Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ финансового состояния



2019-12-29 158 Обсуждений (0)
Анализ финансового состояния 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

1.1. Роль финансового планирования в организации

Финансовое планирование – это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объема финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и использования с целью финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. В условиях рынка предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на перспективу. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы преуспеть в хозяйственной деятельности, а во-вторых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками, и другими кредиторами и тем самым защищать себя от финансовых санкций, снижать риск банкротства.[10, с. 223]

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере, настолько, насколько это касается его деятельности [2, с. 69].

Значение финансового планирования заключается в следующем:

· намеченные стратегические цели предприятия преломляются в финансово-экономических показателях – объеме реализации, себестоимости, прибыли, инвестициях, денежных потоках и др.;

· устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации в виде финансовых планов и отчетов об их исполнении;

· определяются приемлемые объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов предприятия;

· оперативные финансовые планы создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.

Разработка финансовых планов занимает важное место в системе мер по стабилизации денежного хозяйства предприятия.

Основными задачами финансового планирования являются:

· обеспечение нормального кругооборота денежных средств предприятия, включая их вложение в реальные, финансовые, интеллектуальные инвестиции, прирост оборотных средств, социальное развитие;

· выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования разнообразных доходов предприятия;

· соблюдение интересов акционеров и инвесторов;

· определение взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами и вышестоящими организациями; работниками предприятия;

· оптимизация налоговой нагрузки и структуры капитала;

· контроль за финансовым состоянием предприятия, целесообразность планируемых операций и ситуаций.[10, с. 223]

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем. [1, с. 48]

Бюджеты подразделений должны разрабатываться не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей. [6, с. 273]

 

1.2. Основные методы финансового планирования

 

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). [5, с. 168]

По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия. [3, с. 213]

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. [5, с. 169]

Организация финансового планирования требует выбора методов планирования. Финансовые показатели могут планироваться различными методами (расчетно-аналитическим, нормативным, балансовым, оптимизации плановых решений, экономико-математическим моделированием).

Расчетно-аналитический метод планирования основан на анализе достигнутого уровня финансовых показателей и прогнозирования их уровня на будущий период. Данный метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями устанавливается не прямо, а косвенно – на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет). Таким методом определяют плановую потребность в амортизационных отчислениях, оборотных активах и другие показатели.

Нормативный метод. Его содержание сводится к тому, что потребность предприятия в финансовых ресурсах, источники их образования определяются на основе заранее установленных норм и нормативов. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная банковская процентная ставка и др. нормативный метод планирования – самый простой и доступный. Зная норматив и соответствующий объемный показатель, можно легко вычислить планируемый финансовый показатель. Поэтому актуальной проблемой управления финансами предприятия является разработка экономически обоснованных норм и нормативов предприятия для формирования и использования денежных ресурсов, а также организация контроля за соблюдением норм и нормативов каждым структурным подразделением.

Балансовый метод. Экономическая сущность этого метода состоит в том, что благодаря балансу имеющиеся в наличии финансовые ресурсы приводят в соответствие с фактическими потребностями в них.

Балансовый метод применяют при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов (потребления и накопления), составления квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и т. п.

Метод оптимизации плановых решений предполагает составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критериев. Например, минимума приведенных затрат; минимума текущих расходов; минимума вложений капитала при наибольшей эффективности его использования; минимума времени на оборот капитала, т. е. ускорения оборачиваемости авансированных средств.

Метод экономико-математического моделирования. Он позволяет дать количественную оценку взаимосвязям между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их численное значение. Данная взаимосвязь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель включают только основные (определяющие) факторы. Она может базироваться на функциональной и корреляционной связи.

 

1.3.  Текущее планирование и использование метода прогноза

    продаж

 

Текущее финансовое планирование является планированием осуществления; оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.

Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации. Все три плановых документа основываются на одних и тех же исходных данных и должны корреспондироваться друг с другом. Документы текущего финансового плана составляются на период, равный одному году. Для точности результата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал. Разработку финансового плана целесообразнее начинать с плана прибылей и убытков, этот документ показывает обобщённый результат текущей деятельности. Анализ соотношения доходов и расходов позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала предприятия. Разработка этого плана происходит в несколько этапов:

· рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений

· определяется сумма затрат

· определяется выручка от реализации продукции.

Следующим документом текущего финансового планирования является годовой план движения денежных средств, который представляет собой собственно план финансирования, составляется на год с разбивкой по кварталам. Этот план можно составлять двумя методами:

· прямой метод основывается на исчислении притока и оттока денежных средств, таким образом подводятся балансы по трём видам деятельности предприятия: основной, инвестиционной, финансовой.

· косвенный метод основывается на последовательной корректировке чистой прибыли в связи с изменениями в активах предприятия. Исходным элементом этого метода является прибыль.

Заключительным документом финансового плана является плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятий.

Процесс текущего финансового планирования обычно начинается с прогнозирования объема будущих продаж. Правильно определенный прогноз продаж служит основой для организации производственного процесса, а также для эффективного распределения средств и должного контроля над запасами.

Период прогноза продаж должен быть увязан с общим плановым периодом. Обычно прогноз продаж составляется на период от года до пяти лет. В свою очередь годичные планы разбиваются на квартальные и месячные.

Чем короче периоды прогноза продаж, тем точнее и конкретнее должна быть информация, содержащаяся в них. Прогнозы продаж могут быть рассчитаны в натуральном и денежном выражении. В любом случае они являются хорошим инструментом, помогающим определить влияние таких факторов, как: цена, объем производства и инфляция на потоки наличности предприятия. Величину будущих продаж можно определить с помощью следующих методов:

· оценки торговых работников – ценный источник информации, так как они наиболее тесно соприкасаются с потребностями покупателя;

· опрос потребителей – проводится для определения объема закупок в прогнозируемый период. Слабое место этого метода – высокая вероятность неожиданных изменений рыночной конъюнктуры;

· анализ временных рядов – необходим для учета временных колебаний величины продаж товаров. Включает в себя три основных метода:

а) анализ тенденции (экстраполяция трендов);

б) анализ цикличности;

в) анализ сезонности

· эконометрические методы – с их помощью связывают размеры продаж с макроэкономическими показателями (ростом ВНП, колебаниями учетной ставки и т.д.), а также с отраслевыми характеристиками (емкость отраслей, уровень конкуренции);

При возникновении противоположных результатов между методами прогноза продаж, нужно выбрать из них результаты с наиболее весомыми, обоснованными и продуманными способами расчета, а лучше всего определить не единственно возможный уровень продаж, а интервал, включающий в себя несколько вариантов.

Бюджет – это главный финансовый план компании.

На следующем рисунке представлена взаимоувязка различных финансовых планов при текущем планировании.

 

 


             Рис.1. Схема составных частей бюджета фирмы


Основные этапы подготовки бюджета:

· подготовка прогноза продаж;

· определение ожидаемого объема производства:

· расчет производственных затрат и эксплуатационных расходов;

· определение движения денежных средств и расчет финансовых показателей;

· составление планируемых финансовых отчетов.

Эта схема представляет собой упрощенную схему составных частей

общего бюджета фирмы.

Чтобы продемонстрировать взаимосвязь между сметами бюджета, рассмотрим финансовый план фирмы ЗАО «Бородинское», которая производит и реализует фармацевтическую продукцию.


ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА

ЗАО «БОРОДИНСКОЕ»

 

Анализ финансового состояния

 

Волгоградская область - это крупный промышленный центр с развитым сельским хозяйством. Входит в Поволжский экономический район.

    В отрасли сельского хозяйства функционирует 27 сельскохозяйственных предприятий (государственных), 150 акционерных обществ, 67 сельскохозяйственных товариществ, 12765 крестьянских (фермерских) хозяйств.

Несмотря на сложное финансовое положение большинства субъектов рынка, ЗАО «Бородинское» выпускают конкурентоспособную сельскохозяйственную продукцию и продолжает стабильно работать.

Закрытое акционерное общество «Бородинское», в дальнейшем именуемое «Общество» было утверждено по решению учредителей.

Полное фирменное наименование «Общества»: Закрытое акционерное общество «Бородинское» Урюпинского района Волгоградской области. Сокращенное наименование «Общества»: ЗАО «Бородинское». Местонахождение «Общества»: 403150, Российская Федерация, Волгоградская область,  г.Урюпинск.

Совет директоров ЗАО «Бородинское» состоит из двух человек: Президента и Генерального Директора. Они имеют значительный стаж работы не только в сфере управления, но и непосредственно на рабочих местах в торговой и производственной сферах, где приобрели большой профессиональный опыт, продвигаясь вперед по ступеням карьеры. К настоящему моменту уже в течение ряда лет они грамотно осуществляют руководство фирмой ЗАО «Бородинское».

ЗАО «Бородинское» занимается следующими видами деятельности: производство молока, мяса, зерна, муки, макаронных изделий.

Для экономической характеристики деятельности ЗАО «Бородинское» рассчитаем показатели выручки, себестоимости и прибыли.

Таблица 2.1.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Бородинское» за 2007-2009 годы

Показатель

Годы

Изменение 2009 год к 2007 году (+, -)

2007 2008 2009 тыс. руб. %
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 49358 72199 79719 30361 161
Полная себестоимость продукции, тыс. руб. 36820 62690 75832 39012 206
Прибыль (-убыток) от продаж, тыс. руб. 11276 6386 -1840 -13116 -116
Рентабельность продаж,% 22,8 8,8 -2,3 - -
Рентабельность затрат,% 30,6 10,2 -2,4 - -

 

Таким образом, выручка предприятия за 2008 год превышает выручку за 2007 год на 30361 тыс. руб. или 161%. Себестоимость за указанный пе-риод повысилась на 39012 тыс. руб. или на 206%. На протяжении 2007-2008 годов деятельность ЗАО «Бородинское» была прибыльной (11276 тыс. руб. и 6386 тыс. руб. соответственно), однако в 2009 году из-за непропорционального в сравнении с выручкой роста себестоимости деятельность предприятия оказалась убыточной.

Об этом говорят и показатели рентабельности продаж и затрат. Если в 2007-2008 годах они положительные, то в 2009 году - отрицательные (-2,3% и - 2,4% соответственно). Деятельность любого предприятия строится, прежде всего, на основных производственных фондах. Для более подробного их изучения рассчитаем показатели фондоотдачи, фондоёмкости, фондовооружённости.

 

Таблица 2.2.

Эффективность использования основных производственных фондов ЗАО «Бородинское»

Показатель

Годы

Изменение 2009 год к 2007 году (+, -)

2007 2008 2009 тыс. руб. %
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. 16854 39328,5 58065 41211 344,5
Среднесписочная численность работников, чел. 155 185 163 - -
Выручка от реализации продукции, тыс. рублей 49358 72199 79719 30361 161
Фондоотдача на 1 руб. ОПФ, руб. 2,93 1,84 1,37 - 46,8
Фондоемкость на 1 руб. ВП, руб. 0,34 0,54 0,73   214,7
Фондовооруженность, тыс. руб. /чел. 108,74 212,59 137,29   126,26

 

Исходя из таблицы, можно сказать, что на предприятии наблюдается устойчивый рост основных производственных фондов (за 3 года на 41211 тыс. руб. или на 244,5%). За указанный период среднесписочная численность работников подвергалась колебаниям. Судя по показателям фондоотдачи, эффективность использования основных средств за 2007-2009 годы снижалась. Фондоемкость (обратный показатель фондоотдачи) показывает, что на каждый рубль выпускаемой продукции в 2009 году используется 0,73 руб. основных средств, что на 114,7% выше в сравнении с 2007 годом. Фондовооруженность показывает, сколько основных производственных фондов приходится на одного работника. На 1 работника в 2007 г. приходилось 108,74 руб. основных средств, в 2008 г. - 212,59 руб., а в 2009 г. - 137,29 руб. Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие. Для изучения состава имущества ЗАО «Бородинское», его структуры и динамики воспользуемся таблицей 2.3.

Таблица 2.3.

Структура и динамика показателей имущества ЗАО «Бородинское»

Показатель

2007

2008

2009

2009 г к 2007 г

 

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Внеоборотные активы

16875,5

23,96

30233,5

36,75

58535

52,44

41659,5

346,86

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

нематериальные активы

1,5

0,002

1

0,001

1,5

0,001

0

100

основные средства

16854

23,93

39328,5

47,81

58065

52,02

41211

344,52

доходные вложения в материальные ценности

20

0,03

57

0,07

468,5

0,42

448,5

2342,5

Оборотные активы

53560

76,04

52027

63,25

53090,5

47,56

-469,5

99,12

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

запасы

23854

33,87

23722

28,84

27607,5

24,73

3753,5

115,74

дебиторская задолженность

19780

28,08

19789,5

24,06

18692

16,75

-1088

94,50

краткосрочные финансовые вложения

8984

12,75

7600

9,24

6077

5,44

-2907

67,64

денежные средства

942

1,34

752,5

0,91

714

0,64

-228

75,80

Имущество предприятия, всего

70435,5

100

82260,5

100

111625,5

100

41190

158,48

 

По сравнению с 2007 г. имущество ЗАО «Бородинское» возросло на 58,48%. Рост был обусловлен увеличением стоимости внеоборотных активов на 41659,5 тыс. руб. (246,86%). Динамика оборотных средств была незначительной (-0,88%).

Среди оборотных активов увеличились лишь запасы (на 3753,5 тыс. руб. или на 15,74%). При этом остальные виды оборотных средств показали отрицательную динамику: дебиторская задолженность сократилась на 1088 тыс. руб. или 5,5%, краткосрочные финансовые вложения - на 2907 тыс. руб. или 32,36%, денежные средства - на 228 тыс. руб. или 24,2%. Рост стоимости запасов связан с увеличением объемов производства зерна, молока и мяса.

В 2009 г. краткосрочные финансовые вложения сократились на 2907 тыс. руб. по сравнению с 2007 г. за счет возврата краткосрочных займов.

Основные причины сокращения дебиторской задолженности это погашение задолженности покупателями.

Основными составляющими увеличения внеоборотных активов является рост стоимости основных средств на 512,34% (приобретение новой техники) и незавершенного строительства на 314,84% (реконструкция производственных помещений).

Проанализируем структуру имущества ЗАО «Бородинское».

В 2007 году в структуре имущества организации внеоборотные активы занимали 23,96%, а оборотные средства - 76,04%. Однако в 2008-2009 годах наблюдался рост удельного веса внеоборотных активов: в 2008 году их доля равнялась 36,75%, в 2009 году - уже 52,44%. При этом доля оборотных активов снижалась до 63,25% и 47,56% соответственно. Эти изменения связаны с наращиванием объемов производства на предприятии за счет покупки нового оборудования.

Среди внеоборотных активов наибольший удельный вес в имуществе предприятия имеют основные средства, причем их доля, как уже упоминалось, возросла (с 23,93% до 52,44%). Доля же нематериальных активов и доходных вложений в материальные ценности незначительна. Она колеблется от 0,001% до 0,002% по нематериальным активам и от 0,03% до 0,07% по доходным вложениям в материальные ценности. Эти значения обусловлены большой ролью основных средств в воспроизводственном процессе и отсутствием значительных объектов интеллектуальной собственности в организации.

Среди оборотных активов ЗАО «Бородинское» наибольшие доли занимают запасы и дебиторская задолженность. Причем из-за роста показателя основных средств эти доли снижались - по запасам с 33,87% до 24,73%, по дебиторской задолженности с 28,08% до 16,75%. Наименьшие доли среди оборотных активов имеют денежные средства (0,64% в 2009 году против 1,34% в 2007 году) и краткосрочные финансовые вложения (5,44% в 2008 году против 12,75% в 2007 году).

Такое преобладание запасов и дебиторской задолженности над денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями в структуре имущества организации говорит о возможных проблемах предприятия с ликвидностью.

Таблица 2.4.

Структура и динамика показателей собственного капитала ЗАО «Бородинское»

Показатель

2007

2008

2009

2009 г к 2007 г

 

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Уставный капитал

10

0,03

10

0,03

10

0,02

0

100

Добавочный капитал

11504

37,97

13309,5

36,48

26619

51,90

15115

231,39

Нераспределенная прибыль

18784,5

62

23168

63,5

24661,5

48,08

5877

131,29

Собственный капитал, всего

30298,5

100

36487,5

100

51290,5

100

20992

169,28

 

По сравнению с 2007 годом объем собственного капитала в 2009 году возрос на 20992 тыс. руб. или на 69,28%. Это было обусловлено ростом добавочного капитала (на 15115 тыс. руб. или на 131,39%) и увеличением нераспределенной прибыли (на 5877 тыс. руб. или на 31,29%). Уставный капитал в 2007-2009 годах был стабилен - 10 тыс. руб.

Соответственно и в структуре собственного капитала доля уставного капитала минимальна - 0,02-0,03%. Добавочный капитал и нераспределенная прибыль имеют примерно одинаковый удельный вес в структуре собственного капитала за 2009 год - 51,9% и 48,08% соответственно. Но в 2006 году доля нераспределенной прибыли была больше - 62%, доля добавочного капитала была 37,97%. Это вызвано тем, что за период с 2007 по 2008 годы произошло значительное пополнение добавочного капитала. Такая структура и динамика собственного капитала ЗАО «Бородинское» обусловлена прежде всего прибыльной деятельностью (за исключением 2009 года) организации.

 



2019-12-29 158 Обсуждений (0)
Анализ финансового состояния 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ финансового состояния

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)