Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Грамматический строй речи детей с задержкой психического развития.



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Грамматический строй речи детей с задержкой психического развития. 0.00 из 5.00 0 оценок




Писок использованных источников XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX КУРСОВАЯ РАБОТА

Коррекционная работа по совершенствованию грамматического строя речи учеников 7-х классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Студентка___________Ю. Г. Макович

 

V курс, 502 гр.

 

Научный руководитель___ С. Е. Перкова

 

преподаватель кафедры логопедии

 

 

Минск 2005

Оглавление

 

Введение…………………………………………...…………………………..3

 

Глава I Современное состояние изучения особенностей совершенствования грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи............................................5

 

1.1. Грамматические умения детей с задержкой психического развития.......................................................................5

1.2.Грамматический строй речи детей с общим недоразвитием речи.........................................................................7

1.3.Грамматический строй речи детей с моторной алалией.............................................................................................8

 

Глава II Особенности грамматических умений старших школьников с ТНР.............................................................................10

 

2.1. Методика и организация экспериментального изучения..........................................................................................10

2.2. Результаты изучения особенностей грамматических умений......................................................................................12

 

Глава III Методические рекомендации по коррекции грамматических нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи...........................................................................................14

 

Список использованных источников……………………….........……20

 

Примечание..........................................................................................23

 

Введение

 

Актуальность темы. В настоящее время в работах учёных достигнуты определённые успехи в определении нарушений грамматического строя речи младших школьников или старших дошкольников и разработаны методы их преодоления. Что же касается старших школьников, в литературе есть только упоминания о состоянии и коррекции грамматического строя речи старших школьников, поэтому наша работа поможет выявить динамику развития определённых, выделенных нами, грамматических умений детей с тяжёлыми нарушениями речи и указать основные направления их коррекции.

 

Цель исследования: изучить особенности совершенствования грамматических умений старших школьников школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Задачи исследования:

провести теоретический анализ методической литературы по совершенствованию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи;

провести теоретический и экспериментальный анализ особенностей грамматических умений детей с тяжелыми нарушениями речи;

определить пути и способы совершенствования грамматических умений у старших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Объект исследования – грамматические умения старших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

 

Предмет исследования – особенности совершенствования грамматических умений старших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Гипотезой исследования является: особенности развития грамматических умений у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Методологическая основа исследования. В основу подхода к исследуемой проблеме положены следующие психологические и педагогические концепции: об общих закономерностях развития ребёнка в норме и при системных нарушениях речи (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина).

 

 На теоретическом уровне применялись следующие методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы, обобщение сведений; на эмпирическом – констатирующий эксперимент, статистическая обработка данных.

 

Глава I

Современное состояние изучения особенностей совершенствования грамматического  строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

Грамматический строй речи детей с задержкой психического развития.

Овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе формирования грамматического строя речи осуществляется выделение (первоначально – на практическом, неосознанном уровне) морфем и соотнесение их с лексическим или грамматическим значением. На основании этого и возникают языковые обобщения: морфологические и синтаксические.

Формирование языковых обобщений происходит на основе достаточного уровня развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка: умения анализировать звуковую, морфологическую структуру слов, выделять общее и специфическое в различных формах одного и того же слова (дом-дома-домой), в различных словах с одним и тем же грамматическим значением (парты-столы), умение синтезировать различные морфемы в структуре слова на основе закономерностей языка.

Только овладев определёнными языковыми закономерностями, ребёнок правильно моделирует собственные речевые высказывания. Неусвоение же закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.

Исследование грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, С.В. Зорина, Р.И. Лалаева, Г.Н. Рахмакова,  Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, И.А. Симонова, А.А. Хохлова, Л.В. Яссман) выявило у большого количества старших дошкольников и школьников младших классов значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

Исследования Боряковой Н.Ю., Зориной С.В., Мальцевой Е.В., Рахмаковой Г.Н., Хохловой А.А. показали, что у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста отмечаются нарушения словоизменения как существительных, так и глаголов. Обнаруживаются трудности при усвоении предложно-падежных конструкций, категорий рода и числа существительных.

Система словоизменения глагола, как указывают авторы, сформирована лучше, что связано с большим обьёмом и сложностью парадигмы существительных. Допущенные ошибки проявляются, главным образом в недостаточно точном употреблении глаголов /дети катаются – дети едут, мальчик собирает – мальчик убирает/, в нарушении дифференциации глаголов единственного и множественного числа, в нарушении чередования в основе глагола /мальчик бежит – дети бежат; дети бегут – мальчик бегит/.

При согласовании прилагательного с существительным старшие дошкольники с задержкой психического развития пользуются формами как единственного так и множественного числа, однако часто допускают их смешение. Это обусловлено тем , что каждая из этих форм не связывается в достаточной степени с морфологическими признаками имени существительного.

Лалаева Р.И. указывает, что в связи с недоразвитием познавательной деятельности в том числе и процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, у детей с задержкой психического развития обнаруживаются и особенности процессов словообразования. Исследования словообразования (Зорина С.В, Мальцева Е.В., Слепович Е.С., Соботович Е.Ф. Хохлова А.А. и другие) показывают, что у этой категории детей процесс словообразования задерживается, затягивается во времени и имеет качественное своеобразие. Учёные выделяют следующие особенности словообразования частей речи:

♠ существительных (уменьшительно-ласкательных, названий детёнышей животных и птиц, по аналогии /дождь – дождинка, снег - .../, со значением частички целого);

♠ приставочных глаголов (замена глаголов с приставками бесприставочными глаголами диффузного значения, замена одной приставки другой, близкой по значению, употребление вместо глагола с приставкой основы глагола без приставки);

♠ относительных прилагательных.

 

Таким образом можно сделать вывод о несформированности функции словообразования у старших дошкольников с задержкой психического развития. Значительное количество неологизмов при словообразовании свидетельствует о том, что данный процесс находится у этих детей в стадии формирования. Кроме того, случайный и немотивированный характер словообразовательных неологизмов говорит о том, что у старших дошкольников с задержкой психического развития недостаточно усвоены даже продуктивные модели словообразования.

 

 



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Грамматический строй речи детей с задержкой психического развития. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Грамматический строй речи детей с задержкой психического развития.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)