Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика и организация экспериментального изучения.



2019-12-29 171 Обсуждений (0)
Методика и организация экспериментального изучения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Исследование грамматического строя речи включало изучение следующих умений: словообразование существительных, прилагательных и глаголов, употребление падежей, категории числа существительных, овладение согласованием разных частей речи, а также умения употреблять простые и сложные предлоги, конструировать предложения.

Обьектом исследования являлись учащиеся 7 "А" и "Б" классов общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи №18. Всего обследовано 20 школьников.

В исследовании использована модифицированная нами методика Фёдоровой А.Э.

Учащимся были предложены следующие задания:

 

№1 Исследование навыков словообразования.

P Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (дочь, дом, рука, рот, лист).

P Образование слов, обозначающих профессии людей (Кто лечит /охраняет, защищает, управляет, играет на инструменте/?).

P Образование глаголов при помощи приставок (у, пере, за, до, по, под, рас, раз).

№2 Исследование употребления падежей.

P Просклоняйте слово (кошка, сестра, клён, солнце).

P Спишите, дописывая окончания. Выделите окончания, укажите падеж (В большом смущени..., остановиться в смущень..., находиться на расстояни..., приехать на побережь..., впасть в отчаяни..., быть в отчаяни..., в сияни... дня, в сиянь... солнечных лучей, собираться к Наталь..., обратиться к Натали..., рассказывать о Марь..., беседовать о гени..., ветви в ине...).

№3 Употребление категорий числа имён существительных.

P Образование множественного числа существительных от единственного (площадь, дочь, сосед, хозяин, сорт, повар, платок, соловей, луг, болгарин, котёнок, волчонок, стул, крыло, дерево, собрание, ружьё, человек, ребёнок).

 

№4 Овладение согласованием частей речи

P Согласование прилагательных с существительными (Черн... кофе, двухместн... купе, светов... табло, пересолен... рагу, вкусн... салями, изучаем... мною язык, выращен... капуста, очаровательн... девочка, нов... пианино).

P Согласование существительных с числительными /прочитайте, составьте словосочетания типа два ореха, три поросёнка (Великан, компьютер, бутон, гирлянда, неудачник,родственник, чудак.)/.

P Согласование существительных с глаголами /подберите к существительным глаголы, составьте словосочетания (хозяин, компьютер, коллектив, организм, призрак, колдун, автор, учитель, самоучитель, пастух, электропастух)/.

 

№5  Употребление предлогов.

P Подпишите к картинке предлог, куда движется шарик? (предьявляются картинки, где нарисован прямоугольник и шарик, стрелкой показано движение, проверяются предлоги к, в, на, над, под, из-за, из-под, перед, возле, у, около, от, вдоль, из, по, через).

 

№6 Умение конструировать предложения.

P Составление рассказа по опорным словам (придумай приключение неизвестного путешественника, используя данные слова: плавание, крушение, стойкость, смелость, смекалка, выдержка, везение, помощь, возвращение, смех, галдёж, счастье).

 

2.2. Результаты изучения особенностей грамматических умений.

 

Установленные особенности грамматического строя речи у разных групп учащихся мы представили в таблице.

 

Особенности грамматического строя речи у учащихся старших классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи,%

 

 

Виды ошибок

Испытуемые
Дети с тяжелыми нарушениями речи
- в словообразовании 0
- в употреблении падежей существительных 50 41,7
- в употреблении числа существительных 66 48
- в согласовании различных частей речи 50 16
- в употреблении предлогов 70 90
- в конструировании предложений 50 58

 

 

Анализ полученных результатов показывает, что наибольшие трудности у всех учащихся с тяжёлыми нарушениями речи наблюдаются при употреблении предлогов. При этом учащиеся либо совсем не употребляют предлогов, либо употребляют только простые предлоги /в, на, за, с, к/, в активном запасе в основном 4-5 предлогов, редко встречаются: под, над. Сложные предлоги не употребляются.

Многие испытуемые допускают ошибки в употреблении числа существительного: либо вовсе не указывают, либо делают это неверно. При преобразовании существительных единственного числа в множественное допускают ошибки /ребёнок - ребёнки, человек - человеки/.

Конструирование предложений также заслуживает определённого внимания. Ученики конструируют, в основном, нераспространенные, несогласованные предложения, часто без знаков препинания, случаются пропуски членов предложения, союзов.

Входе обследования выявились следующие трудности в употреблении падежей существительных: наиболее часто допускаются ошибки в родительном, винительном и творительном падежах. Так учащиеся либо заменяют один падеж другим, либо вовсе затрудняются определить его. 

В согласовании различных частей речи учащиеся испытывают трудности преимущественно при согласовании числительных с существительными, меньшее количество ошибок встречается при согласовании глаголов или прилагательных с существительными.

Навыки словообразования учащихся старших классов сформированы, поэтому в ходе обследования ошибок не выявлено.

Исходя из количественных данных обследования вышеизложенных грамматических умений, можно сделать следующие выводы: у старшеклассников, по сравнению с детьми более младшего возраста наблюдается тенденция снижения количества грамматических ошибок, меняется количественный показатель в определённых видах ошибок, где-то в сторону увеличения, где-то в сторону уменьшения их количества.

 

 

Глава III



2019-12-29 171 Обсуждений (0)
Методика и организация экспериментального изучения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика и организация экспериментального изучения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)