Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы и методы профилактики социальных отклонений в                   поведении младших школьников.



2019-12-29 292 Обсуждений (0)
Формы и методы профилактики социальных отклонений в                   поведении младших школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок




    Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиска форм, методов и технологий работы с дезадаптированными детьми, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и профилактику. Поэтому в науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с детьми  девиантного поведения – профилактика и реабилитация. Мы рассмотрим подробнее лишь такую технологию, как профилактика.        Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализации основных причин и условий, вызывающих различного рода социальных отклонений в поведении детей и подростков.[17,С.243].                                                       Под профилактикой в социальной педагогике понимают прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

    - предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

    - сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

    - содействие ребенку в достижение социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала. [34,С.234].

    Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.         Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

    - нейтрализующие;

    - компенсирующие;

    - предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

    - устраняющие эти обстоятельства;

    - контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.                                                                                 Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:

    - направленности на искоренение источников дискомфорта как на самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетними необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

    - обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;

    - решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения. Вместе с тем, можно утверждать, что в науке сложились определенные теоретические предпосылки,создающие условия для решения проблем профилактики отклоняющегося поведения детей. [29,С,256].               Первую группу составляют философские, криминологические, социологические, психологические и педагогические исследования механизмов возникновения отклоняющегося поведения, его диагностики, а также формы и методы профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков (Г.А. Аванесов, Л.М. Архангельский, Б.Н. Алмазов, Ю.М. Антонян, С.А. Бе-личева, А.С. Белкин, Н.Н. Верцинская, Ю.В. Гербеев, СБ. Думов, Е.В. Зма-новская, Л.М. Зюбин, К.Е. Игошев, И.С. Кон, А.И. Кочетов, Ю.А. Клейберг, В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, A.M. Печенюк, Г.М. Потанин, А.Л. Северный, А.Е. Тарас, Д.И. Фельдштейн, Т.И. Шульга, ІО.И. Юричка и др.).                                                                                       В зарубежных теориях формирования личности (Р. Берне, К. Бютнер, Э. Дюркгейм, А. Перс-Клерман и др.) предупреждение отрицательных черт и качеств индивида рассматривается с позиций социологического подхода. В последние годы произошло обогащение педагогической науки идеями гуманистического, личностно - ориентированного подхода к воспитанию учащихся девиантного поведения (МЛО. Красовицкий, Л.Н. Куликова, Г.С. Батищев, П.Н. Новиков, В.Н. Никитенко, A.M. Печенюк, Л.И. Бортович).

    Вторая группа исследований посвящена изучению влияния социальной среды на развитие ребенка и организации профилактической работы в данной среде (Л.С. Алексеева, Г.П. Бочкарева, М.И. Буянов, М.В. Жукова (в семье ребенка); С.А. Беличева (комплексный подход к формированию ком-фортной среды жизнедеятельности ребенка); А.С. Макаренко (воспитательная среда в детской колонии); СТ. Шацкий (воспитывающая среда по месту жительства) и др.).                                                      Третью группу составляют исследования особенностей развития личности ребенка в младшем школьном возрасте. Исследования четвертой группы затрагивают проблемы профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста.                                                                 К числу практических предпосылокрешения проблемы отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста относится принятие федеральных законов («Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.); «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.)) и региональных программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, концепции содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста (2003 г.).    [18,С.56].       Однако, в научно-практических исследованиях прослеживается преобладание акцента на исследовании проблем профилактики отклоняющегося поведения подростков и молодежи, дошкольники и младшие школьники остаются «как бы за кадром». В немногочисленных исследованиях, имеющихся по данной проблеме, вопросы профилактики решаются за счет изучения социально-психологических факторов и условий, объясняющих возникновение отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста. В работах посвященных исследованию отклоняющегося поведения детей данного возрастного этапа, оказались недостаточно изучены педагогические факторы и условия возникновения отклоняющегося поведения, динамика данного процесса, способы диагностики и профилактики на каждом этапе девиационного развития. Существующая на сегодняшний день система профилактики отклоняющегося поведения детей не отвечает в полной мере требованиям, предъявляемым к детям младшего школьного возраста. Определение приоритетов в работе по профилактике отклоняющегося поведения детей, тех организационных форм, в рамках которых она наиболее полно реализуется, остается исключительно актуальным на сегодняшний день. [16,С.87].

    Социальная профилактика (предупреждение, превенция) является — деятельностью по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и ≪групп риска≫; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Выделяют три уровня социальной профилактики:

    1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т. п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной.                                      

    2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной.

    3. Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.                  В зависимости от стадии развития проблемы профилактика бывает нескольких видов: ранняя профилактика, непосредственная профилактика и т.п.                                         Основным же направлением  профилактики дезадаптивного поведения в деятельности социального педагога является:

 - ранняя диагностика детей ≪группы риска≫. По мнению Н. А. Рычковой, можно выделить следующие группы детей, имеющих повышенный риск развития дезадаптивных форм нарушения поведения: дети, находящиеся на воспитании в семьях с различным уровнем социальной дезадаптации; дети с высокой наследственной отягощенностью психическими и психосоматическими заболеваниями; дети с гипердинамическим синдромом; дети, находящиеся в условиях депривации; дети, находящиеся под гиперопекой со стороны родителей, близких, воспитателей;

-  консультационно-разъяснительная работа с родителями, педагогами;

- мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего, в том числе семьей;

- организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб;

- патронаж дезадаптированных несовершеннолетних;

- разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения. на курение новичков. Очевидно, что при работе с трудными детьми  эту процедуру можно проводить открыто и явно.

    Основные методики которые использует социальный педагог для осуществления ранней диагностики:                                              Наблюдение – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности. Социально – педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы изучать поведение, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь, мимика), а главное, научиться правильно истолковывать их социальное значение. Изучение поведения ребенка в микросоциуме не сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями, высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности личности и закономерности ее становления.                        Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются. Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий то, на что надо обратить внимание.

    Беседа - в социально-педагогической работе метод получение и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Успех беседы зависит от предварительного установленного контакта; от степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу. Началу беседы предшествует краткое вступление, где излагаются темы, цели и задачи опроса. Затем предлагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации памяти, размещаются в середине беседы. Вопросы объединяются по тематическому и проблемному принципу. При этом переход к новому направлению беседы должно сопровождаться пояснениями, переключениями внимания.                                  Анкетирование - метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого , или третьего лица. Анкетный материал вскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса. Для успешности анкетирования большое значение имеют нормальное самочувствие испытуемого, определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию, доверие к исследователю. При составлении анкеты важно учитывать ее содержание и форму. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Каждый вопрос сопровождается дополнительным вопросом, касающимся мотивов высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать словами « почему именно так?». Это позволяет при обработке полученных данных сделать не только количественный, но и качественный анализ.                                                                                     По форме вопросы могут быть: закрытыми ( с приведением полного набора вариантов ответа); открытыми (не содержит подсказок и не « навязывают» вариант ответа, поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информации); прямыми; косвенными.                                                                              Существует и другие методы социально – педагогической диагностики: тестирование, интервью, метод экспертной оценки, параметрический метод, метод оценки эффективности, анализ документов, биографический метод, ситуационный анализ, метод обработки данных и др.                               Основная задача ранней профилактики девиантного поведения состоит в предупреждении и коррекции социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, возникающих в результате неблагоприятного социального развития социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.                                   Профилактику девиантного поведения не стоит рассматривать лишь с позиции социального контроля и ограничения. Профилактические меры административно-правового и общественного характера по социальному контролю и ограничению, безусловно, не утрачивают своего значения и уместны в том случае, когда речь идет о прямых десоциализирующих влияниях, т. е. в случае, когда имеют место отклонения противоправного, криминального характера в поведении несовершеннолетнего или среди его ближайшего окружения. В то же время, когда процесс социальной дезадаптации несовершеннолетних обусловливается не только прямыми, но и косвенными десоциализирующими влияниями, применение мер социального контроля и ограничения оказывается и неоправданным и неэффективным. Меры по нейтрализации косвенных десоциализирующих влияний должны носить прежде всего психолого-педагогический характер и быть направлены на создание воспитывающей среды в условиях школьного, семейного, внешкольного окружения. Такие меры осуществляются общими органами ранней профилактики (школами, учреждениями дополнительного образования, досуговыми центрами, психологическими консультационными службами, центрами социальной помощи и т.п.).                         Основной целью работы с девиантными детьми является их окультуривание — введение в культуру. Работа с девиантными детьми отличается от работы с недевиантами тем, что последние изначально живут в соответствии с нормами культуры.[31,С.267].                                                Девиантные подростки не укладываются в представления о норме. В результате у них оказывается существенно снижена социальная компетентность, теряется способность маневра, отсутствуют представления о средствах коммуникации, об эффективных способах разрешения конфликтов. Исходя из этого, в качестве основных принципов социально-педагогической работы, направленной на социализацию и социальную адаптацию девиантов, можно назвать:

- создание несовершеннолетнему условий для рефлексивного

анализа ситуации и собственного поведения;

- безоценочность в подходе к анализу поведения подростка.

Поступок, совершенный несовершеннолетним, обсуждается как сделанный им выбор одного из возможных вариантов поведения, рассматриваются позитивные и негативные последствия этого выбора и альтернативные способы поведения, которые в данной ситуации были бы более подходящими. Для такого обсуждения необходимо отчуждение ситуации совершения поступка, что позволяет снять эмоциональное напряжение, а также психологические защиты, блокирующие возможность обычного оценочного обсуждения;

    - создание успешности в учебной и иной деятельности;

    - формирование нормативности поведения при помощи образцов,

демонстрируемых преподавателями в отношении к учащимся и друг к другу.  

    В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяются прежде всего информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении детей от социальных норм происходит потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних о их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом  к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществлять через средства массовой информации (печать, радио, телевиденье), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания несовершеннолетнего, повышения его образованности, усвоение им морально-нравственных норм поведения в обществе.                          Социально-профилактический подход в качестве основой цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущность это подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения минимизации причин девиантного поведения.                                      Так, отсутствие целевой информации последствиях, например, употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверенны, что употребление наркотика - это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.

    Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место, наряду с информационным и социально-профилактическим подходом, занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленным мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне.                                            Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как вменяемость. Очень важно вовремя распознать у несовершеннолетнего различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога.                                                   Следующий подход – социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности ребенка с девиантным поведением, особенно его нравственным и волевым качествам. [31,С.141].      Сознательный человек – гражданин – это тот, кто обладает развитой способностью владеть своими побуждениями, поступками во имя нравственных целей и никогда не допустит нарушения закона. Вот почему у подрастающего поколения следует формировать следующие волевые черты его поведения:

- быть хозяином своего слова и дела;

- тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу;

-  концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время;

- ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений учащихся, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности. В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что они не в коем случае не должны переходить в назидательность, в беседе должны содержаться как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.                  Так как непосредственно в младшем школьном возрасте начинается процесс формирования и развития личности ребенка, и отклонения в поведении еще не являются устойчивыми, характеризуются вариативностью и, в значительной степени, обратимостью, считаем важным отметить, что именно в этом возрасте закладываются предпосылки возможных поведенческих отклонений , и именно этот период является сензитивным к педагогическим воздействиям, следовательно, в этот период жизни ребенка наиболее эффективны профилактические меры. [27,С.167].

     

 



2019-12-29 292 Обсуждений (0)
Формы и методы профилактики социальных отклонений в                   поведении младших школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы и методы профилактики социальных отклонений в                   поведении младших школьников.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)