Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отклоняющееся поведение детей и подростков, как социально-педагогическая проблема.



2019-12-29 672 Обсуждений (0)
Отклоняющееся поведение детей и подростков, как социально-педагогическая проблема. 0.00 из 5.00 0 оценок




    Детей, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. [12,C.128].          Под трудновоспитуемыми понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Трудновоспитуемость детей, несоблюдение ими норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.                                                                           Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью ребенка. Поведение может быть нормальное и отклоняющееся.                    Нормальное поведение ребенка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.           Отсюда отклоняющее поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социолизацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.                                                                                              Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины делинквентность и девиантность.[10,С.136].                    Если нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое поведение у несовершеннолетних принято называть делинквентным (от латинского delinquo - провиниться, совершить проступок). Обычно делинквентное поведение начинается с прогулов - уклонение от учёбы и труда и присоединения к асоциальной группе подростков (сверстников или более старших по возрасту). Мелкое хулиганство, отбирание у более младших детей денег, издевательства над ними, а в составе группы и над более старшими подростками - обычный набор делинквентных поступков. Участились и случаи проституции среди подростков. [17,С.10].

    Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. Под определение девиантное поведение попадает как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток). В литературе указывается на необходимость различать понятие "отклоняющееся поведение" от терминов "отклонение в развитии", "задержка в развитии", "отставание в развитии"…Эти термины обозначают детей с дефектами развития. [31,С.13].                                                                   Т.В.Лодкин определяет отклоняющееся поведение как проявление отклонений от нравственной нормы и выделяет 4 признака отклоняющегося поведения:

1).Отрицательное отношение ребенка к деятельности, дисциплинарным и правовым нормам;

2).примитивные социальные потребности ребенка;

3).иждивенчество и меркантильность;

4).неприятие учеником педагогических влияний и противостояние им.

    Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений дезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:

    - дети школьного возраста, не посещающие школу ( в нашей стране их около 7%, т.е. примерно 1,5 миллионов);                                                            - дети - сироты, общее число которых превысило 500 000;

- социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию;                                                             - подростки, употребляющие наркотики и токсические средства;

- подростки сексуально распушенного поведения;

- подростки, совершившие противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.                                                  

    Среди различных видов дезадаптации выделяют социальную дезадаптацию,  выражающуюся в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренних регуляций,  референтных и ценностных ориентации, социальных установок.[15,С.122].

Дезадаптивное поведение бывает двух типов:

    1. Поведение агрессивного типа в простейшей форме можно представить как атаку на препятствие или барьер. Однако при осознании возможной или явной опасности агрессия может направляться на любой случайный объект, на посторонних людей, не причастных к ее причинам, т.е. вымещаться не на истинных объектах или препятствиях, а на их случайных заместителях. Она выражается в грубости, резких вспышках гнева по ничтожным поводам или вовсе без видимых причин, в недовольстве всем, что происходит, особенно требованиями, предъявляемыми к агрессивной личности.                                                                                                       2. Бегство от ситуации — уход человека в свои переживания, обращение всей его энергии на генерацию собственных  негативных состояний, самокопание, самообвинения и т.п. Развиваются тревожно-депрессивные симптомы. Человек начинает видеть самого себя источником всех бед и проникается чувством полной безысходности, так как повлиять на среду и ситуацию он считает себя неспособным. Такие люди замкнуты, отрешены, погружены в мир тягостных раздумий. [16,С.256].                        Стадиями социальной дезадаптации, с которыми чаще всего приходится иметь дело социальному педагогу, являются школьная и социальная дезадаптация.                                                                  Школьная дезадаптация — несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которыми становится затруднительным или в крайних случаях невозможным.                                                                                                В результате появляются ≪педагогически запущенные≫ несовершеннолетние, неуспевающие и склонные к конфликтам. Как правило, различные поступки и асоциальные проявления у них объясняются не незнанием, непониманием или неприятием общепринятых моральных и правовых норм, а неспособностью тормозить свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих (аффективный и волевой уровни). Педагогически запущенные несовершеннолетние при соответствующей психолого-педагогической поддержке могут быть реабилитированы в условиях школьного учебно-воспитательного процесса. Ключевыми факторами реабилитации должны стать доверие, опора на полезные интересы, связанные не столько с учебной деятельностью, сколько с будущими профессиональными планами и намерениями, а также перестройка на более эмоционально теплые отношения с учителями и одноклассниками.                                                                   Социальная дезадаптация характеризуется асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждением от основных институтов социализации — семьи и школы. Отчуждение социально запущенных несовершеннолетних от семьи и школы приводит к затруднениям в профессиональном самоопределении, заметно снижает усвоение ценностно-нормативных представлений, морали и права, способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться ими в своем поведении. Такие подростки нуждаются в более серьезной социально-педагогической и социально-психологической помощи, которые лучше всего могут  быть оказаны в специализированных учреждениях (центры социально-педагогической реабилитации и т.п.). Поэтому основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция.    [30,C.50]. Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последняя  имеет решающее значение для его воспитания. Особо при этом принадлежит роль малым группам, в которых школьник взаимодействует с другими. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения. Трудности поведения ребенка  могут быть обусловлены особенностями той или иной семьи. Эти особенности отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей, где часто появляются «трудные» дети.                                                                         На наш взгляд, важнейшая роль в этом деле социализации и предупреждения развития девиантного поведения должна принадлежать школе. Во-первых, в школе ребёнок проводит значительную часть времени, взаимодействует с взрослыми и сверстниками, т.е. усваивает многие нормы поведения в социуме. Во-вторых, именно школа является основным официальным институтом воспитания, через которые транслируются принятые в обществе нормы, правила, нравственные ценности и т.д. В-третьих, профессиональный коллектив школы (учителя, психологи и социальные педагоги) - это специалисты не только в области преподавания определённых предметов, но ещё и в области воспитания и развития личности.                                                                                                       Негативные формы девиации являются социальной патологией: пьянство и алкоголизм токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему подрывая ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самих детей. Таким образом необходимо в регулировании поведения детей всегда будет оставаться актуальной, так как существует неразрешимые противоречия между потребностями человека и возможностями их удовлетворить. Стремление к удовлетворению материальных или духовных потребностей является тем внутренним мотивом, который побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям, не соответствующим общепринятым нормам поведения. Также факторами отклоняющегося поведения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленным обществом социальным нормам или генитическая предопределенность отклонения.[10,C.223].

 

 



2019-12-29 672 Обсуждений (0)
Отклоняющееся поведение детей и подростков, как социально-педагогическая проблема. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отклоняющееся поведение детей и подростков, как социально-педагогическая проблема.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (672)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)