлю за другой. При правильном использовании английской булавки и вязального крючка вы можете скорректировать, таким образом, самые бросающиеся в глаза ошибки. Если выслучайно расщепили, пряжу и из одной петли получилось две, то исправить положение совсем нетрудно. Вернитесь к этому месту, петли распустите, и снова наденьте одну петлю на левую спицу. К р у п н ы е о ш и б к и. Когда ни одним из вышеперечисленных способов не удается исправить ошибку или когда пропущено слишком много рядов, существует только один возможный выход – распустить часть вязаного полотна. Вы можете склоняться к тому, чтобы сказать «это не будет заметно». Не обманывайте себя. Заметно будет, и, зная, что эта ошибка осталась неисправленной, вы поневоле сами будете привлекать к ней внимание окружающих. Способы и х устранения. Р а с п у с т и т ь о д и н р я д. Лучше всего сделать это петлю за петлей. Держите пряжу в той руке, в которой держите обычно. При лицевой вязке, например, ошибочная петля находится на правой спице. Введите левую спицу в петлю под ней, спустите петлю с правой спицы, потяните за нить. При изнаночной вязке действуйте так же, только теперь нитка находится впереди. Р а с п у с т и т ь н е с к о л ь к о р я д о в.Вы можете повторить несколько раз процедуру с распусканием одного ряда, но если предстоит распустить много рядов, процесс будет длительным и утомительным. Быстрее будет снять работу со спиц и потянуть пряжу. Держите работу собранной в складки в свободной руке, чтобы избежать появления дорожек. Тяните крепко, но осторожно. Можно таким образом распустить все ряды, кроме самого последнего, а его распускать медленно. Распускайте примерно по пять петель за прием, и продевайте в них спицу, прежде чем распустить следующую группу. Тонкую спицу будет легче продевать, но помните, что после первого ряда ее следует заменить спицей нужной толщины. V . Этап применения новых знаний, умений, навыков и способов действий. 1.1. Продолжение работы. Рассмотрев возможные ошибки и способы их устранения, продолжаем работу над изделием. Вяжем вторую половину косметички выбранным ранее узором, то есть, провязываем еще 12 см. 1.2. Заключительный этап работы над вязаным полотном. Довязав до 28 см в высоту, закрываем последний ряд петель лицевыми. Когда на правой спице останется одна петля, нить от клубка оторвите, оставив конец длиной около 15 см. Протяните его через последнюю петлю и затяните. VI . Подведение итогов. Девочки, рабочее время вышло, давайте посмотрим, каких успехов вы достигли на сегодняшнем занятии. Молодцы! Все старались. (Учитель смотрит качество и аккуратность выполнения работы. Даёт девочкам советы.) Уборка рабочих мест. Уберём своё рабочее место. До свидания! (Учитель прослеживает, чтобы инструменты и материал были убраны на место. VII . Домашнее задание: проутюжить вязаное полотно. Сделать в тетрадях необходимые записи по вязанию повязки. Урок 13 Раздел программы: Вязание на спицах. ТЕМА: Расчет петель (продолжение изучения темы). Изготовление косметички. Класс: 8. Время работы: 45 минут Образовательные цели: - продолжить работу над косметичкой; - формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству; Развивающие цели: - развивать активность и самостоятельность; Воспитательные цели: - воспитывать уважение к труду; Тип урока: урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий. Оборудование: замок «молния» длиной 18 см, игла с большим ушком, крючок, пряжа полушерстяная основного цвета, нитки хлопчатобумажные под цвет замка, бисер или бусинки. Место проведения: кабинет. Ход занятия I . Организационный момент. 1. Приветствие. 2. Инструктаж по технике безопасности. II . Проверка домашнего задания. Обсуждение лучших работ. III . Повторение пройденного материала. В о п р о с ы д л я п о в т о р е н и я: - Какие ошибки можно допустить при вязании изделия? (Образование лишних петель, петель с расщепленной пряжей, перекрученные петли, ошибки в узоре.) - Как можно исправить провязанную в предыдущем ряду ошибочную петлю? (Довязать ряд до петли, расположенной прямо над ошибкой; спустить петлю и распустить дорожку; при помощи крючка провязать новую петлю.) - Каким образом можно убрать лишние петли? (Распределить излишек пряжи по соседним петлям.) - Что нужно сделать, если из одной расщепленной петли получилось две? (Петли распустить и снова надеть одну петлю на левую спицу.) - Как следует поступить, если ошибка обнаружилась через большое количество провязанных рядов? (Следует распустить часть вязаного полотна.) IV . Продолжение изучения материала. 1. Вступительное слово учителя. На сегодняшнем занятии мы заканчиваем изучать тему «Расчет петель». В дальнейшем для вас уже не составит труда вязать изделие любых размеров. Особенно эти знания пригодятся, при изготовлении одежды на себя когда все детали вяжутся по отдельным выкройкам, а предварительно делается расчет петель. Одновременно с окончанием изучения темы мы заканчиваем и работу над косметичкой. Надеюсь, этот небольшой сувенир доставит радость не только вам, но и тем людям, кому он будет подарен. 2. Подготовка к работе. Для того чтобы содержимое косметички не высыпалось, необходимо придумать, какой будет застёжка. Для этой цели лучше всего использовать «молнию». Она обязательно должна быть легкой. Железный замок-«молнию» здесь использовать не стоит, он слишком тяжел для такого маленького трикотажного изделия. Цвет замка лучше всего подобрать в тон вязаного полотна. Если найти такой в магазинах оказалось затруднительным, можно взять застежку более темного цвета. Так как наше изделие по длине равно 17 см. то замок должен соответствовать этому размеру. Можно использовать «молнии» по 18 см. а лишний сантиметр легко спрячется на внутренней стороне изделия. Для пришивания замка понадобятся нитки под цвет изделия и иголка с большим ушком. Можно использовать ту же пряжу, из которой связана косметичка. Ее толщина совпадает - с толщиной полотна и дает нужную плотность. Можно применить и швейные нитки, сложенные в несколько раз. Использование швейных ниток целесообразно еще и в том случае, если применяемая пряжа обладает чересчур узловатой, неровной поверхностью. В работе вам понадобится и крючок, о применении которого будет рассказано позже. Необходимо также приготовить различные украшения бисер, бусинки. 3. Сведения о соединительных швах. Считается, что соединительные швы являются незаметными во всем вязаном изделии, но они играют большую роль в его эстетическом оформлении. Как и любая часть работы, они обязательно должны быть выполнены аккуратно. Некоторые считают, что любые две детали надо обязательно соединять на швейной машине. Детали при таком способе будут соединены между собой накрепко, да и времени на соединение уходит значительно меньше. Другие предпочитают только ручное соединение. Они придерживаются того мнения, что соединенные первым способом детали имеют волнистый край, а чтобы этого избежать, необходимо иметь навыки работы на швейной машине. При этом с постоянным вниманием нужно следить, чтобы петли не цеплялись за лапку и не перекашивались. Мы в своей работе воспользуемся вторым (ручным) способом соединения. Теперь поговорим о применяемых материалах. При окончательной отделке изделий широко используют не только иголку с большим ушком, но и крючок. Стоит отметить, что при изготовлении такого небольшого изделия, как косметичка, лучше использовать крючок. С его помощью края соединенных деталей получаются более ровными и плотными, что предохраняет трикотажное изделие от растягивания. Преимущество применения крючка состоит еще и в том, что можно довольно быстро распустить соединенные детали. О применении иголки в соединительных швах мы поговорим на других занятиях. 4. Сведения об украшениях на изделии. При изготовлении сувенирных изделий часто используют бисер, бусины, блестки и другие мелкие украшения. Все они могут утяжелять изделие. При большом количестве украшений работа над изделием после определенного момента становится невозможной. Даже небольшой участок, на котором размещены украшения, может заставить полотно провисать. Поэтому всегда следует подбирать вес украшений в соответствии с плотностью пряжи и фактурой полотна. Не рекомендуется использовать хрупкие предметы для украшения тех изделий, на которых эти украшения можно легко повредить. Б и с е р, б у с и н ы.Обычно используют бусины, бисер с отверстием такой величины, чтобы пряжа проходила в него. Объекты с более крупным отверстием пригодны лишь для особых эффектов - допустим, для того, чтобы бусина свободно свисала на конце длинной петли. V . Этап применения новых знаний, умений, навыков и способов действий. 1. Декоративная отделка изделия. Для того чтобы косметичка выглядела красивой, оригинальной, украсим ее бусинками или бисером. Внимательно рассмотрите те украшения, что вы принесли, и отложите подходящие по цвету, размеру, форме. Выберите самую тонкую иголку, которая бы прошла через маленькое отверстие, и крепкие хлопчатобумажные нитки. Завяжите узелок, наденьте бусинку (бисер) и наметьте место ее расположения. Можно украсить косметичку правильными узорами - например, линиями, квадратами, ромбами, а можно просто равномерно распределить бусины по всему изделию. Задание: выбрать образец оформления изделия по предложенным образцам или придумать самостоятельно. Выводя иглу на внешнюю сторону, надевайте бусинку и делайте следующий прокол близко от предыдущего. Когда иголка окажется на изнаночной стороне, намечайте место следующего расположения бусинки в зависимости от задуманного рисунка. Будьте внимательны, когда нить проходит по изнаночной стороне. Трикотаж имеет свойство растягиваться, поэтому нитка ни в коем случаем не должна ни провисать, ни быть стянутой. После пришивания последней бусинки (бисера) нитку крепко затяните и отрежьте. 2. Соединение боковых швов изделия. Сложите косметичку попо
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (401)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |